Правила обгона и ошибки при его выполнении


2 комментария

9-я статья из 10 в серии Обгон

Как известно из определения в пункте 1.2 ПДД, обгон — это маневр опережения попутных ТС, связанный с выездом на полосу встречного движения.

В процессе обгона имеются три составляющих: выезд на встречную полосу (начало обгона), движение по встречной полосе (непосредственно обгон), и возврат на свою полосу (завершение обгона).

Каждый из этих последовательных маневров в совокупности с дорожной обстановкой представляет собой набор опасных ситуаций, игнорирование которых может привести к очень нежелательным последствиям, в т.ч. и к ДТП.

Общие правила выполнения обгона, а также несколько практических рекомендаций для водителей обгоняющего и обгоняемого автомобиля рассмотрены в статье Маневрирование в дорожном потоке.

В этой статье разберем технические правила осуществления обгона.

Основные требования к выполнению обгона прописаны в пункте 11.2 ПДД. В нем перечислены обстоятельства, при которых запрещается приступать к обгону. Обстоятельства всегда переменчивы.

Предположим, в данный момент времени сформировались одни обстоятельства, а через пару минут их может уже не быть, т.е. данные обстоятельства изменятся на другие.

В отличие от пункта 11.2, в пункте 11.4 ПДД перечислены места, в которых обгон запрещен. Другими словами, в указанных местах обгон запрещен ВСЕГДА.

Перечислять их здесь смысла нет, можно пройти по ссылкам выше, и почитать весь раздел.

Далее, по тексту:

Правила обгона
Начало обгона
Непосредственно обгон
Завершение обгона

Правила обгона

Чтобы избежать неприятных последствий в процессе обгона, приступая к оному, необходимо придерживаться некоторых правил.

Юридические правила осуществления обгона (где и когда разрешено, и где и когда запрещено) изложены в разделе 11 ПДД.

Так называемые, технические правила обгона, официально нигде не значатся. Но именно они дают ответ на вопрос «как обгонять правильно».

Эти правила сформулированы общей водительской практикой, на протяжении длительного времени они постоянно подтверждают свою целесообразность.

И в современных реалиях, когда количество транспортных средств на дорогах постоянно растет, они остаются актуальными.

Технические правила обгона состоят всего из трех пунктов:

  • Максимальный разгон в своей полосе;
  • Минимально возможное время движения по встречной полосе;
  • Возврат на свою полосу, не создавая помех обгоняемому.

Перечисленные пункты правил обгона включают в себя, собственно, начало обгона, непосредственно опережение обгоняемого по встречной полосе, и завершение обгона с возвратом на свою половину проезжей части.

И еще во всем этом процессе обязательно происходит перестроение на смежную полосу.

Далее рассмотрим их более развернуто, и вместе с тем, обратим внимание на некоторые ошибки при обгоне, которые могут быть допущены при осуществлении того или иного маневра в процессе обгона.

По тормозам

Начало обгона

Начало обгона подразумевает уже принятое вами решение приступить к маневру.

Но еще на стадии принятия решения есть смысл навсегда отказаться от обгона на перекрестках (а также в местах примыканий), и от обгона на правом закруглении дороги (при ее закруглении направо).

Эти две ситуации непредсказуемо таят множество непредвиденных опасностей.

 

Перед началом обгона следует убедиться, что встречная полоса дороги свободна на достаточном для обгона расстоянии.

Оценить обстановку впереди по движению, обычно, бывает не трудно, поскольку вся проезжая часть находится перед глазами.

Но необходимо учесть, что когда на «горизонте» появляется встречный автомобиль, то приближается он очень быстро (встречные скорости двух машин складываются).

Еще есть смысл убедиться, что в этот момент времени ваш автомобиль никто не обгоняет.

Чтобы не пропустить такой момент, достаточно смотреть в зеркала заднего вида, и еще, на сколько это возможно, проверять слепую зону зеркал взглядом.

Для того, чтобы обгон прошел быстро, необходимо начать разгон, двигаясь еще в своей полосе. Смысл в том, чтобы успеть достаточно разогнаться еще до того, как выедете из своей полосы.

Для набора скорости на автомобиле с механической КПП целесообразно переключиться на низшую передачу.

Чтобы иметь место для разгона, не следует «прижиматься» к обгоняемому автомобилю. Из прижавшегося положения вы не сможете быстро и как следует разогнаться.

Вы обращали внимание на чужие привычки «сидеть на хвосте» другого автомобиля? И вот из такого положения водитель пытается начать обгон: он сначала выезжает на встречку, и уже на ней приступает к разгону.

С точки зрения рациональности, это не правильно, потому как увеличивается общее время обгона. А за эти секунды быстро изменяется обстановка.

Несмотря на то, что современный автомобиль умеет ускоряться очень быстро, целесообразно не просто надеяться, что он «вывезет» в трудную минуту, а использовать эти качества автомобиля с наибольшей отдачей и наилучшей пользой.

Если между «передним» автомобилем, который вы намерены обогнать, и вашим автомобилем дистанция по каким-то причинам сократилась, тогда есть смысл сначала немного отстать от него.

Для этого можно чуть сбавить скорость, и «отпустить» его вперед.

Отстав от «переднего» авто, вы тем самым обеспечите себе дополнительный обзор дороги впереди по движению, и место, необходимое для разгона.

Разогнаться еще до начала перестроения необходимо для того, чтобы сократить время пребывания на встречной полосе.

Перед обгоном обязательно включаете указатель левого поворота. Вне населенного пункта перед началом обгона можно подать звуковой сигнал для привлечения внимания обгоняемого (пункт 19.10 ПДД).

Вместо звукового сигнала или совместно с ним можно подать световой сигнал кратковременным переключением фар с ближнего на дальний свет (пункт 19.11 ПДД).

Далее, одновременно с разгоном перестраиваетесь на встречную полосу и начинаете/продолжаете опережение попутчика (обгоняемого).

Непосредственно обгон

Время движения по встречной полосе нужно стремиться сокращать до: чем меньше, тем лучше. Эта возможность обеспечивается хорошим разгоном еще на своей половине проезжей части.

Пока происходит опережение попутчика по встречной полосе, левый «поворотник» должен быть включен. Это необходимо для того, чтобы водитель встречного автомобиля, который еще далеко, понял, что впереди производится обгон.

Указатель правого поворота нужно включить перед началом возврата (перестроения) вправо, на свою полосу движения.

На тот случай, если впереди обгоняемого попутно движутся другие ТС, тогда, еще находясь встречной полосе, нужно сразу присмотреть себе примерное место для возврата на свою половину проезжей части.

Время движения по встречной полосе нужно стремиться сократить до минимально возможного, но, как говорится, делать это нужно в рамках разумного.

Когда есть возможность обогнать сразу несколько машин, сначала есть смысл рассчитать свои «силы», может лучше их обогнать по очереди, т.е. по одной единице за каждый обгон.

Обгон (опережение по встречной полосе) одновременно нескольких машин не является серьезной ошибкой при обгоне, но результат зависит от дорожных обстоятельств, которые все время изменяются.

По этим причинам нужно «включать» здравый смысл, и реально оценивать свои возможности.

Если же в этих обстоятельствах появляется встречный автомобиль, а вы по разным причинам не успеваете вернуться на свою полосу, например, вы обгоняете фуру, то ни в коем случае НЕ выезжайте на встречную обочину.

Именно туда, на свою! правую обочину, в случае чего, будет смещаться встречный автомобиль, где вы с ним и «встретитесь».

В такой ситуации логичнее всего включить правый указатель поворота, плавно сбавлять скорость и прижаться на сколько можно правее к обгоняемому автомобилю.

Хорошо было бы пропустить его вперед, и перестроиться сразу за ним — «уйти» со встречной полосы. Но до такой ситуации лучше не доводить.

Встречная фура

Завершение обгона

По завершении обгона возвращение на свою полосу должно пройти таким образом, чтобы не подрезать обгоняемого.

Для этого, необходимо начать перестроение, опередив обгоняемого на некоторое достаточное расстояние. Есть так называемый «маркер» для начала возврата: появление отображения обгоняемого автомобиля в салонном зеркале заднего вида.

После того, как он в нем «появился», можно включить правый «поворотник», и смело возвращаться на свою сторону, не опасаясь, что вы его подрежете.

Если в процессе завершения обгона пришлось встраиваться между двумя, следующими друг за дружкой машинами, то необходимо, еще будучи на встречной полосе, сначала уравнять свою скорость со скоростью «переднего» автомобиля, затем плавно встроиться позади него.

Если обгон завершается через сплошную «осевую» линию дорожной разметки, то это — нарушение. Данная тема рассмотрена в одноименной статье Завершение обгона через сплошную линию разметки.

В заключение, несколько строк о правомерности осуществления обгона. Поскольку этот маневр нередко связан с некоторым риском, приступайте к его выполнению только в местах, в которых он не запрещен ПДД, и только тогда, когда есть уверенность в его безопасности.

Если возникает хоть небольшое сомнение (приступить к обгону или отказаться), то лучше его не начинать, а подождать более благоприятных условий. Ситуация на дороге меняется очень быстро.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «правила обгона», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Обгон, завершение через сплошную;
Обгон завершился за дорогой;
Опасность затяжного обгона;
Нарушения правил обгона;
Серия публикаций Обгон;
Не уверен — не обгоняй!

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей<< Обгон «паровозиком» (заключение)Нарушения правил обгона >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вождение

Самые читаемые разделы сайта

 

2 комментария

  1. Олег

    18.07.2023 07:56

    Здравствуйте. Почему не комментируется опережение мотоциклистом справа от общего потока в черте города?

  2. Сергей Д.

    18.07.2023 10:02

    Здравствуйте Олег.

    Комментировать можно какой-нибудь конкретный случай. Если у вас есть такой случай, то мы с вами можем его обсудить.

    Мотоциклом управляет человек, а человеку свойственно совершать разные поступки. При этом, мотоциклист не должен выходить за рамки ПДД.

    Несколько слов о них есть в статье Куда смотреть за рулем, чтобы не попасть в ДТП.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.