Если вас подрезали на дороге


Комментариев нет

Сначала немного откровения. Если вас подрезали на дороге, т.е. ЭТО уже случилось, то вы не контролировали ситуацию.

Смысл в том, что если вас подрезали на дороге, и ЭТО произошло для вас неожиданно (вам пришлось резко тормозить или уклоняться), то вы НЕ были готовы к такому событию.

Далее речь пойдет о том, как повысить такую готовность. Но сначала несколько слов о том, как движется поток машин.

Как движется поток машин
Что такое «подрезали» на дороге?
Как не столкнуться с автомобилем, который вас подрезает?
Что делать для того, чтобы вас не подрезали?
Если вас подрезали и произошло ДТП, кто виноват?

Как движется поток машин

Поток машин почти всегда движется неравномерно, и это естественно: у разных участников движения разные намерения и разные возможности.

Если отсутствует какой-нибудь давлеющий фактор, например, в виде камеры, фиксирующей скорость, или едущего рядом патрульного автомобиля, то человеческая сущность стремится выйти за рамки, отведенные нормативами.

Неравномерному движению также способствует возможность (а иногда и желание) использовать ненаказуемый порог скорости почти в 20 км/ч. Это ни хорошо, ни плохо. Мы все такие, какие есть.

Просто все эти нюансы необходимо учитывать в процессе своего движения.

Каждый водитель, в том числе и вы, выбираете для себя оптимальную дистанцию до едущего впереди автомобиля. Попутно вы контролируете боковой интервал.

Вы можете дистанцию увеличивать, сокращать, в общем, действовать в зависимости от дорожных условий в совокупности со своими привычками. Так же поступают и другие водители.

В результате расстояние между машинами по линии дистанции все время изменяется: становится то больше (дистанция увеличивается), то меньше (дистанция уменьшается).

 

Вместе с необходимостью совершать перестроения повышается вероятность того, что в увеличенное пространство перед машинами может «встроиться» другой автомобиль.

Подобные варианты маневрирования транспортных средств являются естественными, и если они совершаются в рамках ПДД, то нарушением они НЕ являются.

Выражение «в рамках ПДД» в этом контексте означает, что в соответствии с пунктом 8.1, выполнение маневра не создает опасность его исполнителю, а также другим участникам дорожного движения.

Также не являются нарушением ПДД случаи, когда «страждущего» перестроиться впускают впереди себя, либо его пропускают вперед с целью избежать аварийной ситуации в перспективе, ну или из добрых побуждений.

Такое соучастие хорошо «работает» во время движения в пробках. Рекомендую статью В пробках все равны. Уступите вы, уступят и вам.

Что такое «подрезали» на дороге?

Процесс «переезда» автомобиля из одной полосы в другую обычно происходит так: автомобиль движется вперед, одновременно смещаясь в левую или правую сторону.

Если такой «переезд» не вынуждает соседние машины на него реагировать, то все нормально. Теория перестроения рассмотрена в серии статей Перестроение.

Бывают ситуации, когда кто-то может резко встроиться перед вашим авто, и вы вынуждены тормозить, или отвернуть в сторону для того, чтобы избежать столкновения с тем, который перестроился прямо перед вами.

Этот «кто-то» может перестроиться перед вами даже не резко, а плавно, но по окончании своего маневра его скорость будет несколько меньше, чем ваша. И тогда, что произойдет?

А произойдет то, что вы будете вынуждены затормозить, чтобы не врезаться в этого участника, или же будете вынуждены свернуть чуть в сторону, чтобы суметь как-то с ним не столкнуться, например, объехать.

Перед вами могут вклиниться в любом месте: и на «прямой» дороге (перестроение, завершение обгона), и в процессе поворота, например, на перекрестке (обычно при повороте налево).

Такие опасные случаи с «подрезанием» рассмотрены в статьях Поворот налево на перекрестке. Часть1 и Перестроение на дороге. Безопасность маневра.

Процесс перестроения, когда кто-то сбоку въезжает перед вашим автомобилем, вынуждая вас принять перечисленные выше меры, получил в народе название «подрезание».

В этом случае имеет место эффект неожиданности, и обязательно нарушается приоритет.

 

Подрезание почти всегда может вызвать непредвиденную реакцию у соседствующих автомобилистов или других участников движения.

Например, кто-то из них может банально «шарахнуться» в сторону, а кто-то, при этом, еще может потерять управление, например, если движение происходит на скользкой дороге.

В общем, смысл фразы «подрезали на дороге» заключается в том, что один участник движения, встраиваясь сбоку в поток машин, как бы режет путь другому участнику (препятствует ему), вынуждая того тормозить или уклониться от столкновения.

Хороший наглядный пример ситуации, когда подрезали на дороге, рассмотрен на примере дорожной ситуации в статье К вопросу о тактике перестроения. Ниже на фото запечатлен момент из того эпизода.

Подрезал слева

Как не столкнуться с автомобилем, который вас подрезает?

При возникновении аварийной ситуации некоторые водители сначала давят рукой на клаксон, а уже потом – ногой на тормоз или как-то пытаются «объехать» ситуацию.

Целесообразно поступать наоборот – сначала реагировать: тормозить или ускоряться в зависимости от обстановки, объезжать или уходить в сторону, а уже потом и звуковой сигнал может не понадобиться.

Звуковой сигнал имеет действие только в самом начале возникновения аварийной ситуации, а позднее может даже стать помехой.

Более того, дорожная ситуация может потребовать быстро выкрутить руль, например, для объезда, а одной рукой быстро это сделать вряд ли получится.

Вообще, сам момент того, что вас кто-то подрезает, редко происходит «вдруг», т.е. неожиданно.

Автомобиль, водитель которого стремится вас подрезать (а это может происходить не намеренно), обычно виден боковым зрением.

К тому же, когда соседний с вами автомобиль вас опережает, траектория его движения обычно просчитывается. По корпусу машины видно, в какую сторону на дороге она смещается.

Таким образом, сам момент перестроения того автомобиля перед вами, можно сказать предсказуем. Но он предсказуем только в том случае, если вы на него обратили внимание, т.е. автомобиль вам виден!

Если же вы не следите за изменением дорожной обстановки вокруг своего авто, отвлекаетесь от наблюдения за дорогой (например, мило беседуете с попутчиком), не обращаете внимание на едущие рядом с вами машины, то резкое перестроение другого автомобиля перед вами становится для вас неожиданным.

А когда событие происходит неожиданно (неожиданно для вас), т.е. если вас подрезали на дороге, то вы оказываетесь к нему не готовы, и возникает вероятность столкновения с тем, внезапно появившимся впереди вас автомобилем.

Хороший пример похожего случай рассмотрен в статье Его подрезали, а он не справился.

Таким образом, ответ на вопрос что делать, если вас подрезали, будет следующий: реагировать таким образом, чтобы избежать столкновения. Для этого дорожная ситуация должна быть под вашим контролем.

Подрезал справа

Что делать для того, чтобы вас не подрезали?

Проблема в том что действие, которое можно назвать подрезанием, т.е. неожиданное перестроение другого авто в пространство перед вашим автомобилем, от вас никак не зависит.

Сие действие осуществляет водитель другого автомобиля в соответствии со своими намерениями.

Не факт, что он это делает умышленно, вполне возможно, что у него вот такое своеобразное ощущение пространства, и он уверен в том, что он безупречно ведет свой автомобиль.

Поэтому, вы можете контролировать только последствия, происходящие от его действий, после того, как те действия уже произошли (см. выше, как не столкнуться с автомобилем, который вас подрезает).

Но вы можете взять под свой контроль весь процесс движения. Что это такое?

 

Взять ситуацию под свой контроль это значит, сделать ситуацию и для вас, и для других водителей предсказуемой.

Для того, чтобы другой водитель смог безболезненно перестроиться перед вами, не подрезая вас, целесообразно регулировать свою дистанцию до едущего впереди вас автомобиля.

В одних случаях есть смысл оставлять ее немного большей, чем это требуется для вашего безопасного торможения, а в других случаях — ее сокращать, чтобы впереди вас никто не вклинился.

Целесообразность действий в разных случаях определяете вы сами, в соответствии с обстоятельствами, т.е. вы берете на себя ответственность.

Таким образом, другой автомобилист сможет без напряжения перестроиться или перед вами, или наоборот, за вами — он выбирает удобное для себя место.

В результате, вы сможете контролировать свою собственную дистанцию и пространство с боков своей машины. И в случае, если вас кто-то подрежет, вы будете к этому готовы.

Как легко измерить дистанцию до «переднего» автомобиля можно прочесть в статье Движение в потоке и в статье Почему важно соблюдать дистанцию.

Для движения в потоке есть одно общее правило: всегда нужно смотреть на несколько машин вперед. Чем выше скорость, тем больше должна быть дистанция. Не следует «прижиматься» почти вплотную к передним автомобилям.

Слишком короткая дистанция — это очень не предусмотрительно. И для вас и для попутчика, который движется впереди.

С одной стороны «прижимание» сзади всегда напрягает, а с другой стороны, прижимаясь к «передним» авто или сильно сокращая дистанцию, вы лишаете себя должного обзора и возможности своевременно реагировать на изменение ситуации.

А, ведь, на высокой скорости все события происходят очень быстро.

Ведь, если «передний» автомобиль начнет тормозить, а вы у него, как говорят, на «заднем бампере»,то можно очень легко в этот бампер «приехать». А виноват в таком случае будет тот, кто ехал сзади.

Получается так, что на короткой дистанции вы добровольно ставите себя в ситуацию, похожую на ту, когда вас подрезают — лишаете себя возможности маневрировать.

Если вас подрезали и произошло ДТП, кто виноват?

В ДТП виноват тот участник движения, чье нарушение Правил дорожного движения стало причиной этого ДТП. См. статью Что такое ДТП и как его избежать.

В результате маневра, который носит народное название «подрезание», игнорируется чужой приоритет: по правилам уступает тот, кто перестраивается (пункт 8.4 ПДД).

Подрезание — это маневр, в результате которого также нарушаются требования пункта 8.1 ПДД — создаются помехи для движения других участников, т.е. сие действо является нарушением.

Если в результате подрезания происходит ДТП, то в нем виноват нарушитель, чьи действия спровоцировали столкновение, т.е. подрезавший.

Но поскольку в таких ситуациях часто происходит наезд сзади или сзади-сбоку, то со стороны подобное столкновение может выглядеть как ДТП, вызванное несоблюдением дистанции, при котором виновником является «задний» автомобиль.

Может получиться и так, что столкновения вовсе и не произойдет. Провокатор подрежет, и ни о чем не подозревая, продолжит свой путь, а тот автомобиль, которого он подрезал, может потерять управление и врезаться, например, в ограждение.

Физического столкновения между машинами не было, а ДТП произошло. Вот так. Спрашивать не с кого.

При существующей системе страхования и разборов ДТП важно не просто быть не виновным, а еще суметь доказать, что ты не виновен в аварии.

А как быть, если нет доказательств или свидетелей? — вопрос для многих остается открытым.

Поэтому, выгоднее следить за дорогой, вести автомобиль в соответствии с дорожными и погодными условиями, и стараться избежать аварии. Рекомендую серию статей Как избежать ДТП.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «если вас подрезали» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности движения по дорогам предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:

Перестроение на дороге. Безопасность маневра;
Одиночное перестроение. Теория и практика;
Почему важно соблюдать дистанцию;
Что такое безопасный маневр;
Что такое «маневр» в ПДД;
Как избежать ДТП.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Безопасность

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.