Кто уступает при сужении проезжей части


Комментариев нет

4-я статья из 5 в серии Кто уступает при сужении дороги

В предыдущих статьях данной серии было дано определение тому, что такое сужение дороги, и рассмотрена общая проблема приоритета на разного рода сужениях дороги в целом.

О том, кто должен уступить при сужении дороги, обозначенной знаками сужения дороги, можно прочесть в статье Кто кому уступает при сужении дороги.

Но всем понятно, что дорога по ширине может оставаться неизменной (см. термин «дорога»), зато проезжая часть в одном (например, в попутном) направлении может и расширяться, и сужаться.

В этой статье более детально рассмотрим вопрос кто «должен уступить при сужении проезжей части дороги» в попутном направлении.

Если интересует приоритет на встречном разъезде на узких участках, то к вашим услугам две статьи: Кто уступает при сужении дороги и Знаки приоритета встречного разъезда 2.6, 2.7.

Далее, по тексту:

1. Кто должен уступить при знаках «Конец полосы»
2. Кто должен уступить, если нет знаков сужения полос

Кто должен уступить при знаках «Конец полосы»

Переходим к ситуациям, когда общее сужение проезжей части дороги обозначается дорожными знаками 5.15.5 или 5.15.6 «Конец полосы». Знак 5.15.5 устанавливают справа, знак 5.15.6 может быть установлен и справа, и слева.

Открываем приложение ПДД «Дорожные знаки» и находим:

  • Знак 5.15.5 «Конец полосы». Конец дополнительной полосы на подъеме или полосы разгона.

Этому знаку предшествует знак 5.15.3 «Начало полосы», обозначающий начало дополнительной полосы на подъеме или полосы торможения. «Новые» полосы располагаются справа.

 

Формулировка знака 5.15.5 дает понять, что заканчивается крайняя правая полоса. И этой полосой может быть либо дополнительная полоса (не обязательно на подъеме), либо полоса разгона.

Чтобы вы смогли продолжить движение после того, как полоса закончилась, необходимо перестроиться левее, на смежный попутный ряд.

В это время те транспортные средства, которые едут в попутном ряду, продолжают ехать параллельно, не меняя направление своего движения. Следовательно, у них преимущество.

Таким образом, если вы перестраиваетесь с полосы, которая заканчивается, то обязаны уступить дорогу своим попутчикам, едущим по смежной полосе, в которую вы «переезжаете» (пункт 8.4 ПДД).

В дополнение см. статью Выезд с полосы разгона или дополнительной полосы.

Конец полосы

Переходим к знаку 5.15.6 «Конец полосы». Открываем приложение ПДД «Дорожные знаки» и находим:

  • Знак 5.15.6 «Конец полосы». Конец участка средней полосы на трехполосной дороге, предназначенного для движения в данном направлении.

Обратите внимание: конец участка средней полосы на трехполосной дороге. Заканчивается не крайняя левая полоса, а средняя! полоса.

С одной стороны логика формулировки знака 5.15.6 «Конец полосы» понятна, а с другой стороны она может поставить водителей в тупик.

Логика понятна в том плане, что знаку 5.15.6 «Конец полосы» предшествует знак 5.15.4 «Начало полосы», обозначающий начало средней! полосы трехполосной дороги.

Визуально это выглядит так, что дорога стала шире: было две полосы, а стало три. Правая полоса осталась «прямой», левая полоса «пошла» по краю левее, и посередине появилась третья полоса. Логично.

Соответственно, именно средняя полоса после знака 5.15.6 должна закончиться.

Теперь вдумайтесь. Вы едете по средней полосе, она продолжается «прямо», вы это видите. Вы также видите, что проезжая часть сужается слева, т.е. левая полоса постепенно «исчезает».

Вы способны осознать этот факт (что заканчивается левая полоса), но формулировка знака 5.15.6 указывает вам на то, что заканчивается не левая, а средняя полоса, т.е. ваша полоса, по которой вы едете.

По этой логике, если ваша средняя полоса закончилась, то вы вынуждены перестроиться. А если вы перестраиваетесь, то по пункту 8.4 ПДД вы обязаны уступить тем, кто едет слева! от вас по левой полосе.

Такой вариант перестроения противоречит нормальной логике, но на это указывают ПДД.

 

На самом деле, эта формулировка может поставить в тупик только в том случае, если на дороге отсутствует разметка полос движения, и не нанесена разметка 1.19, предупреждающая о приближении к сужению.

Картинка ниже — как пример понятного обозначения.

Знаки и разметка

Если мы заглянем в ГОСТ Р 52289-2019, то увидим там следующее:

Знак 5.15.6 «Конец полосы» применяют для обозначения конца полосы, предназначенной для движения в данном направлении или конца участка средней полосы на трехполосных дорогах, обозначенного знаком 5.15.4.

Здесь мы видим более расширенную формулировку: знак 5.15.6 обозначает или конец полосы данного направления (чаще всего — левой полосы), или конец средней полосы на трехполосной дороге.

Соответственно, если вы видите, что ваша полоса заканчивается, то вам следует перестроиться на смежную полосу. При перестроении ПДД обязывают вас уступить дорогу попутчикам, едущим в смежной полосе, не меняя своего направления.

Под понятие «конец полосы» еще попадает дорожный знак 5.15.2, обозначающий направление движения по полосе как-бы «наискосок» слева-направо, когда левая полоса до перекрестка после него как бы исчезает.

Сужение за перекрестком

В этом случае, если вы едете через перекресток по полосе, над которой расположен такой знак, то вынуждены перестроиться на перекрестке, чтобы въехать в «свою» полосу после перекрестка.

Совершая перестроение, вы обязаны уступить дорогу попутчикам, едущим в том ряду по своему направлению. Подробнее об этом — в статье Перестроение (смена полосы) на перекрестке.

Как вариант, можно перестроиться с опережением попутчика. И если ему не будет создано помех в движении, то ваш маневр не будет считаться нарушением.

Более подробно о способах перестроения см. в статье Одиночное перестроение. Теория и практика.

Кто должен уступить, если нет знаков сужения полос

Теперь, кто должен уступить, если проезжая часть сужается, но нет ни знаков сужения полос, ни дорожной разметки, указывающей на сужения полосы или ее окончание?

Визуально это может выглядеть просто: там, где вы едете, ваша (попутная) проезжая часть шире, чем ее ширина впереди по движению.

На картинке ниже одностороннее движение по всей ширине заканчивается (знак 5.6 «Конец дороги с односторонним движением»), и за перекрестком начинается дорога в две стороны (виден встречный автомобиль).

Знаков сужения проезжей части нет, но фактически на этом перекрестке закончился левый попутный ряд. Если вы до перекрестка ехали по левому ряду (в левой полосе), но вам нужно дальше «прямо», то вам необходимо перестроиться правее.

В таком случае, пункт 8.4 ПДД требует уступить дорогу вашим попутчикам, движущимся справа от вас по правому ряду (в правой полосе). Ну, или еще можно успеть перестроиться с опережением попутчиков, как изложено выше.

Впереди встречка

Еще может оказаться так, что впереди правая сторона будет занята стоящими машинами. Этот случай не относится к нашей теме, но место для проезда сужается, и между попутчиками также возникает вопрос приоритета.

Вполне возможен и такой случай, когда впереди по движению и ширина проезжей части сужается, и машины стоят у ее края, таким образом сужая проезд до одного ряда.

На картинке ниже — очень спорный в плане взаимоотношений участок. До изгиба дороги две полосы, после изгиба — одна, но широкая полоса. Какая сторона сужается — непонятно.

Впереди остановка

Смысл в следующем. Когда есть необозначенное сужение проезжей части, то у вас нет возможности продолжить движение по своему ряду по причине того, что он либо сужается, либо он занят припаркованными машинами.

А поскольку вы не можете дальше ехать по своему ряду, то вы вынуждены перестроиться в соседний ряд.

В соответствии с пунктом 8.4 ПДД уступить должен тот участник движения, который перестраивается. Если перестраиваются оба водителя, едущие рядом, то уступает тот, кто слева (пункт 8.9 ПДД, помеха справа).

Здесь возникает ситуация, аналогичная той, как если бы это было необозначенное сужение дороги, а не проезжей части. И точно также возникают разногласия в расстановке приоритетов на сужении проезжей части дороги.

Одни автомобилисты едут, руководствуясь пунктом 8.4 (перестроение), другие руководствуются пунктом 8.9 (помеха справа).

Подробное описание разногласий есть в статье Кто кому уступает при сужении дороги, повторять их в этом месте нет необходимости.

Выход будет следующий. Если сужение проезжей части не обозначено ни знаками, ни дорожной разметкой, то действовать целесообразно таким образом, как будто знаки сужения установлены.

Проблема в том, что восприятие пространства у людей неодинаковое. Там, где один человек точно видит сужение дороги, другой увидит ровный край.

Поэтому, есть смысл помнить, что на вопрос «кто должен уступить при сужении проезжей части», когда такое сужение не обозначено, у ваших «соседей» по дороге может быть противоположная вашей точка зрения.

Т.е. вы, предположим, посчитаете, что приоритет у вас, а ваш оппонент сочтет наоборот, что приоритет у него, т.е. вы должны ему уступить дорогу. И если вы друг друга не проконтролируете, то можете столкнуться.

Смысл в том, что если вы уверены, что преимущество в движении у вас, то еще следует убедиться, что вам уступают или готовы уступить дорогу.

Примерно такие же обстоятельства образуются на несимметричных перекрестках, когда на выезде с него число полос становится меньше, чем на въезде.

И рождается тот же вопрос: если нет знаков сужения проезжей части, то кто уступает на сужении проезжей части перед выездом с перекрестка?

Возникает та же самая проблема: одни едут по пункту 8.4 (перестроение), другие руководствуются пунктом 8.9 (помеха справа).

Некоторые автомобилисты даже могут двигаться, и одновременно спорить между собой до тех пор, пока их машины не столкнутся. Так бывает.

Разногласия в процессе «переезда» в другой ряд проезжей части рассмотрены в статьях Перестроение (смена полосы) на перекрестке и Кто кому уступает при сужении дороги.

Таким образом, ответ на вопрос «кто кому уступает при сужении проезжей части дороги» будет зависеть от того, с какой стороны проезжая часть сужается, какие на этом участке установлены дорожные знаки, и как нанесена разметка на проезжую часть.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией. Мы с вами можем ее обсудить.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «кто уступает при сужении проезжей части дороги», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Перестроение и обгон;
Причины возникновения ДТП;
Маневрирование в дорожном потоке;
Взаимное перестроение в одну полосу;
Одиночное перестроение. Теория и практика;
Одновременное перестроение. Теория и практика.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей<< Кто кому уступает при сужении дорогиКак не попасть в ДТП на сужении дороги >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вождение

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.