ПДД с комментариями (пояснениями)
Расположение транспортных средств на проезжей части ПДД
9.1. «Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними.
При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств)».
Пояснение:
В случаях, когда разметка на дороге отсутствует, или же, если она не видна (снег, лед и т.д.), тогда вы, как водитель, должны самостоятельно определить количество полос движения и их ширину.
См. статью Количество полос и боковой интервал.
9.1 (1). «На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева».
Пояснение:
В пункте 9.1 (1) перечислены дорожные условия, при которых запрещается выезд на встречную полосу.
Визуально этими условиями являются сплошная (или двойная сплошная) линия разметки, отделяющая встречную проезжую часть, разделительная полоса (обозначенная разметкой 1.2) и трамвайные пути, расположенные в одной плоскости с проезжей частью.
По трамвайным путям нужно ехать с учетом требований пункта 9.6. Выезжать на встречные трамвайные пути запрещается.
Подробнее — в статье Выезд на встречную полосу и пункт 9.1 (1) ПДД.
9.2. «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой».
Пояснение:
Если проезжая часть имеет четыре полосы и более, то между встречными потоками транспортных средств наносят двойную сплошную линию разметки 1.3 или делают разделительную полосу.
Если дорожная разметка отсутствует или если она не видна (стерлась), вы должны сами определить количество полос на дороге, руководствуясь пунктом 9.1.
В случае, если общее число полос для движения окажется больше трех, то выезжать за середину дороги нельзя.
9.3. «На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9 ), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается».
Пояснение:
На рассматриваемых дорогах крайние полосы предназначены только для движения в одном направлении.
Нахождение встречных транспортных средств на них не допускается, несмотря на то, что они отделены прерывистой линией разметки 1.5.
Использовать среднюю полосу для постоянного движения нельзя, потому что на нее разрешено выезжать водителям, которые едут во встречном направлении.
На среднюю полосу разрешается въезжать только с определенной целью: для обгона, объезда, поворота налево, разворота.
9.4. «Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.
В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.
Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5т – только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил».
Пояснение:
Пункт 9.4 ПДД обязывает вас в указанных в нем ситуациях вне населенного пункта двигаться по возможности правее. Если правая полоса свободна, то следует двигаться только по ней, не занимая левые полосы.
Левые полосы должны быть свободны для возможности совершения разворота и поворота транспортных средств налево, а также для пропуска автомобилей оперативных служб, двигающихся с повышенной скоростью.
9.5. «Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги».
Пояснение:
Требование пункта 9.5 обязательно для выполнения независимо от того, что является причиной движения транспортных средств со скоростью, не превышающей 40 км/ч.
Это может быть особенность конструкции ТС, техническое состояние ТС (неисправность) или особые свойства перевозимого груза, не позволяющие движение более 40 км/ч.
9.6. «Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается».
Пояснение:
Перед тем, как перестроиться на попутные трамвайные пути, необходимо убедиться, что вы не создадите помех трамваю, который приближается попутно сзади.
Если дорожная обстановка разрешает попутное движение одновременно трамваю и безрельсовому ТС, то трамвай пользуется преимуществом.
См. статью Преимущество трамвая.
9.7. «Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении».
Пояснение:
Езда по линиям разметки дезорганизует движение, так как другие водители могут решить, что вы собираетесь перестроиться в другой ряд.
Наезд на линию продольной разметки в непогоду, например во время дождя или мокрого снега, нежелателен еще и тем, что при разных коэффициентах сцепления покрытия и материала разметки (краска, пластические материалы) возможно проскальзывание колес, что может повлечь снос или занос автомобиля.
9.8. «При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам».
Пояснение:
Если вы поворачиваете на дорогу с реверсивным движением, то следует занять крайнюю правую полосу независимо от того в какую сторону на перекрестке (влево или вправо) осуществляется поворот.
9.9. «Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 — 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов.
Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам.
Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения».
Пояснение:
Водитель специального транспорта, находясь в вышеуказанных разрешенных случаях на тротуаре, обочине или пешеходной дорожке, должен помнить, что преимущество в движении в этой ситуации принадлежит пешеходам.
В свою очередь, если вы оказались рядом с таким транспортным средством, есть смысл учесть, что его водитель может вас не видеть! Ваша безопасность — это ваше личное дело.
9.10. «Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения».
Пояснение:
В ПДД под дистанцией между автомобилями понимается расстояние между ТС, движущимися друг за другом по одной полосе.
Правила не указывают точную величину безопасной дистанции, так как она зависит от технического состояния автомобиля, состояния дорожного покрытия, погодных условий и т.д.
См. статью Почему важно соблюдать дистанцию.
При движении в плотном транспортном потоке необходимо прогнозировать возможное экстренное торможение движущегося впереди транспортного средства, и обращать внимание на тех, кто движется сзади.
Условно принято считать, что во время движения вы должны держать дистанцию (в метрах), равную не меньше половины значения скорости (в км/ч).
Другими словами, при скорости движения 60 км/ч. считается безопасной дистанция около 30 метров, при скорости 90 км/ч. — около 45 метров и т.д.
Поскольку глазомер у всех людей разный, чтобы не путаться в метрах, дистанцию удобнее измерять в секундах.
Почему лучше и легче измерить в секундах, и как это осуществить, есть ответ в статье Движение в потоке.
Боковой интервал – расстояние между бортами ТС, движущихся как попутно, так и навстречу друг другу.
Безопасный боковой интервал выбирается в зависимости от скорости движения и ширины автомобиля.
В любом случае он должен быть не меньше 0,5 метра (значение условное) между попутными ТС при их движении с одинаковыми скоростями.
Подробнее о боковом интервале — в статье Количество полос и боковой интервал.
9.11. «Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу.
Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне».
Пояснение:
Водители тихоходных и длинных ТС обязаны внимательно следить за дорожной обстановкой не только впереди и со стороны своих бортов, но и сзади, чтобы своевременно дать возможность обгоняющим вернуться на свою полосу движения.
При движении тихоходных и длинных ТС в организованной транспортной колонне их водители могут не соблюдать требования данного пункта Правил, поскольку в этих условиях обгон запрещается.
9.12. «На дорогах с двусторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки направляющие, островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное».
Пояснение:
Это требование ввели с целью предотвратить выезд ТС, выполняющих объезд препятствия, на сторону встречного движения.
Объезжать указанные элементы дорожных сооружений слева разрешено только тогда, когда это предписывают дорожные знаки 4.2.2 «Объезд препятствия слева» или 4.2.3 «Объезд препятствия справа или слева», либо соответствующая разметка.