Серия статей Основы вождения
- Смотрим на дорогу правильно
- Начало движения на автомобиле
- Движение в потоке
- Маневрирование в дорожном потоке
- Выполнение разворота. Часть 1
- Выполнение разворота. Часть 2
- Когда видимости на дороге почти нет
- Движение в темное время суток
- Проезд пешеходных переходов на перекрестках
- Пешеходные переходы вне перекрестков
- Движение во дворах и жилых зонах
Здравствуйте, уважаемый читатель.
Этой статьей начинаем серию публикаций Основы вождения. Ее тема — как наблюдать за дорогой.
В предшествующей ей серии, «Управление автомобилем», рассмотрены основы управления, а именно: посадка водителя за рулем, как тронуться с места, как нужно правильно держать и вращать руль, нажимать на педали и переключать передачи.
Перечисленными выше приемами можно овладеть, практикуясь либо на тренировочной площадке, либо на закрытой территории, на которой отсутствует дорожное движение ТС.
В этой серии статей перейдем к изучению теории безопасного, с точки зрения аварий, вождения, а также некоторых приемов, которые помогут не попасть в ДТП.
Начнем с того, как наблюдать за дорогой.
1. Контроль дорожной обстановки
2. Как наблюдать за дорогой
Контроль дорожной обстановки
Что такое контроль дорожной обстановки, и для чего этот контроль нужен?
На дорогах общего пользования необходимо учитывать такие вещи, как сигналы светофоров (иногда и регулировщика), дорожные знаки и разметку, расположение ТС на проезжей части, а также намерения других участников дорожного движения.
Поэтому, имеет смысл приступать к изучению этого раздела только после того, как будут изучены Правила дорожного движения РФ.
В первую очередь нужно понять следующий нюанс. Для того, чтобы не попасть в ДТП, необходимо отличное знание ПДД и их соблюдение, но этого недостаточно.
ПДД лишь устанавливают порядок движения для его участников, но не обеспечивают их безопасность.
Другими словами, соблюдение Правил гарантирует вам юридическую невиновность в случае ДТП, но не гарантирует того, что авария не произойдет.
Под известным словом «безопасность» (в процессе движения по дорогам) следует понимать комплекс мер в управлении автомобилем, направленных на то, чтобы не допустить ущерба или причинения вреда здоровью себе и (или) другим участникам движения.
Безопасность своего движения, как водитель, можете себе обеспечить только вы сами, и никто кроме вас.
А это значит, что вам придется руководствоваться некоторыми дополнительными принципами или правилами, которые выходят за рамки ПДД, но не вступают с ними в противоречие.
Именно об этих правилах и пойдет речь в серии статей Основы безопасного вождения.
Начнем с общего понятия: как наблюдать за дорогой или контроль дорожной обстановки. Что это такое?
Главное отличие перемещения транспортного средства по дорогам общего пользования от занятий на тренировочной площадке — это наличие других участников дорожного движения.
В число участников движения входят другие транспортные средства и их пассажиры, велосипедисты и другие мобильные индивиды, а также пешеходы на тротуарах (обочинах) или переходящие проезжую часть.
На дороге приходится взаимодействовать с другими участниками. Чтобы ваши действия не стали для них неожиданными, есть смысл как-то их предупреждать о своих намерениях в процессе движения.
Это достигается посредством включения указателей соответствующих поворотов. Более того, данное требование прописано в пункте 8.1 ПДД.
В случаях, когда возникает необходимость изменить направление своего движения, указатели поворота нужно включать заблаговременно, но так, чтобы не вводить других участников в заблуждение (пункт 8.2 ПДД).
К таким случаям также относится отъезд от края проезжей части (от тротуара) и выезд с парковки или места стоянки.
Исключение составляет любое закругление дороги, когда поворот — это единственный вариант движения. В таком случае включать указатель поворота не требуется.
Подача сигнала поворота не дает преимущества в движении, и не освобождает от принятия мер предосторожности (пункт 8.2 ПДД).
Если приоритет (преимущество в движении) не у вас, то необходимо увидеть и понять, помешаете ли вы своим действием другим участникам, имеющим по отношению к вам приоритет, или не помешаете.
Если помешаете — необходимо уступить (выполнить требование «уступить дорогу (не создавать помех)»), если не помешаете — то можно продолжить свой маневр.
Толкование слова «маневр» дано в статье Что такое «маневр» в ПДД.
Принцип простой:
- если вы стоите, а они уже едут, значит, они в этой ситуации как бы главнее, поскольку, вы только начинаете движение;
- если вы, двигаясь в потоке машин, перестраиваетесь на соседнюю полосу (меняете направление своего движения), по которой движутся другие машины, не меняя своего направления, то и в этой ситуации они как бы главнее, потому что едут прямо, без изменения направления движения.
Многие спорные вопросы, возникающие во время перестроения, рассмотрены в небольшой серии публикаций Перестроение.
Одно из самых важных качеств водителя в процессе управления автомобилем это контроль дорожной обстановки, или умение как наблюдать за дорогой.
Необходимо постоянно следить за всем, что происходит вокруг автомобиля, и все время «мониторить» изменение дорожной обстановки.
Все, что вы сейчас читаете, относится к ответу на вопрос: для чего необходим контроль дорожной обстановки.
По-сути, за теми действиями, которые вы в процессе движения совершаете на дороге, наблюдают другие участники (по крайней мере, должны это делать для своей же безопасности).
Вам, в свою очередь, необходимо наблюдать за ними (в т.ч. за всей дорогой, попадающей в поле зрения), т.е. контролировать их действия в процессе своего движения по дороге.
Вы можете спросить, для чего нужно контролировать ИХ действия? Казалось бы, они едут, ну и пусть сами себя контролируют ...
Это нужно для того, чтобы вы успели сориентироваться в ситуации в случае, если что-то пойдет «не так», и приняли меры для того, чтобы не попасть ДТП.
Все, что изложено выше по тексту это, собственно, и есть ответ на вопрос, что такое контроль дорожной обстановки, и для чего он нужен.
О том, как наблюдать за дорогой — ниже по тексту.
Как наблюдать за дорогой
Как наблюдать за дорогой? С дорожной ситуацией впереди автомобиля все просто — во время движения ваш взгляд все время должен скользить впереди машины.
Взгляд скользит ближе — дальше, снова ближе и снова дальше и так далее. Это основное направление взгляда.
Отводить взгляд от основного направления целесообразно только на очень короткое время. Посмотрели в сторону — увидели то, что вам нужно — возвращаете взгляд на место, на дорогу впереди автомобиля.
Не следует надолго задерживать свой взгляд в какой-то точке на дороге, также не нужно «привязывать» его к линии разметки. В противном случае, вы станете вилять по проезжей части.
Как делать, чтобы такого не происходило, есть ответ в статье Как научиться ездить ровно.
То, что происходит позади вашего автомобиля, вы можете видеть в салонное или боковые зеркала заднего вида. Как правильно отрегулировать зеркала можно прочесть в статье Управление автомобилем. Часть 1. Посадка.
Но как бы вы их не настраивали, абсолютно все, что делается сзади и с боков автомобиля увидеть невозможно.
Любой автомобиль имеет так называемые мертвые или слепые для обзора зоны. Это те участки с задних боков автомобиля, которые не видны в зеркалах.
Их можно увидеть, только повернув голову и бросив взгляд (посмотрев) в эту сторону. Об этом подробно изложено в статье О слепой (мертвой) зоне автомобиля.
По этой причине перед любым маневром помимо взгляда в боковое зеркало есть смысл контролировать «слепую зону» зеркал автомобиля поворотом головы. Это нужно делать быстро.
Повернули голову, взглянули в слепую зону, и тут же поворачиваете голову обратно. Отводить взгляд от основного направления есть смысл не более чем на 1 секунду, потому что ситуация впереди на дороге также изменяется очень быстро.
Таким образом, общий порядок действий при совершении любого маневра будет следующий:
- движение прямо
- включение «поворотника»
- взгляд в зеркало
- поворот головы и взгляд в «мертвую зону»
- маневр (перестроение, поворот, разворот)
- выключение «поворотника»
- движение прямо — взгляд в зеркало для контроля ситуации сзади автомобиля
Особое внимание нужно уделить контролю ситуации сзади автомобиля перед торможением.
В плотном потоке машин не все соблюдают нужную дистанцию. Кто-то в буквальном смысле «сидит на заднем бампере» вашей машины, а кто-то очень часто любит перестраиваться, меняя полосы движения.
Поэтому, когда соберетесь тормозить (есть смысл готовиться к этому заранее) – быстро посмотрите в зеркало заднего вида. Вполне возможно, что сзади очень близко движется машина, и ее водитель не ожидает вашего торможения.
Соответственно, если он не ожидает вашего торможения, то он может не успеть сам затормозить. В этой ситуации, согласно ПДД, конечно, будет виноват он, но ведь вашу машину могут зацепить или помять.
В таких случаях целесообразно заранее чуть придавить педаль тормоза, но ровно на столько, чтобы включились стоп-сигналы. Стопы загораются раньше, чем автомобиль начнет торможение, и едущий позади вас водитель сможет их увидеть и сообразить, что «передний» автомобиль приступил к торможению.
Но бывают случаи, когда целесообразно не тормозить, если сзади кто-то «сел на хвост», во избежание случайного наезда заднего «попутчика».
Например, впереди вас кочка или ямка, но автомобиль, едущий сзади, подкрался к вам очень близко. Вы тормозите перед неровностью, а водитель едущего сзади авто этого не ожидает, либо не видит, что вы тормозите.
Обычно, наезд сзади в большинстве случаев так и происходит. Разница лишь в силе удара. Поэтому, лучше пусть подвеска принимает на себя удар, чем зад автомобиля.
Из-за таких случаев необходимо будет выработать в себе привычку перед торможением обязательно смотреть в зеркало заднего вида, и заранее ставить ногу на педаль тормоза.
Для правильного контроля дорожной обстановки недостаточно просто смотреть на дорогу — следует распределять внимание рационально.
«Смотреть рационально» — это распределять внимание в первую очередь на то, что важно для движения и обеспечения безопасности:
1. Концентрация внимания в направлении своего движения. Это нужно для того, чтобы автомобиль точно следовал заданной траектории. Причем смотреть нужно как можно дальше вперед.
Взгляд как бы сканирует дорогу, перемещаясь ближе – дальше. В городском потоке хорошо бы держать в поле зрения несколько впереди идущих машин.
Отводить взгляд от направления движения можно только в том случае, если вы уверены, что в этом направлении все в порядке, и на время не более 1 секунды. Даже за 1 секунду ситуация может сильно измениться.
2. Концентрация внимания на наиболее важных с точки зрения безопасности объектах. Например, увидев рекламный щит, не стоит задерживать на нем внимание — реклама не представляет для вас никакой информационной ценности.
А вот дорожный знак под этим щитом может оказаться важным. Или, например, вы увидели, что автомобиль, едущий впереди, начал тормозить, предположим, перед пешеходным переходом.
Стоит обратить на это внимание — вдруг он пропускает пешехода.
3. Наблюдение за обстановкой на прилегающей к проезжей части территории. Например, там могут стоять люди, на дороге могут внезапно оказаться дети, играющие в свои игры, как вариант, с мячом, который уже через мгновение может оказаться на дороге.
4. Для полного контроля обстановки сбоку и сзади вашей машины следует каждые 10-15 секунд смотреть в зеркала заднего вида. Разумеется, это примерное время, оно зависит от плотности потока.
На трассе за городом, к примеру, можно увеличить этот интервал времени до 1 минуты. Но делать это необходимо.
5. Периодически нужно контролировать «мертвую зону» автомобиля поворотом головы в сторону маневра, особенно перед перестроением.
Другого способа, чтобы проверить эту зону, нет. Дополнительные сферические зеркала не всегда дают точную картину.
6. Старайтесь запоминать участников движения вокруг себя. Например, вы видите, что сзади вас движется автомобиль красного цвета. Вы решаете перестроиться, и вдруг видите, что он исчез из обзора зеркал. Это повод повременить с маневром, и лишний раз окинуть взглядом «слепую зону».
Ну и, наблюдая за дорогой, не нужно забывать о показаниях приборов. Контроль оборотов двигателя важен для поддержания необходимой тяги, особенно при ускорении, замедлении, прохождении поворотов и движении в сложных дорожных условиях.
При относительно равномерном движении можно чаще смотреть на спидометр, и следить за своей скоростью. Тем более, что «внешний» контроль скоростного режима обеспечивается камерами фото-видеофиксации.
Нужно стараться следить за показаниями приборов так, чтобы взгляд был направлен на дорогу, а приборы контролировать периферийным зрением.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «контроль дорожной обстановки», ответов на вопросы «как наблюдать за дорогой» и по обеспечению собственной безопасности на дороге, предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:
Куда смотреть за рулем, чтобы не попасть в ДТП;
Как действовать в опасной ситуации;
Как не приехать в чужой задний бампер;
Почему важно соблюдать дистанцию;
Прогнозирование дорожных ситуаций;
Как избежать ДТП.
Будьте внимательны за рулем.
03.05.2013 14:12
Правила движения нужно соблюдать. Недавно видел аварию. Ауди девушка за рулем, включила левый поворот а повернула направо. В результате авария, хорошо что без жертв.