Серия статей Перестроение
- Перестроение в потоке
- Перестроение (смена полосы) на перекрестке
- Одиночное перестроение. Теория и практика
- Одновременное перестроение (выезд) из одной полосы
- Одновременное перестроение. Теория и практика
- Поворотник, перестроение и обгон
- Одновременное перестроение на многополосной дороге
- Взаимное перестроение в одну полосу
- Взаимное перестроение в одну полосу — 2
- Перестроение на перекрестке. Приоритет
Содержание:
Что такое перестроение на дороге
Кто должен уступить дорогу при перестроении
Одиночное перестроение на дороге
Что такое перестроение на дороге
В соответствии с определением, данным в пункте 1.2 ПДД, перестроение — это выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.
Почему в трактовке указано как бы двойственное толкование: выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда?
Количество полос определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними (пункт 9.1 ПДД).
Разметка полос на проезжей части может по разным причинам отсутствовать (стерлась от времени, скрыта под грязью, под снегом и пр.).
Тогда количество полос определяется водителями по вышеупомянутым знакам направлений движения по полосам, а в случае их отсутствия, визуально, с учетом ширины дороги, габаритов ТС и интервалов между ними.
Пока дорожная разметка «свежая», или хотя бы различимая, разграниченные полосы на проезжей части видно более или менее отчетливо, можно точно сказать, что автомобиль движется в пределах отведенной полосы.
Выезд, (смещение) транспортного средства за пределы отведенной разметкой полосы, соответствует перестроению.
Если же разметка полос на дороге отсутствует, или ее не видно, то транспортные средства движутся друг за другом в ряд (или рядами). На широкой дороге таких рядов может быть несколько (один, два, три и более).
Таким образом, выезд из занимаемого ряда и будет соответствовать перестроению.
Выезд из своего ряда в движущемся транспортном потоке непременно приведет к тому, что попутные траектории движения транспортных средств будут пересекаться.
В таком случае, возникает вопрос: кто кому должен уступить дорогу при перестроении?
Кто должен уступить дорогу при перестроении
Обычно, целью перестроения является необходимость занять место на проезжей части (т.е. перестроиться), в соответствии с вашими дальнейшими намерениями в процессе движения.
Например, вам нужно перестроиться для того, чтобы повернуть или развернуться, чтобы опередить попутчика с выездом из занимаемой полосы, чтобы объехать неровность дороги или препятствие, и т.д.
Другими словами, если движение по данной полосе вас по каким-то причинам не устраивает, либо организация движения вынуждает вас сместиться левее или правее, то вы прибегаете к перестроению.
Если же, движение по данной полосе вас устраивает, организация движения позволяет ехать не смещаясь, и вы не предполагаете съезжать с дороги, то менять полосу «просто так», без надобности, для вас нет смысла.
Право на первоочередное движение во время перестроения (кто должен уступить при перестроении) прописано в пункте 8.4 ПДД:
«При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа».
Можно обратить внимание, что преимущество определено как во время одиночного, так и в процессе одновременного перестроения.
Одиночное перестроение — это когда в потоке движущихся транспортных средств перестраивается кто-то один, а его соседи продолжают двигаться каждый в границах своей полосы или своего ряда.
Одновременное перестроение — это когда одновременно перестраиваются два соседних транспортных средства, движущихся либо по смежным полосам, либо выезжающих из одной полосы.
Одиночное перестроение на дороге
Само по себе одиночное перестроение, как маневр, особых трудностей не вызывает. Примерный алгоритм одиночного перестроения (порядок действий) описан в статье Перестроение в потоке.
Техника безопасности в процессе осуществления «переезда» из ряда в ряд вместе с разбором дорожной ситуации изложена в статье Перестроение на дороге. Безопасность маневра.
Но, поскольку на дорогах часто возникают неоднозначные ситуации (а любая ситуация всегда развивается в динамике), тогда, чтобы не столкнуться, возникает вопрос: кто должен уступить дорогу при перестроении в этой конкретной ситуации.
Поскольку, ситуаций множество, то представления о развитии ситуаций у людей не однозначные.
По сути, вопрос можно сформулировать следующим образом: Как перестроиться в соответствии с ПДД, не создавая при этом проблем для окружающих участников движения?
Ну и, разумеется, не попасть в ДТП в процессе «переезда» из ряда в ряд, чтобы позже не выяснять кто прав, а кто не прав в сложившейся ситуации.
Начнем с прояснения того факта, что когда ситуация рассматривается на картинке, а картинка статична, то и воспринимается она в статике, т.е. неподвижно.
Можно на нее смотреть, рассуждать, фантазировать, другими словами, рассматривать варианты развития ситуации. Это теория.
В реальности, на дороге, транспортные средства движутся, причем, их может быть много, все движутся с неравномерной скоростью, и дорога не всегда прямая и ровная.
На практике все эти нюансы, плюс изменение дорожной обстановки, необходимо учитывать в процессе движения. Ваш автомобиль движется, и дорожная ситуация изменяется в движении.
Возьмем для примера простой случай. Есть проезжая часть в две или более полосы, и есть два автомобиля А и Б.
Предположим, автомобилю Б необходимо перестроиться левее, на полосу, по которой движется автомобиль А. Как ему целесообразно выполнить маневр, чтобы и ПДД не нарушить, и не столкнуться с автомобилем А?
Расположение машин на картинке выбрано таким не случайно. Обычно транспортные средства движутся в ломанном шахматном порядке, и этот «порядок» постоянно перемешивается и изменяется.
В процессе смещения на соседнюю полосу, пути двух машин неизбежно пересекутся, и кто-то из них обязан уступить дорогу.
В соответствии с пунктом 8.4 ПДД, преимуществом пользуется водитель, который движется попутно, не меняя полосу движения, на рисунке это автомобиль А. Следовательно, в процессе перестроения уступить дорогу должен автомобиль Б.
Уступить дорогу (не создавать помех) — это, в соответствии с определением, означает, что в нашем случае автомобилю А не должно быть создано помех в движении. Таким образом, у водителя Б есть два варианта:
- 1) Перестроиться налево с опережением автомобиля А. Если во время этого маневра водителю А не придется тормозить, то перестроение будет выполнено в рамках ПДД;
- 2) Сбавить ход (снизить скорость, притормозить), пропустить автомобиль А вперед, после этого перестроиться левее и занять положение вслед за автомобилем А.
Из этих двух вариантов наиболее безопасным является вариант 2. Почему? Давайте рассмотрим. Причин для «беспокойства» может быть несколько.
В первом случае для безопасного маневра необходимо свободное пространство впереди опережаемой машины (автомобиля А), достаточное для безопасного опережения.
Как быстро это пространство будет пройдено, зависит от количества участников впереди на проезжей части, и скорости их движения.
Учитывая эмоциональную составляющую участников этого процесса, кое-кому может не понравиться ваш маневр, и вам могут попытаться воспрепятствовать, как некоторые препятствуют завершению обгона, просто увеличивая свою скорость.
Такое бывает, и в случае столкновения виновным будет признан тот водитель, который перестраивается. Такова дорожная реальность.
Очень может произойти так, что в рамках ПДД опередив автомобиль А, придется тут же, после завершения перестроения, тормозить самому, что очень нежелательно.
Причины для этого могут быть разными, но ваше торможение может стать полной неожиданностью для попутчика сзади (водитель автомобиля А, который теперь уже будет находиться позади, может не успеть затормозить, и врежется сзади).
Второй вариант перестроения более рациональный. В этом случае у водителя Б появляется сразу несколько преимуществ.
Во-первых, он снижает скорость, и его «стопы» и включенный в данном случае левый «поворотник» будут видны далеко едущим позади него. Т.е. для едущих сзади его намерения уже понятны!
Одновременно водитель Б сам следит за дорогой сзади машины по зеркалам, и есть возможность выбрать удобный момент для перестроения. К тому же ситуация впереди автомобиля предсказуемая – она видна, там движется автомобиль А, и он располагается перед глазами.
Единственное неудобство во втором варианте перестроения может сложиться, когда левая полоса будет полностью занята другими транспортными средствами. Такой вариант событий может произойти в абсолютно любом месте, от него никто не застрахован.
В таком случае – без вариантов, придется ждать, когда кто-нибудь из водителей снизит скорость, и «впустит» в этот ряд, т.е. предоставит возможность завершить перестроение.
Примерно таким же образом следует менять полосу (перестраиваться) позиционно слева – направо, т.е. в зеркальном порядке рассмотренному примеру.
Ну а непосредственно перед маневром еще целесообразно повернуть голову и посмотреть в ту сторону на дорогу, куда выполняется перестроение. Это нужно для «контрольной» проверки слепой зоны автомобиля.
Зеркала заднего вида не могут обеспечить полную картину того, что делается со стороны «задних» боков автомобиля, поэтому есть смысл проверять эти зоны взглядом. См. статью О слепой (мертвой) зоне автомобиля.
В следующей публикации по теме перестроения рассмотрим теорию и практику одновременного перестроения из смежных полос.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «что такое перестроение на дороге» и «кто должен уступить дорогу при перестроении», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:
Одновременное перестроение на многополосной дороге;
Одновременное перестроение (выезд) из одной полосы;
Одновременный отъезд от края проезжей части;
Перестроение на перекрестке. Приоритет;
Как не приехать в чужой задний бампер;
Почему важно соблюдать дистанцию;
Перестроение и обгон.
Будьте внимательны за рулем.
08.02.2018 19:59
Здравствуйте. Интересует вопрос перестроения из одной полосы в другую, без разметки, на нерегулируемых перекрестках. Разрешено перестроение на самом перекрестке или нет?
А также прошу ссылку на перестроение на пешеходных переходах.
09.02.2018 07:02
Здравствуйте Рустам.
Перестроение на перекрестке любого типа не запрещено, и должно происходить в соответствии с пунктом 8.4. Целесообразность смены полосы именно на перекрестке сейчас обсуждать не будем.
Рекомендую статью Перестроение (смена полосы) на перекрестке. Материал актуален и для нерегулируемых перекрестков.
Еще вам в помощь статья Как перестроиться на перекрестке.
Ссылку на правила перестроения непосредственно на пешеходном переходе вы нигде не найдете. Перестроение на переходе в отсутствие пешеходов не запрещено.
Но пешеходный переход «включен» в проезжую часть, на которой полосы движения, в свою очередь, могут быть разграничены сплошной линией разметки 1.1, которую пересекать запрещается.
Обгон на пешеходном переходе тоже запрещен. См. статью Обгон на пешеходном переходе.
Если это перекресток двухполосных дорог, то нужно учесть правила перестроения на встречную полосу. См. статью Выезд на встречную полосу и пункт 9.1 (1) ПДД.