Поворот направо не по своей полосе

Комментариев нет

Вопрос читателя: Двигаюсь в левом ряду по дороге с четырьмя полосами, разделенной одной сплошной посередине. Впереди меня едет машина, подъезжаем к перекрестку.

Начинаю объезд справа, и машина, за которой я ехал, без никакого предупредительного сигнала поворачивает из левого ряда направо, мне наперерез. Кто виноват? ДТП нет.

Ответ. Если бы машины столкнулись, то виновным признали бы водителя поворачивающего направо автомобиля, нарушившего требование пункта 8.5 ПДД (не перестроился перед поворотом).

Ну а поскольку ДТП не произошло и никто из участников движения не пострадал, то вопрос «Кто виноват» становится не актуален.

Вопрос целесообразно сформулировать следующим образом: разрешают ли Правила повернуть направо не по своей полосе, т.е. из левого положения в тех условиях, которые прозвучали в вопросе?

Мы имеем широкую проезжую часть, которая разделена посередине сплошной линией разметки 1.1. Эта разметка разделяет проезжую часть на две широких половины, попутную и встречную.

Половина проезжей части одного направления выглядит как одна широкая полоса, но позволяет разместиться по ширине одновременно двум автомобилям. Следовательно, у каждого из направлений (туда и обратно) имеется по две полосы движения (пункт 9.1 ПДД: если полосы не размечены, то их количество определяется водителями визуально).

 Широкая проезжая часть

Перед поворотом (разворотом) пункт 8.5 обязывает водителя занять соответствующее крайнее положение на проезжей части. Для поворота направо, как условлено в вопросе, требуется занять крайнее правое положение, т.е. водитель должен был сначала включить правый поворотник (пункт 8.1) и перестроиться вправо, затем повернуть.

Что такое крайнее положение на проезжей части — в одноименной статье Крайнее положение на проезжей части.

Водитель автомобиля, который поворачивал направо, не выполнил требования обоих пунктов (8.1 и 8.5), не включил указатель поворота и заблаговременно не перестроился, т.е. нарушил ПДД, поэтому, в случае ДТП вина за столкновение лежала бы на нем. В любом ДТП в первую очередь виновен нарушитель ПДД. Ну а степень вины второго участника рассматривается по обстоятельствам.

Ранее похожие вопросы были рассмотрены в статье Поворот не из своей полосы и в вышеуказанной публикации Крайнее положение на проезжей части с небольшой разницей в деталях. В целом, проблематика схожая.

 

Когда поворот направо выполняется не из своей полосы или не из своего ряда, всегда существует вероятность столкновения с автомобилем, который движется правее по смежной полосе в направлении «прямо».

За поворот не по своей полосе на нарушителя будут наложены санкции в виде штрафа по ст. 12.14 ч.1.1 в размере 500р. или предупреждения. Если со стороны не «заметят», и нарушитель ни с кем не столкнется во время маневра, считайте, что ему повезло.

Далее попробуем рассмотреть эту же самую ситуацию, но не с точки зрения нарушения ПДД, а с точки зрения безопасности поворота. Т.е. случилась такая ситуация (прозевали свой поворот, поздно спохватились), и возникла необходимость повернуть с левого ряда, пусть даже с нарушением.

Как выполнить поворот направо не по своей полосе таким образом, чтобы не столкнуться с попутчиками? Для этого необходимо знать ситуацию, которая сложилась вокруг автомобиля на этот момент времени, особенно справа-сзади вас.

Попутчики, едущие параллельно по правой полосе сбоку или сзади вашего автомобиля, не предполагают, что вы повернете направо — они видят вас в левой полосе, и им логично предположить, что вы поедете или прямо, или налево.

Поэтому, перед поворотом или перестроением быстро поворачиваете голову вправо и смотрите на ситуацию справа-сзади вашего автомобиля. Зеркала заднего вида не дают полноценной картины, в них вы не увидите мертвую зону автомобиля. А взгляд в ту сторону очень поможет правильно оценить обстановку.

Разумеется, посмотреть назад «через салон» возможно только в легковом автомобиле, поскольку есть обзор, речь идет именно о группе легковых авто.

В общем, оцениваете обстановку и быстро принимаете решение: ускориться и повернуть или притормозить и пропустить вперед попутчиков, едущих справа. По ситуации. При этом правый «поворотник» должен быть включен, чтобы водители «задних» машин могли понять, в чем дело впереди по движению.

Если же вы окажитесь в роли автора вопроса, т.е. движетесь сзади, и видите впереди себя похожую ситуацию, есть смысл не разгоняться, и быть готовым притормозить, чтобы избежать ДТП.

Разбирательства о том, кто прав или не прав, дело, конечно хорошее и правое, но отнимает очень много времени и сил. К тому же, есть немало случаев во время разбора после ДТП, в которых «правый» вдруг по каким-то причинам становится «неправым». Намного выгоднее таких ситуаций не допускать.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Еще по теме из раздела: Вопрос - Ответ

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.