Серия статей Основы вождения
- Смотрим на дорогу правильно
- Начало движения на автомобиле
- Движение в потоке
- Маневрирование в дорожном потоке
- Выполнение разворота. Часть 1
- Выполнение разворота. Часть 2
- Когда видимости на дороге почти нет
- Движение в темное время суток
- Проезд пешеходных переходов на перекрестках
- Пешеходные переходы вне перекрестков
- Движение во дворах и жилых зонах
Здравствуйте, уважаемый читатель. Продолжаем серию Основы вождения.
В этой статье рассмотрим важную тему: движение во дворах и жилых зонах. То есть, взаимодействие участников дорожного движения на этих территориях.
Полезно читать не только тем, кто участвует в движении на колесах, но и тем участникам, кто передвигается пешком.
Поехали.
Движение по дворовым территориям и жилым зонам вызывает в среде автомобилистов немало вопросов.
Например, как разъезжаться между собой, кто пользуется преимуществом в проезде пересечений, с какой максимальной скоростью разрешается движение в жилых зонах и прочие вопросы.
В том числе, как не попасть в ДТП в процессе разъезда в узких дворовых проездах.
Причем, среди них есть вопросы, которые волнуют пешеходов не меньше, чем водителей. Например, в разделе 17 ПДД «Движение в жилых зонах» есть строки:
«В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств».
И возникает вопрос: что считать необоснованными помехами? Но об этом чуть позднее.
Итак, начнем:
1. Что такое дворовая территория
2. Скорость движения в жилой зоне
3. Приоритет пешехода в жилой зоне
4. Автомобиль — велосипед: приоритет во дворе
5. Проезд пересечений во дворах
6. Встречный разъезд во дворе
7. Остановка и стоянка во дворе
8. Выезд из двора (жилой зоны)
Что такое дворовая территория
Начнем с того, что официального определения термину «двор» или «дворовая территория» в ПДД нет.
Более-менее внятное значение этих терминов можно найти в документах муниципальных образований. Но их множество, все они отличаются и имеют свои особенности.
Тем не менее, нетрудно сформировать, так сказать, общее определение, которое будет соответствовать представлению об этом «предмете».
Дворовая территория — это пространство, ограниченное зданиями по периметру, внутри которого размещаются детские площадки, места для отдыха, зеленые насаждения, местные проезды к домам, школам, детским садам и прочим учреждениям.
Далее, обратимся к еще одному определению, данному в разделе 1.2 ПДД:
«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.
Таким образом, становится понятно, что дворы (дворовые территории) и жилые массивы относятся к прилегающей территории, и на этой территории действуют Правила дорожного движения.
Отличие жилой зоны от дворовой территории минимально. Жилая зона – это тот же жилой массив, та же самая дворовая (прилегающая) территория, въезды и выезды которой обозначены знаками 5.21 «Жилая зона» и 5.22 «Конец жилой зоны».
Жилая зона может иметь свою сеть улиц местного значения.
Правила движения в жилой зоне установлены разделом 17 ПДД. Требования этого раздела распространяются также и на дворовые территории.
Но изучив этот очень небольшой раздел, многие спорные вопросы, возникающие в конфликтных ситуациях, остаются открытыми. Попробуем разобраться.
Скорость движения в жилой зоне
На вопрос, с какой максимальной скоростью разрешается движение в жилых зонах и во дворах ответ дает пункт 10.2 ПДД:
«В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч».
Скорость в жилой зоне ограничена 20 км/час. С учетом ненаказуемого превышения скорости до 20 км/ч. фактическая скорость движения в жилой зоне не покажется слишком маленькой.
Перемещаясь во дворах, нужно помнить, что пешеходы в этих условиях движения (в жилых зонах и на дворовых территориях) имеют приоритет.
Приоритет пешехода в жилой зоне
В соответствии с пунктом 17.1, в жилой зоне пешеходы имеют преимущество перед транспортными средствами. Но при этом пешеходы не должны создавать необоснованные помехи для движения ТС.
В чем заключается приоритет пешеходов во дворах и жилых зонах. Дело в том, что в указанных территориях пешеходам разрешается движение и по тротуарам, и по проезжей части.
Естественно, выходить на проезжую часть пешеходы должны только после того, как убедятся в безопасности, но если произойдет наезд, то вина будет полностью лежать на водителе.
Что такое «необоснованные помехи» для движения ТС? Понятно, что водитель не имеет права наехать на человека, когда тот упорно не хочет уйти с дороги в сторону.
Пешеход идет по проезжей части двора с убеждением, что имеет на это право, не желая освободить проезд. Ни объехать его, ни проехать мимо.
Подобные беспричинные действия со стороны пешехода и являются необоснованными помехами.
Автомобиль — велосипед: приоритет во дворе
Как уже рассмотрено выше во дворе или жилой зоне раздел 17 ПДД отдает преимущество пешеходам. На самом деле это преимущество формальное, но юридически — оно на стороне пешехода.
В соответствии с пунктом 1.2 ПДД, велосипед — это транспортное средство, т.е. велосипедист — не пешеход. Пешеходом велосипедист станет только тогда, когда он «спешится», и будет не ехать, а катить велосипед, т.е. идти рядом с ним.
А поскольку велосипед — это транспортное средство, то во дворе и жилой зоне движение велосипедистов подчиняется общим Правилам, и перед автомобилем во дворе велосипедист НЕ имеет того приоритета, какой есть у пешеходов.
Подробнее — в статье Автомобиль — велосипед: у кого приоритет во дворе.
Правила движения для велосипедистов изложены в разделе 24 ПДД: Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов.
Проезд пересечений во дворах
Вне двора порядок проезда на пересекаемых дорогах определяется наличием знаков приоритета перед пересечением. Поскольку дворы и жилые зоны относятся к прилегающим территориям, то знаки приоритета на них не устанавливают.
Все пересекаемые дороги (проезды) в пределах прилегающей территории считаются равнозначными, и на подобных дворовых «перекрестках» действует правило «помеха справа».
Преимущество в движении у транспортного средства, которое приближается справа.
В жилых зонах с их разветвленной сетью местных дорог встречаются дороги с довольно широкой проезжей частью. Когда знаки приоритета отсутствуют, ширина широкой дороги НЕ делает ее главной по отношению к узкой пересекаемой или примыкающей дороге.
Реальность такова, что многие автомобилисты по разным причинам игнорируют это правило, ошибочно считая, что ширина дороги имеет значение.
Безопасность проезда подобных участков определяется не формальным приоритетом, а гарантией отсутствия ДТП. Кто может это гарантировать? – только вы сами.
Имея преимущество в движении, и при этом, уступая дорогу, вы НЕ нарушаете ПДД.
Встречный разъезд во дворе
Поскольку во дворах и жилых зонах действуют настоящие Правила, встречный разъезд должен осуществляться в соответствии с пунктом 11.7. В общих случаях уступить дорогу должен автомобиль, на чьей стороне имеется препятствие.
В роли «препятствия» во дворе может оказаться что угодно, затрудняющее проезд по своей стороне дороги, в том числе припаркованный у ее края чей-то автомобиль.
Но и в этом случае, также как и на дворовых пересечениях дорог, действуют негласные правила водительской солидарности и рациональный подход к разрешению спорной ситуации.
Остановка и стоянка во дворе
Остановка и стоянка во дворах или жилых зонах обычно не вызывает вопросов у автомобилистов, за исключением случаев, когда места под стоянку не хватает (машин много, а мест мало).
Но сейчас речь не о частных спорах между собой о претензиях на машино-места.
Речь идет о том, как расположить свой автомобиль во дворе, чтобы остановка или стоянка не противоречили требованиям разделов 12 «Остановка и стоянка» и 17 «Движение в жилых зонах» ПДД.
ПДД разрешают поставить автомобиль у края проезжей части, при этом, чтобы он не загораживал проезд (въезд/выезд) других ТС, и не мешал проходу пешеходов.
Во дворах и жилых зонах запрещается стоянка с работающим двигателем, а также запрещается стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5т вне специально выделенных и обозначенных знаками или разметкой мест.
Стоянка для таких ТС обозначается знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)».
Более подробно тема остановки и стоянки во дворе (или в жилой зоне) рассмотрена в статье Стоянка во дворах.
Выезд из двора (жилой зоны)
Если вы выезжаете из двора или с территории жилой зоны на дорогу (конец жилой зоны обозначается знаком 5.22), то Правила обязывают вас уступить дорогу всем ТС, которые движутся по этой дороге, а также пешеходам, пересекающим ваш путь (пункт 8.3 ПДД).
Порой, в ожидании возможности повернуть на дорогу, можно простоять долго.
Но мир, как говорится, не без добрых людей. Нередко коллеги по дороге проявляют соучастие, и уступают дорогу (пропускают на выезд), таким образом, облегчая выезд на дорогу нуждающемуся.
В таких случаях, выезжать из двора на дорогу нужно очень осторожно, постоянно «сканируя» обстановку на дороге и слева, и справа.
Есть смысл ознакомиться с дорожными случаями в статьях Выезд на главную дорогу. Поворот налево и Если бы сначала посмотрел направо.
На этом вопрос «как не попасть в ДТП» в процессе движения во дворах и жилых зонах можно считать раскрытым.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.
В продолжение темы «движение во дворах и жилых зонах» и прочих условий по безопасности движения предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:
Управление автомобилем. Часть 8. Движение задним ходом;
Выезд с прилегающей территории на перекресток;
О слепой (мертвой) зоне автомобиля;
Выезд с прилегающей территории;
Задний ход на парковке;
Как избежать ДТП.
Будьте внимательны за рулем.
19.01.2019 03:55
Добрый день, прошу проконсультировать. При въезде во двор и движении автомобиля (для последующей парковки) по узкой дороге, расположенной вдоль жилого дома в жилой зоне, автомобиль натыкается на стоящий автомобиль со включенным двигателем.
Кто должен уступить? Автомобиль, въезжающий для дальнейшей парковки, или автомобиль, стоящий на дороге, и имеющий возможность сдать назад на два корпуса, и пропустить на парковку?
19.01.2019 13:01
Здравствуйте Ольга.
Обстоятельства, подобные вашим, выходят за рамки ПДД. В этой ситуации никто никому и ничего не должен.
В общих случаях встречного разъезда (пункт 11.7), уступить должен автомобиль, на чьей стороне имеется препятствие.
Но на узкой дороге при равных правах единственный рациональный метод – договориться между собой. Каким образом это сделать – уже другой вопрос.
Наиболее действенный способ – диалог «на равных». Как вариант – выйти и объяснить свое пожелание.
Много раз замечал, когда водителям понятны намерения друг друга, и никто из них не выпендривается, то разногласий, обычно, не возникает, и они очень быстро находят какое-то решение.
22.02.2019 09:50
Добрый день! Помогите разобраться в ситуации.
При движении автомобиля во дворе со скоростью около 10 км в час пешеходом был создан опасный момент.
Женщина, выгуливающая собаку на поводке, резко сменила траекторию движения, и начала метаться по полосе, даже после подачи звукового сигнала приближающийся автомобиль она проигнорировала.
Пришлось прибегнуть к экстренному торможению в непосредственной близости от неё. Видеорегистратор все это заснял.
Если бы наезд произошёл, можно ли было бы доказать невиновность?
22.02.2019 16:23
Здравствуйте Маргарита.
В соответствии с пунктом 17.4 правила движения в жилых зонах распространяются и на дворовые территории.
В жилой зоне пешеходам разрешается движение как по тротуарам, так и по проезжей части, и у них преимущество перед транспортом.
Чтобы доказать невиновность, потребуется свидетельство того, что пешеход создал необоснованную помеху движению автомобиля, и это повлекло наезд.
Запись регистратора, безусловно, поможет в разбирательстве, но на чью сторону станут правозащитники? – нельзя сказать утвердительно. Каждый человек «видит» ситуацию по-своему.
Будьте внимательны. Остановка, пусть даже экстренная – верное решение.
28.03.2019 11:54
Добрый день! Подскажите, сосед ставит свою машину прямо перед дверью подъезда и выйти с детской коляской просто невозможно.
Я знаю, что согласно СП «Градостроительство...» минимальное расстояние от окон жилого дома до парковки 10м (машина стоит в 2х метрах от окон).
Пробовали вызывать ГИБДД, но те говорят, что это прилегающая территория, а на прилегающей территории стоянка машин допускается в любом месте, если не создает помех для движения других машин.
Помехи данная машина для других машин не создает, но препятствует путям движения пешеходов с колясками. Можно ли как-то наказать данного водителя?
28.03.2019 14:06
Здравствуйте Олег.
Сначала есть смысл попробовать договориться, чтобы сосед соблюдал интересы не только свои, но и других жильцов подъезда.
Дело касается нарушения санитарных норм, а эти вопросы рассматривают пожарная инспекция, инженерная служба района, санитарная инспекция, экологическая служба.
ГИБДД станет разбираться только в случае нарушения водителем ПДД.
Можете обратиться в управляющую компанию, там подскажут, как сделать.
28.03.2019 14:26
Доброго Дня. Возле дома из парадной в 10 метрах проходит дорога она же тротуар по которой осуществляют движение и авто и пешеходы.
Ведя двух детей в садик, мне увеличением оборотов двигателя а потом просигналила машина с сзади, дабы я её пропустил.
Но безопасное место было для меня и детей через 10-15 метров между припаркованными машинами и парадной, что я сделал.
И попросил объяснить водителя для каких целей он подает сигнал, ведь он нарушает пункт 17, и препятствует моему движению.
После длительного общения как юридического аспекта, так и человеческого, мы разошлись полюбовно. Но осадок остался.
С человеческой можно было прижать с детьми куда нибудь раньше, родитель выбирает безопасность, и по возможности уступает транспорту. Разве не так?
А с юридической в соответствии с пунктом 17.1, в жилой зоне пешеходы имеют преимущество перед транспортными средствами.
28.03.2019 15:32
Здравствуйте Александр.
К сожалению, взаимное уважение в обществе «хромает». Этому есть рациональное объяснение, но сейчас не об этом.
Автомобилем управляют разные люди. Вот, вы пообщались, и друг друга поняли. В другом случае более безопасным может стать вариант быстро прижаться с детьми там, где придется, чтобы избежать последствий чужого неадекватного поступка.
С юридической стороны пешеход во дворе имеет преимущество перед водителем, но здравый смысл подсказывает, что иногда выгоднее пропустить автомобиль вперед, тем более, если рядом с вами дети.
Использовать свой приоритет целесообразно в том случае, когда есть уверенность что вам уступают дорогу. В противном случае, в последствии, можно будет долго выяснять, кто был прав.
06.07.2019 21:52
Здравствуйте. Объясните такую ситуацию, кто прав. Внутри жилой зоны есть прилегающая территория (детский двор, стоянка для выгрузки товаров в магазин).
При выезде с данной прилегающей территории на проезжую дорогу жилой зоны действует правило помехи справа или выезд с прилегающей зоны?
06.07.2019 23:33
Здравствуйте Дарья.
На всей территории жилой зоны (или двора) действует так называемое правило «помеха справа»: юридическое преимущество в движении у любого транспортного средства, которое приближается справа (пункт 8.9 ПДД).
Это правило часто не выполняется. Либо оно просто игнорируется, либо из-за конструктивной особенности участка оно не выполнимо в принципе.
По этой причине, чтобы избежать ДТП, свое законное преимущество в процессе движения по жилой зоне целесообразно использовать только тогда, когда есть уверенность, что вам уступают дорогу.
Ну и общее правило: приоритет у того, кто уже движется, по отношению к другому, кто только начинает движение (пункт 8.1 ПДД).
См. статью Помеха справа в ПДД.
01.11.2019 09:47
Добрый день! Моя машина была припаркована во дворе моего дома на специально отведенной площадке для парковки машин (знаками парковка не обозначена, разметки нет).
Машину эвакуировали, в протоколе написали, что машина припаркована далее первого ряда от края проезжей части ( 12.19 коАП, ч.3.2).
Я представила справку из управляющей компании о том, что место где находился мой автомобиль является местом, разрешенным для парковки, я представила экспликационный план придомовой территории.
Сотрудники ГИБДД продолжают утверждать, что это место является проезжей частью.
К сожалению, в ПДД нигде не могу найти информацию о правилах парковки во дворе, о наличии во дворе проезжей части.
Много прочитала различных комментариев по данной ситуации, есть общее мнение, что если машина не стоит на тротуаре, газоне, не загораживает проезд спец.техники и т.д., то она припаркована правильно.
Как доказать свою правоту?
01.11.2019 23:20
Здравствуйте Мария. Именуемые вами правила парковки во дворе, есть не что иное, как правила стоянки.
Данные правила отражены в разделе 12 ПДД, и относятся к любым дорогам, в т.ч. и к дворовым территориям, которые, в свою очередь, имеют проезжую часть, тротуары, газоны и обочины.
Пункт 12.1 определяет, что остановка и стоянка ТС разрешаются на правой стороне дороги (во дворе — и на левой стороне) на обочине, а при ее отсутствии — на проезжей части у ее края ... .
Пространство дороги между бордюрами (газонами, тротуарами и пр.), по которому едет автомобиль, это есть проезжая часть.
Ключевая фраза для стоянки — у края проезжей части. При этом, автомобиль не должен загораживать проезд, в т.ч. для спец.техники и прочих тс.
По всей видимости, сотрудники решили, что ваш автомобиль был поставлен на стоянку НЕ у края проезжей части. Вам нужно это опровергнуть, т.е. доказать обратное.
См. статью Стоянка во дворах.
29.11.2019 22:22
Здравствуйте. Действует ли на прилегающих территориях запрет стоянки ближе 5 метров от края пересекаемой проезжей части?
Предусмотрена ли за это нарушение эвакуация авто?
29.11.2019 23:13
Здравствуйте tex.
Прилегающая территория не является проезжей частью дороги, поэтому рассматривать запрет на остановку и стоянку ближе 5 метров от края в отношении прил.территории было бы неправильно.
Прил.территория это не просто периметр, прилегающий к дороге (см. термин, пункт 1.2 ПДД), она может представлять собой довольно сложный придорожный объект. Территория может иметь свою инфраструктуру.
Непосредственно на прил.территорию это правило не распространяется, но есть смысл рассматривать каждый случай в отдельности. Всегда нужно смотреть на местоположение территории, подъезды — выезды.
Если оставленным автомобилем будет создана помеха для движения других ТС, то может последовать два вида наказания: либо штраф 2 тыс.р. (ст 12.19 ч.4), либо эвакуация.
29.11.2019 23:22
Во дворах действует запрет стоянки ближе 5 метров от края пересекаемой проезжей части?
29.11.2019 23:43
Действует. И если автомобиль помешает на въезде-выезде, то будет применено взыскание (последний абзац предыдущего ответа).
02.12.2019 12:58
Приветствую. Прочитала все вопросы и ответы что были выше. И такой вопрос.
Гуляя во дворе с ребенком в коляске, как быть, когда на встречу едет автомобиль?
У моего дома есть подъезды и карманы, куда можно свернуть чтобы пропустить авто, а соседний дом стоит обратной стороной.
То есть, просто идет узкая дорога без всяких карманов, а дом шесть подъездов в длину, и ведь водители видят, что я нахожусь на дороге, и продолжают движение.
Несколько раз доходило до словесных перепалок. Пешеход, вроде, имеет преимущество в жилой зоне, а при отсутствии тротуара можно, ведь, и по дороге ходить.
Как быть в подобной ситуации? Ведь автомобиль движется во дворе быстрее чем пешеход, и угадать такую ситуацию невозможно.
Можно, допустим, пропустить уже едущий в том месте автомобиль, но если ты на половине пути, то что делать, не все ждут пока я с коляской пройду!
02.12.2019 15:32
Здравствуйте Татьяна.
Что поделать, вежливость иногда «хромает». От другого человека, обычно, ждешь понимания, а он этого не делает. Ему не до того, у него свои задачи.
Такое бывает. Но кроме вас ситуацию с невежливым водителем никто не «разрулит». Это вопрос личной коммуникации.
Понятно, что еще это проблема стесненных улиц. Она общая. Вы, ведь, не сможете в одночасье расширить дорогу, чтоб стало удобнее передвигаться.
Остается пользоваться тем, что есть, только необходимо повысить внимание.
Обратитесь в свою управляющую компанию, может есть возможность как-то расширить проезд. Соберитесь с жильцами, подумайте.
03.03.2020 05:20
Добрый день. Наше предприятие находится в конце жилой зоны, чтобы проехать на территорию предприятия мы используем сквозной проезд через жилую зону в том числе грузовые авто свыше 3,5т. в зоне действия дорожного знака 5.21.
Не нарушаем ли правила пункта 17.2 ПДД, проезжая на территорию предприятия?
03.03.2020 12:48
Здравствуйте Дамба.
Если предприятие расположено в пределах жилой зоны, то вы ничего не нарушаете. Других вариантов, все равно, у вас нет.
Большинство жилых зон имеет несколько въездов-выездов. Движение грузовых ТС, в т.ч. свыше 3,5т по жилой зоне не запрещено, например, для обслуживания предприятий (объектов) в жилой зоне.
Запрещается проезд через жилую зону (через дворы) к предприятию, расположенному за пределами жилой зоны (так сказать, сократить путь).
Это действие и называется «сквозной проезд», хотя, точного определения этому нет.
09.05.2020 16:03
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, какие документы нужно подготовить жильцам дома и как правильно юридически оформить и организовать одностороннее движение во дворе и установить искусственную неровность?
09.05.2020 18:27
Здравствуйте Евгений.
Организация дорожного движения находится в компетенции «хозяина» дороги — администрации населенного пункта. Там же можно узнать процедуру рассмотрения вопроса от подачи заявления до его выполнения.
От вас потребуется коллективное заявление в администрацию района проживания с аргументированным обоснованием предлагаемых вами решений.
Необходимо доказать целесообразность организации одностороннего движения и установки исск. неровности. Например, есть затруднения при встречном разъезде (предложить свою схему одностороннего движения).
Указать на аварийность участка в связи с несоблюдением скорости движения машин и пр. Приложить фотографии участка дороги и предложить место для установки исск. неровности.
Администрация делает заявку в ГИБДД, их специалисты изучают вопрос и делают заключение (да/нет, если «да», то каким образом). После чего подрядные организации приступают к переделкам.
По исск. неровностям: есть смысл ознакомиться с пунктом 6 (Правила применения искусственных неровностей) ГОСТ Р 52605-2006. Тех. средства организации дорожного движения. Искусственные неровности.
Вот, примерно так. Обратитесь в администрацию, их юристы вам все подскажут.
05.06.2020 16:01
Приветствую. Я выгрузил материал на дороге у подъезда во дворе жилого дома. Выгрузил так , что бы не мешать одной машине проехать мимо.
Приехали сотрудники и оштрафовали по 12.33 коап. Аргумент был — создание помех на проезжий части. Правы ли тут сотрудники? Спасибо.
05.06.2020 23:24
Здравствуйте Алексей.
Ст. 12.33 КоАП «... умышленное создание помех в дорожном движении ...» Под эту формулировку можно подвести большой перечень деяний. Формально они правы.
Из судебной практики следует, что характер помех, созданных для дорожного движения, не имеет значения. Под эту статью также попадает создание помех для движения пешеходов на тротуаре (или проезжей части).
Еще есть такая вещь: минимальная ширина пожарного проезда — 3,5 метра (возле здания высотой до 13 метров). Чем выше здание, тем, соответственно, проезд должен быть шире.
Тот факт, что вы действовали неумышленно, и на некоторое время, рассматривается в последнюю очередь. В первую очередь смотрят на факт нарушения.
09.09.2020 18:29
Добрый день. Во дворе жилого дома, на прилегающей к дому территории, непосредственно под окнами жилого дома, с 08.00 до 18.00 производится погрузка-разгрузка товара со склада.
Более 20 раз в течение дня происходит выезд-заезд автомобилей компании и ее поставщиков.
Места для маневра нет, двор уже 10 м, поэтому машины либо въезжают, либо выезжают задом. Двор проходной, активно идут пешеходы. На въезде во двор висит знак «Въезд запрещен».
Машины в течение дня осуществляют стоянку в непосредственной близости от окон и на земле, принадлежащей жильцам дома. Нарушено асфальтовое покрытие большегрузными машинами.
Скажите пожалуйста, нарушаются ли в данном случае ПДД в жилой зоне? Кому пожаловаться в данном случае? Спасибо.
09.09.2020 23:06
Здравствуйте Екатерина.
Знак 3.1 «Въезд запрещен» запрещает въезд на участок дороги только со стороны, с которой он установлен. Т.е. с противоположной стороны, по логике, должен быть еще один въезд, который не ограничивается знаком 3.1.
Если машины заезжают под «кирпич», то они нарушают ПДД (зона влияния ГИБДД).
Если же въезд происходит с противоположной стороны проезда, то они ничего не нарушают, кроме покоя жильцов и порчи дорожного покрытия придомовой территории.
Дворовые проезды, если ПДД нарушаются, это зона влияния ГИБДД. Но шум в этом процессе от магазина или склада это компетенция не ГИБДД.
Покой жильцов в вашем случае — зона влияния администрации населенного пункта (района). Есть такой отдел — Служба строительного надзора и жилищного контроля, кому он подчиняется — сказать затрудняюсь.
Есть смысл собраться и написать коллективное письмо в жилищный контроль, управляющую компанию и Роспотребнадзор.
Но лучше будет, если найти толкового юриста, и проконсультироваться с ним по всем этим вопросам.
05.02.2021 12:08
Здравствуйте. Внутри жилой зоны имеются проезды как асфальтированные, так и грунтовые.
При проезде данных пересечений имеет ли преимущество ТС, которое движется по асфальтированному проезду или руководствоваться «правилом правой руки»?
05.02.2021 14:10
Здравствуйте Сергей.
На территории жилой зоны (обозначенной знаком «Жилая зона»), а также на дворовых территориях, отсутствуют понятия «главной» и «второстепенной» дороги. Это территория со своей внутренней сетью улиц и различных проездов.
ПДД не оговаривают приоритет на таких участках, поэтому на всей территории жилой зоны действует пункт 8.9 ПДД: преимущество у подъехавшего справа, народное название — «правило правой руки» или «правило помеха справа».
См. статью Помеха справа в ПДД.
Могут возникнуть парадоксальные ситуации, типа широкий грунтовый проезд через всю территорию и узкие асфальтированные примыкания с разных сторон. Это вопрос благоустройства.
Незыблемым остается правило: свой приоритет есть смысл использовать только тогда, когда вы убедитесь в том, что вам уступают дорогу.
Во дворах есть большой смысл смотреть на дорожные ситуации с некой долей рациональности.
Другими словами, если вы понимаете, что имея свое формальное преимущество, выгоднее пропустить оппонента вперед, то целесообразно так и поступить.
20.02.2021 08:34
Здравствуйте Сергей. Такая ситуация.
Перед въездом в жилую зону (во двор) стояло ТС непосредственно у въезда и даже немного закрывая проезд.
На каком расстоянии должно находиться ТС до и после места въезда на территорию жилой зоны (двор)?
20.02.2021 10:08
Здравствуйте Михаил.
Остановка и стоянка запрещены в местах, где они сделают невозможным движение (въезд или выезд) других ТС (пп 12.4, 12.5).
Другими словами, в ПДД есть только требование «не загораживать» проезд. Расстояние не уточняется.
Нарушение требования наказуемо. Подробности — в статье Нарушение правил остановки и стоянки ТС.
Обычно, въезд загораживают не полностью, оставляют место для проезда, но бывает, что его весьма мало, как говорят, «впритык», только чтобы протиснуться. Чувство пространства у людей разное.
Свой же, автомобиль, целесообразно ставить с таким расчетом, чтобы его легко можно было объехать.
16.03.2021 16:38
Здравствуйте! Попал в ДТП во дворе. Двигался по двору в прямом направлении посередине дороги.
Доезжаю до поворота налево вдоль домов, также стоят припаркованные автомобили в два ряда слева.
Выехал автомобиль слева и врезался мне в переднее крыло. Сотрудники ДПС приняли решение, что я потерпевший, п.8.9 помеха справа. И у виновных еще страховки нет.
Виновные подали на обжалование, что не согласны с решением сотрудников. Говорят, что я двигался по встречке.
И сейчас на комиссии хотят сделать так, что я мог принять правее, так как было много места, и тогда бы не было ДТП. Они говорят, что нужно делить дорогу пополам.
16.03.2021 17:46
Здравствуйте Алексей.
Их желание понятно — они хотят сделать виновным вас, вот и хватаются за любые возможности.
Если вы своим движением во дворе никому не мешаете, то вы имеете право двигаться по любой стороне проезда — это НЕ запрещено, поскольку отсутствует предмет нарушения (нет сплошной линии разметки).
В ваших действиях состава нарушения нет, иначе, на них указали бы в самом начале «дела».
У вашего оппонента было требование уступить дорогу (читайте уступить при любом раскладе!), которое он НЕ выполнил. Вот за это он и виноват.
ДТП случилось не потому что вы ехали посередине, а потому что другой автомобиль не уступил вам дорогу, несмотря на то, что был должен! уступить.
И еще. Не думайте, что на комиссии вас рассудят по справедливости, и примут вашу сторону. Ваша защита — дело ваших собственных рук.
В любом споре обращают внимание только на факты. Всякие выражения типа «если бы он ехал по-другому» и прочие «если бы ...» там не рассматривают. Поэтому, запасайтесь своими фактами.
На будущее: см. статью Как избежать ДТП.
16.03.2021 20:13
Забыл там есть знак жилая зона. Спасибо большое за информацию.
16.03.2021 22:11
Пожалуйста, Алексей. Знак 5.21 «Жилая зона» лишь подтверждает, что событие происходит на прилегающей территории.
См. серию статей Выезд с прилегающей территории.
20.03.2021 20:45
Здравствуйте! Как вы и говорили в ГАИ на пересмотре дела зам начальника сказал что там пункт 8.9 не работает, так как дороги не пересекаются.
Он даже сотрудника дпс, который был на ДТП, не вызвал, сказал он не нужен здесь.
Не разобравшись, он уже подготовил документы, пытались ему доказать. Но он и слушать не стал, сказал что он так решил.
Позже узнали что сотрудник дпс даже не в курсе, что наше дело пересматривают.
21.03.2021 08:48
Здравствуйте Алексей.
На прилегающей территории важно не пересечение дорог (проездов), а расположение машин относительно друг друга.
Ну а поскольку он единолично «так решил», и оставил без вариантов, то вероятно что-то способствовало такому решению.
21.03.2021 23:08
Здравствуйте Сергей. Мы тоже так думаем, завтра поедем подавать в суд. Спасибо вам большое!
25.03.2021 06:24
Добрый день! В жилой зоне тротуар пересекает проезжую часть, должен ли автомобиль уступать дорогу пешеходу, который двигается по тротуару?
25.03.2021 09:11
Здравствуйте Николай.
Пункт 17.1: В жилой зоне пешеходы имеют юридическое преимущество ... . Автомобиль должен уступить пешеходу.
При этом, и автомобилисту и пешеходу необходимо подключать здравый смысл.
Другими словами, вы, как водитель, должны быть готовы уступить пешеходу во дворе!
Если пешеход как бы пропускает вас вперед, то нет смысла задерживаться. Здравомыслящий пешеход не станет бросаться под колеса, утверждая свое право пройти первым.
11.06.2021 13:25
Прошу подсказать.
Автовышке нужно заехать во двор, но проезд только через пешеходную зону. Как правильно это сделать?
12.06.2021 23:27
Здравствуйте Андрей.
В пешеходной зоне (обозначенной знаком 5.33) разрешается движение только пешеходам и велосипедистам до 14 лет. Движение любых ТС запрещено, без вариантов.
ПДД не предлагают возможность попасть на автомобиле в пешеходную зону. Остается один вариант — получить разрешение на проезд в ГИБДД.
Более подробно ответил на e-mail.
28.12.2021 16:32
Существует довольно узкий (порядка 2-2,5 метров) проход к подъездам дома. Автомобилисты очень ленятся парковать машины за домом или по бокам и едут прямо до подъезда.
Часть из них активно и агрессивно заставляет пешеходов уступать им дорогу, просто запугивая своим движением.
Приоритет, насколько я прочитал, означает, что я не должен менять траекторию и скорость движения, то есть уступать должны они, я правильно понимаю?
Как минимум они должны остановиться, и не создавать аварийную ситуацию, угрозу, верно? Как можно наказать таких автохамов законным образом?
Они же, к слову, паркуются, заезжая за бордюры этого прохода на местах, где должны быть зеленые насаждения, есть деревья, например, паркуясь впритык к ним. Иначе просто не останется места для проезда.
Т.е. я это к тому, что место явно не предназначено для парковок. Может как-то можно через это на них повлиять?
28.12.2021 20:40
Здравствуйте Андрей.
Автомобилист, безусловно, во дворе обязан уступать дорогу пешеходам, но если какой-то индивид этого не делает, целесообразно его пропустить. В ситуации противостояния автомобиль точно не пострадает.
Проблема узких проездов и нехватки места во дворах — она общая. Сначала есть смысл договориться путем диалога жильцов с автомобилистами.
Трудность в том, что невыдержанный диалог превращается в агрессивное высказывание претензий друг к другу, и такой диалог не приводит к соглашению. Дипломатический подход будет более результативен.
Вообще, если диалог не получается, существует немало «инструментов» взывания к совести, перечислять не буду, но лучше решить диалогом.
Если вас интересует юридическое решение, при условии, что другие законные методы не дали положительного результата, то необходим зафиксированный факт нарушения ПДД, например, факт непропуска пешехода, и далее — обращение в ГИБДД. Там подскажут, что и как сделать.
Выше по тексту в комментариях от 28.03.2019г есть ссылка на ответы юристов по разным вопросам правомерности стоянки во дворах. Почитайте.
14.01.2022 15:37
Встречный разъезд во дворе. К примеру, ситуация за домом.
Я заезжаю за дом, чтобы проехать к следующему дому, получается, я выезжаю на встречную сторону, чтобы объехать припаркованные справа автомобили.
Проехал пол пути, и мне на встречу выезжает машина по своей стороне.
Должен ли я в этом случае сдавать весь путь назад, или у меня будет преимущество, так как я уже начал объезд препятствия?
15.01.2022 10:31
Здравствуйте Иван.
В соответствии с пунктом 11.7 ПДД, если встречный разъезд затруднен, водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу.
Но «слепое» соблюдение данного правила может оказаться крайне неудобным для водителей обоих ТС. Поэтому, вопрос «кто должен уступить» можно решить через взаимопонимание.
Если вам некуда свернуть и пропустить встречного, у которого сторона проезда свободна, есть смысл посмотреть на месте, и решить, что выгоднее для вас обоих:
или ему сдать назад и выпустить вас, поскольку он проехал немного;
или же ему ждать, пока вы будете прокрадываться задним ходом весь пройденный путь с неизвестным финалом (возможно, оттуда еще кто-то заедет и др).
Формально, уступить должны вы, поскольку вы едете не по своей половине проезда.
Но, еще раз, лучше подключить здравый смысл, и вместе договориться поступить рационально (жестами, словами).
17.01.2022 00:23
В конце марта вечером поставили машину во дворе. Возможно, маневрируя во время парковки задели машину слева.
Наутро машина, стоявшая слева уехала, а наша стояла на месте 5 дней.
Через два дня водитель, якобы впервые отъезжая с парковки, написала в полицию заявление о повреждении машины (потертости краски).
В апреле вызвал участковый, для опроса о случившемся. Сказал, что дальше передаст в ГИБДД. Ничего не передавал. Написал отказное.
Еще через две недели владелец машины (муж) подает заявление в ГИБДД. Через 4 дня инспектор вызывает в ГИБДД собственников двух машин.
Выносит вердикт что виноват водитель нашей машины на основании визуального осмотра инспектором (совпадение уровня потертостей).
Применяет пункт 2.5 ПДД РФ, п.2.6.1 ПДД РФ и на основании ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ лишение прав.
Мировой суд выносит Постановление в соответствии с решением ГИБДД, апелляционный суд выносит Решение, где постановление мирового судьи остается без изменения.
Есть ли реальный шанс оспорить это решение?
17.01.2022 23:14
Здравствуйте Любовь.
2-я часть статьи 12.27 предусматривает наказание за оставление места ДТП. Если вы сможете как-то доказать, что вы не имеете к этому ДТП никакого отношения (мало ли, как могут совпасть потертости), тогда есть смысл оспорить решение.
Судя по тому, что уже прошло два суда не в вашу пользу, вам пока не удалось этого доказать.
В случае признания вами участия в произошедшем, возникают вопросы: почему вы допустили ряд нарушений (никак не оформили ДТП, не вызвали сотрудника ГИБДД на место, не попытались найти хозяина авто и решить вопрос на месте)?
Собственно, вердикт по статье 12.27 является следствием этих нарушений.
Возможно, есть еще какие-то, другие, «материалы» дела. Попробуйте проконсультироваться у юриста по автоправу.
15.08.2022 15:03
Здравствуйте, у жилого дома из автомобиля выходили люди. Рядом слева проезжал другой автомобиль, и задел открытую дверь моего автомобиля.
Кто виноват в данной ситуации?
15.08.2022 22:01
Здравствуйте Марк.
Однозначно ответить затруднительно. Не хватает данных, при каких обстоятельствах была задета дверь.
Пункт 12.7 ПДД: Запрещается открывать двери транспортного средства, если это создаст помехи другим участникам дорожного движения.
Если вы открыли дверь в то время, когда другой авто проезжал мимо, то вина ваша.
Если же вы стояли с открытой дверью и садили (высаживали) пассажиров, а в это время другой авто проезжал мимо, и задел дверь (не выдержал интервал), то вина его, потому что не рассчитал габариты.
Детально разобраться можно только на месте происшествия.