Здравствуйте, уважаемый читатель.
В продолжение ответов на вопросы по аварийной безопасности за рулем обсудим момент что делать, если подрезали на дороге.
Вопрос читателя. В ПДД нет понятия «подрезал», и не встречается формулировка типа «один подрезает другого».
Такой маневр можно отнести к опасному вождению, но подрезание, как действие, там не упоминается.
В то же время, когда один автомобиль подрезает другого, он создает опасную ситуацию. Что делать, если подрезали на дороге, и кто будет виноват в случае ДТП?
Ответ. Действительно, слово «подрезал» или формулировка «один участник подрезал другого» в толковании понятия «опасное вождение» не встречается.
Нужно посмотреть, что собой представляет подрезание на дороге, в каком действии оно выражается, и тогда станет понятно, что это такое.
В статье Если вас подрезали на дороге есть разъяснение о том, что такое «подрезали» на дороге, а также, что делать для того, чтобы вас не подрезали, или чтобы сам факт подрезания не стал для вас неожиданным.
Само слово «подрезать» носит сленговую форму, в ПДД такого понятия не существует. Оно происходит от слова «резать» в смысле «сократить» или «преградить» путь.
Встречается, в основном, в двух случаях: на дуге поворота и во время перестроения.
В этом процессе, обычно, участвуют, как минимум, два автомобиля: один автомобиль — тот, который подрезает, и второй автомобиль, собственно, кого подрезают.
В итоге, подрезающий участник пространственно оказывается впереди своего оппонента, которого он подрезал (т.е. которому он преградил путь).
И на дуге поворота, и во время перестроения, подрезание — это маневр, связанный с отклонением от первоначальной траектории движения:
- на прямом пути подрезание — это явное перестроение, обычно выраженное в резкой форме, например, по завершении обгона или при смене полосы движения;
- на дуге поворота — это сокращение пути, именуемое как «срезать угол поворота», т.е. выезд из условной полосы, занимаемой автомобилем на дуге поворота, по-сути, тоже перестроение, только не явное.
В соответствии с пунктом 8.4 ПДД, водитель, который перестраивается, должен уступить другому, который не перестраивается, а движется не меняя свою траекторию.
В пункте 2.7 ПДД «Водителю запрещается ...», в описании опасного вождения есть строки: действия, заключающиеся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения ...
Таким образом, действия, выражающиеся в том, когда один автомобилист подрезает другого, преграждая ему путь и вынуждая маневрировать, смело можно отнести к опасному вождению.
А поскольку подрезание — это нарушение, то в случае ДТП, которое это нарушение повлекло, виновником будет считаться водитель, нарушивший ПДД.
Два наглядных случая с подрезанием во время перестроения на примере дорожных ситуаций рассмотрены в статьях Эмоции на дороге – плохой советчик и К вопросу о тактике перестроения.
Еще один случай, достойный того, чтобы обратить на него внимание, рассмотрен в статье Его подрезали, а он не справился. В нем есть пример, что может произойти, когда водитель к такой ситуации оказывается совершенно не готов.
О том, как выглядит подрезание на дуге поворота, и как вообще такое происходит, рассмотрено в статье Поворот налево на перекрестке. Часть1.
Ответ на вопрос что делать, если вас подрезали на дороге, достаточно простой: нужно адекватно реагировать. Потому что если оставить все, как есть, то можно дотянуть до того, что произойдет ДТП.
Кто будет виноват в ДТП, это уже другой вопрос. Он возникает уже после происшествия. Но если вы не примите должных мер, чтобы избежать ДТП, то оно непременно произойдет.
Адекватно реагировать — это значит, действовать рационально (действия должны быть направлены на предотвращение ДТП). Например, тормозить.
Иногда бывает достаточным просто сбавить скорость, или притормозить и увильнуть в сторону. Дальше — по ситуации.
Звуковой сигнал для предупреждения в этих условиях бесполезен, его подача только отнимает драгоценное время, потому что вы одной рукой продолжаете рулить, а второй — давите на клаксон. В итоге, одной рукой вы не всегда сможете своевременно увильнуть (сместиться) в сторону.
Перед тем, как смещаться в сторону, есть смысл заранее понять, что делается в этой стороне в данный момент времени, потому что сзади сбоку может догонять другой автомобиль.
Сместиться необходимо ровно на столько, чтобы избежать столкновения с «передним» автомобилем. В противном случае можно от одного столкновения «уйти», а к другому «приехать».
В свою очередь, когда ваш автомобиль будет выполнять опережение с перестроением на «место», находящееся впереди опережаемого попутчика, целесообразно действовать таким образом, чтобы не подрезать оного.
Перед перестроением есть смысл быстро повернуть голову и посмотреть (если обзор позволяет) назад в сторону, куда собираетесь переместиться.
Это нужно для того, чтобы проверить слепую зону зеркал. Иногда такая проверка бывает очень необходима.
По завершении обгона перед возвратом на свою полосу смотрите в зеркала заднего вида.
В процессе опережения обгоняемого по встречке, этот обгоняемый автомобиль будет постепенно появляться в зеркалах: сначала левая фара, затем, правая фара и по мере дальнейшего опережения его можно увидеть полностью.
Безопасный возврат на свою половину дороги после обгона — когда в зеркале увидите обе фары обгоняемого автомобиля. При этом, также можете быстро проверить эту зону взглядом, и убедиться, что завершение вашего обгона проходит без подрезания.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.
В продолжение темы «что делать если подрезали на дороге», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам, предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:
Перестроение на дороге. Безопасность маневра;
Одиночное перестроение. Теория и практика;
Обгон на перекрестке по главной дороге;
Взаимное перестроение в одну полосу;
К вопросу о тактике перестроения;
Причины возникновения ДТП.
Будьте внимательны за рулем.
Задайте вопрос или оставьте комментарий