Здравствуйте, уважаемый читатель.
В продолжение ответов на вопросы по аварийной безопасности за рулем обсудим момент что делать, если подрезали на дороге.
Вопрос читателя. В ПДД нет понятия «подрезал», и не встречается формулировка типа «один подрезает другого».
Такой маневр можно отнести к опасному вождению, но подрезание, как действие, там не упоминается.
В то же время, когда один автомобиль подрезает другого, он создает опасную ситуацию. Что делать, если подрезали на дороге, и кто будет виноват в случае ДТП?
Ответ. Действительно, слово «подрезал» или формулировка «один участник подрезал другого» в толковании понятия «опасное вождение» не встречается.
Нужно посмотреть, что собой представляет подрезание на дороге, в каком действии оно выражается, и тогда станет понятно, что это такое.
В статье Если вас подрезали на дороге есть разъяснение о том, что такое «подрезали» на дороге, а также, что делать для того, чтобы вас не подрезали, или чтобы сам факт подрезания не стал для вас неожиданным.
Само слово «подрезать» носит сленговую форму, в ПДД такого понятия не существует. Оно происходит от слова «резать» в смысле «сократить» или «преградить» путь.
Встречается, в основном, в двух случаях: на дуге поворота и во время перестроения.
В этом процессе, обычно, участвуют, как минимум, два автомобиля: один автомобиль — тот, который подрезает, и второй автомобиль, собственно, кого подрезают.
В итоге, подрезающий участник пространственно оказывается впереди своего оппонента, которого он подрезал (т.е. которому он преградил путь).
И на дуге поворота, и во время перестроения, подрезание — это маневр, связанный с отклонением от первоначальной траектории движения:
- на прямом пути подрезание — это явное перестроение, обычно выраженное в резкой форме, например, по завершении обгона или при смене полосы движения;
- на дуге поворота — это сокращение пути, именуемое как «срезать угол поворота», т.е. выезд из условной полосы, занимаемой автомобилем на дуге поворота, по-сути, тоже перестроение, только не явное.
В соответствии с пунктом 8.4 ПДД, водитель, который перестраивается, должен уступить другому, который не перестраивается, а движется не меняя свою траекторию.
В пункте 2.7 ПДД «Водителю запрещается ...», в описании опасного вождения есть строки: действия, заключающиеся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения ...
Таким образом, действия, выражающиеся в том, когда один автомобилист подрезает другого, преграждая ему путь и вынуждая маневрировать, смело можно отнести к опасному вождению.
А поскольку подрезание — это нарушение, то в случае ДТП, которое это нарушение повлекло, виновником будет считаться водитель, нарушивший ПДД.

Два наглядных случая с подрезанием во время перестроения на примере дорожных ситуаций рассмотрены в статьях Эмоции на дороге – плохой советчик и К вопросу о тактике перестроения.
Еще один случай, достойный того, чтобы обратить на него внимание, рассмотрен в статье Его подрезали, а он не справился. В нем есть пример, что может произойти, когда водитель к такой ситуации оказывается совершенно не готов.
О том, как выглядит подрезание на дуге поворота, и как вообще такое происходит, рассмотрено в статье Поворот налево на перекрестке. Часть1.
Ответ на вопрос что делать, если вас подрезали на дороге, достаточно простой: нужно адекватно реагировать. Потому что если оставить все, как есть, то можно дотянуть до того, что произойдет ДТП.
Кто будет виноват в ДТП, это уже другой вопрос. Он возникает уже после происшествия. Но если вы не примите должных мер, чтобы избежать ДТП, то оно непременно произойдет.
Адекватно реагировать — это значит, действовать рационально (действия должны быть направлены на предотвращение ДТП). Например, тормозить.
Иногда бывает достаточным просто сбавить скорость, или притормозить и увильнуть в сторону. Дальше — по ситуации.
Звуковой сигнал для предупреждения в этих условиях бесполезен, его подача только отнимает драгоценное время, потому что вы одной рукой продолжаете рулить, а второй — давите на клаксон. В итоге, одной рукой вы не всегда сможете своевременно увильнуть (сместиться) в сторону.
Перед тем, как смещаться в сторону, есть смысл заранее понять, что делается в этой стороне в данный момент времени, потому что сзади сбоку может догонять другой автомобиль.
Сместиться необходимо ровно на столько, чтобы избежать столкновения с «передним» автомобилем. В противном случае можно от одного столкновения «уйти», а к другому «приехать».
В свою очередь, когда ваш автомобиль будет выполнять опережение с перестроением на «место», находящееся впереди опережаемого попутчика, целесообразно действовать таким образом, чтобы не подрезать оного.
Перед перестроением есть смысл быстро повернуть голову и посмотреть (если обзор позволяет) назад в сторону, куда собираетесь переместиться.
Это нужно для того, чтобы проверить слепую зону зеркал. Иногда такая проверка бывает очень необходима.
По завершении обгона перед возвратом на свою полосу смотрите в зеркала заднего вида.
В процессе опережения обгоняемого по встречке, этот обгоняемый автомобиль будет постепенно появляться в зеркалах: сначала левая фара, затем, правая фара и по мере дальнейшего опережения его можно увидеть полностью.
Безопасный возврат на свою половину дороги после обгона — когда в зеркале увидите обе фары обгоняемого автомобиля. При этом, также можете быстро проверить эту зону взглядом, и убедиться, что завершение вашего обгона проходит без подрезания.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.
В продолжение темы «что делать если подрезали на дороге», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам, предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:
Перестроение на дороге. Безопасность маневра;
Одиночное перестроение. Теория и практика;
Обгон на перекрестке по главной дороге;
Взаимное перестроение в одну полосу;
К вопросу о тактике перестроения;
Причины возникновения ДТП.
Будьте внимательны за рулем.
11.11.2024 08:50
Вопрос. Уже перестроившись (а не при перестроении) из правой в левую полосу движения, мой автомобиль получил повреждения левого крыла, а второй участник движения — трещину и небольшое повреждение лакокрасочного покрытия правого угла заднего бампера.
При этом водитель этой машины утверждает, что он был подрезан и не отрицает, что для выхода из ситуации он выехал на встречную полосу движения, и пересек двойную сплошную разделительную полосу.
Ни мой автомобиль, ни автомобиль второй машины не оборудованы видеорегистратором.
При наличии данных обстоятельств, моих объяснений о том, что я не подрезал, и объяснений второго водителя, утверждающего обратное, и не отрицая выезд на встречную полосу движения с пересечением двойной сплошной, схемы движения, я признан виновным в ДТП.
Иных док-в нет в деле нет. Прав ли инспектор ДПС?
11.11.2024 16:30
Здравствуйте Михаил.
Инспектор ДПС выявляет факты нарушений ПДД, в результате которых произошло ДТП. Обычно, когда пути ТС пересекаются, то один из участвующих должен уступить дорогу другому.
В ПДД нет понятия «подрезал», есть понятие «уступить дорогу» (пункт 1.2 ПДД). Соответственно, подрезал, это все равно, что не уступил.
Уступить дорогу это значит, что оппонент НЕ должен изменить направление своего движения или свою скорость.
Если не уступил (нарушил требование ПДД), и машины столкнулись, то нарушитель однозначно становится виновником.
Теперь, давайте глазами инспектора смотреть объективно, кто из вас нарушитель, т.е. чье нарушение стало причиной ДТП.
Личных видеозаписей столкновения, а также сторонней видеозаписи (от внешнего или независимого источника) у вас нет.
Вы перестраиваетесь в левый ряд, и должны уступить дорогу транспортному средству, которое едет по этому левому ряду, не изменяя своего направления (т.е. вашему опоненту).
Ваш опонент задергался, потому что не ожидал вашего маневра, а тормозить было уже поздно — вот он и выехал на встречку.
По нормам КоАП, нарушение, совершенное в целях избежать «катастрофы», не должно быть наказуемым.
По факту, он изменил направление и скорость из-за вашего маневра, а для инспектора ДПС это есть нарушение вами пункта 8.4 ПДД.
Все, что произошло потом, это пиар, можно рассуждать что угодно, но для инспектора важен этот факт, объясняющий причину ДТП. И по логике для него все сходится.
Ведь, чтобы доказать, что все или что-то из того, что было рассказано, происходило совсем не так, нет никаких свидетельств.
Полагаю, что инспектор пришел к своему выводу примерно по такой же схеме, как я изложил. Ну и с точки зрения законодательства инспектор прав.
А в вашу защиту, кроме ваших слов, нет других свидетельств. Но если вы их найдете, тогда дело пересмотрят.
Могу предположить, что ваш опонент был еще далеко (вы его не видели в зеркалах), но он ехал достаточно быстро, поэтому быстро вас догнал, но не успел затормозить. Из-за этого он ушел левее, на встречную полосу, в целях избежать столкновения.
Ну а поскольку, встречка наказуема лишением прав (возможно, там ехали встречные ТС), он поспешил вырулить на свою полосу, и задел ваш автомобиль.
19.11.2024 16:31
Спасибо!
21.11.2024 00:02
Пожалуйста, Михаил, обращайтесь.