Поворот налево на главную дорогу и ДТП


2 комментария

Здравствуйте, уважаемый читатель. Продолжаем тему поворотов на нерегулируемом перекрестке.

В предыдущей публикации Поворот на главную дорогу направо и ДТП рассмотрены важные условия, учет которых позволяет легко избежать ДТП на правом повороте.

В этой части рассмотрим поворот налево на главную дорогу на обычном, четырехстороннем, и Т-образном перекрестках в перспективе «как не попасть в ДТП» на левом повороте.

Также проведем краткий разбор типичной аварийной ситуации, возникающей в этих дорожных условиях.

Далее, в статье:

1. Поворот налево на главную дорогу
— 1.1. Поворот налево с второстепенной дороги на Т-перекрестке
— 1.2. Поворот налево на главную дорогу, когда она меняет направление
2. Если при повороте налево произойдет ДТП

Поворот налево на главную дорогу

При повороте на главную дорогу нерегулируемого перекрестка в направлении «направо» ПДД требуют уступить только тем ТС, которые приближаются по главной дороге с левой стороны.

В отличии от маневра «направо», при повороте налево на главную дорогу, пункты 13.9, 13.10 и 13.12 ПДД, обязывают уступить всем! ТС, которые подъехали к этому перекрестку по любой из его дорог.

Подробности соблюдения приоритета на нерегулируемых пересечениях — в статье Правила проезда нерегулируемых перекрестков.

Главное условие безопасного поворота налево с второстепенной дороги (на главную) является достаточная видимость участков дороги на подъезде к перекрестку со всех его сторон.

Достаточная для того, чтобы можно было на основании имеющейся дорожной обстановки своевременно принять правильное решение: продолжить движение или остановиться, чтобы уступить.

Еще раз повторим правило для поворота налево с второстепенной дороги на главную дорогу.

Транспортные средства, движущиеся по главной дороге как с левой, так и с правой стороны, имеют бесспорное преимущество в движении через перекресток (пункт 13.9 ПДД).

Кроме этого, пункт 13.12 ПДД обязывает уступить еще и встречным ТС, которые движутся навстречу, по второстепенной дороге, в направлении «прямо» или «направо».

Таким образом, при повороте налево на главную дорогу ПДД обязывают уступить всем! ТС, которые приближаются к этому перекрестку по любой из его дорог.

Поворот налево с второстепенной дороги на Т-перекрестке

Если поворот налево с второстепенной дороги происходит на Т-образном перекрестке (это возможно, когда второстепенная дорога примыкает к главной, а встречная второстепенная дорога отсутствует), то необходимо уступить всем ТС, едущим по главной дороге.

Там где главная прямая

Чтобы уступить дорогу, и не столкнуться с другим транспортным средством в процессе поворота налево на главную дорогу, вам необходимо увидеть и оценить дорожную обстановку на подъездах к перекрестку.

«Оценить», значит понять, как далеко находится приближающееся транспортное средство, как быстро оно приближается, понять его намерения: оно проследует прямо или повернет и т.д.

Разъяснение этому есть в статье Поворот на главную дорогу направо и ДТП.

Для того, чтобы реально оценить обстановку на перекрестке и его подъездах, динамику обстановки, ее необходимо увидеть.

Видимость, в свою очередь, может быть разными обстоятельствами ограничена: различными сооружениями, дорожными объектами, растительностью, изгибом или переломом дороги, большими машинами и пр.

Если видимость перекрестка не дает полной картины происходящего на нем, то выезжать на главную дорогу следует очень осторожно, внимательно смотря по сторонам.

По сути, когда перед вами стоит задача совершить поворот налево, на главную дорогу, то ее решение заключается не столько в том, чтобы выполнить требование «уступить дорогу (не создавать помех)», сколько в том, чтобы осуществить поворот, и не попасть при этом в ДТП.

Поворот налево на главную дорогу, когда она меняет направление

Если главная дорога поворачивает на перекрестке, т.е. меняет направление, то поворот налево с второстепенной дороги на главную, как маневр, технически возможен только в одном случае: когда главная дорога «подходит» к перекрестку слева.

Предположим, вы подъехали к такому перекрестку по второстепенной дороге, и намереваетесь повернуть налево, на главную дорогу.

В этом случае пункт 13.9 ПДД по-прежнему обязывает уступить ТС, едущим по главной дороге, а пункт 13.10 ПДД еще обязывает вас уступить подъехавшим к перекрестку справа, также как и вы, по второстепенной дороге (фото ниже).

Где главная поворачивает

Немаловажной особенностью нерегулируемых перекрестков, влияющей на безопасность проезда, является пропускная способность дорог, образующих эти самые перекрестки.

Когда на главной дороге перекрестка образуется непрерывный транспортный поток, то на второстепенных направлениях может собраться большое количество транспортных средств, особенно в часы «пик».

Эти транспортные средства будут стараться успеть проехать в моменты, когда образуется «окно» для въезда на перекресток с второстепенных дорог.

В таких условиях (если собирается много машин), когда появляется возможность проезда, все страждущие буквально срываются с места и двойным, а то и тройным потоком въезжают на главную дорогу, кто быстрее, а далее уже распределяются по дороге.

При таком столпотворении нередко происходят ДТП разной степени «серьезности». Одно из них, наиболее частое, приведено ниже, по тексту.

Если при повороте налево произойдет ДТП

Если в процессе поворота налево, либо сразу после поворота, произойдет ДТП с автомобилем, который ехал по главной дороге, то виновным сделают того водителя, который поворачивал на главную дорогу (выезжал с второстепенной дороги).

Такое решение обусловлено требованием пункта 13.9 ПДД.

Если водитель должен был уступить, но не уступил, вдобавок создал помеху другому водителю, у которого был приоритет, и в результате чего произошло ДТП, значит, этот водитель виновен в этом ДТП.

Степень вины второго участника (у которого был приоритет) будут рассматривать в процессе разбора происшествия.

Существует ошибочное мнение, что когда водитель, выезжающий с второстепенной дороги успевает повернуть на главную, после чего его «догоняет» другой автомобиль, следовавший по главной дороге и врезается сзади, то, якобы виновен тот, кто врезался сзади, по причине несоблюдения дистанции.

Такое рассуждение НЕ верно. Данное происшествие будет расценено как факт создания помехи транспортному средству, пользующемуся преимуществом в этой ситуации.

Когда в процессе поворота на главную дорогу столкновение происходит между участниками, выезжающими с второстепенной дороги, то виновного будут «искать» по характеру столкновения.

Объективный разбор предполагает, что будут смотреть на то, кто кого «догнал» или притер, с какой стороны и по каким причинам.

Здесь, в этой ситуации, большое количество вариантов, поэтому однозначно указать на виновного невозможно.

Это касается и случая, когда два автомобиля поворачивают на главную дорогу одновременно, как бы параллельно, и между ними происходит ДТП. Например, машины соприкасаются бортами.

Теоретически, преимущество у того, кто движется справа (пункт 8.9 ПДД), потому что Правила эту ситуацию не оговаривают. Но окончательное решение будет вынесено по итогам разбора.

Чтобы не попасть в ДТП на параллельном повороте целесообразно руководствоваться схемой, предложенной в статье Поворот налево на перекрестке. Часть2.

Дополнительно, следует всегда контролировать обстановку слева-сзади вашего автомобиля. Это на тот случай, если кто-нибудь, следующий за вами, решит срезать угол своего поворота.

Нужно стараться не допускать столкновения. А для этого, следует активно смотреть по сторонам, убрать эмоции, и действовать рассудительно.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «поворот налево на главную дорогу» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Как повернуть налево, если поворот разрешен с двух полос;
Поворот с правой полосы налево чаще всего приводит к ДТП;
Подъезжаем к перекрестку и поворачиваем налево;
Левый поворот с последующей сменой полосы;
Как безопасно выехать на главную дорогу;
Один поворачивает, второй его обгоняет.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вождение

Самые читаемые разделы сайта

 

2 комментария

  1. Ориф

    26.10.2024 10:07

    Здравствуйте!

    Кто виноват при ДТП в населенном пункте, если автомобиль, выезжающий со второстепенной дороги на Т-образный перекресток и поворачивающий налево, получил удар мотоциклом в левое переднее колесо и крыло?

    При этом, мотоцикл нарушил одну «сплошную линию» и знак «Обгон запрещен», то есть в нарушении правил ехал по встречке.

    Взгляд из автомобиля: второстепенная дорога имеет знак «Уступите дорогу», главная дорога имеет:

    — две полосы (условно первая и вторая) слева на право, которые разделены белой прерывистой линией;

    — затем нанесена одна белая сплошная полоса разделяющая встречные потоки, на ширину перекрестка она прерывистая;

    — две полосы (условно третья и четвертая) для движения справа на лево разделенные белой прерывистой линией;

    — с левой стороны (на главной дороге) знак «Обгон запрещен».

    Место столкновения (вид из авто): передние колеса авто находятся на середине ширины третьей полосы, середина авто находится на линии разделяющей встречные потоки, задняя часть авто (вторая половина) находится на середине ширины второй полосы.

    Смеркалось. Мотоцикл двигался слева на право (по полосе встречного потока нарушая требования разметки и знака, так как в это вечернее время в направлении «из области» (слева на право) был большой затор, а в направлении «в область» никого).

    Следов торможения на асфальте не выявлено.

  2. Сергей Д.

    01.11.2024 16:05

    Здравствуйте Ориф.

    В соответствии с пунктом 13.9 ПДД водитель автомобиля, который не уступил дорогу мотоциклисту, ехавшему по главной дороге, виноват однозначно.

    Мотоциклист кого-то обгонял по главной дороге, и тот, кого он обгонял также имел преимущество перед автомобилистом, который поворачивал с второстепенной дороги.

    Поскольку мотоциклист тоже нарушил ПДД (выехал на встречную полосу, когда это запрещено), и в результате нарушения произошло ДТП, то его вина в ДТП имеется.

    На мой взгляд вина обоюдная. Словесного описания недостаточно для того, чтобы восстановить картину происшествия. Нужно смотреть на месте.

    Разбор примерно похожей ситуации есть в статье Выезд на главную дорогу. Поворот налево.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.