Перестроение на дороге. Безопасность маневра


Комментариев нет

Тема данной статьи — безопасность движения в процессе перестроения на дороге, т.е. безопасность непосредственно в процессе «переезда» в смежную полосу проезжей части.

А для наглядности возьмем дорожную ситуацию, на примере которой станет понятно, о чем идет речь.

Далее, в статье:

Перестроение транспортного средства
Как перестроиться из ряда в ряд
Видео (как не надо перестраиваться)
Разбор дорожной ситуации

Перестроение транспортного средства

Сначала немного теории. Сформулируем ответ на вопрос: что является перестроением транспортного средства?

Перестроение — это маневр, связанный с выездом из занимаемой полосы, или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения (пункт 8.4 ПДД).

Другими словами, перестроение транспортного средства — это его смещение на проезжей части относительно мнимой оси занимаемого ряда, в процессе движения, с сохранением первоначального направления.

Перестроение транспортного средства на дороге всегда сопровождается изменением бокового интервала по отношению к попутчикам, движущимся по смежным полосам, и пересекает линию их движения.

Если предположить, что несколько машин в смежных полосах движутся попутно прямолинейно, не изменяя траектории, то их боковой интервал останется неизменным. Но такое возможно только в теории.

В реальной дорожной обстановке траектории параллельно движущихся машин не прямолинейны, т.е. машины как бы немного «гуляют» в пределах своей полосы:

боковой интервал изменяется, но линии их движения между собой не пересекаются ровно до тех пор, пока кто-либо из них не начнет перестраиваться.

Когда поток движения машин редкий, то обычно, перестроиться бывает легко, потому что свободного места на дороге достаточно. В плотном потоке машин это сделать немного сложнее.

Чем выше скорость дорожного потока, тем сложнее перестроиться, потому что в этом случае велика вероятность бокового столкновения (по интервалу).

Как перестроиться из ряда в ряд

Чтобы избежать бокового столкновения в процессе перестроения (выезда из занимаемой полосы движения), вы должны как-бы «рассчитать» пространство на дороге, в которое вы перемещаете свой автомобиль.

Кроме этого, вам вам необходимо рассчитать скорость смещения, на которой вы сможете безопасно «вписаться» в это пространство. Это необходимый минимум, который вы должны выполнить.

В зависимости от дорожной ситуации перестроение возможно как с опережением попутчика, так и с отставанием от него.

Какой из этих вариантов предпочтительнее, будет зависеть, от скорости движения попутчика (или попутчиков, если их несколько).

В первом варианте (с опережением попутчика) может возникнуть противоречие с пунктом 8.4 ПДД, но оно станет актуальным только в том случае, если произойдет ДТП.

Если случится столкновение, то виновным будет признан тот водитель, который перестраивался.

Поэтому, чтобы перестроиться из ряда в ряд, и безошибочно дать оценку ситуации, нужно видеть и понимать всю обстановку вокруг автомобиля, особенно с той стороны, в которую осуществляется перестроение:  сбоку и сзади.

Следует не только смотреть в зеркала заднего вида, а перед самим маневром еще быстро повернуть голову и посмотреть в ту сторону – назад.

Это самый лучший способ, как проверить мертвую зону автомобиля (разумеется, если для этого есть возможность). См. статью О слепой (мертвой) зоне автомобиля.

Следующее, что нужно понимать, это сам процесс перемещения автомобиля в процессе перестроения на скорости. Что это значит?

Автомобиль едет прямо, рулевое колесо плавно поворачивается на очень небольшой угол, и сам автомобиль, почти не изменяя направления, смещается в нужную сторону. Не поворачивает, а именно смещается.

Безопасность перестроения

Когда дорога впереди свободна, то для безопасного перестроения достаточно двигаться быстрее опережаемого попутчика.

Но в плотном и не очень плотном потоке очень часто все полосы бывают заняты, скорости ТС неодинаковы, и приходится «ловить» пространство, в которое требуется перестроиться.

 

Чтобы это смещение (перестроение) произошло безопасно, кроме скорости движения попутчиков еще необходимо учесть расстояние до «переднего» автомобиля, который движется в вашей полосе.

Это нужно для того, чтобы в процессе набора скорости для опережения бокового попутчика (перед которым необходимо занять место), вам удалось спокойно сместиться в свободное пространство, не задев ни того, ни другого.

Это расстояние (от кормы «переднего» до носа опережаемого) должно быть не меньше двух длин вашего автомобиля. А теперь, чтобы все изложенное выше стало понятно, посмотрите короткий видеоролик.

Перестроение на дороге (как не надо перестраиваться)


Автор видеоролика

Юридический виновник в этом ДТП, безусловно, водитель красного автомобиля, который вот таким образом, не понимая техники смещения, о которой говорилось выше, решил перестроиться перед «регистратором».

«Регистратор» также внес свою долю в это столкновение. Но наша задача не найти виновного, а рассмотреть ошибочные действия водителей, которые привели к ДТП, с целью не допускать или минимизировать их в будущем.

Разбор дорожной ситуации

Водитель красного автомобиля не учел тех самых факторов, о которых изложено выше: технику перемещения, величину пространства, включая расстояние до своего «переднего» автомобиля, и скорость опережаемого «регистратора».

Главная ошибка «регистратора» была в том, что в этой ситуации вместо того, чтобы притормозить, он увеличил свою скорость.

«Регистратор» видел упорство водителя красного автомобиля, и самым целесообразным действием в этой ситуации было снижение! скорости, а не увеличение.

Нужно было снизить скорость, и сместиться немного правее, место на дороге справа было свободно. Даже если справа место занято, достаточно было притормозить, и «красный» авто безболезненно уехал бы вперед.

Но, получилось так, как получилось. Красный автомобиль своим увеличением скорости как-бы увлек за собой «регистратора», такое бывает. Есть смысл ВСЕГДА контролировать собственную скорость.

Теперь немного Правил. Согласно ПДД приоритет в процессе одиночного перестроения (см. пункт 1.2 термин «Перестроение») принадлежит транспортному средству, которое движется, не меняя своей полосы движения.

Для более полного понимания кто кому должен уступить дорогу при перестроении, обращаемся к пункту 8.4 Правил:

«При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа».

Запомнить это правило не сложно: при перестроении дорогу уступает тот, кто перестраивается, а тот, кто движется по полосе прямолинейно, не меняя полосу движения – пользуется преимуществом.

В реальных ситуациях нередко приходится отступать от Правил, но это следует делать таким образом, чтобы не было последствий, после которых не пришлось бы ремонтировать свой автомобиль.

На этом разбор нашего случая «перестроение транспортного средства» можно считать оконченным.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение рассмотренной темы «как перестроиться из ряда в ряд» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Одновременное перестроение на многополосной дороге;
Одновременное перестроение. Теория и практика;
Одиночное перестроение. Теория и практика;
О слепой (мертвой) зоне автомобиля;
Маневрирование в дорожном потоке;
Что такое безопасный маневр;
Причины возникновения ДТП.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Дорога

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.