Серия статей Перестроение
- Перестроение в потоке
- Перестроение (смена полосы) на перекрестке
- Одиночное перестроение. Теория и практика
- Одновременное перестроение (выезд) из одной полосы
- Одновременное перестроение. Теория и практика
- Поворотник, перестроение и обгон
- Одновременное перестроение на многополосной дороге
- Взаимное перестроение в одну полосу
- Взаимное перестроение в одну полосу — 2
- Перестроение на перекрестке. Приоритет
Вопрос читателя: Я перестраиваюсь с левой полосы в среднюю полосу, другой автомобиль перестраивается в эту же, среднюю полосу, только из правой полосы.
Наши машины сошлись в средней полосе, ну и прикоснулись боками. Кто виноват в ДТП?
Далее, по тексту:
Ответ на вопрос
Одновременное перестроение в одну полосу
Кто должен уступить при одновременном перестроении
Ответ на вопрос
Ситуация, обозначенная в вопросе, носит характер одновременного (взаимного) перестроения в одну полосу с двух крайних полос.
В соответствии с пунктом 8.4 ПДД при одновременном перестроении транспортных средств, которые движутся попутно (наш случай) преимущество у автомобиля, который находится справа.
В ДТП, обычно, виноват тот из его участников, кто в сложившейся ситуации нарушил ПДД, и это нарушение способствовало столкновению.
В разбираемом случае таким нарушителем является водитель автомобиля, который перестраивался слева направо: он не уступил дорогу «коллеге», находящемуся справа (имевшему преимущество).
Это, собственно, ответ на поставленный вопрос. Теперь, посмотрим на одновременное перестроение в одну полосу как на последовательный процесс.
Одновременное перестроение в одну полосу
Существует, как минимум, три варианта одновременного перестроения. Они описаны в статье Одновременное перестроение (выезд) из одной полосы.
Нас интересует только одновременное перекрестное перестроение (когда пути ТС либо соединяются, либо пересекаются).
Основной причиной столкновений в таких случаях является не сам факт несоблюдения приоритета, как такового, а именно то, что водители в процессе перестроения взаимно не учитывали действия друг друга.
Вполне возможно, что оба водителя, приступая каждый к своему маневру, даже не предполагали того, что оппонент тоже будет перестраиваться.
Почему так происходит? Скорее всего потому, что каждый из них перед своим маневром НЕ видит своего оппонента.
Предположим, вы едете по левой полосе, и намереваетесь перестроиться вправо. Вы смотрит направо — там свободно, смотрит в зеркала заднего вида — сзади никто не догоняет, ну или едет очень далеко.
Поскольку вы предполагаете, что вы никому не создадите помех, то начинаете перестраиваться. И вдруг, из ниоткуда, справа появляется чей-то автомобиль. Но, ведь, по вашему мнению там никого не было!
То же самое происходит в случае зеркального перестроения, справа — налево. Столкновение случается по той же самой схеме, и по тем же самым причинам.
Выражаясь юридическим языком, причина ДТП будет в том, что один автомобилист не уступил дорогу другому.
А фактическая, настоящая причина ДТП, состоит в том, что водители не видели друг друга, или заметили слишком поздно, когда уже не было возможности предотвратить столкновение.
См. статью Причины возникновения ДТП.
Для того, чтобы увидеть автомобиль, который движется в слепой зоне, «картинки» из зеркал часто бывает недостаточно.
Нужно повернуть голову и, если есть возможность, быстро посмотреть в ту сторону/назад, куда осуществляется перестроение или поворот. Другого способа, чтобы проверить слепую зону, нет.
Как устроена слепая зона см. в статье О слепой (мертвой) зоне автомобиля.
Эту проблему частично решают сферические зеркала заднего вида, но у них есть свойство «отдалять» объекты. Т.е. едущий сзади автомобиль на самом деле находится ближе, чем он виден в сферических зеркалах.
Смысл в том, что нужно постараться увидеть дорожную обстановку вокруг своего автомобиля. Когда у вас есть такая «картинка», тогда вы сможете принять правильное решение.
ДТП удается избежать, когда хотя бы один из водителей понимает и следит за тем, что происходит.
Ну а если оба участвующих контролируют ситуацию, тогда процесс взаимного перестроения проходит под собственным контролем каждого из водителей, и проходит безопасно.
Одновременное перекрестное перестроение как процесс подробно описано в статье Одновременное перестроение на многополосной дороге.
Кто должен уступить при одновременном перестроении
При одновременном (взаимном) перестроении уступить дорогу должен водитель, чей автомобиль располагается слева по отношению к своему оппоненту (пункт 8.4 ПДД).
Другими словами, в этой ситуации действует так называемое правило «помеха справа»: автомобиль, который движется с правой стороны, имеет преимущество в движении. См. статью Помеха справа в ПДД.
Но есть немало случаев, когда требования ПДД по разным причинам не выполняются участниками движения, в том числе не соблюдается приоритет в процессе перестроения.
По этой причине, всегда есть смысл предполагать вероятность невыполнения требований ПДД, и самому действовать предусмотрительно.
Если у вас преимущество в движении, и вы, при этом, уступаете дорогу, вы НЕ нарушаете ПДД.
Более подробно о том, кто должен уступить при одновременном перестроении можно прочесть в статье Одновременное перестроение (выезд) из одной полосы.
На этом ответ на вопрос можно считать оконченным.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией. Мы с вами можем ее обсудить.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «одновременное перестроение в одну полосу», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:
Как избежать ДТП;
Что такое «маневр» в ПДД;
Прогнозирование дорожных ситуаций;
Одиночное перестроение. Теория и практика;
Одновременное перестроение. Теория и практика.
Будьте внимательны за рулем.
Задайте вопрос или оставьте комментарий