ПДД с комментариями (пояснениями)
Начало движения и маневрирование ПДД
8.1. «Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.
Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой».
Пояснение:
Что такое маневр? В ПДД официального определения этому термину не дано.
Маневром можно считать любое изменение направления движения ТС от прямолинейного, относительно дороги, по которой данное ТС движется.
Исходя из этого толкования, к маневрам относятся:
- поворот и разворот;
- перестроение;
- объезд и обгон;
- начало движения от края проезжей части (от тротуара) или с обочины;
- подъезд к тротуару или съезд на обочину перед остановкой;
- движение задним ходом.
Не является маневром движение по закруглению дороги, когда такое закругление представляет собой единственно возможное направление движения.
О маневрах подробно есть в статье Что такое маневр в ПДД.
В пункте 8.1 перечислены пять случаев изменения положения ТС на проезжей части, перед выполнением которых обязательно нужно включить «поворотник».
- перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом и остановкой.
При осуществлении поворота в процессе движения задним ходом включение соответствующего указателя поворота также обязательно!
Движение назад-вправо: включаете указатель правого поворота, движение назад-влево: включаете указатель левого поворота.
Если указатели сигналов поворота по каким-то причинам не работают (неисправны) или отсутствуют (например, на велосипеде), то сигналы подаются руками.
Маневр не должен создавать помех движению других транспортных средств. Поэтому, перед началом любого маневра, важно знать ситуацию вокруг своего ТС, и держать ее под контролем.
Что касается действий перед началом движения в различных ситуациях, об этом можно прочесть в одноименной статье Начало движения на автомобиле.
8.2. «Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.
Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности».
Пояснение:
Сигналы указателями правого и левого поворота предназначены только для информирования других участников движения (водителей и пешеходов) о предстоящем маневре и НЕ дают преимущества в движении.
Сигнал поворота должен быть включен заблаговременно, т.е. заранее, но в такой момент времени, в соответствии с дорожной ситуацией, когда он не будет вводить в заблуждение других водителей и пешеходов.
Если по-другому, то ваши намерения должны быть понятны другим участникам дорожного движения.
Например, вы подъезжаете к перекрестку, на котором вам нужно повернуть налево, но перед перекрестком слева имеется заезд во двор (как вариант, на прилегающую территорию).
В этом случае целесообразно включить левый «поворотник» после того, как минуете въезд во двор, чтобы едущим сзади стало понятно, что поворот налево будет произведен дальше по движению, т.е. на перекрестке.
По завершении маневра сигнал поворота необходимо выключить. Едущим сзади станет понятно, что ваш поворот закончен.
Если после окончания поворота вам нужно перестроиться, то опять включаете необходимый указатель поворота, и перестраиваетесь. Как только закончили перестроение, то «поворотник» сразу выключаете.
8.3. «При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам, велосипедистам и лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, путь движения которых он пересекает».
Пояснение:
Прилегающая территория (согласно определению) примыкает к дороге и не имеет сквозного проезда. Въезд и выезд на прилегающую территорию НЕ считается перекрестком.
Поэтому, когда вы заезжаете на прилегающую территорию с дороги или выезжаете с прилегающей территории, вы должны уступить всем участникам движения, чей путь в этот момент вы будете пересекать.
Дворы и жилые массивы также относятся к прилегающим территориям. Выезд из двора или арки жилого дома также подчиняется этому правилу.
Подробнее — в одноименной статье Выезд с прилегающей территории.
8.4. «При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа».
Пояснение:
В этом пункте пдд сформулированы два правила перестроения:
- если одно транспортное средство перестраивается, а другое движется без перестроения, то уступить дорогу должен тот, кто перестраивается;
- в случае одновременного перестроения дорогу уступает тот, у кого помеха справа.
Правила перестроения действуют как на дорогах с разметкой, так и на дорогах без разметки.
В статьях Перестроение в потоке и Перестроение на дороге. Безопасность маневра вопросы приоритета, а также техника перестроения рассмотрены более подробно.
8.5. «Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.
При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю».
Пояснение:
Перед поворотом направо необходимо занять на проезжей части своего направления крайнее правое положение, а чтобы повернуть налево или развернуться – крайнее левое положение.
Что означает занять крайнее положение на проезжей части дороги?
Крайнее правое положение, это когда справа от вас уже располагается разметка 1.2 (край проезжей части), бордюр, тротуар, обочина.
Крайнее левое положение, это когда автомобиль располагается своим левым бортом к середине дороги (к разметке, разделяющей встречные направления, либо к разметке, обозначающей левый край проезжей части, к разделительной полосе).
Требование занять именно крайнее положение на проезжей части дороги не случайно. Кроме автомобилей по проезжей части движется и двухколесный транспорт (мотоциклы, мопеды, велосипеды, СИМ).
Этим участникам движения не нужно много места, они могут легко протиснуться между вашим автомобилем и краем проезжей части, и их появление рядом с вами может стать очень неожиданным.
Одним из вариантов, чтобы постараться исключить эту внезапность и, тем самым избежать ДТП по невнимательности, является требование занять крайнее положение на проезжей части дороги.
На перекресток с круговым движением заехать можно с любой полосы, но покидать такой перекресток разрешается только с крайнего правого ряда.
Подробнее о въезде и выезде с таких перекрестков – в статье Проезд перекрестков с круговым движением.
Перед многими перекрестками установлены знаки 5.15.1 или 5.15.2, информирующие о том, с каких полос и в каком направлении разрешено движение через перекресток.
Эту же функцию выполняет дорожная разметка 1.18. В таких случаях вы обязаны следовать их указаниям.
Если вам необходимо повернуть налево или развернуться на дороге с трамвайными путями, расположенными слева на одном уровне с проезжей частью, то сначала нужно обратить внимание на наличие знаков 5.15.1, 5.15.2 либо разметки 1.18.
Если знаки 5.15.1, 5.15.2 либо разметка 1.18 отсутствуют, то необходимо, не создавая помех трамваю, перестроиться на трамвайные пути попутного направления, и затем выполнить свой маневр.
Если же на дороге с трамвайными путями посередине перед перекрестком установлены знаки 5.15.1, 5.15.2 либо нанесена разметка 1.18, то заезжать на трамвайные пути запрещается.
В этом случае следует повернуть налево или развернуться с проезжей части, предварительно уступив дорогу трамваям как попутного, так и встречного направления, движение которым разрешено одновременно с вами.
В статье Проезд перекрестков с трамвайными путями эти правила рассмотрены более подробно.
8.6. «Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.
При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части».
Пояснение:
Когда выполняете любой поворот, важно не затронуть проезжую часть встречного направления.
При повороте налево такое возможно, когда вы «режете угол» поворота, и таким образом на выезде с пересечения проезжих частей можно левыми колесами автомобиля проехать по встречной полосе.
При повороте направо, ПДД требуют держаться как можно правее. На встречной полосе (той проезжей части, на которую поворачиваете) можно оказаться в случае, если поворот направо будет «затяжной». Это возможно на небольших перекрестках.
Как выполнить это требование при повороте направо на стрелку в дополнительной секции светофора, см. в статье Поворот направо и пункт 8.6 ПДД из серии статей Поворот направо.
8.7. «Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам».
Пояснение:
Крупногабаритное транспортное средство (особенно длинномерное) при повороте не всегда может вписаться в отведенную полосу движения.
Если ваш автомобиль находится рядом с таким ТС, будьте внимательны: его задние колеса смещаются к центру поворота. А пространство спереди и с правой стороны кабины находится в слепой зоне.
Вывод: находиться рядом с таким транспортным средством, располагаясь с внутренней стороны поворота, аварийно опасно.
В дополнение, как наезд происходит в реальности, см. статью Притерли к ограждению.
8.8. «При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.
Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам».
Пояснение:
Перед поворотом налево или разворотом вне перекрестка требуется пропустить весь встречный транспорт и трамвай попутного направления, т.е. уступить всем им дорогу.
При выполнении этих маневров (поворот налево и разворот), пункт 8.5 требует занять крайнее левое положение на проезжей части.
Но иногда ширина проезжей части может оказаться узкой для выполнения разворота из крайнего левого положения (проще сказать, с середины дороги).
В таком случае допускается развернуться от правого края проезжей части (если проезжая часть упирается в бордюр), или с правой обочины (если таковая имеется).
При этом варианте разворота потребуется уступить дорогу как встречному, так еще и попутному транспортному средству.
Подробнее о разворотах вне перекрестка можно прочесть в статьях Выполнение разворота. Часть 1 и Разворот на дороге вне перекрестка через обочину.
8.9. «В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа».
Пояснение:
Указанные ситуации чаще всего встречаются во дворах, на стоянках, полянах, автозаправках, прилегающих территориях и т.п. В таких случаях уступает дорогу тот, у кого помеха справа.
См. статью Помеха справа в ПДД.
8.10. «При наличии полосы торможения водитель, намеревающийся повернуть, должен своевременно перестроиться на эту полосу и снижать скорость только на ней.
При наличии в месте въезда на дорогу полосы разгона водитель должен двигаться по ней и перестраиваться на соседнюю полосу, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге».
Пояснение:
В целях поддержания скоростного режима и пропускной способности дорог, их оборудуют дополнительными полосами – полосой разгона и полосой торможения. Их отделяют от основной проезжей части горизонтальной разметкой 1.8.
Для того чтобы съехать (повернуть) с такой дороги, сначала нужно перестроиться на полосу торможения, и уже на ней снижать скорость.
Когда вы поворачиваете на дорогу с полосой разгона, то сначала нужно двигаться по полосе разгона, чтобы набрать скорость, затем, уступив дорогу попутным ТС, перестроиться на соседнюю полосу (на основную проезжую часть дороги).
Более подробно о полосе для разгона и торможения — в одноименной статье Полоса разгона и полоса торможения.
8.11. «Разворот запрещается:
- на пешеходных переходах;
- в тоннелях;
- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
- на железнодорожных переездах;
- в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
- в местах остановок маршрутных транспортных средств».
Пояснение:
Кроме указанных в пункте 8.11 мест, разворот еще может быть запрещен дорожными знаками и дорожной разметкой.
В некоторых случаях еще нужно обращать внимание на сигналы светофоров (чаще с дополнительными секциями). На линзах могут быть нанесены стрелки, запрещающие разворот. Это стрелки «прямо», «прямо и направо».
О том, как безопасно выполнить разворот рассмотрено в одноименных статьях: Выполнение разворота Часть 1, Выполнение разворота Часть 2, а также в других статьях группы Разворот.
8.12. «Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.
Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот согласно пункту 8.11 Правил».
Пояснение:
Кроме мест, что перечислены выше, движение задним ходом запрещается еще на автомагистралях (обозначаются знаком 5.1) и на дорогах для автомобилей (обозначаются знаком 5.3).