С 1 марта 2023 года текст Правил дорожного движения РФ претерпел масштабные изменения. Основные поправки с кратким содержанием приведены в статье Новое в ПДД с 1 марта 2023 года.
С 1 сентября 2023 года вступает в силу новая редакция ПДД. На этот раз правила движения остались без изменений.
Изменения немного затронули нормы времени управления ТС для водителей, и почти весь обновлен перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация ТС.
По сути, весь список изменений ПДД с 1 сентября относится к техническому состоянию транспортного средства. Ниже по тексту приведен их краткий обзор.
Но, поскольку изменений очень много, то будут приведены, в основном, требования, которые появились в ПДД впервые или были изменены.
Перенос неиспользованного еженедельного отдыха на другое время
Новые требования к тормозным системам
Неисправности рулевого управления
Неисправности световых приборов
Неисправности ТС, влияющие на обзорность
Неисправности шин и колес
Неисправности сцепных устройств
Неисправности ремней безопасности
Неисправности двигателя
Неисправности прочих элементов конструкции и оборудования
Неисправности, связанные с комплектностью ТС
Перенос неиспользованного еженедельного отдыха на другое время
Время управления транспортным средством не должно превышать 9 часов в сутки. Остальное время суток необходимо использовать на отдых.
Допускается увеличить время управления (т.е. сократить отдых), но при этом отдых должен составить не менее 11 часов в сутки (ежедневный отдых).
Через каждые 6 суток работы и отдыха водитель должен дополнительно отдыхать от управления ТС не менее 45 часов (еженедельный отдых).
Но и еженедельный отдых допускается сократить до 24 часов, но не более одного раза в течение 2 подряд календарных недель.
Неизрасходованные часы от еженедельного отдыха водитель должен использовать («отгулять») в течение следующих трех недель.
До 1 сентября еженедельный отдых можно было использовать вместо ежедневного отдыха продолжительностью 9 часов.
Это давало водителям грузовиков и автобусов возможность дольше без отдыха находиться за рулем.
С 1 сентября 2023 года неизрасходованные часы, оставшиеся от еженедельного отдыха должны быть добавлены к ежедневному или еженедельному отдыху.
Другими словами, то обязательное время, которое водитель не отдохнул, он должен полностью использовать для отдыха.
С 1 сентября нормы времени труда и отдыха кроме водителей грузовиков и автобусов распространяются также на самозанятых водителей легкового такси.
Новые требования к тормозным системам
Гидравлическая и пневматическая тормозная система должна быть герметична — здесь ничего нового.
Из нового — то, что в ходе проверки герметичность можно проверить визуально. Если на трубках тормозной магистрали есть следы тормозной жидкости, то это является неисправностью, при которой запрещается эксплуатация ТС.
Из пункта, относящегося к пневматическим и пневмогидравлическим приводам тормозов, исключено упоминание о размере допустимой утечки. Т.е. утечки быть не должно.
Не считаются неисправностью следы ремонта или технического обслуживания гидравлической тормозной системы.
Неисправность пневматических и пневмогидравлических тормозных систем можно будет проверить только с помощью специального оборудования по диагностике (к легковым авто это не относится).
Запрещается эксплуатация транспортного средства, если тормозные трубопроводы и шланги имеют перегибы, трещины, видимые перетирания, надрывы, надрезы, разрывы.
Детали тормозного привода не должны иметь трещин или остаточной деформации. К тормозному приводу относится совокупность деталей тормозной системы ДО тормозных механизмов, осуществляющих непосредственное торможение (диски, барабаны, колодки).
Также запрещается эксплуатация ТС, если не работают средства сигнализации и контроля тормозных систем (любые лампочки и приборы, показывающие состояние тормозной системы), и неисправно устройство фиксации ручного тормоза.
Запрещается эксплуатация, если элементы АБС не закреплены, отсоединены, имеются видимые повреждения или имеется неисправность АБС, о которой сигнализирует световой индикатор на панели приборов.
Проще сказать, если лампочка АБС горит, то система неисправна, и эксплуатация автомобиля запрещена.
Эффективность торможения и работы стояночного тормоза должна определяться с помощью средств технического диагностирования на специальных стендах в ходе планового технического осмотра. (Для личных автомобилей плановый техосмотр отменен с 2021 года).
Ответственность водителя за неисправность стояночного тормоза (ручника): предупреждение или штраф в размере 500 рублей (статья 12.5 ч.1 КоАП РФ).
Ответственность водителя за все остальные нарушения, связанные с неисправностями тормозов: штраф в размере 500 рублей (статья 12.5 ч.2 КоАП РФ) и задержание ТС (эвакуация на штрафстоянку).
Неисправности рулевого управления
Значения суммарного люфта в рулевом управлении остались те же, что и в прежней редакции.
Запрещается эксплуатация:
- если детали крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма повреждены или отсутствуют;
- в рулевом механизме и рулевом приводе применяются детали со следами остаточной деформации, с трещинами и другими дефектами;
- неисправен или отсутствует усилитель рулевого управления;
- имеется подтекание рабочей жидкости в гидросистеме усилителя рулевого управления (определяется визуально);
- если при работающем двигателе происходит самопроизвольный поворот рулевого колеса с усилителем рулевого управления от его нейтрального положения.
Ответственность водителя за неисправности рулевого управления: штраф в размере 500 рублей (статья 12.5 ч.2 КоАП РФ) и задержание ТС (эвкуация на штрафстоянку).
Неисправности световых приборов
По прежнему запрещаются изменения в конструкции внешних световых приборов.
Появилось понятие класс источника света. Под ним понимается разновидность лампочек: лампы накаливания (включая галогенные), газоразрядные лампы, диодные лампы.
Если класс установленного источника света в фарах и фонарях световой сигнализации не соответствует предусмотренному изготовителем классу, то эксплуатация ТС запрещается.
Кроме этого, запрещается эксплуатация в случаях, если:
- нарушена регулировка фар;
- не работает устройство автоматической коррекции угла наклона фар;
- отсутствуют или повреждены рассеиватели внешних световых приборов;
- установлены не предусмотренные конструкцией светового прибора дополнительные оптические элементы;
- цвет световых огней: красный — спереди и белый — сзади (кроме света от фонаря заднего хода и освещения ГРЗ);
- неисправны фонари заднего хода (фонари не включаются либо мигают во время работы);
- неисправны тормозные сигналы (сигналы не включаются при нажатии на тормоз либо мигают во время работы);
- неисправны габаритные и контурные огни (огни не горят либо мигают во время работы).
Ответственность водителя за неисправности световых приборов: предупреждение или штраф в размере 500 рублей (статья 12.5 ч.1 КоАП РФ).
Однако, если на передней части автомобиля установлены красные лампочки, то размер взыскания «вырастает» до лишения права управления на срок от 6 месяцев до 1 года с конфискацией световых приборов и приспособлений (статья 12.5 ч.3 КоАП РФ).
Неисправности ТС, влияющие на обзорность
Главным новшеством в этом разделе является запрет на использование дополнительных предметов, ограничивающих обзорность, а также запрет на нанесение покрытий, ограничивающие обзорность с места водителя.
Любые вещи, за исключением зеркала заднего вида, деталей стеклоочистителей, наружных и нанесенных или встроенных в стекла радиоантенн, нагревательных элементов устройств размораживания и осушения ветрового стекла, попадают под запрет, если они закрывают обзор с места водителя.
Запрещена тонировка, при которой светопропускание стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, составляет менее 70%, а для ТС, оснащенных броневой защитой, менее 60%.
Запрещается использование зеркальных стекол (за исключением задних стекол), если это не предусмотрено изготовителем транспортного средства.
Кроме этого, запрещается эксплуатация ТС, если:
- отсутствуют стекла, предусмотренные изготовителем ТС;
- количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют требованиям технического регламента (таблица 4.1 и пункт 4.12 приложения N8 к ТР);
- неисправны или отсутствуют стеклоочистители и стеклоомыватели, предусмотренные изготовителем транспортного средства.
За излишнюю тонировку стекол (светопропускаемость менее 70%) водитель может получить штраф 500 рублей (статья 12.5 ч.3.1 КоАП РФ)
Ответственность водителя за другие неисправности, влияющие на обзорность (кроме тонировки): предупреждение или штраф в размере 500 рублей (статья 12.5 ч.1 КоАП РФ).
Неисправности шин и колес
Шины должны соответствовать параметрам, которые определены изготовителем транспортного средства.
При этом, существенными являются три параметра: размерность (например, 205/80 R16), категория скорости (например, Е) и несущая способность (например, 95).
Если установленные шины не соответствуют параметрам, которые определил изготовитель автомобиля, то его эксплуатация запрещается.
Если на одну ось автомобиля установлены шины с разными параметрами, разной конструкции, разным рисунком протектора (более полно — пункт 5.8 Перечня), то эксплуатация автомобиля запрещается.
Следующее новшество — в ПДД прописали запрет на использование шипованных шин летом (в июне, июле и августе для всех ТС) и запрет на использование летних шин зимой (в декабре, январе и феврале, для автомобилей категории В).
Одновременное использование шипованных и нешипованных шин, либо зимних и не зимних шин НЕ допускается (для всех ТС без исключения).
С 1 сентября 2023 года не допускается наличие трещин или сварки на колесных дисках.
Ответственность водителя за неисправности шин и колес, (включая использование шин не по сезону): предупреждение или штраф в размере 500 рублей (статья 12.5 ч.1 КоАП РФ).
Неисправности сцепных устройств
С 1 сентября 2023 года эксплуатация ТС запрещена, если:
- повреждены детали сцепного механизма любого типа (сцепной шкворень, гнездо шкворня, опорная плита, тяговый крюк, шар, сцепная петля, дышло);
- отсутствует любая из предусмотренных конструкцией деталь сцепного механизма;
- имеется деформация сцепной петли или дышла, при которой нарушена симметрия крепления;
- гайки, которые должны быть затянуты и зашплинтованы, не затягиваются, или не зашплинтованы.
Ответственность водителя за неисправности сцепных устройств:
— если автомобиль без прицепа: предупреждение или штраф в размере 500 рублей (статья 12.5 ч.1 КоАП РФ);
— если автомобиль с прицепом (буксирует): штраф в размере 500 рублей (статья 12.5 ч.2 КоАП РФ) и задержание ТС (эвакуация на штрафстоянку).
Неисправности ремней безопасности
Ремни безопасности, предусмотренные изготовителем транспортного средства, должны быть в рабочем состоянии и не повреждены.
В целом, данный раздел не изменился с прошлой редакции, но в новой версии более подробно описаны случаи, когда ремень безопасности считается неработоспособным:
- лямка имеет надрыв;
- замок не фиксирует «язык» лямки или не открывается при нажатии на кнопку;
- ремень не вытягивается и не сворачивается (не работает катушка);
- не работает фиксатор ремня при резком вытягивании (аварийный фиксатор).
Ответственность водителя за неисправности ремней безопасности: предупреждение или штраф в размере 500 рублей (статья 12.5 ч.1 КоАП РФ).
Неисправности двигателя
Требования к топливной и выпускной системам автомобиля, в целом, остались прежние. С 1 сентября 2023 года дополнительно указано, что эти системы должны быть герметичны и иметь должную комплектность.
Другими словами, удаление отдельных элементов из систем не допускается.
Требования к уровню шума остались прежние.
Требования к автомобилям, на которых установлено газобаллонное оборудование прописаны в техническом регламенте ТС (пункт 9.8 приложения N8). Одно из главных требований — отсутствие утечки газа.
Если система питания газобаллонных ТС не соответствует прописанным в ТР требованиям, то эксплуатация запрещается.
Ответственность водителя за неисправности двигателя и его систем: предупреждение или штраф в размере 500 рублей (статья 12.5 ч.1 КоАП РФ).
Неисправности прочих элементов конструкции и оборудования
В этот раздел входят неисправности, которые по своему содержанию «не вошли» в предыдущие разделы.
К ним относятся неисправности защитных устройств, замков дверей и кабины, звукового сигнала, электропроводки, деталей подвески и так далее (раздел 9 Перечня).
Отдельной графой прописаны требования к мотоциклам, автобусам и к отдельным группам транспортных средств (эвакуаторы, грузоподъемники, цистерны, фургоны, специальные ТС и т.д.)
Запрещается установка специальных световых (мигалок) и звуковых сигналов. Также запрещается любое несогласованное внесение изменений в конструкцию ТС.
Если на автомобиле установлены специальные световые мигалки и звуковые сигналы, либо авто «перекрашен» в цвета спец.служб, то водителя ждет наказание в виде лишения прав на срок от 1 года до полутора лет (статья 12.5 ч.4 КоАП РФ).
Ответственность водителя за другие прочие неисправности: предупреждение или штраф в размере 500 рублей (статья 12.5 ч.1 КоАП РФ).
Неисправности, связанные с комплектностью ТС
Государственные регистрационные знаки должны быть установлены на своих штатных местах.
Опознавательный знак (при необходимости) должен быть установлен на транспортном средстве в соответствии с пунктом 8 Основных положений по допуску ТС к эксплуатации.
Запрещается использовать различные устройства, мешающие считыванию информации с гос. регистрационных знаков.
Ответственность водителя за нарушение, связанное с неправильной установкой гос.номеров: 5 тысяч рублей или лишение прав на срок от 1 до 3-х месяцев (статья 12.2 КоАП РФ).
Ответственность водителя за отсутствие одного из необходимых опознавательных знаков: предупреждение или штраф в размере 500 рублей (статья 12.5 ч.1 КоАП РФ).
На этом, поправки в ПДД заканчиваются. Список ранних изменений ПДД опубликован на странице Изменения ПДД РФ вступившие в законную силу.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
В продолжение темы «правила дорожного движения», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:
Правила проезда нерегулируемых перекрестков;
Правила проезда регулируемых перекрестков;
Дорожные знаки и дорожная разметка ПДД;
Количество полос и боковой интервал;
Почему важно соблюдать дистанцию;
Как научиться ездить ровно.
Будьте внимательны за рулем.
Задайте вопрос или оставьте комментарий