Встречный разъезд с обгоняющим автомобилем в момент выполнения опасного обгона. Разбор дорожной ситуации.
Обгон, по определению, всегда связан с выездом на полосу встречного движения, и опасен тем, что в любой момент на этой полосе может появиться встречный участник дорожного движения. Подобные ситуации нередки, и один случай мы сейчас рассмотрим.
Когда во время обгона неожиданно появляется встречная машина, то вариантов у обгоняющего всего два: прекратить маневр и вернуться на свою полосу, или попытаться успеть завершить обгон до разъезда со встречным автомобилем. Во внимание берем только варианты с благополучным исходом.
Первый вариант (вернуться) возможен, когда на «своей» половине проезжей части для этого есть место, т.е., обгоняющий может безопасно уйти со встречной полосы. Второй вариант (успеть завершить обгон) выполним в случае, если до встречного автомобиля еще есть достаточное расстояние, чтобы успеть безопасно завершить обгон, пусть даже с превышением скорости. Достаточное расстояние – величина, в данном случае, относительная. Хватит ли его или не хватит для безопасного разъезда, зависит от скорости машин, которые едут навстречу друг другу.
Но может случиться и так, когда оба эти варианта невыполнимы. Обгоняющему остается только уповать на действия водителей обгоняемого и встречного транспорта.
Посмотрите короткий видеоролик. Разъезд «видеорегистратора» с обгоняющим автомобилем завершился благополучно благодаря достаточной ширине дороги в месте разъезда, и определенным действиям водителя автомобиля, с которого велась съемка. Под достаточной шириной дороги в месте разъезда следует понимать пространство, на котором смогли разместиться три автомобиля. В момент разъезда звук на ролике убавлен до нуля, чтобы читатель не слышал слова «благодарности» автора видеоролика.
На первый взгляд, ничего необычного не произошло. И в действиях владельца регистратора не было никаких неординарных действий. Он не сигналил, не тормозил «в пол», вел автомобиль ровно, без напряжения, ну и скорость до разъезда с встречным обгоняющим, нужно отметить, была не маленькая.
Благодаря тому, что водитель машины, с которой велась съемка, своевременно заметил обгоняющий автомобиль, сбавил свою скорость и принял как можно правее на дороге, разъезд завершился благополучно. Ключевое слово – своевременно. По-другому – вовремя увидел опасность и вовремя начал снижать скорость, одновременно плавно смещаясь правее. Уйти от встречного транспорта еще правее не было возможности, поскольку, справа располагался отбойник.
Но и небольшого плавного смещения, к счастью, оказалось достаточно, чтобы избежать столкновения. В этой ситуации категорически нельзя было дергать руль, даже коротко, потому что резкий поворот передних колес на угол чуть больше необходимого, мог бы увести автомобиль с курса, но справа был отбойник, а впереди слева – «автор ситуации». Владелец видеорегистратора сделал все правильно.

Обгоняемый грузовик также сбавил скорость, и сместился вправо на своей полосе, предоставив возможность обгоняющему легковому автомобилю скорее завершить свой маневр. Эта ситуация, как нельзя, кстати, подходит к случаю, рассмотренному в статье Что такое безопасная скорость.
Участок дороги представлял собой длинный или затяжной поворот, и Правилами в данном месте обгон не был запрещен. Ошибка водителя обгоняющего автомобиля в данной ситуации была в том, что он пошел на обгон, не имея представления, что делается на дороге далеко впереди него, т.е. в ситуации ограниченного обзора. Обзор для него закрывал изгиб дороги вправо и две фуры, едущие впереди. И как следствие – неожиданное появление встречного автомобиля на изгибе дороги в тот момент, когда оба варианта благополучного исхода, о которых говорилось в начале статьи, невыполнимы. В рамках сложившихся обстоятельств маневр обгоняющего автомобиля можно трактовать как опасный обгон.
Вот таким образом действия соседних водителей на дороге помогли избежать ДТП.
В большинстве опасных дорожных ситуаций, которые благополучно разрешились, подобно этой, на первый взгляд может показаться, что аварии не произошло благодаря каким-то супер умениям зачинщика или каким-то особым характеристикам автомобиля, которые каким-то образом помогли совершиться чуду. На самом деле это не так, и все гораздо проще.
Многих происшествий удается избежать благодаря тому, что дорожные участники вовремя замечают ошибки оппонентов и своевременно принимают какие-то компенсирующие действия, например, снижение скорости, как в разобранном случае. А для того, чтобы действия были своевременными, а не запоздалые, требуется постоянно следить за изменением дорожной ситуации, и стараться прогнозировать ее, т.е., с учетом действия водителей соседних машин смотреть на развитие событий чуть-чуть вперед.
Будьте внимательны за рулем, берегите себя и окружающих.
26.02.2016 23:36
А что там опасный участок дороги, отбойники стоят, этому черту пофиг, на таких участках только ублюдки обгоняют.