Кто уступает при сужении дороги
Здравствуйте, уважаемый читатель.
Продолжаем тему приоритета (кто должен уступить) на сужении дороги.
В общих случаях, когда мы по отношению к движению транспортных средств говорим о сужении дороги, то подразумеваем сужение ее проезжей части.
В рамках данной статьи будет уместна и та, и другая формулировка, потому что речь пойдет о случаях, когда сужение обозначено предупреждающими знаками «Сужение дороги».
В общем, на вопрос кто должен уступить при сужении дороги нет однозначного ответа по той причине, что ответ на него зависит от многих обстоятельств.
Такими обстоятельствами может, например, быть фактическая расстановка дорожных знаков на данном участке дороги, и еще, каким образом нанесена разметка (в т.ч. временная) на проезжую часть.
В предыдущих статьях данной серии было дано определение тому, что такое сужение дороги, и рассмотрена общая проблема приоритета на разного рода сужениях дороги в целом.
Приоритет при сужениях на встречном разъезде коротко описан в статье Кто уступает при сужении дороги и в статье Знаки приоритета встречного разъезда 2.6, 2.7.
В этой статье более детально рассмотрим вопрос «кто должен уступить при сужении дороги» в попутном направлении в случаях, если установлены знаки, обозначающие сужение дороги, и если сужение не обозначено.
Далее, по тексту:
1. Кто должен уступить при знаках «Сужение дороги»
2. Кто должен уступить, если сужение дороги не обозначено
3. Кто должен уступить, когда есть разногласия
Кто должен уступить при знаках «Сужение дороги»
Когда сужение проезжей части дороги обозначено одним из предупреждающих знаков 1.20.1-1.20.3 «Сужение дороги», то общая «картина» сужения визуально понятна.
Каждый знак однозначно показывает на то, с какой стороны сужается дорога, соответственно, в том числе сужается и ее проезжая часть.
Вы движетесь по той стороне дороги, которая сужается, но после сужения по своему ряду продолжить движение больше не можете, вы вынуждены перестроиться в смежный попутный ряд.
А поскольку вы перестраиваетесь, то в соответствии с пунктом 8.4 ПДД вы обязаны уступить дорогу попутчикам, которые движутся в смежной полосе без изменения направления своего движения.
Если сужение по вашему направлению происходит с двух сторон, и слева и справа (знак 1.20.1), то вы должны руководствоваться пунктом 8.9 ПДД: преимущество у того, кто едет справа. Соответственно, уступает тот, кто едет слева.
Однако, если сужение происходит на вашей половине проезжей части (предположим, что до сужения помещалось два авто, а после сужения — один авто), то уступает тот, кто справа, потому что он перестраивается.
Таким образом, с предупреждающими знаками «Сужение дороги» приоритет на обозначенном участке (кто кому уступает при сужении дороги) понятен.
Кто должен уступить, если сужение дороги не обозначено
Возьмем другой случай, когда вы видите, что дорога впереди по движению по каким-то причинам сужается, но данное сужение никак не обозначено.
Возможно, что его обозначат в недалеком будущем, но в данный момент вы видите, что сужение есть, а знаков сужения нет. Возникает вопрос: если нет знака Сужение дороги, кто уступает?
ПДД не дают на этот вопрос однозначного ответа, его приходится «доставать» из разных разделов, и «примерять» к конкретной дорожной обстановке.
А поскольку нет четкого правила по вопросу «кто уступает, если нет знака Сужения дороги», то возникают разные интерпретации приоритета, часто противоречащие уже утвержденным правилам.
Примером такой интерпретации приоритета на сужении дороги является так называемое правило «помеха справа».
В ПДД есть пункт 8.9, который обязывает уступить «помехе справа» в случае, если пути ТС пересекаются, а очередность проезда ПДД не оговаривают. См. статью Помеха справа в ПДД.
Т.е. существует убеждение, что независимо от формы сужения дороги, преимущество у того, кто едет справа.
Люди склонны применять пункт 8.9 ПДД в любых случаях, когда отсутствуют дорожные знаки и разметка, совершенно забывая о том, что выезд из занимаемого ряда с сохранением направления движения именуется перестроением.
А, вот, порядок перестроения в ПДД оговорен в пункте 8.4: уступает тот, кто перестраивается; если перестраиваются оба автомобиля, то преимущество у того, кто движется справа.
Возьмем условный пример. Выше по тексту есть картинки, на которых сужение дороги обозначено знаками 1.20.1-1.20.3. Представим эти же самые участки дороги, но только без знаков сужения.
Рисунки далеки от реальной обстановки, но общая схема должна быть понятна. Горизонтальными стрелками обозначено с какой стороны дорога сужается.
На обоих рисунках (левом и правом) порядок перестроения (пункт 8.4) и правило «помеха справа (пункт 8.9)» совпадают:
- на левом рисунке у «левого» препятствие, «левый» перестраивается (уступает), поэтому преимущество у «правого» («правый» едет не меняя траекторию);
- на правом рисунке перестраиваются оба автомобиля, поэтому преимущество у «правого».
Споры вызывает случай, изображенный на следующем рисунке (он — ниже), на котором визуально видно, что дорога сужается справа.
В этой ситуации если за основу приоритета взять правило перестроения (пункт 8.4), то уступить должен тот, кто перестраивается — автомобиль, едущий справа.
А, вот, если рассуждать о преимуществе по правилу «помеха справа» (пункт 8.9), то уступить должен автомобиль, едущий слева.
Мы видим два абсолютно противоположных ответа. Какой из них будет верным? Изложу свою точку зрения. Но сначала вернемся к ситуации, рассмотренным вначале статьи.
Допустим, на участке отчетливо видно, что дорога сужается с правой стороны. Есть знак 1.20.2 «Сужение дороги» справа. Т.е. перед узким местом «правый» должен уступить «левому», потому что «правый» вынужден перестроиться.
Теперь, тот же самый участок, но убираем знак 1.20.2 «Сужение дороги». Кто проедет первым с учетом того, что «правый» по-прежнему вынужден перестроиться? Приоритет должен остаться как и в случае со знаком.
В ситуации не должно быть разночтений (если знак установлен, то едем так, а если знака нет, то едем наоборот). Иначе, возникает возможность (а иногда и желание) интерпретировать ПДД по-своему.
Кто должен уступить, когда есть разногласия
В спорных ситуациях было бы уместно выделять дорожной разметкой приоритетную полосу, т.е. чтобы стало видно кто и откуда вынужден перестроиться. Но такого нет. И что делать?
Есть смысл понять, что в этом конкретном вопросе (кто кому уступает на сужении дороги) у ваших «соседей» по проезжей части может быть другое мнение, отличающееся от вашего.
И если каждый из вас начнет на дороге упорствовать на своем мнении, то можно легко «вляпаться» самому, ну или в вас кто-нибудь «вляпается».
Интересен факт, что по ситуации «если нет знака сужение дороги, кто уступает» у судов нет общей точки зрения. В одних случаях побеждает правило перестроения (пункт 8.4), в других — помеха справа (пункт 8.9).
И эту реальность нужно учитывать. Наверное, это правильно, что есть разногласия, потому что мы сейчас рассуждаем о неких общих случаях в плане того, каким образом должны действовать автомобилисты при сужении дороги.
Но каждый случай всегда конкретен: конкретный участок дороги и его особенность, конкретная расстановка дорожных знаков, конкретное взаимодействие транспортных средств и т.д.
Таким образом, ответ на вопрос «кто кому уступает при сужении дороги» будет зависеть от того, с какой стороны дорога (проезжая часть) сужается, какие на этом участке установлены дорожные знаки, и еще от того, как нанесена дорожная разметка полос движения в данном направлении.
Преимущество в движении фактически определяется не формальным приоритетом, а гарантией отсутствия ДТП. Нет ДТП, — значит, было сделано все правильно.
По этой причине есть смысл использовать свое преимущество в движении только тогда, когда вы видите и убеждаетесь в том, что вам уступают дорогу.
На этом, ответ на вопрос, кто должен уступить при сужении дороги, можно считать оконченным.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «кто кому уступает при сужении дороги», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:
Причины возникновения ДТП;
Если вас подрезали на дороге;
Его подрезали, а он не справился;
Что делать, если подрезали на дороге;
Одиночное перестроение. Теория и практика;
Одновременное перестроение (выезд) из одной полосы.
Будьте внимательны за рулем.
Задайте вопрос или оставьте комментарий