Один поворачивает, второй его обгоняет


Комментариев нет

Вопрос читателя: Во время обгона на нерегулируемом перекрестке произошло ДТП. Легковой автомобиль ехал по встречной полосе, обгоняя грузовик, а грузовик поворачивал на перекрестке налево.

Машины столкнулись. Инспектор, оформлявший ДТП, сказал, что виноват водитель легкового автомобиля (который обгонял). Кто на самом деле виноват в этой ситуации?

Далее, по тексту:

Ответ на вопрос
Обгон при повороте налево. Разбор приоритетов

Ответ на вопрос

Сотрудник ДПС, прибывший на место аварии, видит ситуацию своими глазами, а не восстанавливает картинку со слов, как это приходится делать мне. По этой причине, нет оснований ему не доверять.

Когда вопрос ставится «кто виноват в ДТП», то в большинстве случаев (за исключением обстоятельств непреодолимой силы) в ДТП виноваты оба участвующих в нем водителя.

Так происходит, потому что кроме чисто технического соблюдения ПДД, всегда есть некие другие обстоятельства, которые необходимо учесть в данном конкретном случае.

Если вы их не учитываете, то вероятность попасть в ДТП вырастает в разы. И такие вполне конкретные обстоятельства есть в любой! ситуации.

Например, в процессе развития ситуации «обгон при повороте налево», оба водителя изначально не предполагают возможных действий друг друга.

Другими словами, обгоняющий не предполагает, что его оппонент повернет налево, а тот, в свою очередь, готовясь к повороту налево, не предполагает, что его будут обгонять, либо не видит, что его уже обгоняют.

Вот, по этим самым причинам, точнее, потому что водители не поняли реальных действий друг друга, они и столкнулись. Соответственно, в том, что они столкнулись, по логике, виноваты оба столкнувшихся.

Но наше законодательство устроено таким образом, что должен быть выбран виновник ДТП (он же ответчик по обстоятельствам): решается вопрос «за чей счет произвести ремонт».

Официально считается, что виновным в ДТП признается водитель, чье нарушение ПДД спровоцировало аварию. И, как раз, в ситуации «обгон при повороте налево» найти виновного бывает проблематично.

В одних случаях ДТП, когда происходит обгон поворачивающего налево, решением суда виновным становится обгоняющий водитель, в других — тот, который поворачивал налево.

Чтобы понять, почему так происходит, проведем небольшой разбор приоритетов в соответствии с ПДД, касаемо ситуации «обгон при повороте налево».

Обгон при повороте налево

Дело в том, что в этих обстоятельствах приоритеты в ПДД определены очень неконкретно. Непонятно, кто из водителей имеет право осуществить свой маневр первым: тот, кто поворачивает, или тот, кто обгоняет?

Если один из водителей имеет преимущество выполнить свой маневр первым, то второй, соответственно, обязан уступить ему дорогу.

Так вот, если водитель не уступил дорогу, когда ПДД его обязывали уступить, это значит, что он нарушил ПДД. И если в результате этого нарушения (не уступил дорогу) произошло ДТП, то виноват нарушитель!

 

Теперь, перенесем это правило вычисления виновного в ДТП на ситуацию «обгон поворачивающего налево», и рассмотрим возможные варианты взаимодействия участвующих.

Если вдруг окажется так, что ДТП произошло в месте, в котором обгон запрещен, то виновным в ДТП будет обгоняющий, поскольку он нарушил ПДД.

Известно, что обгон запрещается через сплошную «разделительную» разметку 1.1, на пешеходном переходе и если перед участком установлен запрещающий знак 3.20 «Обгон запрещен».

В этой ситуации водитель обгоняемого автомобиля не ожидает, что его будут обгонять: раз обгон запрещен, то в соответствии с ПДД там не должно быть обгоняющего.

Если же автомобилист обгоняет по главной дороге, в условиях, когда обгон не запрещен, и происходит ДТП с поворачивающим налево, то в таком случае, чаще всего, виновным в ДТП делают того, кто поворачивает.

Почему в ДТП виноват поворачивающий налево, остается загадкой, потому что, исходя из ситуации, оба участника, и обгоняемый и обгоняющий, виноваты 50×50. Дальше станет понятно, почему так.

Водитель, который поворачивает налево, обязан уступить своим встречным ТС (пункт 8.8 и 13.12 ПДД). Но в ПДД нет указаний насчет того, что он еще должен уступить и обгоняющему его автомобилю.

Об этом есть неофициальное предостережение, есть советы бывалых, но в ПДД такого правила НЕТ. Идем далее.

Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево (пункт 11.2 ПДД).

А как быть, если обгоняющий водитель к моменту включения сигнала поворота налево у своего оппонента уже! приступил к обгону и разогнался?!

Хорошо, если для него есть место на своей половине дороги, куда он может вернуться, чтобы выполнить требование ПДД. А если такого места нет (например, справа — длинномерное ТС)?

По логике, в этом случае уступить должен тот автомобиль, который поворачивает. Но как быть поворачивающему, если он заранее включил левый «поворотник», и до поворота ему осталось несколько метров?

На все эти вопросы можно найти любой удобный ответ, но мы знаем, что любая дорожная ситуация развивается в динамике, и на ее «течение» влияют все участвующие в ней!

По сути, если хотя бы один из участвующих, или обгоняемый или обгоняющий, будет следить за тем, что происходит на дороге, то ДТП не случится.

Более подробный ответ на вопрос как не попасть в ДТП в этой ситуации есть в статье Нужно повернуть налево, а сзади обгоняют.

Почти всегда есть возможность предусмотреть развитие событий чуть-чуть наперед, хотя бы предположить возможную «перспективу», и скорректировать свои действия.

А вообще, есть большой смысл отказаться от обгона не перекрестках и в местах, где имеются боковые съезды, а при поворотах налево ВСЕГДА «мониторить» дорогу слева-сзади себя.

Перед маневром

ДТП удается избежать тогда, когда обоим водителям понятны намерения друг друга и между ними есть взаимопонимание. Один из способов привлечь к себе внимание – это, например, подача звукового сигнала (пункт 19.10).

Смысл пункта 19.10 как раз в правомерности применения звукового сигнала для предупреждения водителя обгоняемого автомобиля о собственном намерении произвести обгон!

См. статью Применение звукового сигнала.

В заключение, есть смысл упомянуть, что все дорожные ситуации, когда совершается обгон поворачивающего налево автомобиля, абсолютно разные.

С одной стороны, они типичные, потому что происходят по одному типу действий, но с другой стороны, они случаются в разных местах, в разных дорожных и погодных условиях, и с разными участниками движения.

Поэтому, в разборе ДТП нужно смотреть на конкретные обстоятельства, и на конкретные действия каждого участника.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией. Мы с вами можем ее обсудить.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «обгон при повороте налево», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Нужно повернуть налево, а сзади поджимают;
Нужно повернуть налево, а сзади обгоняют;
серия статей Обгон и левый поворот;
Прогнозирование дорожных ситуаций;
Что такое безопасный маневр;
Причины возникновения ДТП.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вопрос - Ответ

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.