Серия статей Поворот направо
Здравствуйте, уважаемый читатель.
Поговорим о том, что означает поворот направо в ПДД, и рассмотрим аварийно опасные ситуации в случаях, когда происходит поворот направо во двор, поворот направо на перекрестке и при повороте на круговое движение.
Поехали.
Поворот направо в большинстве дорожных ситуаций считается самым простым и легким маневром в плане его исполнения.
Несложным он считается потому, что в подавляющем большинстве случаев поворот направо происходит с крайней правой полосы, и легко контролировать ситуацию впереди по движению и слева от машины.
При осуществлении поворота направо в рамках ПДД во многих случаях пути движения с другими транспортными средствами не пересекаются.
Тем не менее, бывают ситуации, когда даже этот вполне безобидный маневр в определенных случаях может привести к ДТП.
Некоторые из них будут приведены ниже. Но сначала несколько слов о правилах поворота направо и причинах возникновения ДТП.
Далее, в статье:
1. Поворот направо в ПДД
2. Поворот направо во дворы
3. Поворот направо на перекрестке
4. Поворот на круговое движение
Поворот направо в ПДД
Для начала следует обратиться к Правилам и вспомнить, как сформулирован поворот направо в ПДД.
Обратите внимание, что в Правилах отсутствует официальное определение термину «поворот». Но в ПДД присутствуют выражения «поворот налево» и «поворот направо».
Эти выражения встречаются в разных разделах, и формируют правила поворотов налево и направо, соответственно.
Сформулируем с упором на текст Правил, что означает поворот направо в ПДД, а после, рассмотрим типичные опасные ситуации, которые возникают в процессе осуществления правого поворота.
Пункт 8.5 ПДД обязывает водителей перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части кроме случаев, когда совершается въезд (поворот) на круговое движение.
Это значит, что на круговой перекресток (обозначенный знаком 4.3 «Круговое движение») можно заехать с любой полосы, а во всех остальных случаях перед поворотом направо, нужно «прижаться» как можно правее к краю проезжей части дороги, с которой совершается поворот.
Что значит «прижаться» — ответ в статье Крайнее положение на проезжей части.
Во втором абзаце пункта 8.6 ПДД есть строка, имеющая следующее содержание:
«При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части».
Объединяем оба пункта и получаем следующий вывод.
Правильная (т.е. в соответствии с ПДД) траектория поворота направо должна проходить из крайнего правого положения на проезжей части дороги, с которой выполняется поворот, на правую полосу проезжей части пересекаемой дороги.
Так должно происходить во всех случаях, кроме въезда на перекресток с круговым движением и кроме случаев, когда знаками 5.15.2 «Направления движения по полосе» ПДД разрешают повернуть направо еще и со второй полосы.
На перекресток, на котором организовано круговое движение, Правила разрешают въехать с любой полосы (с любого ряда (пункт 8.5 ПДД)).
К тому же, специфика въезда на «круг» (непосредственно поворот) отличается от поворота на обычном (не круговом) перекрестке. См. статью Проезд перекрестков с круговым движением.
Точно так же, немного отличается линия поворота направо из второго ряда (из второй полосы).
Когда вы на обычном перекрестке поворачиваете направо в разрешенном случае из второй полосы, то на дуге своего поворота нужно держаться как бы параллельно траектории поворота из правой (первой) полосы.
См. материал статьи Со второй полосы — направо.
Изложенное выше по тексту имеет отношение к траектории поворота направо. Правильная траектория поворота направо — это такая, которая на вступает в противоречие с ПДД, и обеспечивает безопасный поворот.
Теперь, о приоритетах, в смысле о том, кому ПДД обязывают уступить на правом повороте.
При повороте направо пункт 13.1 ПДД обязывает вас уступить дорогу пешеходам, лицам на СИМ, и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую вы поворачиваете.
Вы поворачиваете направо: при этом, если есть необходимость, тогда останавливаетесь, для того чтобы уступить дорогу перечисленным участникам движения. После того, как они прошли, можете продолжить движение.
Это, собственно, все, что необходимо знать о правилах поворота направо в соответствии с ПДД. Они просты для понимания и не сложны для выполнения.
Тем не менее, в процессе осуществления этого, казалось бы, простого маневра нередко случаются разной степени тяжести столкновения.
Само по себе столкновение — это результат того, что кто-то один из участвующих что-то нарушил, а другой по разным причинам не предусмотрел этого нарушения или не заметил его, но оказался во взаимодействии с первым.
При этом, часто в ДТП попадает тот, который не нарушал Правила. Это лишний раз подтверждает высказывание, что формальное соблюдение ПДД недостаточно для того, чтобы не попасть ДТП.
ДТП любого рода происходят чаще всего по причине неверного восприятия дорожной ситуации и несвоевременной реакции на ее изменение.
Как пример, водитель не увидел другой автомобиль, находящийся в слепой зоне зеркал, перестроился, а тут – бац ...
Затем, после ДТП, следует недоумение и вопрос – откуда он взялся?! Причина ДТП почти всегда простая – не заметил, не учел, не предусмотрел.
Более подробно о причинах ДТП можно прочесть в статьях Что такое ДТП и как его избежать, Как избежать ДТП и Причины возникновения ДТП.
Соблюдение ПДД повышает безопасность движения и дает водителю юридическую защищенность в случае ДТП, но не защищает от самой аварии. Поэтому, важно эту самую опасную ситуацию предусмотреть.
Для этого не лишним будет «проигрывать» в голове типичные случаи на перекрестках, когда возникновение опасности наиболее вероятно.
Если интересует тема поворота налево, то на сайте рассмотрены несколько ситуаций, представляющих опасность на левом повороте и развороте. Материал статей:
- Поворот налево и разворот на перекрестках. Опасные ситуации
- Поворот налево и разворот. Опасные ситуации вне перекрестков
Здесь же рассмотрим опасные случаи, связанные с поворотом направо.
Возможно, в этом контексте слово «опасный» не совсем уместно, но его значение в данном случае – это высокая вероятность ДТП.
Поворот направо во двор или на прилегающую территорию
В общих случаях, когда поворот направо во дворы с правой полосы свободен, то последовательность действий, обычно бывает следующая:
Двигаетесь по крайней правой полосе, заблаговременно включаете указатель правого поворота, снижаете скорость, и поворачиваете направо с учетом пункта 13.1 ПДД (по необходимости пропускаете пешеходов и т.д., см. выше).
Когда въезд-выезд узкий, и в этот момент с территории выезжает другой автомобиль, то целесообразно сначала выпустить того, затем, заехать самому.
Иногда бывает так, что перед въездом во двор припаркован другой автомобиль. Он может стоять с нарушением ПДД или без нарушения, это не важно, но он расположен именно перед тем въездом, куда требуется повернуть.
Так вот, когда перед въездом стоит припаркованный автомобиль или въезд во двор с правой полосы по каким-то причинам затруднен, то для поворота направо, сначала, придется это «препятствие» объехать с его левой стороны.
Для того, чтобы объехать стоящий автомобиль, необходимо по всем правилам перестроиться левее.
Поэтому, включаете указатель левого поворота (контролируя ситуацию слева-сзади своего автомобиля), затем, перестраиваетесь левее, и выключаете «поворотник». Далее, плавно снижаете скорость.
После того, как достигли «препятствие», нужно сразу включить правый «поворотник» и, завершив объезд, повернуть направо во двор или на территорию, в общем, туда, куда вы намеревались заехать.
Описанный алгоритм поворота направо во дворы с объездом припаркованного автомобиля таит в себе три опасных момента.
Первый – у стоящего автомобиля может внезапно открыться левая дверь, поэтому, объезжая его, не следует прижиматься близко к нему.
Но и сильно далеко от него отстраняться тоже не следует, иначе, едущий за вами водитель, может неправильно растолковать ваш маневр и попробует «вклиниться» между вашим и припаркованным авто.
В этом, как раз, и таится вторая опасность. Вместо автомобиля сзади может ехать мотоциклист, а ему для того, чтобы проехать между машин, нужно совсем мало места.
Не следует долго задерживаться на левой полосе (в левом ряду) – как только будет завершен объезд, нужно тут же уходить вправо.
И третий опасный момент – стоящий автомобиль может начать движение, причем, без включения указателей поворота.
Такую возможность нужно попытаться предусмотреть по косвенным признакам: есть ли водитель в машине, работает ли двигатель (можно определить по выхлопной, но летом, например, это сложно), момент начала его движения (со стороны можно определить по началу вращения колес).
Если у вас есть сомнения в том, что припаркованный автомобиль вас пропустит вперед, то подъезжая, можно коротко подать звуковой сигнал для предупреждения о возможном столкновении.
Поворот направо на перекрестке
Опасные ситуации, возникающие в процессе движения, когда осуществляется поворот направо на перекрестке (на обычном, не круговом перекрестке).
При повороте направо на перекрестке, вы обязаны (как требует пункт 13.1 ПДД) уступить дорогу пешеходам, велосипедистам и лицам на СИМ, пересекающим проезжую часть дороги, на которую вы поворачиваете.
С участниками движения данных групп (пешеходы, велосипедисты и те, кто на СИМ) обычно вопросов не возникает. Пропускаете их, и потом проезжаете.
Проблемы наступают тогда, когда правая сторона проезжей части дороги, на которую выполняется поворот, по разным причинам заставлена другим транспортом.
Там, например, может располагаться остановка общественного транспорта, и в часы пик вся правая полоса сразу после перекрестка будет занята (заставлена).
Придется эту «пробку» каким-то образом объезжать, но тогда поворот направо будет совершен не в правую полосу, как указывает пункт 8.6 ПДД, а в ту, что располагается левее.
В такие моменты нужно обращать внимание на ситуацию слева и слева-сзади от вас.
Дело в том, что нередко, особенно в часы пик, находится немало желающих повернуть направо с левого ряда. Они, не церемонясь, вырываются вперед, и круто поворачивают, подрезая путь тем, кто поворачивает с правой полосы.
Такое действо является нарушением ПДД (расположение ТС на проезжей части) и оно существует, но причины в данном случае не важны.
Когда нарушителя «поймают» — то он, скорее всего, будет оштрафован. Пусть этим занимаются те, кому положено, а сейчас задача другая — как не попасть в ДТП.
Поэтому, выполняя поворот направо на перекрестке, есть смысл обращать внимание на ситуацию слева и слева-сзади от вас, учитывая, что вы находитесь на дуге поворота (не все видно в зеркалах).
Еще необходимо обращать внимание вот на что. Если светофор на перекрестке оборудован доп. секцией для поворота направо, то в зависимости от комбинации сигналов этого светофора, будет изменяться приоритет по отношению к встречным ТС.
Такую особенность нужно учитывать. Подробности об этой ситуации — в статье Поворот направо и пункт 8.6 ПДД.
Несколько по-другому ситуация развивается в случае, когда на многополосных дорогах поворот направо разрешен со второй полосы.
В подобных обстоятельствах, когда поворачиваете направо именно со второй полосы, нужно внимательно следить за обстановкой справа и справа-сзади вашей машины. Всегда есть риск, что оттуда кто-нибудь «приедет».
Один такой случай был подробно рассмотрен в статье Рисковый поворот на широком перекрестке, и немного другой случай – въезд на прилегающую территорию в разрешенном случае со второй полосы – в одноименной статье Поворот направо со второй полосы.
Поворот на круговое движение. Опасность при перестроении
ПДД разрешают заехать на круговой перекресток с любой полосы (пункт 8.5 ПДД). В какой-то степени въезд на круговой перекресток – это поворот на круговое движение направо.
В качестве подсказки, дорожной разметкой 1.18 обозначается направление въезда на круг по каждой из полос движения.
В месте въезда на «круг», а также при движении по «кругу», смежные полосы разграничены прерывистой дорожной разметкой 1.7.
В подавляющем большинстве случаев, когда вам нужно выехать из круга в первый по ходу движения съезд, то рекомендуется заехать на круговое движение с крайнего правого ряда.
Если вы планируете движение по кругу и выезд из него во второй или третий съезды, тогда есть смысл заехать на круговой перекресток со второй полосы (или третьей), а не с крайней правой.
Такой порядок въезда на круг нужен для того, чтобы избежать лишних перестроений на круговом движении, особенно в том месте, где происходит въезд на круговой перекресток.
Опасность последствий перестроения на кругу в том, что движение ТС осуществляется не прямо, а по дуге окружности.
Пространство слева-сзади автомобиля видно в зеркалах лучше, чем справа-сзади, но если доверять только зеркалам, то высока вероятность не заметить автомобиль сзади в мертвой (слепой) зоне зеркал.
Поэтому, кроме обзора дороги сзади вас с помощью зеркал, еще необходимо «крутить» головой по сторонам, чтобы никакая опасность не могла ускользнуть от взгляда.
В статье Подлез под грузовичок рассмотрена похожая дорожная ситуация с «участием» слепой зоны на круговом перекрестке.
Перечисленные случаи поворота направо во дворы, поворота на перекрестке или поворота на круговое движение – это лишь малая часть конфликтных ситуаций на дороге. Все охватить невозможно, да и нет в этом необходимости.
Нужно понимать, что опасная ситуация может возникнуть в любом месте в любой момент, и постараться исключить фактор внезапности.
Для этого есть смысл постоянно и внимательно следить за дорогой, и быть готовым к разного рода неожиданностям.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «поворот направо» предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:
Поворот направо и левый «поворотник»;
Крайнее положение на проезжей части;
Поворот направо на главную дорогу;
Что такое безопасный маневр;
Как автомобиль поворачивает;
Как избежать ДТП.
Будьте внимательны за рулем.
18.12.2017 10:04
Здравствуйте. Ситуация — авто 1 поворачивает направо на перекрестке, авто 2 из встречного направления соответственно налево.
Дорога, на которую они собираются повернуть, двухполосная, правая полоса занята припаркованным автомобилем.
Кто должен уступить дорогу — авто 1, т.к. его полоса занята препятствием, или авто 2, т.к. выполняет левый поворот и обязан уступить всем + помеха справа?
18.12.2017 11:45
Здравствуйте Елена.
В соответствии с пунктом 13.4, при повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель обязан уступить дорогу транспортному средству, которое движется со встречного направления прямо или направо (если перекресток равнозначный, то же самое (п.13.12)).
Следует понимать так: сначала уступил, затем, повернул налево сам, т.е. на дуге поворота автомобиль 2, поворачивающий налево, должен уступить 1-му, который поворачивает направо.
В реальности весь этот процесс происходит не идеально. Кто-то всегда движется немного быстрее, фактический радиус поворота у машин отличается, третий автомобиль, стоящий в правой полосе, может располагаться либо близко к пересечению, либо далеко, плюс еще какие-нибудь помехи.
Поворачивающий направо может сначала заехать в правую, затем, перестроиться в левую полосу, а может, исходя из ситуации, сразу повернуть во вторую полосу.
Поэтому, в общих случаях на дуге поворота действует п.13.4, после завершения поворота – п.8.4 (правило перестроения).
Более развернутый ответ на ваш вопрос есть в комментариях к этой статье от 08.10.2022 по этой ссылке.
28.08.2018 09:34
Добрый день!
При повороте направо на регулируемом перекрестке поперечному движению, естественно, горит красный.
Надо ли останавливаться если есть стоп линия у этого светофора?
Спасибо.
29.08.2018 14:47
Здравствуйте Андрей.
Если перед светофором со стороны вашего движения есть стоп линия, то остановка на запрещающий сигнал обязательна.
Но чтобы точно ответить на ваш вопрос, нужно посмотреть перекресток. См. статью Остановка перед стоп линией.
30.08.2018 16:13
Здравствуйте!
Поворачивал во двор, перед въездом стояла маршрутка, высаживала людей. Когда начал поворачивать, с включенными сигналами поворота почувствовал удар сзади (правое заднее крыло).
Никаких сигналов о том, что отъезжает (начинает движение) В ГИБДД говорят, что «не предусмотрел» и хотят сделать виноватым. Хотелось бы проконсультироваться с кем-нибудь по этому вопросу.
30.08.2018 16:50
Здравствуйте Иван.
В гибдд, мягко говоря, не правы. Общественный транспорт пользуется преимуществом при отъезде от остановки (пункт 18.3 ПДД).
Но как можно понять намерения водителя маршрутки? — это можно в случае, если маневр обозначен (он включил левый поворотник).
Необходимо как-то доказать, что в момент вашего опережения маршрутки, она стояла у остановки, и поворотники были выключены, т.е. начало движения НЕ было обозначено.
См. статью Автобус отъезжает от остановки.
Задайте этот вопрос (изложите проблему) в форме юрист-консультанта (справа внизу сайта или внизу экрана, если на смартфоне).
Опишите свой вопрос, только укажите свой реальный номер телефона. Вам перезвонят и проконсультируют.
28.03.2019 13:08
Добрый день! Автомобиль1 поворачивает направо, выезжая на одностороннюю дорогу с двумя полосами для движения (прижимаясь как можно правее).
По левой полосе этой дороги едет автомобиль2. Должен ли автомобиль1 пропускать автомобиль2?
28.03.2019 14:53
Здравствуйте Светлана.
Для того, чтобы ответить однозначно, в этой ситуации не хватает вводных.
Действие происходит в каком месте: это перекресток, либо это выезд на дорогу с поворотом направо с прилегающей территории?
Если автомобиль1 выезжает направо с территории или поворачивает из-под знака 2.4 «Уступите дорогу», то он должен уступить другим ТС, движущимся по главной дороге.
Если при повороте автомобиль1 физически не создает помех автомобилю2, то можно не ждать когда тот проедет, т.е. пропускать необязательно.
Но, преимущество на стороне автомобиля2, поэтому решение пропускать или не пропускать будет зависеть от конкретной дорожной обстановки в тот момент времени.
07.10.2022 14:50
Добрый день.
Хотелось бы получить точный ответ на первую ситуацию.
Давайте больше вводных: обычный перекресток по 2 полосы в каждом направлении. Работает обычный светофор без дополнительных секций. Есть 2 автомобиля, стоящих друг напротив друга: 1-поворачивает направо, второй налево.
Есть 2 ситуации:
1) дорога свободна, 2 поворачивает в левую полосу, 1 поворачивает в правую, если 1 нужно в левую, то 1 УСТУПАЕТ 2, т.к. 1 меняет полосу — здесь логично.
2) у 1 автомобиля при повороте направо сразу за пешеходкой стоят припаркованные автомобили, свободна только левая полоса. При таком маневре, когда 1 автомобиль не может проехать и перестроится на левую полосу, он вынужден повернуть в левую.
И здесь вопрос: у нас 2 автомобиля съезжаются в одну полосу, кто при этом должен уступить. Сразу приходит мысль: конечно 2 у него помеха справа.
Но есть другая мысль: 1 должен был повернуть в правую, а т.к. у него препятствие, то он вынужден повернуть на левую полосу и уступить 2 автомобилю, т.к. препятствие на пути 1 и получается его проблемы.
Какая мысль верная? и что говорят правила ПДД?
08.10.2022 09:20
Здравствуйте Валерий.
В ситуациях бывает двоякое решение: ПДД требуют поступить однозначно, а мысль, в зависимости от обстоятельств, допускает разные варианты решения.
В итоге, если решение реализовалось благополучно, то можно утверждать, что мысль была верной.
Давайте по порядку. 1-й поворачивает направо, 2-й поворачивает налево навстречу 1-му.
При повороте налево 2-й авто обязан уступить дорогу 1-му, потому что у 1-го преимущество (он поворачивает направо, пункты 13.4 ПДД и 13.12 ПДД (если перекресток нерегулируемый)).
1-й авто обязан стремиться повернуть по возможности в правую полосу (пункт 8.6 ПДД). Это означает, что если есть возможность — тогда ему в правую.
Если повернуть в правую возможности нет, тогда — в следующую, и так далее.
Таким образом, 1-й повернет направо во вторую (левую) полосу, а 2-й повернет налево следом, уступив дорогу 1-му.
Это, так сказать, общая схема разъезда в данных обстоятельствах. В реальности ситуация развивается в динамике, поэтому возможны разные варианты происходящего.
Например, 1-й повернул направо в правую полосу, и уперся в стоящий транспорт — их нужно объехать (перестроиться) по левой полосе, в которую поворачивает 2-й авто.
Если 2-й уже успел повернуть (заехал на левую полосу пересекаемой дороги), то с этого момента 1-й, перестраиваясь на левую полосу, должен уступить 2-му.
Но, если 1-й, не создавая помех, успеет быстро объехать стоящих (перестроиться) до того, как 2-й подъедет к точке объезда, то вопрос приоритета уже становится не актуален.
Обычно, кто-то подъезжает чуть раньше, кто-то чуть позже, один едет быстрее, другой — медленнее. Третий едет прямо, четвертый поворачивает и т.д. Ситуация живет в динамике, все меняется.
Когда один водитель обязан уступить дорогу другому, но при этом проезжает первым, не создавая тому помех, то вопрос приоритета не возникает, потому что исчезает необходимость уступить.
Но когда происходит ДТП, рассматривают факты, а не вероятные возможности. Если был должен уступить, но не уступил, значит виновен в ДТП.