Серия статей Основы вождения
- Смотрим на дорогу правильно
- Начало движения на автомобиле
- Движение в потоке
- Маневрирование в дорожном потоке
- Выполнение разворота. Часть 1
- Выполнение разворота. Часть 2
- Когда видимости на дороге почти нет
- Движение в темное время суток
- Проезд пешеходных переходов на перекрестках
- Пешеходные переходы вне перекрестков
- Движение во дворах и жилых зонах
Здравствуйте, уважаемый читатель.
В этой статье рассмотрим особенности вождения автомобиля в условиях недостаточной видимости.
Начнем с того, что вспомним определение термина, данного в ПДД, что такое недостаточная видимость.
Далее в статье:
1. Что такое недостаточная видимость
2. Движение в условиях тумана
3. Движение автомобиля в дождь
4. Движение автомобиля в снегопад
Что такое недостаточная видимость
Что такое недостаточная видимость в ПДД?
В соответствии с определением, данным пункте 1.2, недостаточной считается видимость дороги менее 300 метров в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
Недостаточная видимость лишает вас возможности видеть объекты дорожной обстановки на достаточно далеком расстоянии.
В результате, вам становится трудно разобраться в том, что происходит на дороге впереди по движению.
Из-за этого приходится очень сильно напрягать бдительность, а эти усилия требуют большого нервного напряжения.
В таком состоянии повышенного внимания находятся все присутствующие на данном участке дороги.
Каждый из них в любой момент может совершить нечто, что выходит за рамки концепции безопасного движения.
Что необходимо делать в таких случаях? Для начала есть смысл вспомнить о том, что входит в необходимые условия для безопасного передвижения по дорогам. Это:
- безопасная дистанция (такая, которая обеспечит вам необходимое время для маневра или остановки, не прибегая к экстренному торможению);
- безопасная скорость (такая, при которой вы сможете правильно оценивать дорожную обстановку и безопасно выполнять маневры);
- безопасный боковой интервал.
Если вы в процессе управления автомобилем регулируете и контролируете эти условия, то вы обеспечиваете себе относительно спокойное и безопасное движение.
Предположим, что вы движетесь по дороге в плотном транспортном потоке, и впереди вас едет большой грузовик или, например, большой рейсовый автобус.
Сменить полосу у вас нет возможности, так как вторая полоса занята другим транспортным средством. Справа от вас – край проезжей части.
Габаритное ТС, едущее впереди вас, перекрывает вам обзор, и из-за этого вам трудно увидеть дорожные знаки впереди по движению, да и общую обстановку в целом.
Ситуация усугубляется, если это происходит во время дождя или по грязной снежной «каше», перемешанную с противоледными реагентами.
В таких условиях грязный шлейф из-под колес едущего впереди автомобиля «ложится» на лобовое стекло вашего автомобиля, дополнительно ухудшая и без того недостаточную видимость.
Единственный выход из такой ситуации, чтобы обеспечить себе обзор — это увеличить дистанцию до впереди идущего автомобиля. Стекла от этого чище не станут, но появится дополнительное время на принятие решения для маневра.
Не нужно бояться того, что в этот «просвет» кто-нибудь сразу вклинится. Если, все же, вас кто-то обогнал, и вклинился перед вами, то можно опять немного сбавить газ, и увеличить дистанцию – отпустить того вперед.
Этим самым вы обеспечите себе обзор и дополнительное время для того, чтобы успеть в случае необходимости среагировать, например, плавно затормозить. См. статью Почему важно соблюдать дистанцию.
Теперь о том, с какой скоростью двигаться в сложных дорожных (или погодных) условиях.
Правило выбора скорости движения любого транспортного средства формулируется следующим образом: скорость движения автомобиля (автобуса, мотоцикла, велосипеда и т.д.) должна быть такой, чтобы остановочный путь был меньше расстояния видимости.
В чем разница между понятиями тормозной путь и остановочный путь — ответ в комментариях к разделу 10 ПДД.
Поэтому, когда видимость дороги ухудшена погодными условиями (туман, снегопад, сильный дождь, песчаная буря), снижение скорости для всех участников дорожного движения просто необходимо.
В противном случае, возможна «цепная реакция» столкновений. В дополнение см. статью Что такое безопасная скорость.
О том, какая должна быть величина бокового интервала, когда автомобили двигаются строго по своим полосам или, даже, по неразмеченным рядам, вопросов, обычно, ни у кого не возникает.
В таких тесных условиях важно поддерживать боковой интервал необходимым и достаточным для того, чтобы не соприкоснуться бортами.
Далее по тексту — особенность движения при недостаточной видимости: движение в условиях тумана, движение автомобиля в дождь и снегопад.
Особенность не физического перемещения автомобиля, а в плане плохой видимости и восприятия дорожной обстановки в перечисленных дорожных условиях.
Движение в условиях тумана
Туман – это атмосферное явление при изменении температур воздуха, когда воздух наполняется взвешенными капельками воды – конденсация водяного пара.
Туман образовывается в низинах, где большая влажность и он может, как быстро возникнуть, и так же быстро исчезнуть.
Казалось бы, вы только что ехали, и ничего не было, а тут вдруг – перед глазами настоящее молочное облако. Хуже всего, что за этой молочной пеленой может находиться все, что угодно – и ямы, и машины, и любое неожиданное препятствие.
Чем, с точки зрения аварийности, опасно движение в условиях тумана?
О том, что в сильном тумане видимость почти нулевая, даже говорить не приходится. Но главная особенность тумана – это его способность обманывать наше зрение, искажая картину действительности.
Все объекты в тумане кажутся дальше, чем находятся на самом деле, т.е. туман очень сильно отдаляет предметы.
В условиях тумана расстояние до предметов представляется дальше, чем они находятся. А скорость автомобиля наоборот, кажется меньше, чем в действительности.
Если вы внезапно въехали в туман, то есть смысл немедленно погасить скорость и включить противотуманные фонари, если такие имеются.
Целесообразно сбавить скорость даже в том случае, если вы движетесь по знакомой местности.
Есть два негласных правила, как нужно себя вести в процессе движения в условиях тумана: это стараться быть максимально заметным для других и самому активно смотреть по сторонам.
Откройте окно – в тумане очень хорошо передаются звуки – и вы будете слышать все вокруг. Возможно, вы услышите приближающийся автомобиль и звуковым сигналом дадите ему знак о своем присутствии.
Если туман такой густой, что ничего вообще не видно, то есть смысл переждать его в стороне от дороги, и продолжить движение после того, как прояснится.
Когда вы движетесь в условиях тумана в потоке машин, то отстаньте от едущей впереди машины на несколько метров – на самом деле она ближе, чем вам кажется. Визуально туман увеличивает расстояние, поэтому легко обмануться.
Надо помнить, что туман – это вода. Ее капельки оседают везде, в том числе и на дороге. А на влажном покрытии становится скользко и тормозной путь увеличивается. В самый раз вспомнить приемы торможения на скользкой дороге.
Скорость автомобиля при движении в условиях тумана нужно контролировать в зависимости от уровня видимости, в особенности, если приходится ехать в тумане ночью.
Рекомендуется использовать или противотуманные фары, или ближний свет. Дальний свет в тумане не помощник, потому что световой пучок направлен вверх и туманное «молоко» становится более плотным.
Движение автомобиля в дождь
Если поездки в тумане как-то можно избежать, например, не выезжать рано утром, не ездить ночью, то от дождя уже точно никуда не деться.
Дождь может пойти в любое время, а осенью – это частое явление. Еще, в последние годы участилось такое явление, как «ледяной дождь». Это когда он идет на границе минусовой и плюсовой температуры перед заморозками.
Сам по себе дождь неприятен не только потому, что снижается видимость на дороге, но и потому, что делает дорогу мокрой и скользкой, тем самым ухудшая способность автомобиля передвигаться.
Первые капли дождя на дороге (особенно на асфальте) – для водителей самые опасные. Дело в том, что на любой дороге всегда имеется слой пыли и песка, который намокнув, превращается в нечто, вроде смазки между шинами и дорогой.
Когда дождь идет какое-то время, эта дорожная грязь смывается и качество сцепления колеса с дорогой становится немного лучше. Но в любом случае нужно помнить, что мокрая дорога – это скользкая дорога.
Залог безопасной езды на мокром шоссе – хорошие шины. Протектор должен иметь остаточную высоту не менее допустимой.
Вода из-под колес во время движения отводится благодаря водоотводным канавкам на протекторе – ламелям, вследствие чего обеспечивается надежное пятно контакта колеса с дорогой.
Если шина «лысая», то о хорошем сцеплении с дорожной поверхностью не может быть речи. Это будет равносильно езде по льду.
Более того, когда температура воздуха снижается до +3+5 градусов, летние шины теряют свои летние характеристики – резина становится менее эластичной и сцепление с дорожным покрытием ухудшается.
Отдельная особенность наших, отечественных дорог – это их колейность. Колея даже при небольшом дожде заполняется водой и колесо автомобиля в такой колее – все равно, что на водяной подушке.
При резком торможении или ускорении в этих условиях автомобиль может «поплыть». Происходит полная или частичная потеря сцепления колеса с дорогой.
Это явление получило название аквапланирование. Возникает вопрос: какие могут быть последствия даже при частичной потере управления во время дождя?
Ответ на него достаточно простой. Можно легко оказаться за пределами дороги или непроизвольно врезаться в другой автомобиль. Один из таких случаев рассмотрен в статье Последствия аквапланирования.
Другая неприятность во время движения в дождь – это лужа. Ее коварство заключается в том, что она может оказаться как мелкой, так и глубокой, скрывая под собой яму, всякие неровности, камни и пр. И чем эта лужа ближе к обочине, тем больше будет слой грязи на ее дне.
Ни в коем случае не пытайтесь преодолеть лужу на высокой скорости – вы рискуете потерять контроль над управлением. Хороший пример есть в статье Повезло.
Вдобавок, возможно попадание воды в подкапотное пространство, а это чревато проблемами в электрике, и не только там.
Перед тем, как заехать в лужу, необходимо заблаговременно снизить скорость. А выехав из лужи, особенно если она оказалась глубокой, целесообразно проверить тормоза и, если необходимо, просушить тормозные колодки, несколько раз нажав не педаль тормоза в движении.
Когда идет частый и сильный дождь, то создается ощущение, что все вокруг как будто погружается в туман. Если это происходит ночью, то видимость дополнительно осложняется отражением света встречных фар от мокрой дороги.
Ехать во время сильного дождя нужно так же осторожно, как при езде в тумане. Правда, в случае с дождем на помощь приходят исправно работающие стеклоочистители.
Движение автомобиля в снегопад
Движение в снегопад способно вызвать не меньшее нервное напряжение, чем движение автомобиля в дождь. Поэтому, основной критерий безопасности в этих условиях, это движение с меньшей скоростью.
Падающий редкий снег чем-то напоминает небольшой дождь — особых помех не доставляет. Снежинки, попадая на теплое стекло, тают, и лишний раз приходится включать «дворники».
Свежий снег легко проминается и утрамбовывается колесами проезжающих машин.
Когда идет плотный снег, то в плане видимости создается такое же ощущение, как и в сильный дождь — впереди белая стена, особенно, если снег уже покрыл землю и не тает.
Когда снегопад густой, почти единственное, что вы можете отчетливо видеть, — это правый край дороги. Еще, возможно, будет видна середина дороги и габаритные огни передних автомобилей, которые, между прочим, периодически будут теряться в снежной пелене.
Видимость дороги очень недостаточная, и движение, в целом, будет осложняться толщиной снежного покрова.
Техника безопасности движения автомобиля в снегопад примерно такая же, как и во время движения в условиях тумана, но с дополнением в виде преодоления толщи налипающего снега.
Несколько приемов управления автомобилем в снегопад — в статье Вождение автомобиля зимой. Маневрирование.
Что можно сделать, чтобы адаптироваться к недостаточной видимости, и таким образом обеспечить себе возможность своевременного реагирования на опасность?
Такая возможность достигается выбором тактики движения автомобиля:
- Снижайте скорость. Двигайтесь так, чтобы была возможность в случае опасности остановиться в пределах видимого участка дороги, той видимости, что у вас есть.
- Увеличивайте дистанцию. Помните, что в условиях недостаточной видимости вам требуется больше времени и места для осуществления любого маневра, даже для остановки.
При очень плохой видимости, когда границы дороги вместе с машинами становятся трудно различимы, целесообразно покинуть дорогу (найти для этого удобное место, что тоже довольно не легко), и подождать там улучшения погодных условий. А когда остановитесь, не забудьте включить аварийную сигнализацию.
В следующей статье рассмотрим особенности вождения автомобиля в темное время суток.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «что такое недостаточная видимость» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности на дороге предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:
Вождение автомобиля зимой. Физика движения автомобиля;
Перестроение на дороге. Безопасность маневра;
Вождение автомобиля зимой. Маневрирование;
Прогнозирование дорожных ситуаций;
Что такое ДТП и как его избежать;
Повезло.
Будьте внимательны за рулем.
Задайте вопрос или оставьте комментарий