Кто уступает при сужении дороги


10 комментариев

1-я статья из 5 в серии Кто уступает при сужении дороги

Здравствуйте, уважаемый читатель.

Этой статьей начинаем одноименную серию статей Кто уступает при сужении дороги. Вводная часть.

Известно, что проезжая часть дороги на ее протяженности в разных местах может иметь разную достаточную для движения ширину.

В зависимости от организации движения по полосам, можно наблюдать как расширение, так и сужение проезжей части.

На изменение ее ширины влияют и характер пересечения дорог (примыкания, дорожные развязки и пр.), и виды инженерных сооружений (мосты, эстакады, арки, тоннели и пр.), а также проведение дорожных работ.

В местах изменения ширины проезжей части наносят разметку, устанавливают соответствующие дорожные знаки, или не устанавливают, если их отсутствие не вызывает двоякого толкования дорожной обстановки.

В общих чертах, сужением дороги является такой участок, у которого ширина проезжей части по разным обстоятельствам становится меньше, чем на предшествующем ему участке дороги.

Сначала проезжая часть была широкой, и позволяла ехать по разделенным полосам или рядами, затем, проезжая часть стала узкой. Подробнее об этом будет изложено в статье Что такое сужение дороги.

Сужение

Таким образом, если на предшествующем участке дороги транспортные средства свободно могли двигаться, предположим, в два ряда, то на узком участке им становится «тесно», и они выстраиваются в один ряд.

Чтобы не столкнуться, им приходится между собой как-то маневрировать: останавливаться, пропускать и перестраиваться таким образом, чтоб была возможность проехать по узкому участку.

При этом, в «узких условиях» одних автомобилистов ПДД наделяют преимущественным правом проезда, а других обязывают уступить дорогу.

 

В этом месте возникает вопрос: кто из них должен уступать при сужении дороги, и кто из них, и в каком случае пользуется преимуществом?

На этот вопрос ПДД не дают однозначного ответа. Его приходится «доставать» из разных разделов, и это естественно, потому что на разных участках дороги формируются разные дорожные условия.

Сужение дороги можно рассматривать как сужение только с попутной стороны, и как сужение с обеих сторон дороги (и с попутной, и с встречной).

Въезд

Когда вопрос «кто должен уступать при сужении дороги» относится к встречному разъезду, то в особо узких местах устанавливают знаки приоритета встречного разъезда. Также, на него частично отвечает раздел 11 ПДД:

«... если встречный разъезд затруднен, водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу ...».

Если этот же вопрос (кто должен уступать при сужении дороги) возникает в попутном направлении, то сначала необходимо сопоставить несколько факторов.

Ответ будет зависеть от характера движения ТС, от того, какие дорожные знаки установлены на конкретном участке дороги, в каком месте находится сужение, и как нанесена дорожная разметка (если она вообще есть).

Вопрос «кто уступает при сужении дороги» появляется и становится спорным преимущественно в процессе попутного движения. Поэтому, в дальнейшем, есть смысл обсуждать приоритет именно на попутном направлении.

Перед сужением, пути попутных транспортных средств сначала сближаются, потом «сходятся», и возникает риск бокового столкновения.

К тому же, своих попутчиков, едущих рядом, часто бывает плохо видно, по причине того, что они могут находиться в слепой зоне зеркал заднего вида, и есть вероятность заметить их слишком поздно.

Но особенно этот вопрос актуален в том случае, если в месте сужения проезжей части происходит ДТП, и возникает другой вопрос: «кто виноват?».

 

Виноватым останется тот, кто нарушил ПДД на сужении дороги, то есть не уступил дорогу транспортному средству, имевшему преимущество в движении, вследствие чего ДТП произошло.

А уступить при сужении дороги в общих случаях должен тот участник движения, которого обстоятельства вынуждают (либо ПДД обязывают) выполнить перестроение.

ДТП

Чтобы не пришлось искать ответ на вопрос «кто виноват?», есть смысл разобраться в приоритетах, и действовать таким образом, чтобы оставалась возможность избежать столкновения с попутчиками.

О том, как это сделать, описано в статье Как не попасть в ДТП на сужении дороги.

Все предыдущие вопросы, в том числе, более подробно о том, какие бывают сужения дороги, и кто должен уступать при сужении дороги, будут постепенно рассмотрены в статьях по списку ниже:

Что такое сужение дороги;
Кто кому уступает при сужении дороги;
Кто уступает при сужении проезжей части;
Как не попасть в ДТП на сужении дороги.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «кто должен уступать при сужении дороги», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Причины возникновения ДТП;
Если вас подрезали на дороге;
Что такое ДТП и как его избежать;
Его подрезали, а он не справился;
Эмоции на дороге – плохой советчик;
Что делать, если подрезали на дороге.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статейЧто такое сужение дороги >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вождение

Самые читаемые разделы сайта

 

10 комментариев

  1. Роман

    11.11.2021 12:23

    Если нет знаков сужение полосы справа, то по правилу помеха справа приоритет имеет тот, кто по крайней правой полосе едет.

    Тут ещё и наличие либо отсутствие соответствующей разметки необходимо учитывать.

  2. Сергей Д.

    11.11.2021 19:47

    Здравствуйте Роман.

    Предлагаю посмотреть на эту ситуацию объективно. При любом раскладе целесообразно учитывать именно реальные обстоятельства.

    Вы как предпочтете: остаться по-своему правым, но при этом попасть в ДТП, после чего ремонтировать свой авто, или же постараетесь избежать ДТП, сохранив свой автомобиль?

    Так называемое правило помеха справа (требование пункт 8.9 ПДД) подробно рассмотрено в статье Помеха справа в ПДД. В ней перечислены случаи, когда это правило применимо.

    Ключевое условие: «когда траектории движения ТС пересекаются, а очередность проезда НЕ оговорена Правилами».

    В случае перестроения по причине невозможности продолжить дальнейшее движение (знаков сужения нет, а полоса закончилась!), пункт 8.4 обязывает уступить дорогу ТС, движущимся попутно без изменения направления движения.

    Маневр «перестроение» на проезжей части, не имеющей дорожной разметки, НЕ перестает быть перестроением.

    Мы видим, что данный случай в ПДД оговорен, следовательно пункт 8.9 в приведенном вами варианте НЕ применим.

    Вы можете с этим не согласиться, и поступать по-своему. Но свой приоритет целесообразно использовать только после того, как убедитесь, что вам уступают дорогу.

    И еще есть смысл ознакомиться с материалом статей Как избежать ДТП и Причины возникновения ДТП.

  3. Александр

    21.12.2021 06:49

    В ПДД нет термина движения прямо или прямолинейно, есть движение по полосам, по логике ПДД движение начинается от обочины, отсчет полос идет от обочины и с увеличением потока и соотв. скорости машин увеличивается и количество полос для движения 1,2,3,4...

    Т.е. более скоростные легковые а/м по левым полосам обгоняют, опережают менее скоростные грузовые или а/м соблюдающие скоростной режим, а/м с менее опытными водителями и т.д.

    По логике ПДД безопаснее всего движение по первым крайним правым полосам, когда между встречными потоками больше всего расстояние.

    Если дорога стала шире и ты выезжаешь на левые полосы для опережения, то у тебя не должно возникать приоритета, при обратном сужении дороги, над а/м стабильно движущимися с крейсерской скоростью по самой безопасной первой полосе.

    Ты же пошел на опережение, ты же должен рассчитывать свои силы и возможность безопасно вернуться в первую полосу, если дорога сужается, будь добр заблаговременно снизить скорость и перестроится в первую полосу.

    Например на юге вся разметка так устроена, грузовики всегда едут по правому ряду, появилась слева полоса для обгона выехал на нее обогнал и вернулся опять в первую.

    В принципе об этом и говорится в пункте про то, что если траектории пересекаются, а очередность не определена (нет разметки и знаков сужения), то уступает левый.

    По этой логике нет разночтений когда дорога изгибается, сужается, когда множество полос, когда не поймешь где что и у кого заканчивается... все просто, не надо ломать голову — тот кто слева, тот кто скоростнее, сильнее, пропускает более слабого, правого.

    Сейчас же у нас все левые полосы всегда заняты, все стремятся вылезти в них, чтобы потом не вклиниваться, в правом ряду тебя же еще и не пустят, типа у тебя дорога сузилась, а потом удивляемся что все левые полосы забиты.

  4. Сергей Д.

    21.12.2021 21:53

    Здравствуйте Александр.

    В ваших рассуждениях есть рациональное зерно, и я с вами во многом согласен. Когда при сужении дороги нет вообще никакой дорожной атрибутики, и непонятно, с какой стороны она сужается, то целесообразно уступить тому, кто справа (пункт 8.9 ПДД).

    В таких случаях реально бывает непонятно, кто меняет полосу, а кто едет как-бы в своей условной полосе.

    Вы абсолютно правильно заметили: здесь неуместно понятие «прямолинейно». К узкому месту можно ехать «прямо» вдоль ограждения, но при этом под углом, т.е. наискосок к общему направлению дороги.

    Движение «прямо, но под углом» уже похоже на перестроение, а водитель может не знать, что он перестраивается (у него нет чувства пространства, такое бывает). Поэтому есть смысл (и это оправдано) уступить тому, кто на правой полосе или просто справа.

    Но мы, ведь, ведем диалог о том, как безопасно проехать сужающийся участок дороги, соблюдая требования ПДД, в условиях, когда не хватает конкретики, и есть возможность интерпретации Правил.

    В тексте пункта 8.9 ПДД «... когда траектории пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому ТС приближается справа» НЕТ фразы «очередность не определена».

    В этом пункте значится: «если очередность проезда не оговорена Правилами». Но приоритет в процессе смены полосы (перестроения) оговорен в пункте 8.4 ПДД.

    Есть ключевой момент: наличие/отсутствие разметки полос и (или) знаков сужения дороги. Когда знаки сужения/объезда или разметка есть, то приоритет понятен:

    Если дорога сужается слева, то уступает «левый», если сужается справа, то уступает «правый». Если как «в бутылочное горлышко», то «левые» уступают «правым». Либо разметкой наносят «приоритетную» полосу.

    Возьмем ситуацию: допустим, на участке отчетливо видно, что дорога сужается с правой стороны. Есть знак 1.20.2 «Сужение дороги» справа. Т.е. перед узким местом «правый» должен уступить «левому», потому что «правый» вынужден перестроиться.

    Теперь, тот же самый участок, но убираем знак 1.20.2 «Сужение дороги». Кто проедет первым с учетом того, что «правый» по-прежнему вынужден перестроиться? Приоритет должен остаться как и в случае со знаком.

    В ситуации не должно быть разночтений (если знак или разметка есть, то едем так, а если знака или разметки нет, то едем наоборот). Иначе, возникает возможность (а иногда и желание) интерпретировать ПДД по-своему.

    Примерно так же действует приоритет на участках, обозначенных знаками «Конец полосы», или без этих знаков.

    Но! Мы рассуждаем о неких общих правилах, т.е. каким образом должны действовать автомобилисты при сужении дороги в разных случаях.

    А, вот, каждый случай всегда конкретен. По этой причине свой приоритет есть смысл использовать только тогда, когда вы увидите, что вам уступают дорогу.

    В противном случае есть вероятность попасть в ДТП.

    Ну и в заключении всего выше изложенного предлагаю прочесть статью Кто кому уступает при сужении дороги и Как избежать ДТП.

  5. Роман

    03.07.2022 08:04

    Полностью согласен с автором, очень доходчиво разъяснено.

  6. Сергей Д.

    03.07.2022 13:15

    Спасибо, Роман, за добрые слова.

  7. Oltamas

    03.07.2022 18:43

    Вот такие статьи с личной интерпретацией ПДД становятся причиной ДТП, когда водители руководствуются не правилами, а их разъяснениями от блогеров.

    Если вы будете «вычислять» визуально, а не следовать правилу «помеха справа», то ваши вычисления, не имеющие ничего общего с правилами дорожного движения, закончатся ДТП.

    Мое мнение: если дорога сужается, а вы едете левее, чем это делает машина справа, то именно вы и должны ему уступить, а не вычислять — какой бы знак тут должны были повесить или какую разметку нарисовать.

    Полно мест, где именно левая полоса заканчивается, а не правая. И ваши вычисления стали бы ложными.

  8. Сергей Д.

    04.07.2022 09:08

    Здравствуйте Oltamas.

    Причиной ДТП становятся не статьи. См. статью Как избежать ДТП.

    «Полно мест, где именно левая полоса заканчивается, а не правая ...» — Именно в этом случае «левый» должен уступить «правому», по той причине, что «правый» едет в своей полосе без изменения направления движения.

    Когда сужается левая сторона попутной проезжей части, то требование пункта 8.4 ПДД и понятие «уступить помехе справа» совпадают.

    В остальном, свою точку зрения я изложил в тексте статьи и в предыдущих комментариях.

    Еще будет полезен материал статьи Что такое безопасный маневр.

  9. Игорь

    11.07.2022 17:09

    Ищу в гугле «сужение дороги кто кому уступает». Иду по всем ссылкам в выдаче, и понимаю, что в стране нет ни одного человека, кто умел бы применять ПДД. А они еще и за писанину берутся. Страшно, жить, товарищи.

    С практической точки зрения согласен, — гораздо лучше осмотреться заблаговременно, и лучше уж уступить во избежание ДТП. Но вот с точки зрения ПДД полный треш.

    Итак, дано.

    0. Какое-то сужение дороги, до которого было, допустим, две полосы, а после него — одна полоса в каждом направлении.

    1. Главное обстоятельство — разметка. Она либо есть, либо её нет. Причем оба варианта могут быть сложными.

    2. Любой из трёх предупреждающих знаков сужения дороги, либо вообще отсутствие таковых.

    Вариант первый, самый простой — разметка есть, все полосы обозначены. — Думать особо нечего, чья полоса закончилась, тот и уступает.

    Вариант второй. Разметки нет. Нет НИКАКОЙ разметки. Это важно, что никакой. То есть, нет разделения ни на встречные потоки, ни на попутные. А согласно ПДД РФ 9.1, в нашей ситуации мы можем разделить дорогу на две полосы в одном, и на две полосы в противоположном направлениях (до сужения).

    Поговорим о, так сказать, нашей половине дороги.

    Здесь важно то, что в этой ситуации при сужении дороги ВСЕ ПОЛОСЫ так или иначе будут хоть немного, но МЕНЯТЬ своё НАПРАВЛЕНИЕ (в торону центра дороги) и ШИРИНУ (сужаться) до момента, пока станет невозможным наличие их обеих.

    Даже так называемая осевая линия (разделяющая встречные потоки) тоже будет смещаться в сторону от сужения, то есть к новому центру дороги. И в какой-то момент действительно, постепенное сужение дороги сделает невозможным наличие двух полос в одном направлении.

    Другими словами, воображаемая линия разметки между двумя этими полосами не вылетает в обочину при сужении, а изгибается в сторону центра дороги (параллельно линии сужения) до тех пор, пока не станет слишком узко для двух полос.

    Так какая из двух в итоге остаётся, а какая заканчивается? Ведь обе стали сначала смещаться к ближе к центу и сужаться. Однозначного ответа в ПДД нет, значит вполне логично делать вывод, что ОБЕ ЗАКАНЧИВАЮТСЯ, и начинается одна НОВАЯ полоса. Приоритет в данном случае не оговорен, а значит действует правило помехи справа.

    Здесь примечательно то, что так называемое прямолинейное движение любого ТС в этой ситуации будет означать, что водитель неизбежно сместится с ранее занимаемой (воображаемой) полосы еще до того, как обе полосы закончатся, либо вообще съедет либо на обочину, либо на половину дороги, предназначенную для встречного движения.

    Вариант третий. Разметка есть, но только в виде «осевой» линии. А в нашем направлении достаточно широко, чтобы до сужения двигались два ТС в два ряда.

    Можем ли мы применить тут ПДД 9.1 и вообразить себе две полосы в нашем направлении? НЕТ. Поскольку разметка ПРИСУТСТВУЕТ, и разметка говорит о том, что дорога имеет по одной полосе в каждом направлении.

    В этой ситуации не только при сужении дороги, а вообще при любой дорожной обстановке прав будет тот, кто справа, поскольку опять же, ПДД никак не оговаривают приоритет между ТС, которые находятся в одной и той же полосе, и располагаются параллельно.

  10. Сергей Д.

    12.07.2022 09:42

    Здравствуйте Игорь.

    Я с вами во многом соглашусь, потому что понимаю, о чем именно вы пишете.

    Вопрос «кто кому уступает при сужении дороги» в ПДД РФ представлен весьма расплывчато.

    Ответ на него даже не сформулирован, поэтому его приходится «доставать» из разных разделов.

    Отсутствие конкретной формулировки порождает разное понимание «предмета» и разное представление у людей о том, как поступать в этих ситуациях (потому что нет конкретики).

    Вы привели всего три варианта «дорожного устройства», а ведь, их намного больше. А поскольку у людей разные представления, то и варианты их действий в этих условиях тоже будут разными.

    Допускаю, что в случае, если участок сужения дороги будет укомплектован необходимыми знаками и дорожной разметкой, которые однозначно позволят определить где и как сужается полоса, то можно обойтись минимальными поправками в тексте ПДД.

    Например, достаточно будет прописать порядок проезда в зоне действия группы знаков «сужение дороги», чтобы исключить двоякое понимание.

    Но в действительности мы видим, что всего этого нет, зато есть много разных мнений. Что делать в таких случаях?

    Есть смысл понять и помнить, что в этом конкретном вопросе у ваших «соседей» по дороге могут быть разногласия с вашим мнением. И эту реальность нужно учитывать.

    Преимущество в движении определяется (по факту) не формальным приоритетом, а гарантией отсутствия ДТП.

    Если вы уверены в своем преимуществе, то еще есть смысл убедиться в том, что вам уступают дорогу.

    Как-то так.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.