Завершение обгона через сплошную линию разметки


6 комментариев

1-я статья из 10 в серии Обгон

Известно, что обгон, в соответствии с определением, данным в пункте 1.2 ПДД, это опережение другого автомобиля по встречной полосе.

ПДД допускают движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если отсутствуют условий, запрещающие выезд на эту полосу.

Эти условия прописаны в пунктах 9.1 (1), 9.2 и 9.3 ПДД.

В процессе осуществления обгона иногда случается ситуация, когда возвращение на свою полосу по завершении оного происходит через сплошную линию разметки.

Т.е. приступая к обгону, автомобиль выезжает на «встречку» через прерывистую разметку 1.5, а возвращается на свою половину проезжей части уже через сплошную линию 1.1.

Автомобиль может пересечь разметку 1.1 как всеми колесами, так и только двумя левыми. И возникает вопрос: на сколько правомерно завершение обгона через сплошную линию разметки?

Собственно, к этой теме и относятся вопросы читателей.

Вопрос 1: начиная обгон, пересек прерывистую линию, но заканчивая обгон, переехал сплошную осевую линию. Будет ли нарушением возврат в свою полосу через сплошную линию разметки?

Вопрос 2: Если при завершении обгона немного «зацепить» сплошную линию левыми колесами, то будет ли это засчитано как выезд на «встречку»?

Ответ. Завершение обгона через сплошную линию разметки однозначно расценивается как нарушение ПДД.

За него может быть определено наказание или в виде лишения прав за проезд по встречной полосе, или в виде штрафа за пересечение сплошной линии дорожной разметки.

Решение «карающих» органов будет зависеть от того, в каких конкретных обстоятельствах на дроге произошло данное нарушение.

Бывают случаи, когда водитель идет умышленно на такое нарушение. Т.е. «осевая» сплошная линия – это не препятствие, можно переехать. А дальше, если не пойман, значит, не виновен. Этот вопрос не рассматриваем.

 

Иногда, по разным причинам, завершение обгона через сплошную линию происходит вынужденно, т.е. сам водитель этого не хотел, но обстоятельства его вынудили.

Например, водитель обгоняемого авто мог не сбавить свою скорость, или напротив, ее увеличил. Он, в общем-то, не обязан снижать свою скорость, обгоняющий сам должен рассчитать «свои силы».

Но обгоняемый об этом не думает, а порой, специально не сбавляет ход, вынуждая того понервничать, и завершить обгон через сплошную. Такое бывает.

Пересек

Обгоняемому есть смысл проявить водительскую солидарность, тем более, если впереди уже видна линия приближения (разметка 1.6 – удлиненная прерывистая), или навстречу едут другие ТС.

В противном случае, вполне возможно формирование обстоятельств, от которых плохо может быть всем присутствующим.

Еще бывает, что и водитель обгоняющего автомобиля изначально не может рассчитать «точку возврата» на свою полосу.

Возможно, обогнав одного, ему хочется обогнать еще одну транспортную единицу, и он продолжает ехать по встречной половине проезжей части, потому что она свободна.

Далее, что-то его задерживает, и он возвращается на свою полосу (завершает обгон) уже через сплошную линию 1.1.

Это ситуация обсуждается в статье Правила обгона и ошибки при его выполнении, только там речь идет не о юридических, а о технических правилах осуществления обгона.

Как видит подобную ситуацию инспектор, наблюдая со стороны? Ему, ведь, недосуг углубляться в подробности происходящего, тем более, разбираться в причинах поступка.

Он смотрит: факт пересечения сплошной линии разметки есть? – да, есть. Наверняка у инспектора и видеозапись есть, на которой запечатлен процесс пересечения сплошной после обгона.

Поскольку факт нарушения есть, значит, можно готовить «дело». Инспектор лишь устанавливает факт нарушения ПДД.

В таком случае водителю придется доказывать сначала инспектору, а затем, возможно и в суде, что возврат на свою полосу через сплошную по завершении обгона, являлся вынужденной мерой, или, как еще говорят, мерой крайней необходимости.

Именно вынужденной, потому что это сделано не по злому умыслу, а в целях безопасности, учитывая скорость обгоняемого, чтобы избежать «подрезания», избежать аварии, в общем, не было возможности безопасно вернуться на свою полосу ранее.

Если инспектор на месте не может определить степень вины водителя, либо водитель не согласен с обвинением в свой адрес, то определять меру взыскания будет суд.

Ну а суд принимает к рассмотрению только факты. Поэтому, если вы понимаете, что свою невиновность придется доказывать в суде, т.е. суд неизбежен, следует позаботиться о доказательствах в свое оправдание.

 

Бывает и так, что водитель выезжает для обгона через прерывистую линию 1.5, проезжает участок со сплошной разметкой 1.1 по встречной полосе, и возвращается на свою полосу также через прерывистую разметку 1.5.

Т.е., сплошная линия во время осуществления обгона автомобилем не пересекается, и нарушения сплошной разметки в данном случае, как бы, не происходит.

Обгон перекресток

Но возникает вопрос: являются ли такой маневр нарушением правил обгона?

Ответ: да, является, поскольку данный факт есть 100%-ый проезд по встречной полосе в запрещенном для этого случае.

Запрещается движение по встречной полоса левее сплошной линии дорожной разметки (пункт 9.1 (1) ПДД). Подробнее об этом — в статье Выезд на встречную полосу и пункт 9.1 (1) ПДД.

На этом ответ на вопрос по теме «завершение обгона через сплошную» можно считать законченным.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «завершение обгона» и прочих условий по безопасности движения предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Выезд на встречную полосу и пункт 9.1 (1) ПДД;
Правила обгона и ошибки при его выполнении;
Обгон, завершение через сплошную;
Опасность затяжного обгона;
Нарушения правил обгона;
Прерванный обгон.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статейОбгон «паровозиком» >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вопрос - Ответ

Самые читаемые разделы сайта

 

6 комментариев

  1. Андрей

    09.01.2017 14:09

    Может ли водитель, предвидя такой выезд на встречку, начать торможение вплоть до полной остановки, чтобы пропустить все ТС справа?

    Не будет ли это расценено как опасное вождение, и не является ли такая ситуация в реальности более опасной, чем пересечение одним колесом сплошной линии разметки?

  2. Сергей Д.

    09.01.2017 16:44

    Здравствуйте Андрей.

    Изложенные вами действия в реальности могут оказаться опасными. Не более опасными, а просто опасными. Все зависит от ситуации на встречной полосе и плотности обгоняемого потока.

    На опасное вождение это не тянет, но создается опасная ситуация, и виновным будет обгоняющий, поскольку он на встречной полосе.

    Когда вы приступаете к обгону, вы примерно рассчитываете точку возврата на свою полосу. При этом, когда вклиниваетесь в свой ряд между машинами, свою скорость нужно уравнять еще на встречной полосе, затем следует плавно встроиться на свою полосу.

    Для этого вы заранее, как только выдвинулись на встречную полосу, уже должны для себя это место определить.

    Если вы принимаете решение обогнать еще несколько транспортных единиц, то вы руководствуетесь исходя из своих возможностей и дорожной ситуации, которая сложилась на этот конкретный момент.

    Желание кого-то обогнать понятно – хочется ехать быстрее. А тормозить на «встречке» перед сплошной линией вплоть до остановки нужно для чего?

    Если перед вами стоит вопрос о лишении прав, не лучше ли просчитать ситуацию заранее, и раньше вернуться на свою полосу? В таком случае проедете без остановки.

    Ведь, если немного подумать, обгоняя, вы проедете быстрее других всего на несколько секунд, затем затормозите, потеряв во времени и скорости, плюс еще сложится небезопасная ситуация.

    Теряется целесообразность обгона. Как-то так. См. статью Правила обгона и ошибки при его выполнении.

  3. Ильнар

    27.06.2017 13:33

    Что будет, если при завершении обгона левым задним колесом наехал на сплошную линию.

  4. Сергей Д.

    30.06.2017 21:40

    Здравствуйте Ильнар.

    В статье есть ответ на этот вопрос. Правила не оговаривают, каким именно колесом происходит наезд.

    Есть формулировка – пересечение сплошной линии разметки. А санкции последуют исходя из причин такого наезда.

  5. Виктор

    23.05.2018 07:32

    Здравствуйте, на трассах в конце прерывистой, нарисованы стрелки. Вопрос: Считается ли сама стрелка началом сплошной?

  6. Сергей Д.

    23.05.2018 20:20

    Здравствуйте Виктор.

    Нет, не считаются. «Стрелки», о которых идет речь, это разметка 1.19. Обычно этих «стрелок» 2-3 штуки.

    Согласно ГОСТ Р 52289-2004 от основания последней «стрелки» до начала переходной линии разметки 1.6 (удлиненная прерывистая) должно быть не менее 20 метров.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.