Обзор изменений ПДД РФ с 1 сентября 2023 года


Комментариев нет

С 1 марта 2023 года текст Правил дорожного движения РФ претерпел масштабные изменения. Основные поправки с кратким содержанием приведены в статье Новое в ПДД с 1 марта 2023 года.

С 1 сентября 2023 года вступает в силу новая редакция ПДД. На этот раз правила движения остались без изменений.

Изменения немного затронули нормы времени управления ТС для водителей, и почти весь обновлен перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация ТС.

По сути, весь список изменений ПДД с 1 сентября относится к техническому состоянию транспортного средства. Ниже по тексту приведен их краткий обзор.

Но, поскольку изменений очень много, то будут приведены, в основном, требования, которые появились в ПДД впервые или были изменены.

Перенос неиспользованного еженедельного отдыха на другое время
Новые требования к тормозным системам
Неисправности рулевого управления
Неисправности световых приборов
Неисправности ТС, влияющие на обзорность
Неисправности шин и колес
Неисправности сцепных устройств
Неисправности ремней безопасности
Неисправности двигателя
Неисправности прочих элементов конструкции и оборудования
Неисправности, связанные с комплектностью ТС

Перенос неиспользованного еженедельного отдыха на другое время

Время управления транспортным средством не должно превышать 9 часов в сутки. Остальное время суток необходимо использовать на отдых.

Допускается увеличить время управления (т.е. сократить отдых), но при этом отдых должен составить не менее 11 часов в сутки (ежедневный отдых).

Через каждые 6 суток работы и отдыха водитель должен дополнительно отдыхать от управления ТС не менее 45 часов (еженедельный отдых).

Но и еженедельный отдых допускается сократить до 24 часов, но не более одного раза в течение 2 подряд календарных недель.

Неизрасходованные часы от еженедельного отдыха водитель должен использовать («отгулять») в течение следующих трех недель.

До 1 сентября еженедельный отдых можно было использовать вместо ежедневного отдыха продолжительностью 9 часов.

Это давало водителям грузовиков и автобусов возможность дольше без отдыха находиться за рулем.

С 1 сентября 2023 года неизрасходованные часы, оставшиеся от еженедельного отдыха должны быть добавлены к ежедневному или еженедельному отдыху.

Другими словами, то обязательное время, которое водитель не отдохнул, он должен полностью использовать для отдыха.

С 1 сентября нормы времени труда и отдыха кроме водителей грузовиков и автобусов распространяются также на самозанятых водителей легкового такси.

Новые требования к тормозным системам

Гидравлическая и пневматическая тормозная система должна быть герметична — здесь ничего нового.

Из нового — то, что в ходе проверки герметичность можно проверить визуально. Если на трубках тормозной магистрали есть следы тормозной жидкости, то это является неисправностью, при которой запрещается эксплуатация ТС.

Из пункта, относящегося к пневматическим и пневмогидравлическим приводам тормозов, исключено упоминание о размере допустимой утечки. Т.е. утечки быть не должно.

Не считаются неисправностью следы ремонта или технического обслуживания гидравлической тормозной системы.

Неисправность пневматических и пневмогидравлических тормозных систем можно будет проверить только с помощью специального оборудования по диагностике (к легковым авто это не относится).

Запрещается эксплуатация транспортного средства, если тормозные трубопроводы и шланги имеют перегибы, трещины, видимые перетирания, надрывы, надрезы, разрывы.

Детали тормозного привода не должны иметь трещин или остаточной деформации. К тормозному приводу относится совокупность деталей тормозной системы ДО тормозных механизмов, осуществляющих непосредственное торможение (диски, барабаны, колодки).

Также запрещается эксплуатация ТС, если не работают средства сигнализации и контроля тормозных систем (любые лампочки и приборы, показывающие состояние тормозной системы), и неисправно устройство фиксации ручного тормоза.

Запрещается эксплуатация, если элементы АБС не закреплены, отсоединены, имеются видимые повреждения или имеется неисправность АБС, о которой сигнализирует световой индикатор на панели приборов.

Проще сказать, если лампочка АБС горит, то система неисправна, и эксплуатация автомобиля запрещена.

Эффективность торможения и работы стояночного тормоза должна определяться с помощью средств технического диагностирования на специальных стендах в ходе планового технического осмотра. (Для личных автомобилей плановый техосмотр отменен с 2021 года).

Ответственность водителя за неисправность стояночного тормоза (ручника): предупреждение или штраф в размере 500 рублей (статья 12.5 ч.1 КоАП РФ).

Ответственность водителя за все остальные нарушения, связанные с неисправностями тормозов: штраф в размере 500 рублей (статья 12.5 ч.2 КоАП РФ) и задержание ТС (эвакуация на штрафстоянку).

Неисправности рулевого управления

Значения суммарного люфта в рулевом управлении остались те же, что и в прежней редакции.

Запрещается эксплуатация:

  • если детали крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма повреждены или отсутствуют;
  • в рулевом механизме и рулевом приводе применяются детали со следами остаточной деформации, с трещинами и другими дефектами;
  • неисправен или отсутствует усилитель рулевого управления;
  • имеется подтекание рабочей жидкости в гидросистеме усилителя рулевого управления (определяется визуально);
  • если при работающем двигателе происходит самопроизвольный поворот рулевого колеса с усилителем рулевого управления от его нейтрального положения.

Ответственность водителя за неисправности рулевого управления: штраф в размере 500 рублей (статья 12.5 ч.2 КоАП РФ) и задержание ТС (эвкуация на штрафстоянку).

Неисправности световых приборов

По прежнему запрещаются изменения в конструкции внешних световых приборов.

Появилось понятие класс источника света. Под ним понимается разновидность лампочек: лампы накаливания (включая галогенные), газоразрядные лампы, диодные лампы.

Если класс установленного источника света в фарах и фонарях световой сигнализации не соответствует предусмотренному изготовителем классу, то эксплуатация ТС запрещается.

Кроме этого, запрещается эксплуатация в случаях, если:

  • нарушена регулировка фар;
  • не работает устройство автоматической коррекции угла наклона фар;
  • отсутствуют или повреждены рассеиватели внешних световых приборов;
  • установлены не предусмотренные конструкцией светового прибора дополнительные оптические элементы;
  • цвет световых огней: красный — спереди и белый — сзади (кроме света от фонаря заднего хода и освещения ГРЗ);
  • неисправны фонари заднего хода (фонари не включаются либо мигают во время работы);
  • неисправны тормозные сигналы (сигналы не включаются при нажатии на тормоз либо мигают во время работы);
  • неисправны габаритные и контурные огни (огни не горят либо мигают во время работы).

Ответственность водителя за неисправности световых приборов: предупреждение или штраф в размере 500 рублей (статья 12.5 ч.1 КоАП РФ).

Однако, если на передней части автомобиля установлены красные лампочки, то размер взыскания «вырастает» до лишения права управления на срок от 6 месяцев до 1 года с конфискацией световых приборов и приспособлений (статья 12.5 ч.3 КоАП РФ).

Неисправности ТС, влияющие на обзорность

Главным новшеством в этом разделе является запрет на использование дополнительных предметов, ограничивающих обзорность, а также запрет на нанесение покрытий, ограничивающие обзорность с места водителя.

Любые вещи, за исключением зеркала заднего вида, деталей стеклоочистителей, наружных и нанесенных или встроенных в стекла радиоантенн, нагревательных элементов устройств размораживания и осушения ветрового стекла, попадают под запрет, если они закрывают обзор с места водителя.

Запрещена тонировка, при которой светопропускание стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, составляет менее 70%, а для ТС, оснащенных броневой защитой, менее 60%.

Запрещается использование зеркальных стекол (за исключением задних стекол), если это не предусмотрено изготовителем транспортного средства.

Кроме этого, запрещается эксплуатация ТС, если:

  • отсутствуют стекла, предусмотренные изготовителем ТС;
  • количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют требованиям технического регламента (таблица 4.1 и пункт 4.12 приложения N8 к ТР);
  • неисправны или отсутствуют стеклоочистители и стеклоомыватели, предусмотренные изготовителем транспортного средства.

За излишнюю тонировку стекол (светопропускаемость менее 70%) водитель может получить штраф 500 рублей (статья 12.5 ч.3.1 КоАП РФ)

Ответственность водителя за другие неисправности, влияющие на обзорность (кроме тонировки): предупреждение или штраф в размере 500 рублей (статья 12.5 ч.1 КоАП РФ).

Неисправности шин и колес

Шины должны соответствовать параметрам, которые определены изготовителем транспортного средства.

При этом, существенными являются три параметра: размерность (например, 205/80 R16), категория скорости (например, Е) и несущая способность (например, 95).

Если установленные шины не соответствуют параметрам, которые определил изготовитель автомобиля, то его эксплуатация запрещается.

Если на одну ось автомобиля установлены шины с разными параметрами, разной конструкции, разным рисунком протектора (более полно — пункт 5.8 Перечня), то эксплуатация автомобиля запрещается.

Следующее новшество — в ПДД прописали запрет на использование шипованных шин летом (в июне, июле и августе для всех ТС) и запрет на использование летних шин зимой (в декабре, январе и феврале, для автомобилей категории В).

Одновременное использование шипованных и нешипованных шин, либо зимних и не зимних шин НЕ допускается (для всех ТС без исключения).

С 1 сентября 2023 года не допускается наличие трещин или сварки на колесных дисках.

Ответственность водителя за неисправности шин и колес, (включая использование шин не по сезону): предупреждение или штраф в размере 500 рублей (статья 12.5 ч.1 КоАП РФ).

Неисправности сцепных устройств

С 1 сентября 2023 года эксплуатация ТС запрещена, если:

  • повреждены детали сцепного механизма любого типа (сцепной шкворень, гнездо шкворня, опорная плита, тяговый крюк, шар, сцепная петля, дышло);
  • отсутствует любая из предусмотренных конструкцией деталь сцепного механизма;
  • имеется деформация сцепной петли или дышла, при которой нарушена симметрия крепления;
  • гайки, которые должны быть затянуты и зашплинтованы, не затягиваются, или не зашплинтованы.

Ответственность водителя за неисправности сцепных устройств:

— если автомобиль без прицепа: предупреждение или штраф в размере 500 рублей (статья 12.5 ч.1 КоАП РФ);
— если автомобиль с прицепом (буксирует): штраф в размере 500 рублей (статья 12.5 ч.2 КоАП РФ) и задержание ТС (эвакуация на штрафстоянку).

Неисправности ремней безопасности

Ремни безопасности, предусмотренные изготовителем транспортного средства, должны быть в рабочем состоянии и не повреждены.

В целом, данный раздел не изменился с прошлой редакции, но в новой версии более подробно описаны случаи, когда ремень безопасности считается неработоспособным:

  • лямка имеет надрыв;
  • замок не фиксирует «язык» лямки или не открывается при нажатии на кнопку;
  • ремень не вытягивается и не сворачивается (не работает катушка);
  • не работает фиксатор ремня при резком вытягивании (аварийный фиксатор).

Ответственность водителя за неисправности ремней безопасности: предупреждение или штраф в размере 500 рублей (статья 12.5 ч.1 КоАП РФ).

Неисправности двигателя

Требования к топливной и выпускной системам автомобиля, в целом, остались прежние. С 1 сентября 2023 года дополнительно указано, что эти системы должны быть герметичны и иметь должную комплектность.

Другими словами, удаление отдельных элементов из систем не допускается.

Требования к уровню шума остались прежние.

Требования к автомобилям, на которых установлено газобаллонное оборудование прописаны в техническом регламенте ТС (пункт 9.8 приложения N8). Одно из главных требований — отсутствие утечки газа.

Если система питания газобаллонных ТС не соответствует прописанным в ТР требованиям, то эксплуатация запрещается.

Ответственность водителя за неисправности двигателя и его систем: предупреждение или штраф в размере 500 рублей (статья 12.5 ч.1 КоАП РФ).

Неисправности прочих элементов конструкции и оборудования

В этот раздел входят неисправности, которые по своему содержанию «не вошли» в предыдущие разделы.

К ним относятся неисправности защитных устройств, замков дверей и кабины, звукового сигнала, электропроводки, деталей подвески и так далее (раздел 9 Перечня).

Отдельной графой прописаны требования к мотоциклам, автобусам и к отдельным группам транспортных средств (эвакуаторы, грузоподъемники, цистерны, фургоны, специальные ТС и т.д.)

Запрещается установка специальных световых (мигалок) и звуковых сигналов. Также запрещается любое несогласованное внесение изменений в конструкцию ТС.

Если на автомобиле установлены специальные световые мигалки и звуковые сигналы, либо авто «перекрашен» в цвета спец.служб, то водителя ждет наказание в виде лишения прав на срок от 1 года до полутора лет (статья 12.5 ч.4 КоАП РФ).

Ответственность водителя за другие прочие неисправности: предупреждение или штраф в размере 500 рублей (статья 12.5 ч.1 КоАП РФ).

Неисправности, связанные с комплектностью ТС

Государственные регистрационные знаки должны быть установлены на своих штатных местах.

Опознавательный знак (при необходимости) должен быть установлен на транспортном средстве в соответствии с пунктом 8 Основных положений по допуску ТС к эксплуатации.

Запрещается использовать различные устройства, мешающие считыванию информации с гос. регистрационных знаков.

Ответственность водителя за нарушение, связанное с неправильной установкой гос.номеров: 5 тысяч рублей или лишение прав на срок от 1 до 3-х месяцев (статья 12.2 КоАП РФ).

Ответственность водителя за отсутствие одного из необходимых опознавательных знаков: предупреждение или штраф в размере 500 рублей (статья 12.5 ч.1 КоАП РФ).

На этом, поправки в ПДД заканчиваются. Список ранних изменений ПДД опубликован на странице Изменения ПДД РФ вступившие в законную силу.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

В продолжение темы «правила дорожного движения», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Правила проезда нерегулируемых перекрестков;
Правила проезда регулируемых перекрестков;
Дорожные знаки и дорожная разметка ПДД;
Количество полос и боковой интервал;
Почему важно соблюдать дистанцию;
Как научиться ездить ровно.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Новости

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.