Здравствуйте, уважаемый читатель.
В этой статье поговорим о том, что такое безопасный маневр (с точки зрения аварийности), или какое выполнение маневра можно считать безопасным.
Поехали.
Совокупная безопасность движения по дороге включает в себя не только умение управлять транспортным средством, но и умение анализировать информацию, поступающую с дороги.
С увеличением скорости транспортного средства, у водителя сужается поле зрения, и восприятие общей картины дороги, соответственно, ухудшается в том смысле, что оно становится ограниченным.
Таким образом, скорость транспортного средства напрямую влияет на безопасность движения, и соответственно, на благополучие осуществления маневра.
Взаимосвязь скорости движения автомобиля и качества восприятия дорожной обстановки рассмотрена в статье Скорость и безопасность движения.
Маневр — это любое изменение направления движения относительно дороги (подробнее см. статью Что такое «маневр» в ПДД).
Какой, с точки зрения аварии, маневр можно считать безопасным, или что такое безопасный маневр?
Под опасностью, прежде всего, следует понимать ДТП. Известно, что вероятность возникновения ДТП существует всегда.
Принято считать, что ДТП — это когда происходит столкновение между транспортными средствами. См. статью Что такое ДТП и как его избежать.
Но, ведь, с объективной точки зрения, если в результате неадекватного маневра ТС «ушло» с курса и оказалось «помятым» за пределами дороги, то это тоже ДТП, но произошедшее без взаимодействия с другим ТС.
Другими словами, вы применили небезопасный в данных дорожных условиях маневр, в результате чего вы, по каким-то причинам, потеряли управление своим автомобилем (либо своим транспортным средством).
Отсюда следует, что опасность разной степени существует, как говорят, даже на ровном месте, поэтому в любых дорожных условиях целесообразно принимать соответствующие меры для того, чтобы не попасть ДТП.
Алгоритм выполнения любого маневра приведен в статье Смотрим на дорогу правильно. Там же приведен вариант распределения внимания по значимости дорожных объектов. Идем далее.
Пункт 8.1 ПДД диктует следующее: «... При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения ...».
Это требование означает, что ваше изменение направления движения никаким образом не должно повлиять на движение других участников.
Это вовсе не означает, что вы должны всегда уступать всем другим, участвующим в движении, с которыми взаимодействуете на дороге.
Уступать целесообразно только в случаях, когда Правила этого требуют, например, при начале движения, при повороте налево, а иногда и направо, в процессе перестроения и других маневров.
Ваш маневр «не должен повлиять на движение других ТС» означает, что он должен быть выверен с учетом движения «соседей», и выполнен таким образом, что «сосед» как будто вас не заметил.
Кроме этого, ваш маневр должен быть понятен окружающим.
Ясное дело, что в современных условиях плотного движения, осуществить маневр таким образом, порой, невозможно, чтобы не потеснить «соседа» по дорожному потоку, порой, невозможно.
Но если ваши намерения понятны вашему «соседу» и другим водителям, то считайте, что хотя бы наполовину вы с задачей справились.
Еще бывают ситуации, когда в целях безопасности, есть смысл уступить дорогу даже в том случае, когда имеете преимущество. Например, во время движения в плотной «пробке».
Этот пример описан в статье В пробках все равны. Уступите вы – уступят и вам. Уступая в таких и похожих случаях, вы НЕ нарушаете ПДД.
Маневры бывают простые (например, поворот) и сложные, или составные (например, начало движения с обочины). И поскольку любой маневр выполняется в процессе движения, то непременным его атрибутом будет скорость.
Для осуществления некоторых маневров целесообразно снижать скорость (поворот, разворот, остановка).
Для выполнения других маневров, предположим, для обгона или некоторых случаев объезда, которые всегда связаны с перестроением, целесообразно скорость увеличить.
Отсюда можно сделать вывод, что безопасность маневра автомобиля, безусловно, зависит от скорости его движения, но эта зависимость не прямая.
В каждом случае зависимость индивидуальная и корректируется дорожными обстоятельствами. Очень важно при этих разных обстоятельствах следить за обстановкой вокруг своего автомобиля.
Обобщая изложенное выше по тексту, можно дать определение понятию «безопасный маневр».
Итак, что такое безопасный маневр, или какое осуществление маневра можно назвать безопасным?
Безопасный маневр — это такой, который осуществляется в рамках ПДД (предупреждая других участников движения, но не создавая им помех), со скоростью, обеспечивающей наилучший контроль дорожной обстановки вокруг своего автомобиля.
Бесспорно, это несколько общее представление о том, что такое безопасный маневр, потому что в каждом случае любой маневр конкретен.
Обеспечить себе безопасность на дороге можете только вы сами. Ну а как это сделать вы найдете на страницах сайта автонаука.ру.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы о безопасности движения по дорогам предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:
Как избежать ДТП на круговом движении;
Взаимное перестроение в одну полосу;
Маневрирование в дорожном потоке;
Поворот направо на главную дорогу;
Кто уступает при сужении дороги;
Как избежать ДТП.
Будьте внимательны за рулем.
Задайте вопрос или оставьте комментарий