Обгон «паровозиком» (заключение)


Комментариев нет

8-я статья из 10 в серии Обгон

Начало и продолжение темы о правомерности выполнения маневра обгон паровозиком (или обгон след друг за другом, вдогонку) — в одноименных статьях Обгон «паровозиком» и Обгон «паровозиком» (продолжение).

В этой статье рассмотрим целесообразность обгона друг за другом, а также общие опасные моменты, которые могут возникнуть в процессе движения друг за другом по встречной полосе.

Первый абзац пункта 11.2 ПДД можно интерпретировать двояко: как обгон паровозиком и как обгон обгоняющего, т.е. двойной обгон (см. статью Обгон «паровозиком»).

Обгон транспортного средства, которое УЖЕ приступило к обгону, однозначно запрещен (этот маневр носит название двойной обгон).

А вот, обгон друг за другом ПДД допускают, но при наличии достаточной видимости (обзора) встречной полосы, и обеспечении безопасности (пункт 11.1 ПДД).

Под обеспечением безопасности следует понимать возможность безопасно уйти со встречной полосы, не создавая помех другим водителям.

Почему обгон друг за другом при рациональном подходе допускается, и данный маневр не должен караться лишением прав за «неправильный» обгон, есть объяснение в статье Обгон «паровозиком» (продолжение).

Несмотря на то, что ПДД допускают использовать обгон «паровозиком», целесообразно его НЕ применять в своей практике вождения.

Обгонять друг за другом есть смысл только в оправданных случаях, когда встречная полоса хорошо просматривается, и она свободна впереди по движению на очень большой протяженности дороги.

Почему целесообразно не использовать обгон «паровозиком»?

Причин этому несколько, главная из которых — человеческий фактор. Дело в том, что вы никогда не сможете предсказать, как поведет себя другой водитель в той или иной ситуации.

Вы лишь можете, глядя со стороны, и опираясь на свой опят, предположить варианты действий того водителя, который движется впереди, ориентируясь, при этом, на световые сигналы и траекторию смещения его автомобиля.

 

Почему обгон «паровозиком» это опасный обгон?

Начнем с того, что дистанция между обгоняющими транспортными средствами, составляющими «паровоз», в различных ситуациях разная, и она не постоянная, т.е. переменчива.

В процессе обгона дистанция изменяется, потому что каждый водитель по-своему контролирует скорость своего автомобиля.

Более того, с точки зрения каждого водителя, дорожные обстоятельства на конкретный момент времени выглядят и воспринимаются абсолютно по-разному.

Поскольку скорость обгоняющих ТС больше скорости обгоняемого потока машин, решающим фактором безопасности между обгоняющими ТС в процессе обгона друг за другом является дистанция.

По безопасности есть еще ряд влияющих факторов, но основным является дистанция, поскольку она обеспечивает обзор дороги впереди по движению. См. статью Почему важно соблюдать дистанцию.

Чем дистанция между обгоняющими машинами больше, тем, соответственно, безопаснее.

Короткая дистанция всегда «напрягает» едущего впереди, и лишает водителя «заднего» автомобиля должного обзора, а также возможности маневрировать. Далее, рассмотрим, почему это так.

1. Начнем с самой простой ситуации. По прямой дороге в одном направлении движутся три автомобиля, встречная полоса свободна, встречных машин в зоне видимости не наблюдается.

Водитель «среднего» авто приступает к обгону едущего впереди первого автомобиля, и водитель третьего авто пристраивается вслед за средним.

Таким образом, два автомобиля «паровозиком», т.е. на некоторой дистанции друг за другом, совершают обгон первого автомобиля, и благополучно возвращаются на свою половину проезжей части.

Завершение

В предложенных обстоятельствах никаких ограничений для обгона друг за другом нет. Встречная полоса свободна, имеется хороший обзор дороги, и нет препятствий для безопасного возврата на свою полосу.

Даже в том случае, если кто-то из водителей по разным причинам передумает обгонять, у них есть возможность легко вернуться на свою половину дороги.

 

2. Усложняем ситуацию. Теперь движутся не три, а четыре разных автомобиля, среди них имеется большегрузный автомобиль (фура).

Встречная полоса, как и в первом случае, хорошо просматривается, и до какого-то времени она свободна, т.е. встречных машин нет.

Два последних автомобиля друг за другом приступают к обгону движущихся впереди двоих других ТС, и если встречная полоса по прежнему свободна, то для благополучного завершения обгона препятствий в этот случае нет — оба автомобиля по очереди, друг за другом, возвращаются на свою полосу.

Но, предположим, что на встречной полосе, вдалеке появляется встречный автомобиль. Поскольку автомобиль движется навстречу, скорость сближения складывается (увеличивается), а время сближения, соответственно, уменьшается.

Другими словами, встречные машины сближаются намного быстрее, чем можно себе предположить. С момента появления на дороге встречного автомобиля становятся возможны совершенно разные варианты развития разбираемой ситуации.

А). Если встречный автомобиль далеко, то оба обгоняющих успевают завершить обгон и вернуться на свою полосу.

Но поскольку встречный авто приближается, а за ним могут следовать (и обычно едут) другие транспортные средства, то обстоятельства усложняются, и вполне вероятен вариант Б).

Б). Первый обгоняющий автомобиль (он хорошо виден встречному водителю) успевает закончить обгон и освободить встречную полосу (он успевает перестроиться на свою сторону проезжей части).

Водитель второго обгоняющего автомобиля становится перед выбором: или ускориться, если это возможно, и завершить обгон вслед за первым, или прервать обгон, и перестроиться правее, на свою сторону дороги.

Но безопасно перестроиться он сможет только в том случае, если для этого будет место (окно между обгоняемыми машинами), чего на самом деле может не быть, в особенности, если он обгоняет фуру (длинномерный автомобиль).

Наличие длинномеров на дороге всегда увеличивает расстояние, необходимое для обгона. Возникает напряженная ситуация, которая может завершиться благополучно только чудом (чудо иногда случается, но это — редкость).

Встречный паровоз

Описанные в варианте Б) обстоятельства имеют множество подвариантов реализации, исход которых непредсказуем по одной простой причине: вмешивается человеческий фактор.

Это то самое, о чем сказано в начале статьи. Машины (транспортные средства) движутся, но ими управляют люди.

Из-за непредсказуемости, действия водителей, способные привести к аварийной ситуации при намерениях совершить обгон, приведены (перечислены) в пункте 11.2 ПДД, и поставлены под запрет.

 

Вы не можете решить задачу за другого человека — у него свое мнение, своя реакция и свой взгляд на реальность. Ваш «сосед» по дороге либо сможет проявить соучастие, либо не сможет (не сообразит, не захочет).

Поэтому, есть смысл рассчитывать только на себя, на свои возможности, но с учетом сложившихся обстоятельств.

Например, водитель встречного автомобиля может снизить свою скорость, а может и не успеть этого сделать, потому что его сзади, возможно, «подопрет» другой автомобиль, и его торможение приведет к наезду сзади.

А время идет, и машины, тем временем, сближаются.

И возникает вопрос: каким образом решить ситуацию? Принимать решение нужно очень быстро. Сложность в том, что на его реализацию может не остаться времени.

Именно по перечисленным выше причинам от обгона «паровозиком» целесообразно отказаться вообще, либо прибегать к нему только в выверенных случаях, когда будете уверены, что маневр пройдет безопасно.

Безопасное выполнение маневра — это контролируемый вами процесс маневра (обгона) до его завершения, когда ваши действия никаким образом не повлияют на процесс движения ваших «соседей» по дорожному потоку.

О том, что такое маневр — в одноименной статье Что такое «маневр» в ПДД.

Многих ДТП в процессе опасного обгона, а также в любых других ситуациях, удается избежать вовсе не потому, что обгоняющий мастерски выполнил маневр, а потому что другие водители проявляют соучастие, и как бы компенсируют ошибки «мастера», исправляя дорожную ситуацию.

Например, один водитель притормозил, и впустил в свой ряд, другой — подвинулся на дороге, и пропустил вперед и т.д. В итоге, аварийную ситуацию удается предотвратить.

Но глупо надеяться на других. Это очень хорошо, когда соседи в дорожном потоке проявляют соучастие, но так бывает не всегда. Каждый человек действует по своим обстоятельствам.

Любая ситуация развивается в динамике, и может случиться так, что помочь вам в трудной ситуации просто не окажется возможным. В сети полно роликов с неудачным обгоном. Некоторые случаи рассмотрены в серии статей Дорожные ситуации. Обгон.

Поэтому, есть большой смысл в том, чтобы проявить адекватность еще до начала маневра, и смотреть на каждую ситуацию рационально.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «обгон паровозиком» или «обгон друг за другом», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Обгон «паровозиком»;
Обгон поворачивающего;
Обгон «паровозиком» (продолжение);
Один поворачивает, второй его обгоняет;
Как избежать ДТП.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей<< Обгон «паровозиком» (продолжение)Правила обгона и ошибки при его выполнении >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вопрос - Ответ

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.