Серия статей Поворот направо
Здравствуйте, уважаемый читатель.
Продолжаем серию статей Поворот направо. В этой статье рассмотрим ситуацию по теме «поворот направо не по своей полосе», и отвечаем на вопрос одного из читателей.
Ситуация читателя: Двигаюсь в левом ряду по дороге с четырьмя полосами, разделенной одной сплошной посередине. Подъезжаю к перекрестку. Впереди меня едет другая машина.
Объезжаю ее с правой стороны, чтобы самому проехать прямо, но она без никакого предупредительного сигнала поворачивает из левого ряда направо, мне наперерез.
Кто виноват? ДТП нет.
Ответ. Если бы машины столкнулись, то виновным признали бы водителя, который нарушил требование пункта 8.5 ПДД (не перестроился перед поворотом), и совершил поворот направо не по своей полосе.
Ну а поскольку ДТП не произошло и никто из участников движения не пострадал, то вопрос «Кто виноват» становится не актуален.
Целесообразно было сформулировать вопрос следующим образом: разрешают ли ПДД выполнить поворот направо не по своей полосе, когда разметка полос движения на проезжей части отсутствует?
Другими словами, это ситуация, когда фактически автомобиль поворачивает направо из левого положения на проезжей части попутного направления (или из левого ряда).
Разбираемся.
Имеем широкую проезжую часть, которая разделена посередине сплошной линией разметки 1.1. Эта разметка разделяет проезжую часть на две широких половины, попутную и встречную.
Половина проезжей части одного направления выглядит как одна широкая полоса, но позволяет разместиться по ширине одновременно двум автомобилям.
Следовательно, у каждого из направлений (туда и обратно) имеется по две полосы движения (пункт 9.1 ПДД: если полосы не размечены, то их количество определяется водителями визуально).
Перед поворотом (разворотом) пункт 8.5 ПДД обязывает водителя занять соответствующее крайнее положение на проезжей части.
Для поворота направо, как условлено в вопросе, требуется занять крайнее правое положение, т.е. водитель должен был сначала включить правый «поворотник» (пункт 8.1) и перестроиться вправо, затем повернуть.
Что такое крайнее положение на проезжей части — в одноименной статье Крайнее положение на проезжей части.
Водитель автомобиля, поворачивающий направо не из своего ряда, не выполнил требования обоих пунктов (8.1 и 8.5), не включил указатель поворота и заблаговременно не перестроился, т.е. нарушил ПДД.
Данные нарушения имеют прямое отношение к дорожной ситуации, поэтому, в случае ДТП вина за столкновение лежала бы на нем.
В любом ДТП в первую очередь виновен нарушитель ПДД, чье нарушение повлекло столкновение. Подробности — в статье Что такое ДТП и как его избежать.
Ну а степень вины второго участника рассматривается по обстоятельствам.
Похожие вопросы рассмотрены в статье Поворот не из своей полосы и в вышеуказанной публикации Крайнее положение на проезжей части с небольшой разницей в деталях. В целом, проблема такая же.
Когда вы поворачиваете направо не из своей полосы (или не из своего ряда), то всегда существует вероятность столкнуться с автомобилем, который движется правее вас по смежной полосе в направлении «прямо» или «направо».
За поворот не по своей полосе на нарушителя будут наложены санкции в виде штрафа по ст. 12.14 ч.1.1 в размере 500р. или предупреждения. Если со стороны не «заметят», и нарушитель ни с кем не столкнется во время маневра, то считайте, что ему повезло.
Далее попробуем рассмотреть эту же самую ситуацию не на соответствие ПДД, а на предмет как повернуть направо, чтобы не попасть в ДТП.
Поехали.
Предположим, что случилась такая ситуация (вы прозевали свой поворот, поздно спохватились), и возникла необходимость повернуть направо с левого ряда. Пусть это будет вынужденное нарушение.
Как реализовать поворот направо не по своей полосе таким образом, чтобы не столкнуться с попутчиками, которые едут справа от вас?
Для этого необходимо контролировать ситуацию, которая сформировалась вокруг автомобиля на этот момент времени, особенно пространство справа-сзади вашего автомобиля.
Попутчики, едущие параллельно по правой полосе сбоку или сзади вашего автомобиля, не предполагают, что вы повернете направо — они видят вас в левой полосе, и им логично предположить, что вы поедете или прямо, или налево.
Поэтому, перед поворотом или перестроением быстро поворачиваете голову вправо и смотрите через стекла салона на ситуацию справа-сзади вашего автомобиля (разумеется, если есть такая возможность).
Зеркала заднего вида не дают полноценной картины, в них вы не увидите мертвую зону автомобиля. А взгляд в ту сторону очень поможет правильно оценить обстановку.
Речь идет именно о группе легковых машин. Потому что посмотреть назад «через салон» возможно только в легковом автомобиле, поскольку у них имеется обзор. При этом, немалую роль играет чистота стекол.
В общем, оцениваете обстановку и быстро принимаете решение: ускориться и повернуть или притормозить и пропустить вперед попутчиков, едущих справа. По ситуации.
При этом правый «поворотник» должен быть заблаговременно включен, чтобы водители «задних» машин могли понять ваши намерения.
Если же вы окажитесь в роли автора вопроса, т.е. движетесь сзади, и видите впереди себя похожую ситуацию, есть смысл не разгоняться, и быть готовым притормозить, чтобы не попасть в ДТП.
Если вдруг столкнетесь с поворачивающим, то последующие разбирательства в вопросах «кто прав» или «кто виноват» вас оправдают, но отнимут много времени.
К тому же, есть немало случаев во время разбора после ДТП, в которых «правый» вдруг по каким-то причинам становится «неправым».
Намного выгоднее таких ситуаций не допускать. Поэтому, А) не спешите; Б) будьте внимательны. На этом, все.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «поворот направо не по своей полосе», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам, предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:
Выезжая на главную, будь осторожен;
Поворот направо через выделенную полосу;
Поворот направо и пункт 8.6 ПДД;
Поворот направо и левый «поворотник»;
Поворот направо на нерегулируемом перекрестке;
Как избежать ДТП.
Будьте внимательны за рулем.
15.06.2022 22:21
Вопрос: Добрый день. Я еду по главной (две полосы), главная дорога поворачивает направо, а мне нужно прямо.
Многие как едут, так и поворачивают, никто не заморачивается чтобы занять правую сторону.
Если я еду посередине полосы, я могу проехать прямо, не перестраиваясь, или должен перестроиться к середине дороги (как бы занять левое положение)?
16.06.2022 12:01
Здравствуйте Андрей.
Ответ на ваш вопрос есть в статье Съезд и поворот с главной дороги из серии Главная дорога.
Вы написали, дорога в «две полосы». Но полосы бывают узкие (для одного авто) и широкие, когда на вашей стороне дороги (на проезжей части одного направления) рядом помещаются два легковых автомобиля.
Формально, полоса одна (разметка 1.1 посередине), но по факту их две. Еще говорят — два ряда движения. См. статью Перестроение в потоке.
Когда на широкой дороге не обозначено направление по полосам (нет знаков 5.15.1 или 5.15.2 или разметки 1.18), то в направлении «прямо» не запрещается ехать как с левой полосы (с правого ряда), так и с правой условной полосы (или условного ряда).
Но в вашем случае необходимо учесть особенность участка дороги: перекресток нерегулируемый, и главная дорога поворачивает. Основной поток ТС движется по главной дороге.
Когда вы с главной дороги съезжаете «прямо», на второстепенную, а главная поворачивает направо, то вы обязаны уступить встречным ТС, который едут (поворачивают) по главной навстречу вам (пункт 13.10 ПДД).
Если на дороге пусто (нет транспорта), то вы тоже можете не заморачиваться, какую сторону единственной полосы занять для того, чтобы проехать «прямо».
Но если есть встречный транспорт, который едет (поворачивает) по главной дороге навстречу вам, то им вы должны уступить.
Для того, чтобы уступить, скорее всего вам придется остановиться, целесообразно это сделать у левого края вашей проезжей части (левым боком прижаться к середине дороги). Т.е. занять крайнее левое положение.
В таком случае, машины, которым сзади вас нужно повернуть направо, по главной дороге, смогут беспрепятственно проехать (повернуть направо) правее вас.
Если вы для того, чтобы уступить, остановитесь у правого края или посередине своей половины проезжей части, то создадите пробку и аварийную ситуацию.
А там — как повезет.
18.06.2022 10:42
Спасибо, с этим все понятно. Еще вопрос по включению поворотника, когда главная меняет направление.
Если главная дорога поворачивает направо, я поворачиваю по главной, обязательно включать поворотник или нет?
Много раз обращал внимание: те, кто едут по главной, многие поворотник не включают, а те, кто съезжают с главной прямо, то включают левый поворотник.
Кто из них поступает правильно?
18.06.2022 13:55
Вероятно, ваша главная дорога поворачивает не круто на 90 градусов, а как-бы по плавному изгибу. По этой причине, создается ощущение, что направление движения для всех очевидно, и можно не включать указатель поворота.
С точки зрения пункта 8.1 ПДД это мнение ошибочно. По факту, есть перекресток, и вы на нем поворачиваете (меняете направление движения).
Перед поворотом, пункт 8.1 ПДД обязывает включить указатель соответствующего поворота. Раз обязывает, то нужно включать. Подробнее — в статье Поворот главной дороги и «поворотник».
Теперь, включение по сторонам поворота.
Дело в том, что конфигурация перекрестков может быть самой разной, а включение/не включение указателя поворота не должно вводить в заблуждение других участников движения.
Кроме этого, далеко не всегда перекресток бывает правильной геометрической формы.
Указатель поворота должен быть хорошо виден и вашим встречным водителям, и едущим сзади вас.
Когда вам — по главной направо, то включаете правый указатель и поворачиваете (вы никому не мешаете), а если вам прямо или налево, то вы сначала должны уступить едущим по главной навстречу вам (они движутся справа-налево, п.13.10 ПДД).
Для того, чтобы уступить, иногда выгодно расположить свой авто не строго для проезда «прямо», а чуть повернуть корпус машины направо, чтобы видеть своих встречных на поворачивающей главной дороге.
Вот, исходя из этого положения на перекрестке, когда вы стоите и уступаете дорогу, целесообразно для проезда «прямо» включить левый «поворотник». Это как раз то, что делали ваши коллеги.
Более подробный ответ на этот вопрос (с картинками) есть в статье Съезд с главной дороги.