Поворот налево на перекрестке. Часть1


10 комментариев

Серия статей Проезд перекрестков-2

В данной, первой части темы, посвященной поворотам налево на перекрестке, будут рассмотрены случаи поворотов налево с крайней левой полосы.

Поворот налево в том смысле, как следует выполнять данный маневр (левый поворот) в соответствии с ПДД, и какие опасные моменты могут подстерегать автомобилистов в этих ситуациях.

Разумеется, все опасные случаи охватить невозможно, но наиболее часто встречающиеся, так сказать, базовые, будут рассмотрены.

Некоторые возможные конфликты между участниками движения на перекрестке, связанные с поворотом налево, были уже рассмотрены ранее, в статье Поворот налево и разворот на перекрестках. Опасные ситуации.

Те конфликтные ситуации, большей частью связаны либо со встречными участниками, либо с теми, кто движется в поперечном направлении.

Здесь же будет представлено взаимодействие участников, которые движутся попутно, осуществляя левый поворот с крайней левой полосы.

Начнем с того, что установленные перед перекрестком знаки 5.15.1 «Направления движения по полосам» и 5.15.2 «Направления движения по полосе» действуют на весь перекресток, если другие знаки 5.15.1 и 5.15.2, установленные непосредственно на нем (чаще всего над проезжей частью перекрестка) не указывают другое направление.

Вышеупомянутые знаки, разрешающие поворот налево из крайней левой полосы, разрешают и разворот с этой полосы.

Какую полосу дороги можно занять, поворачивая налево с крайней левой полосы?

Прямых указаний, как должен выполняться левый поворот, в Правилах нет.

В пункте 8.6 ПДД говорится, что поворот (как левый поворот, так и правый) должен осуществляться таким образом, чтобы, выезжая с пересечения проезжих частей, транспортное средство НЕ оказалось на встречной полосе.

Требование пункта 8.6 в основном касается поворота налево. Совершая же правый поворот, транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

Более подробно о выполнении правого поворота изложено в статье Поворот направо. Опасные ситуации.

Таким образом, Правила разрешают повернуть налево на любую полосу той дороги, на которую совершается поворот, например, как на рисунке ниже.

В качестве примера взят обычный стандартный перекресток.

Разрешенные траектории поворота налево на перекрестке

О том, каким образом следует «строить» траекторию движения на перекрестке во время поворота налево, а также в случае разъезда со встречным, поворачивающим налево автомобилем, можно прочесть в статье Проезд перекрестков. Въезд и выезд — общие правила.

В общих случаях линия поворота должна проходить через условный центр перекрестка или около него.

Когда на одной из дорог перекрестка есть разделительная полоса, то поворот налево вдоль такой полосы должен проходить только за линией, проходящей через центр перекрестка, т.е. в дальней по ходу движения автомобиля половине «разрыва».

 

Казалось бы, здесь нет ничего необычного, выбирай траекторию и поворачивай, но нужно понимать, что участников дорожного движения много, каждый едет в соответствии со своими планами, и желающих повернуть налево за один цикл светофора также может быть несколько.

На регулируемых перекрестках время движения через него ограничено «длиной» сигналов светофора, а ждать следующего цикла, обычно, никому не хочется.

Поэтому всегда существует вероятность, что кто-то из участников захочет «успеть проехать» любой ценой. Это может выразиться либо в поспешных действиях, либо, в так сказать, разумном игнорировании чужого приоритета.

Несколько вариантов, как такое происходит, рассмотрим ниже.

Вариант первый. Поворот «под прикрытием» т.е. автомобиль, поворачивающий следом за вашим авто, «режет» угол поворота.

Поворот под прикрытием

События происходят следующим образом. Один или несколько участников по зеленому сигналу выезжают к середине перекрестка друг за другом, эдаким «звеном» из нескольких машин, и останавливаются, пропуская встречных.

Появляется момент для поворота, ожидающие его водители начинают движение друг за другом, но кое-кто из них может выехать из «звена» и движением слева «срезать» угол поворота.

Когда такое происходит, то есть вероятность столкнуться с этим автомобилем на выезде с перекрестка, например в левой полосе.

Поэтому, чтобы избежать столкновения, всегда нужно обращать внимание на ситуацию слева-сзади вашего автомобиля.

Вариант второй. «Помеха справа».

Помеха справа

Ситуация такого рода может произойти в следующем случае. Первый участник с левым «поворотником» выезжает не до середины перекрестка, а едва заехав на пересечение проезжих частей, останавливается.

Т.е. между остановившимся и условной серединой перекрестка остается приличное расстояние.

Так делать не рекомендуется, хотя бы из солидарности к тем водителям, которые находятся сзади и также ждут поворота налево.

 

Но подобные поступки, все-таки, встречаются, и они вполне могут кого-нибудь нервировать. Что происходит далее?

Ожидающий своей очереди позади того, «первого», объезжает его справа и ставит свой автомобиль впереди, т.е. теперь он на поворот первый! Такие «маневры» еще применяют в местах для разворота и на Т-перекрестках, чтобы первым стать на разворот.

Если при этом не пересекается сплошная разметка, движение автомобиля обозначено включением соответствующих «поворотников» и не создается помех движению, то нарушения нет.

И после того, как появляется возможность закончить левый поворот и выехать с перекрестка, кто-то из этих «первых» захочет сделать это действительно первым, не исключено, что на эмоциях.

Т.е. возможны «варианты» пересечения их путей, в т.ч. и столкновения. Юридическое преимущество в этом случае будет у водителя, чей автомобиль окажется справа.

Примерно такая же ситуация на выходе с перекрестка может сложиться, когда кто-то из участников будет поворачивать налево из средней или с правой полосы в случае, когда такой маневр Правилами запрещен.

Т.е. никто в левой полосе не ожидает, что тот поворачивает налево с правого ряда. Скорей всего, он будет спешить, и такой вариант тоже может закончиться столкновением.

В ситуациях с ДТП виновником всегда является нарушитель ПДД, но нужно понимать, что любое нарушение сначала необходимо доказать.

Подобных ситуаций исключать из возможностей нельзя, и чтобы неприятности не произошло, требуется постоянно следить за обстановкой не только слева-сзади, а вокруг своего автомобиля.

Если кто-то упорно игнорирует ваш приоритет, то есть смысл не препятствовать, пропустить того вперед и не портить себе нервы.

Рассмотренные случаи это, разумеется, далеко не весь перечень спорных ситуаций, которые могут возникнуть с поворотом налево на перекрестке из крайней левой полосы.

Каждый случай индивидуален, а универсального «рецепта» как избежать ДТП не существует.

В следующей, второй части поворотов, рассмотрен поворот налево на перекрестке, когда он разрешен Правилами и с других полос, кроме крайней левой.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

В продолжение темы предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:

Что такое безопасная скорость;
Поворот налево на перекрестке. Часть2;
Поворот налево на главную дорогу и ДТП;
Выезд на главную дорогу. Поворот налево;
Передний авто — на разворот, задний — налево.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вождение

Самые читаемые разделы сайта

 

10 комментариев

  1. Александр

    08.11.2017 15:02

    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста.

    Я поворачиваю направо на четырехрядную дорогу, мне нужно в крайний левый ряд.

    Должен ли я пропустить все машины поворачивающие налево?

  2. Сергей Д.

    10.11.2017 12:27

    Здравствуйте Александр.

    В общих случаях поворот направо разрешается только из крайней правой полосы, на которую следует перестроиться заранее.

    Поворачиваете направо в соответствии с пунктом 8.6 (нужно держаться правее), затем перестраиваетесь в крайний левый ряд.

    Еще есть смысл прочесть статью Поворот направо и пункт 8.6 ПДД и Поворот направо и левый «поворотник».

    Поворачивая направо, следует пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть дороги, на которую вы поворачиваете, ну и велосипедистов, чей путь вы будете пересекать, если таковые есть (пункт 13.1).

    См. статью Пешеходный переход и требование уступить дорогу пешеходам.

  3. Овен

    08.01.2018 23:09

    Здравствуйте, подскажите на какую полосу надо выезжать при параллельном повороте налево из двух полос на 3х — полосную дорогу, особенно водитель в правом поворачивающем ряду?

    Он обязан выехать на 3-ю полосу? Спасибо.

  4. Сергей Д.

    09.01.2018 15:33

    Здравствуйте Овен.

    Нет, не обязан. На левом повороте разрешается повернуть в любую из полос пересекаемой дороги, в зависимости от дальнейших целей.

    Но с правого ряда целесообразно поворачивать по «длинной» дуге, т.е. держаться дальних полос, чтобы не «резать» путь тем, кто движется параллельно слева.

    Что предпринять, если кто-то «режет вам дорогу», см. стать. Если вас подрезали на дороге.

  5. Кирилл

    21.11.2019 20:57

    Здравствуйте, подскажите, пожалуйста.

    Ситуация такая. Параллельный поворот налево из двух полос на 3-х полосную дорогу.

    Знаки движения по полосам — есть (разрешен поворот налево). Светофор — есть. Пунктирной разметки поворота на перекрестке — нет.

    Первый водитель из крайнего левого и второй водитель из крайнего правого ряда стремятся занять среднюю полосу в ходе поворота.

    Кто кому должен будет уступить? Каким правилом регулируется этот случай?

  6. Сергей Д.

    21.11.2019 22:34

    Здравствуйте Кирилл.

    Этот случай регулируется, исходя из определения знаков, указывающих направление движения по полосам:

    Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2, установленных перед перекрестком, распространяется на весь перекресток.

    Некоторые из таких ситуаций рассмотрены в статье Поворот налево на перекрестке Часть 2.

    Нужно помнить, что поворот в любую полосу перекрестка разрешается только при повороте налево.

    Если ваш случай судить по знакам 5.15.1 и 5.15.2, то поворот из кр.левой выполняется в левую полосу, из кр.правой — в среднюю или правую полосу на выходе из перекрестка.

    Уступает тот, кто выезжает из условной полосы (пункт 8.4). Таким образом, в вашем случае уступить должен тот, кто слева (его полоса — левая).

    Проблема в том, что полосы на перекрестке не всегда обозначены разметкой 1.7 и количество полос «на входе» в перекресток далеко не всегда соответствует их количеству «на выходе» из перекрестка, как например, в вашем случае.

    По этой причине, в случае ДТП, часто возникают разногласия: никто не хочет заморачиваться с условными полосами (поскольку в ПДД нет конкретики, как водитель должен их определить, если знаки есть, но нет разметки 1.7), и виновным становится тот, кто не уступил помехе справа (пункт 8.9).

    Разумеется, помеха справа — это спорный вопрос, но на дороге без разметки не каждый сможет это доказать.

    Отсюда следует вывод: прежде чем «целиться в полосу», нужно видеть кто движется сбоку или с боков. И повернуть так, чтобы с ними не столкнуться.

  7. Алсу

    11.12.2021 02:42

    Здравствуйте.

    Было задание: на ближайшем Т-образном перекрёстке повернуть налево (я по ножке еду).

    Я, заняв левую полосу, повернула налево, выехав на правую полосу.

    Это считается правильным? Или мне нужно было занять с левой правую и повернуть?

    Слева от меня ещё заправка, и есть дорога на разворот. Перекрёсток односторонний, встречных автомобилей нет, только попутные которым уступаю.

  8. Сергей Д.

    11.12.2021 13:05

    Здравствуйте Алсу.

    Перед поворотом налево пункт 8.5 ПДД обязывает занять крайнее левое положение на проезжей части (левую полосу) вашего направления, что вы и сделали.

    См. статью Крайнее положение на проезжей части.

    На выезде с перекрестка разрешается повернуть налево в любую! из полос той дороги, на которую вы поворачиваете.

    ПДД не уточняют порядок выезда с перекрестка. Можно повернуть налево хоть в левую, хоть в правую полосу.

    Единственное условие — чтобы ваш выезд с перекрестка не задел встречную полосу (пункт 8.6 ПДД), которой, как вы утверждаете, в вашем случае нет.

  9. Игорь

    06.12.2023 14:48

    Имеет ли право водитель, поворачивающий на перекрестке налево в левую полосу движения, на двухполосной дороге, не пропустить транспорт поворачивающий ему навстречу, направо?

  10. Сергей Д.

    06.12.2023 20:57

    Здравствуйте Игорь.

    Водитель, поворачивающий на перекрестке налево, имеет право не пропустить встречный ему транспорт, который едет прямо или поворачивает направо, только в одном случае:

    — если он движется по главной дороге, которая с его стороны поворачивает налево (знаки 2.1 + 8.13), а встречный ему автомобиль поворачивает направо (на главную) с второстепенной! дороги.

    См. статью Поворот по главной дороге, там обсуждается другой вопрос, но будет понятно.

    Во всех других случаях поворачивающий налево водитель обязан уступить своим встречным ТС, которые едут в направлениях «прямо» или «направо» (пункты 8.8, 13.4 и 13.12 ПДД).

    Если проезжая часть дороги, на которую они оба поворачивают, широкая (одна сторона хотя бы в две полосы), тогда, теоретически, они друг другу не мешают:

    — один поворачивает налево в левый ряд, его встречный оппонент поворачивает направо в правый ряд.

    Но это только теоретически. Даже если места для разъезда достаточно, все равно, обязанность уступить своим встречным ТС с водителя, поворачивающего налево, никуда НЕ исчезает.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.