ПДД с комментариями (пояснениями)
Обгон, опережение, встречный разъезд ПДД
Пояснение:
ПДД определяют маневр обгон как опережение одного или нескольких ТС, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
Таким образом, обгон всегда связан с перестроением, а также с опережением другого ТС по встречной полосе.
Описание терминов «перестроение» и «опережение» дано в статье Маневрирование в дорожном потоке.
11.1. «Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения».
Пояснение:
Для того, чтобы обгон прошел безопасно, важным условием является хорошая видимость встречной полосы.
Это нужно для того, чтобы вы, после того, как обгоните попутчика, смогли своевременно перестроиться обратно, на свою половину проезжей части, не создавая помех попутному и встречному ТС.
Как бы вам ни казалось, что встречное транспортное средство еще далеко, на самом деле оно приближается очень быстро.
Поэтому важно успеть закончить обгон в течение времени, пока встречное ТС находится еще достаточно далеко.
В таком случае вы сможете безопасно вернуться на свою полосу, при этом, не подрезая обгоняемое ТС, и не станете вынуждать водителя встречного ТС снизить свою скорость.
Все эти технические моменты описаны в статье Правила обгона и ошибки при его выполнении, и рассмотрены в серии статей Дорожные ситуации. Обгон.
11.2. «Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
- транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
- транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
- следующее за ним транспортное средство начало обгон;
- по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу».
Пояснение:
Обгон нужно применять только в случаях, когда он не запрещен ПДД, и безопасен для его, так сказать, физического осуществления.
Когда опережаете обгоняемое ТС, нельзя резко возвращаться на ранее занимаемую полосу движения (такие действия водители называют «подрезанием»).
После опережения, начинать перестраиваться на правую полосу следует, предварительно включив указатель правого поворота, и опередив обгоняемого примерно на 20-30 метров.
Своеобразным ориентиром для начала возврата на свою полосу может служить «появление» обгоняемого в салонном зеркале заднего вида. Это означает, что вы уже достаточно его опередили.
Об этом и других технических правилах обгона — в статье Правила обгона и ошибки при его выполнении.
11.3. «Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями».
Пояснение:
Если вы увидели (в зеркалах), что вас обгоняют, или только заметили сигнал о начале обгона, вы не должны увеличивать свою скорость, и не должны «вытеснять» обгоняющего на левую сторону дороги.
Дайте себя обогнать. От того, насколько быстро вас обгонят, зависит, в том числе и ваша безопасность.
Если вас начали обгонять, но вы видите, что ситуация впереди неприемлема для обгона, а начавший обгон (едущий сзади вас) водитель не может распознать опасность впереди вас, тогда есть смысл его предупредить.
Это можно сделать жестом руки (через открытое окно) или кратковременным включением указателя левого поворота.
11.4. «Обгон запрещен:
- на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
- на пешеходных переходах;
- на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
- в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью».
Пояснение:
На нерегулируемых перекрестках обгон разрешен только при движении по главной дороге, и только в случае, если отсутствуют другие условия, запрещающие выезд на встречную полосу.
Другие условия — это сплошная «осевая» линия разметки 1.1, пешеходный переход на краю перекрестка, и знак 3.20 «Обгон запрещен».
Дорожные условия, запрещающие обгон, и соответственно, выезд на встречную полосу, рассмотрены в статьях Обгон на пешеходном переходе и Выезд на встречную полосу и пункт 9.1 (1) ПДД.
О возможных и распространенных нарушениях ПДД в процессе обгона, а также о взысканиях, применяемых за такие нарушения — в статье Нарушения правил обгона.
11.5. «Опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов осуществляется с учетом требований пункта 14.2 Правил».
Пояснение:
Если перед пешеходным переходом какое-либо транспортное средство снизило скорость или остановилось, то пункт 14.2 ПДД обязывает вас сделать то же самое.
Возможно, водитель того ТС пропускает пешехода, которого вы еще не видите. И если вы начнете опережение этого ТС, тогда есть вероятность, что пешеход угодит вам под колеса.
11.6. «В случае если вне населенных пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства».
Пояснение:
На участке дороги, на котором запрещен обгон, «тихоход» способен собрать за собой длинную пробку.
Чтобы такого не произошло, пункт 11.6 требует от водителя «тихохода» не задерживать поток едущих за ним транспортных средств.
11.7. «В случае если встречный разъезд затруднен, водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу. Уступить дорогу при наличии препятствия на уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14, должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск».
Пояснение:
Требование пункта 11.7 к порядку встречного разъезда в узких местах действует не только на дорогах, но и на прилегающих к ним территориях.
К прилегающим территориям также относятся дворы и жилые массивы (пункт 1.2 ПДД), см. статью Движение во дворах и жилых зонах.