Вопрос: При обгоне на нерегулируемом перекрестке произошло столкновение. Легковая машина двигалась по встречной полосе, обгоняя грузовик, а грузовая поворачивала на перекрестке налево, не пропустив легковую. Водителя легкового автомобиля признали виновным. Кто в этой ситуации виноват?
Ответ. В любой дорожной ситуации, когда уже событие, как говорится, произошло, всегда встает вопрос: кто виноват? И тогда начинается выяснение отношений. Понятно, что законодательство устроено таким образом, что должен быть найден ответчик, т.е. решается вопрос: за чей счет ремонт?
Если уж вопрос ставится «кто виноват», то в большинстве случаев (за исключением обстоятельств непреодолимой силы) в ДТП виноваты оба водителя, потому что кроме технического соблюдения Правил всегда есть некие другие обстоятельства, которые необходимо учесть в данном конкретном случае.
Это называется прогноз развития ситуации. Почти всегда есть возможность предусмотреть развитие событий чуть-чуть наперед, хотя бы предположить, и на этом подстраховаться, т.е. скорректировать свои действия, а может и вовсе отказаться от маневра.
Ну а если в обстоятельствах «обгон при повороте налево» выявлять виновного по пунктам соблюдения Правил, то сначала придется выяснять, кто первым из водителей подал сигнал к выполнению своего маневра (включил «поворотник»), или кто первым из них приступил к своему маневру. Далее, необходимо рассмотреть эти «нюансы» в привязке к местности.
Чтобы это выяснить беспристрастно, нужен грамотный расчет (экспертиза) или независимый свидетель. Экспертиза трудоемка, а свидетеля может рядом не оказаться.
Когда в обстоятельствах пересекаются левый поворот и обгон, то часто определить виновного бывает очень трудно по вышеуказанным причинам. Отсюда, целесообразно ставить вопрос не после столкновения «кто виноват?», а еще до него — «как избежать дтп?». Ну и принять соответствующие меры (подать звуковой сигнал, снизить скорость, отказаться от обгона либо ускорить его и пр.).
Почему произошло ДТП при обгоне своего оппонента, который поворачивал налево? Потому что действия водителей оказались взаимно неожиданными для них обоих.
В нашем случае водитель обгоняющего автомобиля не предусмотрел, что грузовик поедет не «прямо», а повернет. Вполне возможно, что этот водитель подумал! (предположил), что водитель грузовика его видит, и таким образом, даст завершить обгон. Если это так, то расчет оказался неверным.

Водитель грузовика, в свою очередь, мог вообще не видеть обгоняющего, такое бывает, мог отвлечься по своим причинам, а мог предположить, что успеет повернуть до того, как обгоняющий его настигнет. Вариантов много, что было на самом деле, остается загадкой. Но бесспорным остается факт – столкновение.
ДТП удается избежать тогда, когда обоим водителям понятны намерения друг друга и между ними есть взаимопонимание. Один из способов привлечь к себе внимание – это, например, подача звукового сигнала (пункт 19.10).
Звуковые сигналы могут применяться только:
- для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов;
- в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.
Смысл пункта 19.10 как раз в правомерности применении звукового сигнала для предупреждения водителя обгоняемого автомобиля о собственном намерении произвести обгон! Но эти строки выглядят как рекомендация. Можно взять их за правило: начало обгона (вне населенного пункта) целесообразно всегда сопровождать звуковым сигналом – как предупреждение для обгоняемого.
Несколько похожих дорожных ситуаций рассмотрено в серии статей Обгон и левый поворот. Все дорожные ситуации, когда совершается обгон при повороте налево другого автомобиля, разные по характеру, но их объединяет одно обстоятельство: одновременно выполнялись и левый поворот и обгон, т.е. в процессе осуществления обгона, выяснялось, что обгоняемый автомобиль либо намеревается повернуть, либо, что хуже, уже приступил к повороту налево.
В заключение рекомендую ознакомиться с содержанием статей из вышеупомянутой серии Дорожные ситуации. Обгон и левый поворот, и с двумя схожими по тематике статьями:
Нужно повернуть налево, а сзади обгоняют;
Нужно повернуть налево, а сзади поджимают.
Будьте внимательны за рулем.
Задайте вопрос или оставьте комментарий