Вождение автомобиля зимой. Маневрирование


Комментариев нет

2-я статья из 3 в серии Зимнее вождение

В материале данной статьи:

Летнее вождение и Зимнее вождение
Движение в гололед
Движение по снегу

Летнее вождение и Зимнее вождение

Каждый слышал, что ездить на машине зимой опаснее, чем летом. При упоминании слова «опасность», возникает ассоциация со снегом, гололедом, заносом и прочими зимними «трудностями».

Интерпретация опасности у всех разная, соответственно, и реакция на опасность зимней дороги, в разном ее понимании, также отличается.

В следствие отличающихся представлений даже появилось различение манер езды на «зимнее вождение» и «летнее вождение».

Логика подсказывает, что, поскольку ездить зимой опаснее, значит, с наступлением холодов необходимо усилить контроль за дорогой, и ездить осторожнее.

Тем не менее, в первые зимние дни или сразу после резких заморозков мы наблюдаем большое число происшествий на дорогах.

Почему так происходит? Причина кроется в несвоевременной адаптации к зимним дорожным условиям . Подробнее об этом — в статье Пришли холода – меняем стиль вождения.

Вообще, разделять вождение на зимнее и летнее, неправильно. Процесс вождения (управления автомобилем), безусловно, может иметь отношение к сезону, (сам процесс происходит летом или зимой), но он не может быть зимним или летним, поскольку вождение от сезона не зависит.

Точно так же не существует ни зимнего, ни летнего стиля вождения. Есть зимние дорожные условия, и есть летние дорожные условия. И есть управление конкретным автомобилем в разных дорожных условиях.

Необходимо работать над повышением собственной адаптации к переменчивому состоянию дорожного покрытия.

Дело в том, что на любом дорожном покрытии автомобиль ведет себя одинаково как зимой, так и летом.

Он разгоняется, тормозит, слушается поворота руля и т.д. Когда автомобиль движется по прямой, если не приходится тормозить, проблем не возникает даже при гололеде. Разве что «задок» заднеприводной машины начинает слегка водить из стороны в сторону.

Разница между зимней и летней ездой состоит лишь в том, что на скользком покрытии автомобиль теряет сцепление с дорогой при гораздо меньшей скорости, чем на сухом летнем асфальте.

Подробнее об этом явлении можно прочесть в статьях Пришли холода – меняем стиль вождения и «Вождение автомобиля зимой. Физика движения автомобиля».

На летней дороге психологически вы более расслаблены, чем на зимней. Это естественно, потому что сцепление у колес с дорогой хорошее, автомобиль легко управляем, вы чувствуете себя комфортно.

Отсюда и манера езды вальяжная (расслабленная), иногда грубая или неаккуратная, если выразиться мягко (можно буксануть, дрифтануть, резко отпустить сцепление).

С выпадением снега многие продолжают ездить в том же духе, в той же манере, потому что адаптация к скользкой дороге происходит не сразу. Так устроен организм, он привыкает.

И как результат несвоевременной адаптации – многочисленные ДТП (вы жмете на тормоз, а машина скользит, вы крутите руль, а она продолжает ехать прямо, и т.д.).

Летние манеры и зимняя дорога, мягко говоря, не совместимы, даже при условии полной зимней подготовки автомобиля.

Движение в гололед

Автомобиль на любом типе привода будет ехать по зимней дороге уверенно и ровно, пока вы не задумаете выполнить какой-нибудь маневр.

Любой маневр (см. статью Что такое «маневр» в ПДД), а также изменение его интенсивности (разгон или торможение), всегда сопровождается перераспределением веса автомобиля по всем его сторонам.

Перераспределение веса изменяет силу сцепления с дорожным покрытием у каждого из четырех его колес. Это повышает вероятность срыва колес в скольжение, но решающий фактор — это скорость. Чем скорость выше, тем вероятность больше.

Поэтому, очень важно контролировать скорость автомобиля на уровне ощущения того, как он ведет себя на дороге. См. статью Что такое безопасная скорость.

Золотое правило зимнего маневрирования — это контроль скорости и плавность хода, которая обеспечивается плавной (без рывков) работой рычагами управления.

Техника движения и торможения на скользких участках, включая повороты или изгибы дороги, подробно изложена в статье «Осторожно, скользкая дорога». Основное правило — рулить, переключать передачи, разгоняться и тормозить нужно плавно.

Наиболее уверено чувствуют себя на дороге автомобили, оборудованные АБС и системой курсовой устойчивости. Но не стоит полностью доверяться этим системам. Главный за рулем — это вы сами.

Если же ваш автомобиль не имеет таких электронных «помощников», то придется их работу имитировать самому. Как это понять?

Необходимо научиться давить на педать тормоза ступенчато, т.е. нажал-отпустил, снова нажал — опять отпустил. Этот принцип рассмотрен в статье Управление автомобилем. Часть 6. Замедление и остановка.

Такой способ торможения целесообразно использовать и летом, и зимой. Тогда, с наступлением холодов, не будет надобности «переходить» на зимний метод торможения.

Имитировать работу системы курсовой устойчивости вы не сможете, но к счастью, существует методика, позволяющая собственными силами сохранить автомобиль на прежнем курсе.

О том, что такое снос и занос автомобиля, и как их побороть, можно прочесть в статье Вождение автомобиля зимой. Физика движения автомобиля. Для того, чтобы обрести собственный навык по выходу из заноса, необходимо будет тренироваться, но желательно в стороне от дороги.

 

После торможения главная зимняя проблема автомобилистов — это поворот. Обширная тема по изменению направления движения рассмотрена в статьях Управление автомобилем. Часть 7. Выполнение поворота и Как автомобиль поворачивает.

Зимой, приближаясь к повороту дороги либо вообще к повороту, есть смысл заранее плавно притормозить, и переключиться на низшую передачу. Это нужно для того, чтобы позднее не пришлось делать то же самое на дуге поворота.

Если вы к повороту подъедете слишком быстро, то автомобиль может попросту не успеть вписаться в поворот. От типа привода это совершенно не зависит, и в таком случае любой автомобиль вынесет наружу.

Чтобы такого не произошло, необходимо погасить скорость еще до поворота. По дуге поворота необходимо ехать «ровно», с постоянным «газом», при котором сохранится (не потеряется) сцепление колес с дорогой, и желательно не тормозить.

Какую именно выбрать скорость движения на повороте, зависит от многих факторов: от состояния дорожного покрытия, радиуса поворота, состояния шин, и даже от мастерства водителя.

В дополнение и изложенному выше тексту рекомендую прочесть статью Как не «улететь» со скользкой дороги.

На повороте

Движение по снегу

Основное правило для движения по снегу, также как и для движения в гололед — управлять машиной нужно плавно.

Если слой снега под колесами тонкий и уплотненный, то препятствий для движения нет, разве что сцепление у шин со снежной дорогой будет намного ниже, чем на сухом или мокром ее покрытии.

Если же под колесами автомобиля толстый слой снега, то в таком случае движение может быть затруднено. Особенно трудно ехать и маневрировать, когда в снегу образовались глубокие колеи.

Ехать по глубокому снегу лучше всего без остановок и переключения передач. Небольшие снежные заносы можно попытаться преодолеть с разгона.

 

В таких условиях переднеприводный автомобиль в более выгодном положении, чем его собрат на заднем приводе. Это особенно хорошо заметно, если идет мокрый снег или на дороге снежная каша.

Заднеприводный автомобиль в похожих условиях очень быстро может оказаться неуправляемым.

Наезжая на снег, передние колеса часто не продавливают его толстый слой, а просто сминают. При попытке затормозить или повернуть, слой этого спрессованного снега легко сдвигается внизу, и колеса проскальзывают.

В таких условиях, даже двигаясь по снегу в прямом направлении, автомобиль с задним приводом может самопроизвольно входить в занос, так как задние колеса стремятся соскользнуть со следов, напрессованных передними колесами.

Езда в снегопад

Автомобиль с передним приводом в процессе движения по снегу ведет себя намного увереннее. Но и на нем не стоит расслабляться, потому что сцепление шин с дорогой переменчиво (под колесами то снег, то лед, или снег на льду).

Пока передние колеса создают тяговую силу — машина остается послушной (слушается руля). А при торможении, задние колеса способны разгрузиться на столько сильно («задок» приподнимается), что малейший поворот руля в этот момент может вызывать их занос.

Такое свойство еще раз подтверждает правило, что тормозить нужно в момент движения по «прямой», еще до того, как будет повернут руль (передние колеса). т.е. ДО входа в поворот.

Если тормозить на дуге поворота, да еще в условиях движения по рыхлому снегу, то в зависимости от обстоятельств, может произойти либо снос, либо занос автомобиля, снег под колесами сыграет роль смазки.

Еще падающий снег имеет свойство ухудшать видимость, особенно, если снегопад густой. Как быть в этом случае — ответ в статье Когда видимости на дороге почти нет.

Вообще, движение в гололед, как и движение по снегу, не так страшно, как может показаться автомобилисту-новичку, или тому, кто впервые выехал на зимнюю дорогу.

Важно помнить о том, что разные погодные условия требуют соответственного метода управления автомобилем.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей<< Вождение автомобиля зимой. Физика движения автомобиляУдачный выход из заноса на обледенелой дороге >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вождение

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.