Памятка

Популярные статьи

Разбор дорожных ситуаций

Интернет-магазин автомобильной литературы

Это может быть интересно

Главная » Вождение

Маневрирование в дорожном потоке

3 марта 201321 комментарий
Маневрирование в дорожном потоке

Любой маневр, как известно, сопровождается разгоном, торможением и выездом из занимаемой полосы. Свобода маневра обеспечивается наличием свободного пространства вокруг автомобиля — безопасной дистанцией и достаточным боковым интервалом.

Плотность потока все время изменяется, поэтому необходимо постоянно контролировать ситуацию вокруг автомобиля и строить траекторию своего движения так, чтобы не создавать помех другим участникам.

Маневрирование транспортных средств регламентируется пунктом 8 ПДД «Начало движения, маневрирование». Но основное правило выполнения любого маневра можно сформулировать так: ваши действия (начало движения, разгон, торможение, повороты, перестроение и др.) должны осуществляться таким образом, чтобы другие участники движения в результате вашего маневра могли сохранить режим своего движения неизменным. Все маневры целесообразно выполнять быстро, особенно в условиях интенсивного движения.

Перестроение в движении

Общие рекомендации при выполнении маневра.

  • Выполняйте перестроение только с конкретной целью (обгон, объезд препятствия, поворот и др.). Менять полосу движения без причины нет смысла;
  • При изменении направления движения обязательно пользуйтесь указателями поворота;
  • Если приняли решение перестроиться и убедились в безопасности маневра, выполняйте его немедленно, так как уже через секунду ситуация может измениться. Если по каким-то причинам вы задержались, то лучше отложить маневр, пока повторно не оцените ситуацию;
  • При перестроении контролируйте «мертвую зону» сбоку автомобиля поворотом головы и коротким взглядом через плечо в сторону перестроения. Одновременно нужно боковым зрением следить за впереди идущим автомобилем на случай его торможения или изменения направления его движения;
  • При перестроении в более скоростной ряд начинайте разгоняться, находясь еще в своем ряду. Для этого можно «отпустить» впереди идущий автомобиль, чтобы обеспечить себе место для разгона и заранее переключиться на низшую передачу, чтобы выполнить разгон в режиме МКМ (максимального крутящего момента). Разгон должен быть максимально интенсивным. Если при этом вы пропускаете автомобиль, за которым собираетесь перестроиться, убедитесь, что за ним никто не следует и ваш маневр будет безопасным.

 

Самая лучшая траектория смены ряда – очень плавная кривая. В статье Перестроение в потоке подробно рассмотрены правила перестроения и кто кому, при этом, должен уступать дорогу.

Перестроение в движении

 

Когда возникает необходимость повернуть, Правила требуют занять соответствующее положение на проезжей части, т.е перестроиться. Также необходимо помнить, что при любом повороте на перекрестке водитель обязан пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть, а при повороте налево – встречные транспортные средства, движущиеся прямо и направо. Но начинать перестроение нужно тем раньше, чем плотнее поток. С правым поворотом вопросов почти никогда не возникает, так как поворот направо считается самым безопасным и легко контролируемым. С левым поворотом все несколько сложнее.

Поворот налево

На что необходимо обратить внимание, прежде чем повернуть налево или развернуться?

  • Находясь в левом ряду и пропуская встречный транспорт, всегда держите передние колеса в положении «прямо». Если заранее их повернуть влево, то в случае наезда или удара в ваш автомобиль сзади, машина может выкатиться на встречную полосу, по которой в этот момент едут другие машины.
  • Выезжая с второстепенной дороги с поворотом налево на главную перед другим автомобилем, движущимся по главной дороге, обязательно оцените его скорость и расстояние до него. Обычно приближается автомобиль очень быстро. Если при этом он движется с включенным указателем поворота и собирается повернуть, то выезжайте на главную дорогу только после того, как этот автомобиль на самом деле начнет поворачивать. Бывают случаи, что «поворотник» просто забывают выключить, и он продолжает моргать всю дорогу, вводя других водителей в заблуждение.

Обгон и опережение

Правила дорожного движения трактуют обгон как опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части) встречного движения (пункт 1.2, термин «Обгон»). Тот же самый обгон, но в пределах стороны дороги одного направления (например, на дорогах с двумя и более полосами попутного направления), трактуется как опережение транспортного средства. Поэтому, есть смысл рассмотреть оба маневра.

Именно из-за выезда на встречную полосу обгон считается одним из самых опасных маневров. Поэтому время пребывания обгоняющего автомобиля на встречной полосе во время обгона должно быть минимальным. Следовательно, двигаться по встречной полосе необходимо с максимальным ускорением. Это означает:

  • движение на пониженной передаче;
  • движение в скоростном диапазоне оборотов двигателя (режим МКМ);
  • движение с нажатой педалью газа «в пол».

Производить обгон можно лишь в том случае, если вы убеждены в том, что он целесообразен, безопасен и не противоречит Правилам. Если принято решение совершить обгон, то алгоритм действий будет следующий:

  • Включаете левый указатель поворота;
  • Включаете пониженную передачу, повышаете обороты двигателя до МКМ и начинаете разгон, максимально выжав педаль газа;
  • Выезжаете на встречную полосу, продолжая ускорение. Пока движетесь по встречной полосе левый «поворотник» должен работать.
  • Обогнав транспортное средство, готовитесь вернуться на свою полосу движения, для этого включаете правый указатель поворота и перестраиваетесь, но делаете это безопасно для обгоняемого автомобиля, т.е. без «подрезания»;
  • Выключаете «поворотник», переходите на повышенную передачу и продолжаете движение. Обгон завершен.
Завершение обгона

 

В каких случаях следует воздерживаться от выполнения обгона?

  • На вершинах подъемов перед спусками. При движении на подъем обгонять можно только при достаточном расстоянии видимости. Но приближаясь к вершине подъема нужно быть готовым к появлению автомобиля на встречной полосе;
  • В поворотах, особенно в «закрытых», так как сильно ограничен обзор дороги и внезапно из-за поворота может появиться встречный автомобиль;
  • Если водитель обгоняемого автомобиля включил левый указатель поворота или начал притормаживать;
  • Вслед за другим обгоняющим автомобилем.

Несколько рекомендаций для водителя обгоняющего автомобиля.

  1. Скорость движения должна быть не менее чем на 15 км/ч больше скорости обгоняемой машины. Для примера, допустим, обгоняете вы: если  его скорость 70 км/ч, то ваша должна быть — 85 км/ч. В противном случае выполнение обгона затягивается.
  2. Интервал до обгоняемого автомобиля должен быть не менее 1,5 метра.
  3. Перед обгоном вне населенного пункта необходимо подать звуковой сигнал, как минимум за 5сек. до начала маневра.
  4. В темное время суток рекомендуется предупреждать об обгоне кратковременным переключением света фар с ближнего на дальний. Делается это так:
  • Ночь, едете, к примеру, с дальним светом фар. Догоняете впереди идущий автомобиль и начинаете готовиться к обгону. Переключаете фары на ближний свет, чтобы не слепить в зеркалах обгоняемого.
  • Включаете левый поворот, предупреждаете, моргая кратковременным переключением фар, и начинаете обгон. Дальше все действия по алгоритму. Как только опередите обгоняемого, можете включать дальний свет. Обгоняемый автомобиль в этот момент обязан переключиться с дальнего на ближний, чтобы не слепить обгоняющего.

Это простые правила этикета на ночной дороге, к сожалению, не все их соблюдают. Более подробно о правилах ночной езды можно прочесть в статье Движение в темное время суток и в памятке Правила ночной езды.

Теперь рекомендации для водителей обгоняемого автомобиля.

  1. Если дорога для обгона свободна, то примите как можно правее;
  2. Можно включить сигнал правого поворота, а в темное время суток поморгать дальним светом, чтобы дать понять обгоняющему, что его намерения поняты;
  3. В случае обнаружения помехи для обгоняющего, надо его предупредить: можно включить левый указатель поворота, подать звуковой сигнал или кратковременно включить стоп-сигнал, в крайнем случае переместиться влево, препятствуя выполнению обгона.

При встречном разъезде, заметив, что начался обгон (по встречной полосе), необходимо принять все меры предосторожности и ни в коем случае не препятствовать завершению обгона. При малейшем признаке аварийной ситуации нужно переместить автомобиль вправо и снизить (или, если нужно, увеличить) скорость.

Обгон

 

Опережения или обгоны (по устаревшему определению) на многополосной дороге гораздо менее опасны, чем обгон по встречной полосе, потому что на многорядной дороге нет необходимости сокращать время обгона. Ведь все машины едут в одну сторону. Достаточно со всеми мерами предосторожности выполнить перестроение на соседнюю полосу и произвести опережение впереди идущего автомобиля. Если этот маневр выполняется в городской черте, то после опережения можно продолжить движение по этой же полосе, а можно вернуться на ранее занимаемую полосу. Но если опережение выполняется на многополосной трассе вне населенного пункта, то по окончании маневра вы обязаны занять правую полосу. Перед перестроением обязательно включайте соответствующие указатели поворотов.

Обгон и опережение

 

И еще одно наставление. Выполняя обгон или опережение в городе или на трассе, помните: дорожные знаки и указатели располагаются с правой стороны дороги и не всегда дублируются над дорожным полотном. Поэтому существует вероятность, что опережая какой-нибудь крупный транспорт, вы за его габаритами можете не заметить дорожный знак, важный указатель или предупреждение. Будьте внимательны.

Навигация по серии статей<< Движение в потокеВыполнение разворота. Часть 1 >>

21 комментарий »

  • Nadezda Krimhizna пишет:

    Познавательно! Жду новых постов с нетерпением!

  • Виктор пишет:

    Согласен!

  • валерий пишет:

    Подскажите пожалуйста такой случай. Дорога с двумя полосами попутного направления в населённом пункте. Я двигаюсь в пробке по левой полосе, и зная, что сейчас будет сужение дороги показывая правый поворот и увидев, что есть свободное место между машинами идущих в правом ряду, хочу перестроиться в правый ряд. Но машина которую я опередил увидев, что я пытаюсь перестроится в правый ряд начинает набирать скорость и сигналить мне не давая мне возможности завершить маневр. Всё это происходит на низких скоростях Вопрос: кто в этой ситуации нарушает ПДД.

  • Сергей Д. пишет:

    Валерий, в данном случае вы перестраиваетесь на другую полосу, а автомобиль, который вам сигналит, движется без перестроения по своей полосе. Согласно пункту 8.4 ПДД преимущество в движении за ним и вы должны уступить дорогу. В ситуации сплошной пробки в вашем случае вам нужно включить указатель правого поворота, вплотную приблизиться к правому ряду и следить за обстановкой. Кто-нибудь обязательно пропустит. Удачи!

  • Сергей пишет:

    Здравствуйте! Подскажите, попала моя жена в ДТП. Суть. Двигалась в населенном пункте по дороге, по условно разделенной, в левой полосе с опережением идущего справа автомобиля, без изменения направления движения. Впереди сужение дороги и идущий справа автомобиль начал движение влево. В результате повреждение правого крыла на моем авто, а на его потерты левые двери. ГАИ обвиняет мою жену в том, что не уступила при наличии помехи справа. Но мы же не меняли направления движения. Кто тут виноват? Спасибо.

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Сергей.

    Пункт 8.4 ПДД говорит однозначно: «При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа».

    Смотрим термин «Перестроение» — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

    Смотрим термин «Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

    Даже если полоса движения, согласно своему определению, была в условных границах, потому что разметка отсутствовала, это ничего не меняет – преимущество было у вашего авто, поскольку вы не перестраивались.

    Инспектор мог посмотреть на эту ситуацию по-другому. Возможно, он как-то определил, что перестроение было обоюдным — в этом случае уже можно рассуждать о виновности вашего автомобиля.

    Не совсем понятно, что означает «условно разделенная» дорога. Т.е. разметка ранее была, а со временем стерлась и ее не видно? Или разметки никогда не было, т.е. наличие полос всегда определялось визуально? Сужение дороги также было «условным» или как-то было обставлено знаками?

    Инспектору, конечно, на месте виднее, у них и дислокация дорожных знаков есть, но наличие или хотя бы частичное присутствие дорожных атрибутов помогут точнее определить юридического виновника ДТП.

    На будущее. Правила не могут предусмотреть все ситуации на дороге. К тому же, инспектор определяет лишь юридического виновника (невиновника) ДТП. Поэтому существует еще одно определение приоритета в дорожных ситуациях: Преимущество в движении определяется не формальным приоритетом (знаки, разметка, светофор, помеха справа), а гарантией отсутствия ДТП. Другими словами, если вашим приоритетом пренебрегают – дайте тому дорогу.

    В вашем случае, увидев, что попутный автомобиль начал смещаться на вашу полосу, нужно было реагировать — уходить влево, тормозить, влоть до остановки. И тогда, скорее всего, ДТП удалось бы избежать.

  • Елена пишет:

    Обгон на регулируемом перекрестке запрещен, а опережение?

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Елена.

    Обгон, по определению, связан с выездом на встречную полосу. Опережение — это движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства, в пределах проезжей части одного направления.

    Правила не запрещают опережать попутные машины в границах регулируемого перекрестка, если количество полос движения на дороге позволяют ехать параллельно через перекресток, и если опережение не связано с выездом на встречную полосу.

    Разумеется, опережение другого ТС должно выполняться без нарушения скоростного режима и, не нарушая знаки направления движения по полосам.

  • Лилия пишет:

    У меня такой вопрос. 2 полосы для движения в обе стороны, дальше островок и полоса для поворота налево со стрелкой налево. Естественно, с левой стороны прерывистая для выезда автотранспорта с второстепенной дороги тоже налево. Я выезжаю для поворота налево с главной на второстепенную, но потом передумываю, и хочу ехать прямо дальше. В полосе для выезда нет никакой разметки ни сплошной  ни сплошной с прерывистой. Нарушила ли я правила движения и какие. Мне объяснили, если нанесена стрелка для поворота налево то перестроиться в право я не имею права. Чем и нарушила пдд. Объясните по каким пунктам пдд я нарушила?

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Лилия.

    Вам объяснили правильно. Стрелка, нанесенная на асфальте, есть дорожная разметка 1.18. Вы нарушили требование этой разметки, которая указывает разрешенные на перекрестке направления движения по полосам. Эта разметка может применяться самостоятельно или в сочетании со знаками 5.15.1 и 5.15.2, что, в общем-то, одно и то же.

    Такой поступок (передумали поворачивать и поехали прямо) в вашей ситуации опасен столкновением с попутной машиной, которая едет справа от вас в прямом направлении, потому что ее водитель на 90% будет уверен, что вы повернете налево – ведь, полоса для поворота налево отдельная! Ситуация может сложиться любым образом.

    Подобные маневры – не редкость, бывает, свернул не туда, куда нужно, заехал не на ту полосу и пр. Это нарушение. Но если все-таки решили ехать прямо с той полосы (которая для поворота налево), все внимание на дорогу справа-сзади вашей машины. Если по ней едут машины, уступаете им дорогу (пропускаете вперед), затем перестраиваетесь, и продолжаете движение.

    Перестраивайтесь обязательно до выезда с перекрестка! Разметку могут на дороге нарисовать так, что выезжая в прямом направлении с полосы для поворота налево, можно легко оказаться на встречной полосе. И если за нарушение разметки 1.18 выпишут штраф, то за встречную полосу последует лишение прав.

  • Татьяна пишет:

    Добрый день. Прошу разъяснения ситуации — кто виноват. Ситуация: Правый ряд, двигаюсь впереди, следом, метров 50, другая машина, нужно повернуть ко двору вправо. Т.к въезд во двор проходит с главной дороги, перестраиваюсь на 2,5м влево, при этом включаю поворот, подаю сигнал следующему за мной Шевролету, что буду поворачивать направо. Моя скорость была примерно 10км/ч.

    Установив,что Шевролет находится на безопасном расстоянии, начинаю поворот направо, Шевролет (или Я ?) врезаемся. У меня повреждение правого крыла, у Шевролета — две левые двери. Кто из нас прав или оба виноваты?. Спасибо.

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Татьяна.

    Согласно пункту 8.5 ПДД поворот направо должен выполняться с крайнего правого положения на проезжей части. Главная дорога здесь не причем. Но заезд во двор может быть довольно узким, и для того, чтобы не заехать задними колесами, например, на бордюр справа, целесообразно не прижиматься сильно вправо, можно чуть отступить влево, примерно до 1 метра, но в пределах своей (правой) полосы.

    Ваш так называемый «заход» влево на 2,5 метра перед тем, как повернуть направо, ввел в заблуждение едущего позади водителя. Два с половиной метра – это целая ширина полосы!, на таком пространстве спокойно помещается легковой автомобиль (еще свободно поместятся и мотоциклист, и велосипедист).

    Ваш оппонент, увидев, что вы смещаетесь влево, продолжил движение по уже свободной, как он предположил, правой полосе. Указатель вашего правого поворота он мог не заметить (это его не оправдывает), либо заметил его слишком поздно (ему оставалось ехать до вас примерно 3 секунды).

    Фактически, вы повернули направо с левого ряда. Ваша юридическая вина в этом ДТП есть. Вина вашего оппонента тоже имеет место, поскольку, согласно пункту 10.1 ПДД, скорость должна обеспечивать контроль за дорогой, по-другому, скорость должна быть безопасной, и при возникновении опасности, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять меры к снижению скорости, вплоть до остановки.

    Если смотреть на ситуацию объективно, то виноваты оба. Ну а какое заключение вынесут по итогам расследования, я затрудняюсь сказать.

  • Татьяна пишет:

    Огромное спасибо! На основании Вашего комментария ситуации, можно говорить об субъективном подходе инспекторов ГАИ к происходящим ситуациям на дороге, простыми словами — поверхностное обследование и несостоятельность реального определения виновника ДТП (то бишь, признания за двумя участниками дорожного движения вины в процентном отношении), для них так проще составлять протоколы об административных правонарушениях.

  • Владимир пишет:

    Если Вас подрезали, выезжая слева на на вашу главную, а вы, уходя от дтп, приняли правее и совершили другое дтп. Кто виновен? Кто будет наказан?

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Владимир.

    Однозначно ответить на ваш вопрос нельзя, т.е. вердикт будет зависеть от обстоятельств. Если инспектор не определится с виновником ДТП на месте аварии, то виновника определит суд.

    В пдд нет слова «подрезал». Есть выражения «не уступил дорогу». Выезжая на главную дорогу, есть требование уступить. В вашей ситуации однозначно виновен не уступивший дорогу водитель. И это его нарушение (не уступил) создало аварийную ситуацию — вызвало цепочку событий, которые привели к ДТП. Дальнейшие обстоятельства необходимо рассматривать непосредственно на месте происшествия.

  • Николай пишет:

    Если при завершении обгона немного «зацепить» сплошную левыми колесами, то будет ли это являться нарушением — т.н. выезд на «встречку»?

  • Николай пишет:

    И еще один вопрос: на трассе перед перекрестком прерывистая становится сплошной, примерно 20м, потом 10м прерывистой, затем на 20м снова сплошной и потом прерывистой. Можно ли совершать обгон на таком перекрестке в данной ситуации и не будет ли это выездом на встречную полосу?

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Николай.

    Это будет считаться нарушением, но по какой статье, это еще вопрос: – либо «встречка», либо нарушение сплошной линии. Какую статью выберет инспектор (или, позднее, суд) зависит от обстоятельств, побудивших, так сказать, пойти на данное нарушение.

    Если серьезных причин выявлено не будет, например, вроде того, что обгоняемый препятствовал завершению обгона, предположим, отказался снизить скорость, то могут и «встречку» назначить.

  • Сергей Д. пишет:

    На таком перекрестке обгон запрещен. На нерегулируемых перекрестках целесообразно от обгона отказаться вообще. Особенно в случаях, когда второстепенная дорога пересекает главную, или примыкает слева по движению. Одна из основных причин – высокая аварийность, когда один обгоняет, а второй поворачивает налево.

    Дело даже не в том, кто прав, а кто виноват в таких случаях, а в том, что участники не видят или не понимают маневры друг друга. Либо, если они видят друг друга, то не успевают реагировать.

  • Антон пишет:

    Такой вопрос: двигаясь по правой стороне, за мной двигается транспортное средство, я включил поворотник для перестроения, в это время ТС, движущееся за мной, начало опережение. Прав он?

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Антон.

    Правильнее будет сказать, что преимущество в движении у него, т.е. у того автомобиля, водитель которого идет на опережение в пределах своей полосы, поскольку он не выезжает из нее, а вы намереваетесь перестроиться на его полосу. В вашей ситуации уступает дорогу тот, кто перестраивается, т.е. ваш автомобиль (п.8.4 ПДД).

Задайте свой вопрос или оставьте ваш комментарий!

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи.

Ваш комментарий появится не сразу. Сначала он пройдет проверку.

Комментарии не по теме,без имени или оставленные только ради ссылки на собственный ресурс удаляются.