ПДД с комментариями (пояснениями)
Проезд перекрестков ПДД
13.1. «При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает».
Пояснение:
Требование «уступить дорогу» при поворотах налево или направо действует как на перекрестках, так и на разного рода боковых примыканиях, типа въезд во двор или въезд на другую прилегающую территорию.
На перекрестках движением пешеходов и велосипедистов могут управлять специальные светофоры.
В таком случае пешеходы, велосипедисты и лица, использующие СИМ, имеют право начать движение через проезжую часть только при разрешающем сигнале соответствующего светофора.
13.2. «Запрещается выезжать на перекресток, пересечение проезжих частей или участка перекрестка, обозначенного разметкой 1.26, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами».
Пояснение:
Прежде чем заехать на перекресток, следует оценить обстановку за ним в том направлении, куда пролегает ваш путь.
Если на перекрестке или за оным образовался затор, нужно дождаться пока он не разойдется, не выезжая при этом на перекресток.
Дорожная разметка 1.26 (именуемая в народе «вафельница») обозначает участок перекрестка, на который въезд в случае затора за перекрестком запрещен.
Подробности — в статье Участок перекрестка в ПДД с 28 апреля 2018 года и Горизонтальная разметка 1.4, 1.10, 1.17, 1.26.
13.3. «Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.
При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета».
Пояснение:
Признаком регулируемого перекрестка является сам факт регулирования очередности проезда перекрестка светофором или регулировщиком, а не просто их наличие (присутствие) на перекрестке.
Факт регулирования светофором — когда он работает в режиме сигналов «красный-желтый-зеленый».
Фактом регулирования регулировщиком являются его указания специальными жестами (пункт 6.10 ПДД).
Вместе со светофорами перед перекрестком устанавливают знаки приоритета.
Знаки приоритета необходимы для того, чтобы упорядочить движение ТС в случаях, когда светофоры отключат, и перекресток станет нерегулируемым.
Если сигнал светофора противоречит требованиям знаков приоритета, то в соответствии с указанием пункта 6.15 ПДД вы должны руководствоваться сигналами светофора.
Знаки приоритета, расположенные совместно со светофором, вступят в действие только в случае, когда светофор будет выключен или перейдет в режим желтого мигающего сигнала.
13.4. «При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев».
Пояснение:
При одновременном со встречным автомобилем повороте налево на перекрестке Правила не регламентируют порядок разъезда.
На подавляющем большинстве перекрестков разъезд встречных ТС правыми бортами не противоречит ПДД.
Подробнее о встречном разъезде на перекрестке – в статье Встречный разъезд на перекрестке при повороте налево.
Поворот налево или разворот на перекрестке это почти всегда пересечение траекторий движения с встречными ТС, и как следствие, возникновение напряженных ситуаций.
Основные из них рассмотрены в статье Поворот налево и разворот на перекрестках. Опасные ситуации.
Проезд перекрестков с поворотом налево, в соответствии с ПДД, а также внештатные ситуации на этих маневрах описаны в статьях Поворот налево на перекрестке, часть 1 и Поворот налево на перекрестке, часть 2.
13.5. «При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений».
Пояснение:
Проезд перекрестков и движение транспортных средств на зеленую стрелку в дополнительной секции светофора рассмотрены в ответах на вопросы в серии статей Проезд на стрелку светофора.
Различия в приоритетах во время движения на зеленую стрелку в дополнительной секции, включенную одновременно с красным или желтым сигналом светофора рассмотрены в статье Поворот направо и пункт 8.6 ПДД.
13.6. «Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения.
Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений».
Пояснение:
Трамвай всегда имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами кроме трех случаев:
— когда трамвай движется на стрелку, включенную в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора;
— когда трамвай подъезжает к перекрестку по второстепенной дороге;
— когда трамвай выезжает из депо.
Подробнее о преимуществе трамвая на регулируемом перекрестке — в статье Проезд перекрестка с трамвайными путями.
13.7. «Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии (знаки 6.16), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора».
Пояснение:
Когда вы заехали при зеленом сигнале светофора на перекресток для поворота, то на выезде с перекрестка вы можете увидеть красный сигнал, который не имеет к вам отношения и просто дублирует основной светофор, установленный на пересекаемой дороге.
Но если этот перекресток сложный, на нем могут быть установлены дополнительные знаки (таблички) 6.16 «Стоп-линия» или нанесена соответствующая разметка 1.12.
В таком случае вы должны руководствоваться сигналами каждого встречающегося на вашем пути светофора, и при запрещающем сигнале останавливаться перед стоп-линией.
См. статью Остановка перед стоп-линией и Стоп-линия. Нормативы установки знака и нанесения разметки.
13.8. «При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления».
Пояснение:
Если вы стоите на светофоре и перед вами включился его зеленый сигнал, то прежде чем въехать на перекресток, есть смысл убедиться, что весь транспорт, который въехал на него при предыдущем разрешающем сигнале светофора с другого направления, покинул перекресток, а пешеходы закончили свой переход проезжей части вашего направления.
В противном случае возникает риск столкновения с ТС, завершающими проезд перекрестка. Для примера, такой случай рассмотрен в статье Проезд на только что включившийся зеленый.
Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог
13.9. «На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.
На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения».
Пояснение:
Определение термина «Главная дорога» приведено в пункте 1.2 ПДД. В дополнение предлагаю ознакомиться со статьей Как определить главную дорогу, если нет знаков.
Более подробно о проезде перекрестков неравнозначных дорог, а также о соблюдении мер безопасности, для того, чтобы избежать непредвиденного столкновения, можно прочесть в серии статей Главная дорога.
Подробнее о преимуществе трамвая на нерегулируемом перекрестке — в статье Проезд перекрестков с трамвайными путями.
13.10. «В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам».
Пояснение:
Водители безрельсовых ТС, находящиеся в равной ситуации (оба на главной дороге или оба на второстепенной), разъезжаются по «правилу правой руки», т.е. уступает тот, у кого помеха справа.
Подробнее о «правиле правой руки» — в статье Помеха справа в ПДД.
Трамваи при одновременном праве на движение с безрельсовым транспортом имеют преимущество.
Если трамвай находится на главной дороге, то он имеет преимущество перед транспортом, находящимся и на главной, и на второстепенной дорогах.
Если трамвай находится на второстепенной дороге, то он имеет преимущество только перед безрельсовыми ТС, также находящимся на второстепенной дороге, и уступает всем ТС, находящимся на главной дороге.
См. статью Преимущество трамвая.
Общие правила проезда нерегулируемых перекрестков при наличии на них только безрельсового транспорта:
- Первыми покидают перекресток ТС, находящиеся на главной дороге. Если их траектории пересекаются (сливаются), то водители указанных ТС между собой руководствуются «правилом помеха справа».
- Последними покидают перекресток ТС, находящиеся на второстепенной дороге. Если их траектории пересекаются (сливаются), то водители указанных ТС также между собой руководствуются «правилом помеха справа».
- ТС с включенным синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом имеют преимущество перед остальными транспортными средствами независимо от того, по какой дороге они приближаются к перекрестку.
Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог
13.11. «На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11 (1) Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения».
Пояснение:
По теме безопасности проезда перекрестков равнозначных дорог для безрельсовых ТС предлагаю две статьи: Проезд равнозначного перекрестка и Разъезд на равнозначном перекрестке.
13.11 (1). «При въезде по дороге, не являющейся главной, на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку».
Пояснение:
Данный пункт введен в ПДД с 8 ноября 2017 года и дополнен 1 марта 2023 года. Правила проезда перекрестков этого типа описаны в статье: Проезд перекрестков с круговым движением.
13.12. «При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев».
Пояснение:
Правила поворота налево и разворота безрельсовых ТС, проезжающих нерегулируемый перекресток по равнозначной дороге, аналогичны правилам поворота и разворота по зеленому сигналу светофора:
В этих случаях ПДД требуют уступить встречным ТС, которые едут прямо или направо. Возникающие опасные ситуации также аналогичны.
Правила разворота, в т.ч. на перекрестках, подробно описаны в серии статей Разворот, и обсуждаются в серии статей Дорожные ситуации. Выполнение разворота.
13.13. «Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и тому подобное), а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге».
Пояснение:
О том, как определить по какой дороге вы подъезжаете к перекрестку, по главной или второстепенной — в одноименной статье Как определить главную дорогу, если нет знаков.
Также, будет полезен материал статьи Съезд и поворот с главной дороги.