- Завершение обгона через сплошную линию разметки
- Обгон «паровозиком»
- Обгон на пешеходном переходе
- Обгон на перекрестке по главной дороге
- Обгон во время разворота
- Обгон на опасном повороте
- Обгон «паровозиком» (продолжение)
- Обгон «паровозиком» (заключение)
- Правила обгона и ошибки при его выполнении
- Нарушения правил обгона
Начало и продолжение темы о правомерности выполнения обгона паровозиком (или обгона след в след, друг за другом вдогонку) — в одноименных статьях Обгон «паровозиком» и Обгон «паровозиком» (продолжение).
Здесь же, в материале этой публикации рассмотрим целесообразность обгона друг за другом, а также общие опасные моменты, которые могут возникнуть в процессе осуществления такого обгона.
Несмотря на то, что одна из интерпретаций положения пункта 11.2 ПДД запрещает обгон «паровозиком» (запрещается начинать обгон, если движущееся впереди ТС приступило к обгону), обгон друг за другом допускается при наличии необходимой видимости (обзора) встречной полосы, и обеспечения безопасности маневра (есть возможность безопасно уйти со встречной полосы, не создавая помех другим водителям).
Почему обгон друг за другом при рациональном подходе допускается, и данный маневр не должен караться лишением прав за «неправильный» обгон, есть объяснение в статье Обгон «паровозиком» (продолжение).
Несмотря на то, что обгон «паровозиком» допускается, целесообразно не применять такой обгон, или использовать его только в оправданных случаях, когда встречная полоса хорошо просматривается и свободна на очень большой протяженности дороги впереди по движению.
Почему целесообразно не использовать обгон «паровозиком»? Причин этому несколько, главная из которых — человеческий фактор. Дело в том, что вы никогда не сможете предсказать, как поведет себя другой водитель в той или иной ситуации.
Вы лишь можете, глядя со стороны, и опираясь на свой опят, предположить варианты действий того водителя, который движется впереди, ориентируясь, при этом, на световые сигналы и траекторию смещения его автомобиля.
Почему обгон «паровозиком» это опасный обгон?
Начнем с того, что дистанция между обгоняющими машинами, составляющими «паровоз», в различных ситуациях обычно разная, и она естественным образом изменяется, так сказать, в процессе маневра, потому что каждый водитель по-своему контролирует скорость своего автомобиля.
Более того, с точки зрения каждого водителя, дорожные обстоятельства на конкретный момент времени выглядят и воспринимаются абсолютно по-разному.
Поскольку скорость обгоняющих ТС несколько выше скорости остального потока машин, именно дистанция между обгоняющими автомобилями является решающим фактором безопасности в процессе обгона друг за другом, поскольку она обеспечивает обзор дороги впереди по движению и еще ряд факторов.
Чем дистанция между обгоняющими машинами больше, тем, соответственно, безопаснее. Короткая дистанция всегда «напрягает», и лишает водителя «заднего» автомобиля должного обзора и возможности маневрировать. Далее, рассмотрим, почему это так.
1. Начнем с самой простой ситуации. По прямой дороге в одном направлении движутся три автомобиля, встречная полоса свободна, встречных машин в зоне видимости не наблюдается.
Водитель «среднего» авто приступает к обгону едущего впереди первого автомобиля, и водитель третьего авто пристраивается вслед за средним. Таким образом, два автомобиля «паровозиком», т.е. на некоторой дистанции друг за другом, совершают обгон первого автомобиля, и благополучно возвращаются на свою половину проезжей части.

В рассмотренных обстоятельствах никаких ограничений для обгона друг за другом нет. Встречная полоса свободна, хороший обзор дороги и нет препятствий для безопасного возврата на свою полосу даже в том случае, если, например, водитель последнего автомобиля по разным причинам передумает обгонять.
2. Усложняем ситуацию. Теперь движутся не три, а четыре разных автомобиля, среди них имеется большегрузный авто (фура). Встречная полоса, как и в первом случае, хорошо просматривается, и до какого-то времени она свободна, т.е. встречных машин нет.
Два последних автомобиля друг за другом приступают к обгону движущихся впереди двоих других ТС, и если встречная полоса по прежнему свободна, то для благополучного завершения обгона препятствий в этот случае нет — оба автомобиля по очереди, друг за другом, возвращаются на свою полосу.
Но, предположим, что на встречной полосе, вдалеке появляется встречный автомобиль. Поскольку автомобиль движется навстречу, скорость сближения складывается (увеличивается), а время сближения, соответственно, уменьшается.
Другими словами, встречные машины сближаются намного быстрее, чем можно себе предположить. С момента появления на дороге встречного автомобиля становятся возможны совершенно разные варианты развития разбираемой ситуации.
А). Если встречный автомобиль далеко, то оба обгоняющих успевают завершить обгон и вернуться на свою полосу.
Но поскольку встречный авто приближается, а за ним могут следовать (и обычно едут) другие транспортные средства, то обстоятельства усложняются, и вполне вероятен вариант Б).
Б). Первый обгоняющий автомобиль (он хорошо виден встречному водителю) успевает закончить обгон и освободить встречную полосу (успевает перестроиться на свою сторону проезжей части).
Водитель второго обгоняющего автомобиля становится перед выбором: или ускориться, если это возможно, и завершить обгон вслед за первым, или прервать обгон, и перестроиться правее, на свою сторону дороги.
Но безопасно перестроиться он сможет только в том случае, если для этого будет место (окно между обгоняемыми машинами), чего на самом деле может не быть, в особенности, если он обгоняет фуру (длинномерный автомобиль).
Наличие длинномеров на дороге всегда увеличивает расстояние, необходимое для обгона. Возникает напряженная ситуация, которая может завершиться благополучно только чудом (чудо иногда случается, но это — редкость).

Описанные в варианте Б) обстоятельства имеют множество подвариантов реализации, исход которых непредсказуем по одной простой причине: человеческий фактор. Это то самое, о чем сказано в начале статьи. Машины движутся, но ими управляют люди.
Поэтому действия водителей, при намерениях произвести обгон, способные привести к аварийной ситуации, приведены (перечислены) в пункте 11.2 ПДД, и поставлены под запрет, несмотря на то, что выезд на встречную полосу движения допускается.
Вы не можете решить задачу за другого человека — у него свое мнение, своя реакция и свой взгляд на реальность. Ваш «сосед» по дороге либо сможет проявить соучастие, либо не сможет (не сообразит, не захочет).
Водитель встречного авто может успеть значительно снизить скорость (притормозить), а может и не успеть, потому что его сзади будет «подпирать» другой автомобиль, а машины, тем временем, сближаются. Поэтому, есть смысл рассчитывать только на себя, на свои возможности.
И возникает вопрос: каким образом решить ситуацию? Принимать решение нужно очень быстро. Сложность в том, что на его реализацию может не остаться времени.
Именно по перечисленным выше причинам от обгона «паровозиком» целесообразно отказаться вообще, либо прибегать к нему только в выверенных обстоятельствах, когда будете уверены, что маневр пройдет безопасно.
Безопасное выполнение маневра — это контролируемый вами процесс маневра (обгона) до его завершения, когда ваши действия никаким образом не повлияют на процесс движения ваших «соседей» по дорожному потоку. О том, что такое маневр — в одноименной статье Что такое «маневр» в ПДД.
Многих ДТП в процессе опасного обгона, а также в любых других ситуациях, удается избежать вовсе не потому, что обгоняющий мастерски выполнил маневр, а потому что другие водители проявляют соучастие и как бы компенсируют ошибки «мастера», исправляя дорожную ситуацию.
Например, один — притормозил и впустил в свой ряд, другой — подвинулся на дороге и пропустил и т.д. В итоге, аварийную ситуацию удается предотвратить.
Но глупо надеяться на других. Это очень хорошо, когда соседи в дорожном потоке проявляют соучастие, но так бывает не всегда. Каждый человек действует по своим обстоятельствам.
Любая ситуация развивается в динамике, и может случиться так, что помочь вам в трудной ситуации просто не окажется возможным. В сети полно роликов с неудачным обгоном. Некоторые случаи рассмотрены в серии статей Дорожные ситуации. Обгон.
Поэтому, есть большой смысл в том, чтобы проявить адекватность еще до начала маневра, и смотреть на каждую ситуацию рационально.
Будьте внимательны за рулем.
Задайте вопрос или оставьте комментарий