Крайнее положение на проезжей части


Комментариев нет

Здравствуйте, уважаемый читатель.

В этой статье обсудим на примере, что такое крайнее положение на проезжей части, которое должен занять водитель на своем транспортном средстве перед поворотом направо, налево или разворотом.

Ситуация читателя: Еду по однополосной дороге, подъезжаю к перекрестку, поворачиваю направо и в меня врезается другой автомобиль, который пытался пойти на опережение справа от меня.

Кто виноват в ДТП?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прояснить некоторые «детали» происшествия.

Из вопроса неясно, что автор понимает под «однополосной дорогой».

Это может быть двухполосная дорога без разметки посередине (количество полос определяется визуально), и еще это действительно может быть дорога шириной в одну полосу с односторонним движением. Но суть не в этом.

Чтобы определить виновного в ДТП, сначала нужно выяснить, что стало причиной аварии, и является ли эта причина следствием нарушения ПДД. Если нарушение ПДД стало причиной аварии, то виноват нарушитель.

Автор указал, что на перекрестке он поворачивал направо, и оппонент сумел его опередить с правой! стороны. Как такое может быть?

А так может быть только в одном случае: если между машиной автора и правым краем проезжей части мог поместиться еще один автомобиль.

Следовательно, автор вопроса поворачивал НЕ из крайнего правого положения. Он не выполнил требование пункта 8.5 ПДД: перед поворотом направо занять крайнее правое положение на проезжей части.

Это, собственно, и стало юридической причиной столкновения. Настоящая же причина аварии, это невнимательность. См. статью ДТП по невнимательности.

 

В одной из предыдущих статей Поворот не из своей полосы обсуждается вопрос: можно ли на дороге без разметки, на которой отсутствуют знаки, определяющие направление движения по полосам (5.15.1 и 5.15.2), повернуть налево из правого ряда?

Там же дан ответ на поставленный вопрос: ПДД запрещают поворачивать налево из правого ряда, и направо из левого ряда.

Но что общего между этими двумя ситуациями? – это требование пункта 8.5 ПДД перед поворотом (разворотом) занять соответствующее крайнее положение на проезжей части. Количество полос на дороге здесь не причем.

Если нет знаков, указывающих направления движения по полосам, то пункт 8.5 ПДД разрешает повернуть только из крайних рядов, предварительно заняв крайнее положение.

Что такое крайнее положение на проезжей части?

Крайнее положение на проезжей части – это такое расположение, при котором между бортом автомобиля и краем проезжей части не смог бы разместиться даже велосипед (представьте себе его габариты по ширине, и сколько ему требуется места).

Соответственно, для поворота направо, Правила требуют «прижаться» к правому краю проезжей части, для поворота налево на двухполосных дорогах – «прижаться» к середине дороги; на дорогах с односторонним движением – «прижаться» к левому краю проезжей части.

Разумеется, не нужно ехать совсем впритирку, следует «прижаться», опираясь на здравый смысл, одновременно контролируя взглядом (поворотом головы) сторону, в которую осуществляется поворот.

Еще есть смысл предположить, что сзади могут появиться и велосипедист, и мотоциклист. Им для маневра нужно намного меньше места, чем автомобилю.

На картинке, размещенной ниже, два автомобиля поворачивают направо в соответствии с требованием занять крайнее положение на проезжей части.

Прижался вправо

Если представить себе ситуацию, описанную в вопросе, где автор указал, что второй автомобиль пошел на опережение справа!, то становится ясно, что поворот был им произведен НЕ из крайнего правого положения (справа целиком поместился автомобиль).

Это и послужило причиной столкновения. Ну а юридический виновник всегда тот, кто нарушил ПДД. В нашей ситуации нарушителем ПДД был автор вопроса.

 

Если быть точнее, то основная вина в ДТП лежит на нарушителе, а степень вины второго участника надо выяснять по месту происшествия, поскольку любая мелочь может оказаться важной.

Например, если в нашей ситуации выяснится, что второй участник хотел «протиснуться» справа по обочине (часто роль обочины выполняет укрепленная полоса), то виновником ДТП станет он, потому что движение по обочине запрещено (пункт 9.9 ПДД).

Еще нужно помнить, что соблюдение ПДД не гарантирует безопасность. Потому что за себя вы можете поручиться, а, вот, за своего оппонента не можете.

Поэтому, кроме выполнения предписанных требований, еще нужно постоянно следить за изменением ситуации вокруг автомобиля, а перед поворотами активно «крутить» головой по сторонам.

На этом, все.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной аварийной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой вам ситуацией.

В продолжение темы «что такое крайнее положение на проезжей части», а также ответов на вопросы как не попасть в ДТП в процессе движения по дорогам, предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Куда смотреть за рулем, чтобы не попасть в ДТП;
Поворот направо на нерегулируемом перекрестке;
Повороты направо, налево или на разворот;
Со второй полосы — направо;
Причины возникновения ДТП.

Будьте внимательны за рулем

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вопрос - Ответ

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.