Пешеходные переходы вне перекрестков


6 комментариев

В первой части темы проезда пешеходных переходов были рассмотрены правила для пешеходов, по которым им разрешается пересекать проезжую часть, и правила для автомобилистов по отношению к проезду пешеходных переходов, расположенных на перекрестках.

Было бы неправильно разделять пешеходные переходы на перекрестках и переходы, расположенные вне перекрестков. Потому что сам по себе пешеходный переход — это участок дороги, т.е. организованное место, выделенное для движения пешеходов через дорогу.

А уж, в каком месте на дороге этот участок (пешеходный переход) расположен, это уже другой вопрос, который относится, скорее, к теме безопасности проезда.

Под безопасностью проезда следует понимать меры (наблюдение, снижение скорости и др.), способствующие безаварийному движению через пешеходный переход, а также принимаемые с целью избежать ДТП в этих обстоятельствах.

В этой публикации остановимся на нюансах движения через пешеходные переходы, расположенные на дороге вне перекрестков. Подобные переходы организовывают для движения пешеходов через проезжую часть на участках дорог, между перекрестками.

В зависимости от сложности движения на конкретном участке, проезд через пешеходный переход может регулироваться светофором (регулируемый пешеходный переход), или проезд может быть нерегулируемым (место перехода обозначено только знаками и (или) разметкой).

Ниже будут рассмотрены особенности проезда указанных пешеходных переходов, расположенных вне перекрестка.

Регулируемый пешеходный переход

Что такое регулируемый пешеходный переход?

Регулируемый пешеходный переход — это участок проезжей части, выделенный для движения пешеходов через дорогу, обозначенный знаками 5.19.1 и 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2, и оборудованный пешеходными светофорами (пункт 6.5 ПДД), работающими в режиме «красный-зеленый».

Пешеходные светофоры устанавливают в паре с транспортными (трехсекционными) светофорами, которые, в свою очередь, регулируют движение транспортных средств по проезжей части через данный пешеходный переход, и работают в режиме «красный-желтый-зеленый».

Движение через регулируемый пешеходный переход, аналогично движению на регулируемом перекрестке. Когда на пешеходном светофоре включен зеленый сигнал для перехода дороги, то у транспортных светофоров будет, соответственно, гореть красный сигнал, и наоборот.

При включении разрешающего сигнала транспортного светофора, автомобилистам необходимо дождаться, пока пешеходы закончат переход (пункт 14.3 ПДД), и только после этого разрешается начать движение.

Пешеходный переход со светофором

Если вы подъезжаете к переходу в момент, когда для вас уже включился или вот-вот включится зеленый сигнал, и ваш путь свободен, но вы видите, что перед переходом (перед зеброй) на соседней полосе продолжает стоять какой-нибудь автомобиль (транспортное средство), не следует спешить, так сказать, с хода проехать через пешеходный переход.

Целесообразно сбавить скорость и быть внимательным. Вполне возможно, что тот водитель пропускает идущего пешехода, который вам пока еще не виден.

 

Нерегулируемый пешеходный переход

Что такое нерегулируемый пешеходный переход?

Нерегулируемый пешеходный переход — это участок проезжей части, выделенный для движения пешеходов через дорогу, обозначенный только лишь знаками 5.19.1 и 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2. Светофоры на таком переходе либо отсутствуют совсем, либо они не работают.

Если же пешеходный переход оборудован светофорами, но они не работают (не горят огни), либо работают в режиме желтого мигающего сигнала, то переход также считается нерегулируемым.

В соответствии с пунктом 14.1 ПДД  «Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода».

Требование «уступить дорогу пешеходу» не всегда означает, что необходимо остановиться. Правила допускают, что можно снизить скорость, для того, чтобы пешеход успел пройти через дорогу, после чего можно продолжить движение через переход.

Основное условие при проезде нерегулируемого пешеходного перехода — чтобы не было создано помех движению пешехода. О том, что это такое можно прочесть в статьях Уступить дорогу пешеходу и Что значит уступить дорогу пешеходу. Ответ МВД.

В соответствии с пунктом 4.5 Правил, на нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

Безопасным является такое удаление транспортного средства, при котором его водитель, не прибегая к экстренному торможению, подъедет к месту перехода уже после того, как пешеход перейдет проезжую часть.

Но как происходит на самом деле? Глазомер у всех людей разный, поэтому правильно определить расстояние до автомобиля и его скорость удается немногим.

Часто пешеходы полагаются на водителей в том смысле, что те их видят, и сумеют пропустить в случае чего. Или же остановятся, чтобы дать возможность пешеходу перейти дорогу, они, ведь, «обязаны! уступить».

Водители, в свою очередь, полагаются на пешеходов, думая, что у тех хватит ума не лезть под колеса. Подобные предположения разных сторон нередко приводят к непониманию друг друга.

Как в этих условиях вам, как водителю проехать пешеходный переход без «последствий», а пешеходу пройти через переход невредимым?

Рекомендация водителям.

  • Если Правила требуют уступить дорогу пешеходу, значит нужно недвусмысленно уступить, вплоть до остановки автомобиля. Остановиться нужно так, чтобы не заехать на «зебру», чтобы пешеходу было понятно, что его пропускают на переходе. Любой водитель, выходя из машины, становится пешеходом, и ему понятны жесты других водителей. Но далеко не всякий пешеход – водитель, к тому же многие пешеходы не знают Правил вообще.
  • Если вы подъезжаете к пешеходному переходу или остановке и видите стоящий или остановившийся возле них транспорт, то сразу обязаны предположить, что из-за него могут появиться люди и надо принимать меры по снижению скорости.

Под фразой «меры по снижению скорости» следует понимать не просто замедление автомобиля. Нужно постараться это сделать так, чтобы ваше торможение или остановка не стали неожиданными для едущих сзади вас. Для этого можно на педаль тормоза надавить чуть раньше, чтобы загорелись ваши стоп-сигналы.

Одна из похожих ситуаций, точнее, к чему привела неожиданная остановка автомобиля, рассмотрена в статье Авария на пешеходном переходе.

Дорогу по переходу переходит пешеход

Рекомендация пешеходам.

  • Начинать переходить проезжую часть на нерегулируемом пешеходном переходе нужно только тогда, когда вы будете уверены, что успеете ее пройти до того, как транспортные средства подъедут к переходу. Или же, когда убедитесь, что вас действительно пропускают. Можно стать на проезжую часть рядом с тротуаром и поднять руку вверх, обращаясь лицом к водителям – тем самым дать понять, что собираетесь перейти через дорогу.
  • Если один автомобиль остановился, чтобы пропустить вас, не спешите сломя голову бежать через дорогу. Еще нужно убедиться в том, что едущий следом водитель видит вас на переходе и также готов остановиться. Переходить проезжую часть стараться нужно быстро.

 

Еще один момент. Проезжая часть бывает широкой и у многих водителей возникает вопрос: стоит ли ждать, пока пешеход перейдет дорогу, если он только ступил на проезжую часть с противоположной стороны? Одни стоят и ждут, а другие проезжают через переход. По этой ситуации часто возникают споры. Потому что одних наказывают, а других — нет.

Разъяснение ГИБДД: Если пешеход по вашей вине не изменил траекторию движения и не снизил скорость движения, значит, правила вы не нарушили. Другими словами, если пешеход на переходе далеко, и вы спокойно сможете проехать, не мешая ему, то можно пересечь пешеходный переход, не дожидаясь, пока тот перейдет через дорогу.

Более подробный ответ на эти обстоятельства есть в статьях Пешеходный переход и требование уступить дорогу пешеходам и Что значит уступить дорогу пешеходу. Ответ МВД.

Это уже юридическая сторона «дела». Наша задача предусмотреть развитие дорожной ситуации, и предотвратить ДТП, связанное с наездом на пешеходов на пешеходном переходе. А для этого нужно разобраться с причинами, по которым эти происшествия происходят.

Причин, вызывающих ДТП на пешеходном переходе, достаточно много, и случаются они как по вине самих пешеходов, так и по вине водителей.

Автомобиль пропускает пешеходов на переходе

Самая главная причина ДТП по вине пешеходов — незнание многими пешеходами Правил дорожного движения или нежелание их выполнять.

Другие ошибки пешеходов – это банальная невнимательность, неумение оценивать ситуацию слева и справа от перехода, некое легкомыслие, граничащее с безумием. Например, как можно переходить оживленную дорогу с поднятым капюшоном на голове – ничего не видя вокруг, одновременно разговаривая по телефону? …

Наиболее частые из ошибок водителей — нарушение пункта 14.1 ПДД, который предписывает водителям при приближении к пешеходному переходу снизить скорость или остановиться, чтобы пропустить пешеходов.

Вторая причина — это несоблюдение пункта 13.1 – предписание пропустить пешеходов переходящих проезжую часть дороги, на которую водитель поворачивает.

Ситуация, порой, складывается непредсказуемая. Одни пешеходы на пешеходном переходе, зная, что их обязаны пропустить, идут через проезжую часть напролом (они уверены, если у них преимущество, значит, они правы).

Другие стоят в нерешительности и в самый неожиданный момент вдруг выходят на проезжую часть и начинают перебегать дорогу. И ни те, ни другие совершенно не думают о том, что автомобиль, даже на небольшой скорости, весом более тонны, не сможет сразу остановиться.

 

Еще одна причина ДТП при проезде пешеходного перехода по вине водителя — когда водитель видит, что перед переходом остановилось какое-то транспортное средство, но он все равно проезжает переход, не убедившись, что в этот момент никто не переходит дорогу. В данном случае наезд случается из-за ограниченного обзора, но вины с водителя никто не снимает – он должен был предположить наличие опасности и уметь спрогнозировать ситуацию.

С 29 ноября 2014г. пункт 14.2 ПДД имеет новую трактовку — там конкретно прописали для водителей обязанность снизить скорость или остановиться, если перед переходом замедлил движение или остановился другой автомобиль.

Еще по ситуациям, где необходимо уступить дорогу пешеходам, предлагаю ознакомиться с содержанием статей Уступить дорогу пешеходу и Уступить дорогу пешеходу вне перехода. В них дополнительно даются ответы на вопросы в каких местах пешеходам разрешается переходить дорогу, в каких случаях водитель обязан уступить дорогу пешеходу, а в каких может проехать не пропуская пешехода.

С 29 ноября 2014 года также введен запрет на обгон на пешеходном переходе. В пункт 11.4 внесена соответствующая запись. Запрет распространяется на любые пешеходные переходы. Подробнее об этом маневре и санкциях за нарушение данного правила — в статье Обгон на пешеходном переходе.

Причин можно называть много и с юридической точки зрения это будет нарушение какого-то пункта Правил, а с моральной стороны, ценой подобного нарушения может быть чье-то здоровье или чья-то жизнь.

Соблюдайте правила дорожного движения и будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей<< Проезд пешеходных переходов на перекресткахДвижение во дворах и жилых зонах >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вождение

Самые читаемые разделы сайта

 

6 комментариев

  1. Дмитрий

    10.06.2015 09:46

    Здравствуйте! Разрешается ли проезжать пешеходный переход за спиной пешехода, когда тот еще не закончил переходить дорогу, но водитель уже не создает ему помех? Вроде так, но... А если тот решит вдруг пойти назад?! Как быть правильно? ) Спасибо...

  2. Сергей Д.

    10.06.2015 14:00

    Здравствуйте Дмитрий.

    Пропуская пешехода (уступая дорогу ему) не нужно ждать, пока тот выйдет с проезжей части на тротуар. Как только пешеход пересек путь вашей машины, можно ехать (за его спиной). Разумеется, когда пешеходов много, уступить дорогу нужно всем.

    Если кто-то из пешеходов по какой-либо причине вдруг развернулся на переходе и пошел обратно, что поделаешь – нужно ему уступать. Вы же, наверняка, еще на подъезде, или уже стоя перед «зеброй» заметите, что тот остановился. Сразу должен возникнуть вопрос: по какой причине остановился?

    Обычный пешеход бросаться под колеса не станет, а вот подставщики запросто смогут. Следует быть внимательным.

  3. Nickolai

    06.02.2016 20:04

    Хорошо бы уточнить момент, когда дорога разделена допустим трамвайными путями. Или имеется островок безопасности для пешеходов — когда обязаны пропускать, когда пешеход, допустим, вступил на часть дороги попутного направления или сразу, даже если это 6 полосная дорога с трамваем посередине, а пешеход только начал переходить часть дороги встречного движения.

  4. Сергей Д.

    07.02.2016 18:39

    Здравствуйте Николай.

    В рамках комментария подробные ответы на эти вопросы получатся очень громоздкими, но в скором времени они будут опубликованы.

    Смысл требования «Уступить дорогу пешеходу» в том, что пешеход не должен остановиться или изменить направление и скорость своего движения из-за действий водителя, т.е. по причине того, что автомобиль ему каким-то образом помешал.

    Если пешеход еще далеко, и ваш проезд не может ему помешать, то проехать разрешается, но нужно учесть, при этом, многие факторы, одни из которых могут сопутствовать, а другие препятствовать.

  5. Игорь

    28.02.2021 15:52

    Я остановился в кармане, перед регулируемым пешеходным переходом, когда загорелся красный свет для автомобилей, вышел из машины на несколько секунд, что бы почистить лобовое стекло от снега. Когда загорелся зелёный свет, я продолжил движение. Нарушил ли я ПДД ст.12 ч.4 ?

  6. Сергей Д.

    28.02.2021 22:49

    Здравствуйте Игорь.

    Непонятно, что вы называете карманом. Остановка на запрещающий сигнал не является остановкой по определению (подробности в статье Термины «Остановка» и «Стоянка» в ПДД).

    Ваша остановка не была связана с посадкой/высадкой или погрузкой/разгрузкой. Но формально, вы остановились у края проезжей части перед пешеходным переходом (неважно, на какой сигнал). Хоть и по факту ваша остановка была вынужденной (по причине плохого обзора).

    Менее, чем за 5 метров до перехода остановка запрещена, и никто не станет разбираться по какой причине вы остановились — сочтут за нарушение. Если бы при этом вы включили аварийную сигнализацию, тогда бы вопросов к вам не возникло.

    На будущее, в других подобных обстоятельствах в местах, где остановка запрещена включайте аварийную сигнализацию даже если остановились на несколько секунд — будет проще сослаться на вынужденную остановку.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.