Выезд на встречную полосу и пункт 9.1 (1) ПДД


15 комментариев

Материал данной статьи является кратким пояснением (комментарием) к пункту 9.1 (1) раздела ПДД «Расположение ТС на проезжей части», который дополнил Правила с 12 июля 2017 года.

9.1 (1): «На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева».

Выезд на полосу встречного движения

Данный пункт (9.1 (1)) вносит ясность в некоторые спорные ситуации по движению автомобиля левее сплошной линии разметки, поскольку конкретизирует условия, при которых выезд на полосу встречного запрещается. Таковыми условиями являются:

  • Наличие сплошной (двойной сплошной) линии разметки между встречными транспортными потоками;
  • Наличие разделительной полосы (либо полоса выделена конструктивно, либо обозначена сплошной линией разметки 1.2);
  • Наличие трамвайных путей, расположенных посередине дороги на проезжей части между встречными транспортными потоками.

Если на дороге имеются перечисленные выше элементы дорожной инфраструктуры, перемещение автомобиля левее них будет расценено как выезд на полосу встречного движения в запрещенном для этого случае. В случае движения по трамвайным путям следует помнить, что выезд на встречные трамвайные пути запрещается (пункт 9.6).

С выездом на встречную полосу связаны многие маневры. Некоторые из них Правилами допускаются, и они отдельно прописаны в ПДД, т.е. не запрещены. Это, прежде всего, обгон, и случаи, когда есть необходимость выполнить остановку или стоянку на левой стороне дороги.

При выполнении указанных маневров в соответствии с ПДД, состава нарушения нет, и это естественно. Но если те же самые маневры (выезд на встречную полосу) проводятся в условиях, оговоренных в пункте 9.1 (1) (через сплошную линию разметки, движение левее сплошной линии, разделяющей встречные направления), то они попадают под запрет.

Обгон перекресток
Разд.полоса бордюр и разметка

Есть еще такой вынужденный маневр, как объезд препятствия через встречную полосу. В этой ситуации следует «взвесить» все возможные варианты объезда. Объезд препятствия по встречной полосе не будет считаться нарушением только в случае, когда другого пути для объезда, кроме как через «встречку», у водителя нет. В противном случае могут привлечь по ст.12.15 ч.3 – штраф до 1500р.

 

В пункте 9.2 есть такие строки: «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. …». Т.е. прописан прямой запрет для выезда на встречную полосу на указанных дорогах.

Когда проезжая часть имеет четыре и более полосы для двухстороннего движения, то между встречными потоками наносится разметка 1.3 (двойная сплошная линия). Вместо разметки 1.3 может быть организована разделительная полоса, выполненная, в свою очередь, или конструктивно (бордюр, столбики), или в виде сплошной линии разметки 1.2, обозначающей край проезжей части.

Когда дорожную разметку на полотне дороги хорошо видно, то все понятно – есть сплошная «осевая» линия, которую пересекать запрещается. Но если разметка стерлась со временем (она не различима), то перед глазами водителя просто широкая дорога. В таком случае выезд далее середины этой широкой дороги равносилен движению по встречной полосе в запрещенном для этого случае.

Следует обратить внимание, что под составом нарушения за встречную полосу понимается именно выезд на полосу встречного движения в нарушение ПДД. В случае движения автомобиля на широкой дороге далее середины проезжей части (при отсутствии разметки) нарушение сплошной «осевой» линии отсутствует, а факт выезда на встречную полосу, как говорится, «налицо», и он вполне может попасть под штраф.

Разворот через разделительную полосу

Известно, что разделительная полоса делит площадь перекрестка на два пересечения проезжих частей. Долгое время было много разных споров по правомерности разворота по короткой и длинной дуге через разделительную полосу из одного пересечения в другое. Этому вопросу посвящена серия из трех статей Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой.

Какой вариант разворота считать правильным, по длинной дуге или по короткой? Поскольку в «общих» случаях на это вопрос ответить затруднительно, для этого требуется конкретика по каждому месту события или перекрестку, тут приходит на помощь пункт 9.1 (1), в котором прописаны условия, при которых выезд на участок со встречным движением запрещается.

Таким образом, если на участке в разрыве разделительной полосы нанесена сплошная (двойная сплошная) линия разметки, то линия разворота должна пройти ЗА этой разметкой – только по длинной дуге.

Из одного в другое большая и малая дуга

Точно так (по большому радиусу) следует развернуться, если вместо линий разметки по этому участку проходят трамвайные пути.

Разворот через трамвайные пути

Если же разметки на проезжей части нет (отсутствует), то ничто не запрещает развернуться через разделительную полосу по малому радиусу, как на обычном перекрестке. Но, опять же, всегда нужно смотреть, как организован проезд на конкретном перекрестке. Вполне возможно, что поворот налево может быть запрещен одним из знаков группы 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4.

Остановка и стоянка на левой стороне дороги

В соответствии с пунктом 12.1, остановка и стоянка на левой стороне дороги с двухсторонним движением разрешаются только в населенных пунктах, и только на двухполосных дорогах без трамвайных путей посередине. Кроме этого на такой дороге не должно быть сплошной линии разметки 1.1, разделяющей встречные направления.

При указанных условиях остановка и стоянка в населенном пункте на левой обочине, если таковая имеется, не запрещены, поскольку термин «дорога» включает в себя и проезжую часть, и обочину.

В случае остановки автомобиля или постановки его на стоянку на левой стороне дороги через сплошную линию разметки, либо таким образом, что по окончании стоянки автомобиль поедет левее сплошной (осевой) линии разметки 1.1, данное «деяние» будет расценено как выезд на встречную полосу в нарушение ПДД.

Отъезд через встречку

Штраф за выезд на встречную полосу

За выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, в нарушение ПДД предусмотрены санкции в виде штрафа в 5000 рублей или лишения права управления на срок до полугода (ст. 12.15 ч.4). Это наказание за выезд на встречную полосу в первый раз.

За повторный выезд на встречную полосу последуют санкции уже по ст. 12.15 ч.5 – лишение прав на 1 год. В случае автоматической фиксации (камера) – штраф 5000 рублей.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вождение

Самые читаемые разделы сайта

 

15 комментариев

  1. Владимир

    02.03.2020 20:41

    Из Вашей статьи, где был комментарий применения пункта 9.1 (1) я понял, что если в разрыве разделительной полосы в центре перекрестка нет указания на присутствие встречного движения до центра (разметки 1.1,1.3 и т.д.), то применение пункта 8.6 ПДД лишено смысла, т.е. он не работает.

    И мы можем использовать это в качестве аргумента правильности наших действий при развороте по малой дуге или левому повороту правыми сторонами до центра перекрестка. Поправьте меня, если я ошибаюсь.

  2. Сергей Д.

    03.03.2020 12:46

    Здравствуйте Владимир.

    Вы поняли правильно. Для обвинения «за встречку» участок встречного движения в разрыве разделительной полосы должен быть как-то обозначен разметкой.

    Соответственно, он должен однозначно идентифицироваться водителями как встречный участок (условия перечислены в пункте 9.1 (1)).

    Еще нужно понимать следующее. ПДД допускают неоднозначность некоторых утверждений. Если, например, разметка на проезжей части по каким-то причинам плохо различима или ее не видно (снег, грязь), то это не значит на 100% что она отсутствует.

    Высказывания типа «если я не вижу разметку, то ее нет» не всегда верны. Растаял снег, прошел дождь и разметка появляется. Придется долго доказывать, что правила на тот момент не были нарушены — много нервов.

    И еще. Когда в качестве разделительной полосы выступает бордюр, то его ширина может варьироваться.

    Там, где ширина имеет, что называется, прямой срез, даже при отсутствии разметки целесообразно не укорачивать дугу разворота. Вариантов много, всегда нужно смотреть по месту.

  3. Владимр

    03.03.2020 22:15

    Спасибо Сергей за быстрый ответ. Я согласен с Вами, что пункт 9.1 (1) ПДД можно использовать в качестве доказательства правомерности своих действий на перекрестке, если по факту соблюдены условия применения этого пункта.

    Любое сомнение в наличии разметки или, наоборот, в ее отсутствии, надо трактовать так: пункт 8.6 ПДД выполняем, и все маневры на перекрестке производим за его центром.

    Я считаю, что Ваша статья очень полезна и может помочь в спорных дорожных ситуациях, возникающих при маневре на перекрестке.

  4. Сергей Д.

    04.03.2020 23:33

    Спасибо за добрые слова, Владимир.

    Действительно, пункт 9.1 (1) вносит ясность по нарушениям за встречную полосу, и в некоторые ситуации на сложных перекрестках.

  5. Николай Георгиевич

    02.09.2020 15:00

    ДТП, просёлочная дорога ширина 3.3 метра однополосная. Есть уклон, знаки отсутствуют.

    Один авто движется под уклон, второй, гружёный на багажнике диваном, на подъём. Кто уступает дорогу? На что ссылаться?

  6. Сергей Д.

    02.09.2020 16:39

    Здравствуйте Николай Георгиевич.

    Поскольку перед подъемом/спуском не установлены предупреждающие знаки 1.13 «Крутой спуск» и 1.14 «Крутой подъем», ваша ситуация попадает под случай, который ПДД не регламентируют.

    Взаимодействие водителей подчиняется пункту 1.5 ПДД: Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда ... и т.д.

    На первый «взгляд» вина обоюдная. Более конкретно — нужно смотреть на масте события, в т.ч. положение скарба на багажнике (было ли выступание за допустимые габариты, пункт 23.4 ПДД).

  7. Игорь

    14.07.2022 21:19

    Двигаясь вне населённого пункта, пересёк разметку 1.6, совершая обгон (двухстороннее движение).

    Разметка 1.1 нанесена напротив выезда с какой-то территории, длина разметки 1.1 не очень длинная. Проехав по встречной полосе, завершил обгон также через разметку 1.6.

    Разметку 1.1 не пересекал, она оставалась справа по ходу моего движения. Обвиняют по статье 12.15 ч 4.

  8. Сергей Д.

    15.07.2022 08:14

    Здравствуйте Игорь.

    Вас обвиняют за проезд по встречной полосе на участке дороги, где это запрещено. При этом неважно, какая длина у этого участка дороги.

    Вы написали, что проехали по встречной полосе, а разметка 1.1 (сплошная линия) осталась справа от вас.

    Движение по встречной полосе запрещается, если она отделена сплошной линией разметки (пункт 9.1 (1) ПДД).

  9. Валентина

    06.10.2022 07:47

    Добрый день! Не совсем понятно, на первом рисунке водитель нарушил п. 9.1 (1) при выполнении обгона или нет?

    Поскольку короткая разметка 1.1 (расположенная до и после пересекаемой проезжей части) противоречит знаку «перекрёсток неравнозначных дорог», согласно которому обгон на таком перекрестке вне населенного пункта ПДД не запрещён.

  10. Сергей Д.

    06.10.2022 10:49

    Здравствуйте Валентина.

    Да, на первом рисунке водитель нарушил пункт 9.1 (1) ПДД, который запрещает движение по встречной полосе левее сплошной линии «осевой» разметки.

    Поскольку, обгон это опережение попутчика по встречной полосе, то в этой ситуации он запрещается.

    На первом рисунке разметка 1.1 не противоречит знаку 2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой», а дополняет условия движения через перекресток.

    Знаки приоритета расставляют очередность движения через нерегулируемый перекресток. Они не могут противоречить или не противоречить другим группам знаков или дорожной разметке.

    Обгон разрешается по главной дороге перекрестка (пункт 11.4 ПДД) только при отсутствии условий, его запрещающих.

    Например, условиями, запрещающими обгон, являются сплошная линия разметки до и после перекрестка (как на первом рисунке), а также наличие пешеходного перехода непосредственно перед перекрестком.

  11. Валентина

    09.10.2022 22:57

    Здравствуйте, Сергей!

    Спасибо за ответ. В таком случае возникает вопрос почему разметка 1.1 на данном перекрестке не дублируется знаком 3.20 « Обгон запрещен» либо другим каким-нибудь способом, заранее предупреждающим водителя о приближении к участку дороги, где обгон запрещен?

  12. Валентина

    10.10.2022 10:59

    Здравствуйте, Сергей!

    В данном случае на картинке видно, что водитель красного автомобиля выезжает на встречную полосу перед сплошной, т.е подразумеваем, что он видит разметку 1.1 и совершает маневр — бесспорно нарушение п. 9.1.1 ПДД.

    Но рассмотрим другую, интересующую меня ситуацию: водитель двигаясь вне населенного пункта, по главной дороге и находясь на значительном расстоянии от неравнозначного перекрестка (примерно 200м.) намерен совершить обгон (при этом знаков предупреждающих водителя о том , что впереди участок дороги на котором такой манёвр будет запрещен — нет), выезжает на встречную полосу с соблюдением ПДД (пересекает разметку 1.5, знак 3.20 до и после перекрестка отсутствует, впереди только знак 2.3.1) и во время движения по встречной полосе водитель оказывается левее сплошной линии, т.е невольным нарушителем п. 9.1.1 ПДД, т.к вернуться в свою полосу до сплошной нет возможности.

    Хочу заметить, что наличие разметки 1.6 перед разметкой 1.1 не достаточно, поскольку водитель должен заранее знать о том, что ему необходимо завершить маневр обгона до перекрестка (разметки 1.1), о чем предупредил бы знак 3.20.

    На мой взгляд, с внесением в ПДД п. 9.1.1 перекрестки неравнозначных дорог (о которых идет речь) оказались «ловушками» для водителей, поскольку сплошная есть, а знака запрещающего обгон нет.

    В результате чего, водитель заблаговременно не знает какая будет разметка на данном перекрестке 1.1 или 1.5, и соответственно, рассчитать маневр обгона заранее не может, а именно где он должен его завершить (таких перекрестков и водителей попавших в эту «ловушку» много — не единичный случай).

    В такой ситуации оказался знакомый водитель, которого теперь обвиняют за нарушение п. 9.1.1 ПДД , ч. 4 ст. 12.15 КоАП.

    Спасибо за внимание, жду Вашего ответа.

  13. Сергей Д.

    10.10.2022 12:54

    Здравствуйте Валентина.

    Вы увидели несправедливость в том, что вас не предупредили визуально (не установили знак 3.20) о том, что выезжать на встречную полосу запрещено. Сплошной линии разметки для вас оказалось недостаточно.

    Ваше рассуждение ошибочное. Давайте по порядку.

    По определению (пункт 1.2 ПДД) понятие «обгон» связано с выездом на встречную полосу. А вот, выезд на встречную полосу не всегда связан с обгоном.

    На «встречку» можно выехать, например, объезжая препятствие (причем, даже через сплошную линию, если другой возможности нет) или неровность дороги.

    Когда обгон запрещен знаком 3.20 «Обгон запрещен», то выезд на встречную полосу запрещается. Но это НЕ единственное условие, при котором выезжать на «встречку» запрещено!

    Другие условия прописаны в пункте 11.4 ПДД (обгон запрещен) и в пункте 9.1 (1) ПДД (выезд на «встречку» запрещен).

    По этим причинам ст.12.15 ч.4 КоАП содержит санкции за неправомерный выезд на встречную полосу, а не за обгон.

    Знак 3.20 «Обгон запрещен» устанавливают на участках дорог с необеспеченной видимостью встречного автомобиля.

    Необеспеченная видимость рассчитывается по спец. таблице соотношений закругления дороги и видимости на ней с учетом рельефа местности. На прямой дороге нет смысла устанавливать знак 3.20, его и не устанавливают.

    Более того, его зона действия вне населенного пункта считается от места его установки до ближайшего перекрестка (если знак применяется без таблички «зона действия»).

    Протяженности разметки 1.6 (удлиненная прерывистая линия) обычно бывает достаточно, чтобы сообразить, что скоро начнется сплошная линия.

    На будущее: большинство перекрестков за пределами населенных пунктов имеют наземный пешеходный переход и сплошную «осевую» линию дорожной разметки. На таких перекрестках проезд по встречной полосе запрещается.

  14. Валентина

    11.10.2022 12:12

    Добрый день, Сергей!

    На рассматриваемом перекрестке может быть как сплошная, так и прерывистая разметка.

    Несправедливость заключается в том, что заранее визуально водитель не предупрежден о наличии сплошной на данном перекрестке, которая запрещает совершить обгон на нём.

    Находясь на значительном расстоянии от перекрестка водитель не видит разметку 1.1, в отличии от знака, который заранее дает понять водителю где начинается сплошная и благодаря которому он может рассчитать успеет он завершить обгон до знака(сплошной) или нет, и примет соответствующее решение — обгонять/нет.

    Протяженности разметки 1.6 (удлиненная прерывистая линия), чтобы сообразить, что скоро начнется сплошная линия возможно и достаточно, но чтобы вернуться в свою полосу до сплошной, не создавая аварийно-опасной ситуации — НЕ достаточно. (например, как в моём случае, водитель фуры обгоняет фуру).

    Речь в рассматриваемой ситуации идет про обгон, который непосредственно связан с выездом на встречную полосу. Поэтому для водителя нет разницы, какой именно ему будет вменен пункт ПДД (9.1.1 либо 11.4), поскольку санкции за неправомерный выезд на встречную полосу и обгон одинаковые — предусмотрены ст. 12.15 ч. 4.

    Про перекресток с пешеходным переходом и осевой линией всё понятно — в таком случае там стоит знак «пешеходный переход». В данном случае рассматривается перекресток без пешеходного перехода.

  15. Сергей Д.

    11.10.2022 18:00

    Здравствуйте Валентина.

    Лично мне ваш вопрос понятен. Но у меня нет на него ответа, потому что Правилами такое предупреждение не предусмотрено. На вопрос, почему не предусмотрено, у меня тоже ответа нет.

    Нецелесообразность установки знака 3.20 «Обгон запрещен» перед перекрестком, объясняемая требованием ГОСТа, я привел в прошлом ответе.

    Я пытаюсь смотреть на ситуацию объективно, зная о ней только лишь с ваших слов (с того, что вы написали).

    Я представляю себе сколько места на дороге нужно длинномерному ТС для того, чтобы обогнать своего «одноклассника». Обгон — это почти всегда скоростной маневр.

    Пункт 10.1 ПДД. «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом ... дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

    Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил».

    Соблюдение дорожной разметки — это требование Правил. Таковы условия.

    Видимость в направлении движения — это то, что видно с водительского кресла. Ваш водитель не увидел приближающуюся сплошную, а она там была.

    Перед принятием решения начать обгон, находясь перед перекрестком, у водителя был выбор: начать обгон сейчас или после перекрестка. Знак 2.3.1 расположен за 150-300 метров. Он рискнул, но при этом нарушил ПДД.

    Наказывают (штраф, лишение ПУ до полугода) за факт нарушения. Факт был? — Да. Причины нарушения никогда никого на разборе не интересовали.

    Пересечение сплошной по завершении обгона, (я не знаю, как было в вашем случае), это не всегда лишение прав, тем более, если произошло впервые.

    Если удастся как-то доказать, что это произошло не нарочно, что ему, например, препятствовали вернуться на свою сторону, могут назначить только штраф.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.