Выезд на встречную полосу и пункт 9.1 (1) ПДД


6 комментариев

Материал данной статьи является кратким пояснением (комментарием) к пункту 9.1 (1) раздела ПДД «Расположение ТС на проезжей части», который дополнил Правила с 12 июля 2017 года.

9.1 (1): «На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева».

Выезд на полосу встречного движения

Данный пункт (9.1 (1)) вносит ясность в некоторые спорные ситуации по движению автомобиля левее сплошной линии разметки, поскольку конкретизирует условия, при которых выезд на полосу встречного запрещается. Таковыми условиями являются:

  • Наличие сплошной (двойной сплошной) линии разметки между встречными транспортными потоками;
  • Наличие разделительной полосы (либо полоса выделена конструктивно, либо обозначена сплошной линией разметки 1.2);
  • Наличие трамвайных путей, расположенных посередине дороги на проезжей части между встречными транспортными потоками.

Если на дороге имеются перечисленные выше элементы дорожной инфраструктуры, перемещение автомобиля левее них будет расценено как выезд на полосу встречного движения в запрещенном для этого случае. В случае движения по трамвайным путям следует помнить, что выезд на встречные трамвайные пути запрещается (пункт 9.6).

С выездом на встречную полосу связаны многие маневры. Некоторые из них Правилами допускаются, и они отдельно прописаны в ПДД, т.е. не запрещены. Это, прежде всего, обгон, и случаи, когда есть необходимость выполнить остановку или стоянку на левой стороне дороги.

При выполнении указанных маневров в соответствии с ПДД, состава нарушения нет, и это естественно. Но если те же самые маневры (выезд на встречную полосу) проводятся в условиях, оговоренных в пункте 9.1 (1) (через сплошную линию разметки, движение левее сплошной линии, разделяющей встречные направления), то они попадают под запрет.

Обгон перекресток
Разд.полоса бордюр и разметка

Есть еще такой вынужденный маневр, как объезд препятствия через встречную полосу. В этой ситуации следует «взвесить» все возможные варианты объезда. Объезд препятствия по встречной полосе не будет считаться нарушением только в случае, когда другого пути для объезда, кроме как через «встречку», у водителя нет. В противном случае могут привлечь по ст.12.15 ч.3 – штраф до 1500р.

 

В пункте 9.2 есть такие строки: «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. …». Т.е. прописан прямой запрет для выезда на встречную полосу на указанных дорогах.

Когда проезжая часть имеет четыре и более полосы для двухстороннего движения, то между встречными потоками наносится разметка 1.3 (двойная сплошная линия). Вместо разметки 1.3 может быть организована разделительная полоса, выполненная, в свою очередь, или конструктивно (бордюр, столбики), или в виде сплошной линии разметки 1.2, обозначающей край проезжей части.

Когда дорожную разметку на полотне дороги хорошо видно, то все понятно – есть сплошная «осевая» линия, которую пересекать запрещается. Но если разметка стерлась со временем (она не различима), то перед глазами водителя просто широкая дорога. В таком случае выезд далее середины этой широкой дороги равносилен движению по встречной полосе в запрещенном для этого случае.

Следует обратить внимание, что под составом нарушения за встречную полосу понимается именно выезд на полосу встречного движения в нарушение ПДД. В случае движения автомобиля на широкой дороге далее середины проезжей части (при отсутствии разметки) нарушение сплошной «осевой» линии отсутствует, а факт выезда на встречную полосу, как говорится, «налицо», и он вполне может попасть под штраф.

Разворот через разделительную полосу

Известно, что разделительная полоса делит площадь перекрестка на два пересечения проезжих частей. Долгое время было много разных споров по правомерности разворота по короткой и длинной дуге через разделительную полосу из одного пересечения в другое. Этому вопросу посвящена серия из трех статей Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой.

Какой вариант разворота считать правильным, по длинной дуге или по короткой? Поскольку в «общих» случаях на это вопрос ответить затруднительно, для этого требуется конкретика по каждому месту события или перекрестку, тут приходит на помощь пункт 9.1 (1), в котором прописаны условия, при которых выезд на участок со встречным движением запрещается.

Таким образом, если на участке в разрыве разделительной полосы нанесена сплошная (двойная сплошная) линия разметки, то линия разворота должна пройти ЗА этой разметкой – только по длинной дуге.

Из одного в другое большая и малая дуга

Точно так (по большому радиусу) следует развернуться, если вместо линий разметки по этому участку проходят трамвайные пути.

Разворот через трамвайные пути

Если же разметки на проезжей части нет (отсутствует), то ничто не запрещает развернуться через разделительную полосу по малому радиусу, как на обычном перекрестке. Но, опять же, всегда нужно смотреть, как организован проезд на конкретном перекрестке. Вполне возможно, что поворот налево может быть запрещен одним из знаков группы 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4.

Остановка и стоянка на левой стороне дороги

В соответствии с пунктом 12.1, остановка и стоянка на левой стороне дороги с двухсторонним движением разрешаются только в населенных пунктах, и только на двухполосных дорогах без трамвайных путей посередине. Кроме этого на такой дороге не должно быть сплошной линии разметки 1.1, разделяющей встречные направления.

При указанных условиях остановка и стоянка в населенном пункте на левой обочине, если таковая имеется, не запрещены, поскольку термин «дорога» включает в себя и проезжую часть, и обочину.

В случае остановки автомобиля или постановки его на стоянку на левой стороне дороги через сплошную линию разметки, либо таким образом, что по окончании стоянки автомобиль поедет левее сплошной (осевой) линии разметки 1.1, данное «деяние» будет расценено как выезд на встречную полосу в нарушение ПДД.

Отъезд через встречку

Штраф за выезд на встречную полосу

За выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, в нарушение ПДД предусмотрены санкции в виде штрафа в 5000 рублей или лишения права управления на срок до полугода (ст. 12.15 ч.4). Это наказание за выезд на встречную полосу в первый раз.

За повторный выезд на встречную полосу последуют санкции уже по ст. 12.15 ч.5 – лишение прав на 1 год. В случае автоматической фиксации (камера) – штраф 5000 рублей.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Еще по теме из раздела: Вождение

Самые читаемые разделы сайта

 

6 комментариев

  1. Владимир

    02.03.2020 20:41

    Из Вашей статьи, где был комментарий применения пункта 9.1 (1) я понял, что если в разрыве разделительной полосы в центре перекрестка нет указания на присутствие встречного движения до центра (разметки 1.1,1.3 и т.д.), то применение пункта 8.6 ПДД лишено смысла, т.е. он не работает, и мы можем использовать это в качестве аргумента правильности наших действий при развороте по малой дуге или левому повороту правыми сторонами до центра перекрестка. Поправьте меня, если я ошибаюсь.

  2. Сергей Д.

    03.03.2020 12:46

    Здравствуйте Владимир.

    Вы поняли правильно. Для обвинения «за встречку» участок встречного движения в разрыве разделительной полосы должен быть как-то обозначен, и, соответственно, должен однозначно идентифицироваться водителями как встречный (условия перечислены в пункте 9.1 (1)).

    Еще нужно понимать следующее. Правила допускают неоднозначность некоторых утверждений. Если, например, разметка на проезжей части по каким-то причинам плохо различима или ее не видно (снег, грязь), то это не значит на 100% что она отсутствует.

    Высказывания типа «если я не вижу разметку, то ее нет» не всегда верны. Растаял снег, прошел дождь и разметка появляется. Придется долго доказывать, что правила на тот момент не были нарушены — много нервов.

    И еще. Когда в качестве разд.полосы выступает бордюр, то его ширина может варьироваться. Там, где ширина имеет, что называется, прямой срез, даже при отсутствии разметки целесообразно не укорачивать дугу разворота. Вариантов много, всегда нужно смотреть по месту.

  3. Владимр

    03.03.2020 22:15

    Спасибо Сергей за быстрый ответ. Я согласен с Вами, что пункт 9.1 (1) ПДД можно использовать в качестве доказательства правомерности своих действий на перекрестке, если по факту соблюдены условия применения этого пункта. Любое сомнение в наличии разметки или, наоборот, в ее отсутствии, надо трактовать так: пункт 8.6 ПДД выполняем, и все маневры на перекрестке производим за его центром.

    Я считаю, что Ваша статья очень полезна и может помочь в спорных дорожных ситуациях, возникающих при маневре на перекрестке.

  4. Сергей Д.

    04.03.2020 23:33

    Спасибо за добрые слова, Владимир.

    Действительно, пункт 9.1 (1) вносит ясность по нарушениям за встречную полосу и в некоторые ситуации на сложных перекрестках.

  5. Николай Георгиевич

    02.09.2020 15:00

    ДТП, просёлочная дорога ширина 3.3 метра однополосная? Есть уклон, знаки отсутствуют. Один авто движется под уклон, второй, гружёный на багажнике диваном, на подъём. Кто уступает дорогу? На что ссылаться?

  6. Сергей Д.

    02.09.2020 16:39

    Здравствуйте Николай Георгиевич.

    Поскольку перед подъемом/спуском не установлены предупреждающие знаки 1.13 «Крутой спуск» и 1.14 «Крутой подъем», ваша ситуация попадает под случай, который ПДД не регламентируют.

    Взаимодействие водителей подчиняется пункту 1.5 ПДД: Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда ... и т.д.

    На первый «взгляд» вина обоюдная. Более конкретно — нужно смотреть на масте события, в т.ч. положение скарба на багажнике (было ли выступание за допустимые габариты, пункт 23.4 ПДД).

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.