Серия статей Регулируемый перекресток
Здравствуйте, уважаемый читатель.
Продолжаем серию статей Регулируемый перекресток.
В первой части речь шла о правилах движения через регулируемый перекресток в направлении «прямо».
Тема, которая будет рассмотрена в этой статье: поворот направо на перекрестке со светофором.
Сначала обсудим общие правила поворота направо, вместе с ситуациями, способными возникнуть во время поворота, а после составим алгоритм поворота направо, который поможет НЕ попасть в ДТП.
Известно, что чудес не бывает, поэтому постарайтесь понять, что главный гарант вашей безопасности на дороге это вы сами.
Далее, по тексту:
1. Правила поворота направо
2. Алгоритм поворота направо
Правила поворота направо
Правила поворота направо условно включают в себя юридическую часть (соответствие нормам ПДД) и техническую часть (как, собственно, повернуть, чтобы вписаться в поворот и не отдавить ноги пешеходу).
Ниже перечислены правила поворота направо и «бытовые» ситуации, возникающие в процессе поворота, в том числе и на перекрестке со светофором.
1. Перед поворотом направо вы обязаны заблаговременно занять крайнее правое положение на проезжей части (пункт 8.5 ПДД).
Если ваша половина проезжей части дороги имеет всего один ряд (одну полосу) движения, то для крайнего положения нужно «прижаться» к его (ее) правому краю. См. статью Крайнее положение на проезжей части.
Если же ваша половина проезжей части вмещает в себя два и более ряда (или полос) движения, то для поворота направо нужно занять правый ряд (правую полосу) или любой из тех, с которого знаками 5.15.1 или 5.15.2 ПДД разрешают повернуть направо.
2. Перед поворотом направо ПДД обязывают подать сигнал указателем правого поворота (пункт 8.1 ПДД) для того, чтобы предупредить других участников движения о своем маневре.
Когда вы стоите на перекрестке со светофором в первом ряду (перед стоп-линией), и намереваетесь повернуть направо, всегда обращайте внимание на автомобиль, стоящий слева от вас также в первом ряду.
Бывают случаи, когда автомобилист, стоящий слева, при включении зеленого сигнала светофора буквально срывается с места и, подрезая вас, уходит направо, успевая проскочить перед пешеходами.
Такое действо с его стороны есть нарушение правил расположения ТС на проезжей части. Нет смысла разбираться в причинах такого поступка, просто нужно предполагать такой исход, и быть внимательнее.
3. При повороте направо ваше транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части» (пункт 8.6 ПДД).
Это значит, что если правый ряд дороги, на которую вы поворачиваете, не занят другими транспортными средствами, то повернуть нужно в него. Об этом подробно есть в статье Поворот направо. Опасные ситуации.
4. Кроме перечисленного выше, при повороте направо вы обязаны уступить дорогу пешеходам, лицам на СИМ и на велосипедах, пересекающим проезжую часть дороги, на которую вы поворачиваете (пункт 13.1 ПДД).
Велосипедисты и люди на СИМ могут пересекать дорогу либо по отдельной велодорожке, либо по правому краю проезжей части. Пешеходы переходят дорогу, соответственно, с тротуара.
Потенциально опасной является ситуация, когда велосипедист или человек на СИМ передвигаются в потоке машин по краю проезжей части. Им требуется мало места, и когда машин в потоке много, эти участники движения становятся малозаметны. То же самое и с мопедами.
В таких случаях немаловажно их увидеть своевременно! Для этого есть смысл предполагать об их присутствии, или о возможном их появлении. Также придется крутить головой по сторонам.
Отдельное внимание есть смысл уделить стоящим на углу дороги пешеходам. Наверняка вы обращали внимание на индивидов, стоящих на самом углу или на самом краю закругления перекрестка.
Такой индивид стоит на пешеходной части, и не нарушает ПДД, но вдоль этого угла по проезжей части проходит дуга поворота.
На картинке ниже примерно похожий случай.
Угол перекрестка обычно закруглен, иногда эти углы делают вровень с проезжей частью. Автомобиль может проехать так близко, что его правое заднее колесо катится по этому самому углу, срезая путь. Также, по краю может «проехаться» борт грузовика.
Так вот, если вы сильно приблизитесь правым бортом автомобиля к закруглению, на самом краю которого стоит человек, то есть вероятность его зацепить. А это уже ДТП. Поэтому, на дуге поворота держитесь подальше от края. См. статью Что такое ДТП и как его избежать.
В случае, если светофор на перекрестке оборудован дополнительной секцией для поворота направо, то в зависимости от комбинации сигналов этого светофора, будет изменяться приоритет по отношению к встречным ТС.
Когда вы поворачиваете направо на свой основной зеленый сигнал светофора, то у вас преимущество перед своими встречными ТС, которые поворачивают на ту же дорогу, что и вы (пункт 13.4 ПДД).
Но если ваша зеленая стрелка «горит» вместе с основным красным сигналом светофора, то ПДД обязывают вас уступить дорогу ТС, едущим с других направлений. С каких именно «других», это не важно.
Необходимо учитывать такую особенность, тем более, если у вас есть привычка поворачивать не в крайний правый ряд, как этого требует пункт 8.6 ПДД, а далее правой полосы.
Подробнее о преимуществе в движении в этих ситуациях можно прочесть в статьях Поворот направо и пункт 8.6 ПДД и Приоритет на повороте на стрелку светофора.
Алгоритм поворота направо
Алгоритм поворота направо на перекрестке со светофором.
Для того, чтобы безопасно повернуть направо на перекрестке со светофором, нужно выполнить ряд последовательных действий:
1. Занять крайнее положение на проезжей части для поворота направо;
2. Включить указатель правого поворота;
3. Вычислить участников движения, которые потенциально могут иметь по отношению к вам преимущество;
4. На разрешающий сигнал светофора начать движение, заехать на перекресток для поворота направо;
5. Уступить дорогу участникам, имеющим перед вами преимущество (велосипед, СИМ, пешеход, см. выше), одновременно следить за теми, кто пренебрегает вашим приоритетом;
6. Выехать с перекрестка, выключить указатель правого поворота.
Вот такой незамысловатый алгоритм поворота направо на регулируемом перекрестке. Он поможет НЕ попасть в ДТП при условии, что вы сможете обнаружить потенциальную опасность.
На этом обсуждение правил «поворот направо на перекрестке со светофором» можно считать оконченным.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «перекресток со светофором поворот направо» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности на дороге предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:
Правила проезда регулируемых перекрестков;
Поворот направо не по своей полосе;
Поворот направо. Опасные ситуации;
Поворот направо на главную дорогу;
Со второй полосы — направо.
Будьте внимательны за рулем.
Задайте вопрос или оставьте комментарий