Основы управления автомобилем
- Управление автомобилем. Часть 1. Посадка
- Управление автомобилем. Часть 2. Руление
- Управление автомобилем. Часть 3. Педали
- Управление автомобилем. Часть 4. Как трогаться с места
- Управление автомобилем. Часть 5. Разгон
- Управление автомобилем. Часть 6. Замедление и остановка
- Управление автомобилем. Часть 7. Выполнение поворота
- Управление автомобилем. Часть 8. Движение задним ходом
- Управление автомобилем. Часть 9. Парковка
- Парковка автомобиля передним ходом
- Парковка автомобиля задним ходом
Здравствуйте, уважаемый читатель.
Продолжаем серию статей Основы управления автомобилем.
Тема этой статьи: техника или правила парковки автомобиля, точнее, основы постановки автомобиля на стоянку.
Под «парковкой» принято понимать либо организованное для стоянки ТС место, либо способ размещения ТС на выбранном для остановки или стоянки месте (т.е. действие).
О сходстве и различиях понятий «стоянка» и «парковка» можно прочесть в статье Термины «Остановка» и «Стоянка» в ПДД.
Поскольку, речь пойдет об основах постановки автомобиля на стоянку, то в тексте, значение слова «парковка» может быть как место под стоянку (для остановки), так и действие. По смыслу станет понятно.
Сначала проясним, что такое динамические габариты автомобиля, после чего рассмотрим процесс параллельного перемещения автомобиля на парковке, который называется переставка.
Перечисленные элементы являются основами парковки в значении этого слова как способ постановки автомобиля на стоянку. В заключении сформулируем основные правила парковки автомобиля.
Непосредственно способы размещения автомобиля на парковке (на стоянке) рассмотрены в других статьях: Парковка автомобиля передним ходом и Парковка автомобиля задним ходом.
Далее, по тексту:
1. Динамические габариты автомобиля
2. Переставка автомобиля
3. Общие правила парковки автомобиля
Динамические габариты автомобиля
Что такое динамические габариты автомобиля?
Автомобиль поворачивает относительно точки, лежащей на продолжении задней оси. Радиус поворота автомобиля регулируется углом поворота передних колес путем вращения руля.
Соответственно, чем больше повернуты передние колеса, тем меньше радиус поворота.
При этом, не нужно забывать про выступающие части автомобиля – это передние и задние крылья, а также передний и задний бампер.
Автомобиль, как единое целое, катится на четырех колесах. Он едет по пути, который указывают передние колеса. Выступающие части автомобиля повторяют путь колес, но на некотором расстоянии от них.
Из-за этого получается так, что когда автомобиль поворачивает, он как будто становится шире. Это явление принято называть изменением габаритной ширины, а само изменение размера — динамическими габаритами автомобиля.
Приведенная формулировка, собственно, и есть ответ на вопрос, что такое динамические габариты автомобиля.
По большому счету, изменение габаритной ширины на дуге поворота, это часть из области физики движения автомобиля, которая, в свою очередь, объясняет действие сил на автомобиль в процессе его движения.
Действиям сил посвящена другая статья, а сейчас главное понять, что когда автомобиль поворачивает, то он как бы становится шире за счет элементов кузова, выступающих за линию движения колес.
Это явление очень актуально на маневрах в тесном пространстве, к которому, собственно, относится парковочное место, поэтому есть большой смысл его контролировать.
Если вы не станете этого делать, то есть огромная вероятность задеть на повороте другое транспортное средство. А это уже будет ДТП со всеми вытекающими последствиями.
Как такое происходит, можно посмотреть объяснение в статье Поворот направо на главную дорогу.
Так вот, чтобы избежать ДТП, важно понять, что такое динамические габариты автомобиля, как они изменяются, и умело это использовать.
Идем далее. Сначала несколько общих слов о технике постановки своего автомобиля на стоянку (или для преднамеренной остановки).
В повседневной практике вождения вам придется размещать автомобиль и у края проезжей части, и на обочине, и за пределами дороги (на прилегающей территории).
Условия для парковки могут кардинально отличаться в зависимости от месторасположения.
Например, на организованной парковке (обозначенной знаком 6.4) машиноместа могут быть размечены дорожной разметкой.
А, вот, на какой-нибудь свободной прилегающей территории стоянка может иметь стихийный характер. Это не должно смущать, просто нужно быть к этому готовым.
В одних случаях вам удобно будет подъехать к месту стоянки передним ходом, в других случаях будет целесообразно использовать задний ход.
Поэтому, весьма полезным станет ваше умение парковаться любым из возможных способов, которые сможете применить в конкретном месте, как «передом», так и «задом».
В основе парковки (как действия) лежит умение чувствовать габариты своего автомобиля, и понимание, как автомобиль поворачивает в процессе движения вперед и назад.
Посмотрите на рисунок ниже. На нем условно изображен въезд на парковочное место передним и задним ходом (красный автомобиль).
Обратите внимание на секторы, заштрихованные красным светом.
Смысл в том, что когда автомобиль поворачивает передним ходом, то с учетом динамических габаритов для въезда на парковочное место ему нужно больше места, чем если бы он въезжал задним ходом.
Отсюда вывод: во время движения задним ходом в узком пространстве автомобиль более маневренный. Если не получается заехать «передом», то есть смысл попробовать заехать задним ходом, и скорее всего это получится.
В свою очередь, когда предстоит выехать с парковочного места, то сделать это передним ходом будет удобнее, чем задним.
Выдвижение из парковочного «кармана» (неважно, задним ходом или передним) процесс не менее ответственный, чем заезд.
Все дело в тех же самых динамических габаритах, о которых шла речь выше по тексту. Если повернуть руль раньше, чем это необходимо, то есть вероятность ударить стоящее рядом с вами транспортное средство.
Чтобы этого не произошло, сначала нужно выехать из «кармана» на прямых колесах, а после уже поворачивать руль в нужную сторону. Примерная схема, как выехать, изображена на рисунке ниже.
Дополнительно см. описание в статье Начало движения на автомобиле.
Следующее понятие, которое имеет непосредственное отношение к правилам парковки автомобиля, это переставка автомобиля.
Переставка автомобиля
Что такое переставка автомобиля? Переставка автомобиля — это его перемещение с одного места на другое, расположенное по соседству.
Когда может потребоваться переставка? Переставка может понадобиться, например, в случае, когда вы припарковались, но вас что-то не устроило, и вы решаете «подвинуться» в сторону.
Для этого вы делаете несколько манипуляций рулевым колесом, и одновременно используете движение и вперед, и назад.
На рисунке схематично изображена переставка автомобиля в правую сторону с первоначальным движением задним ходом.
Переставка делается примерно так. Предположим, вы заехали на парковку «носом», и вам нужно переставиться вправо.
1. Поверните руль вправо, и немного сдайте назад — автомобиль переместится в положение 2 на рисунке. Верните руль в «прямое» положение.
2. Теперь поверните руль влево и снова сдайте назад — автомобиль переместится в положение 3 на рисунке. Верните руль в «прямое» положение.
3. Затем, поверните руль вправо, и проедьте немного вперед — автомобиль переместится в положение 4. Верните руль в «прямое» положение.
4. Теперь поверните руль влево, и проедьте вперед — автомобиль переместится в положение 5. Выровняйте колеса. Переставка автомобиля завершена.
Точно так же делается переставка с первоначальным движением по направлению вперед. Это может пригодиться в разных случаях.
Например, в случае, если вы заехали на парковочное место задним ходом, и хотите переставиться в сторону. Или же вы припарковались боком далеко от бордюра, и вам нужно подвинуться ближе к нему.
Ответы на вопросы «насколько повернуть руль» и «как далеко отъехать назад или вперед» будут зависеть от размеров пространства, в котором вы маневрируете, и от наличия либо отсутствия рядом других ТС.
Чтобы освоить технику переставки, а заодно и парковки, есть смысл потренироваться на свободной территории. В общем, учитесь чувствовать габариты своего автомобиля.
Теперь, с учетом изложенного выше, можно коротко сформулировать общие правила парковки автомобиля, или общую технику постановки автомобиля на стоянку.
Эти правила больше относятся к безопасности перемещения в узком пространстве с целью припарковаться и не задеть при этом другой автомобиль.
Сама техника постановки автомобиля на стоянку в разных дорожных обстоятельствах будет описана в стедующих статьях.
Общие правила парковки автомобиля
В данном контексте слово «парковка» означает действие, т.е. процесс постановки ТС на стоянку или для остановки.
1. Когда автомобиль поворачивает, то он становится как будто шире. Во время поворота нужно учитывать динамические габариты автомобиля, для того чтобы: а) вписаться в границы стоянки; б) не задеть соседа.
2. В зависимости от организации парковочного пространства, чтобы припарковаться, нужно использовать и передний, и задний ход. Задним ходом автомобиль более маневренный, чем передним.
3. Желательно двигаться медленно. Если с первого раза не получится заехать, можно будет повторить попытку. Но если вы с первого захода допустите ДТП, то в этот раз вам уже точно не придется парковаться.
4. Если вы стоите на выезд «носом» или «кормой» и вам предстоит выехать из парковочного «кармана», то сначала нужно выдвинуться на «прямых» колесах, а уже потом начать поворачивать рулевое колесо.
В каждом конкретном случае в процессе парковки вполне возможны какие-то обстоятельства, имеющие отношение только к этому конкретному случаю.
Такими обстоятельствами могут быть характер местности, погодные условия, время суток, присутствие других участников движения и т.д.
Есть смысл эти обстоятельства проанализировать, и подумать, как можно их использовать или как с ними не соприкоснуться.
На этом знакомство с основами постановки автомобиля на стоянку можно считать оконченным.
Способы парковки рассмотрены в статьях Парковка автомобиля передним ходом и Парковка автомобиля задним ходом.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «правила парковки автомобиля» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности на дороге предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:
Остановка и стоянка ТС. Общие положения;
Что такое безопасный маневр;
Как автомобиль поворачивает;
Стоянка под знаком 6.4 Парковка (парковочное место);
Задний ход на парковке;
Выезд с парковки задним ходом.
Будьте внимательны за рулем.
06.08.2013 20:55
Спасибо вам огромное за эту серию статей! Все так подробно и понятно расписано, теперь на автодроме мои дела пойдут гораздо быстрее!
04.01.2015 02:55
Спасибо! Динамический габарит и практические ориентиры при парковке. Все, что я искал.
04.01.2015 21:22
Пожалуйста, обращайтесь. Еще может быть полезна статья Как автомобиль поворачивает и Начало движения на автомобиле.
29.01.2015 19:14
Здравствуйте. Спасибо большое за статью посвященную теме «парковка». Однако не нашел для себя нужного мне ответа.
Будьте добры пояснить — а по каким же правилам осуществляется выезд с парковки (парковочного места), существуют ли приоритеты при выезде с парковки (парковочного места) и автомобилем который въезжает на парковку?
Дело в том, что совсем недавно попал в ДТП на территории парковки, т.е. въезжал на территорию парковки и двигался по «основной» дороге (т.к. знаков приоритета на парковке нет).
Наперерез мне внезапно с правой стороны выезда с парковочных мест выезжает автомобиль, не уступая мне дорогу. Соответственно происходит ДТП.
Вызвали ГАИ, и т.д. водитель и на месте дтп, и в последствии в отделении ГИБДД свою вину признал, дело закрыли.
На следующий день я обратился в страховую, подал все документы, где у меня все успешно приняли и т.д. и т.п. и о чудо, через 2 недели мне выплатили страховку.
И буквально на следующий день после выплат, мне перезванивает инспектор ДПС оформлявший наше ДТП и сообщает, что его руководством АННУЛИРОВАНО ЕГО РЕШЕНИЕ т.к. оно не верно, и что виновным в ДТП являюсь оказывается Я, в нарушении правил «помеха справа»,т.е. теперь мне вменяют 100% вину в ДТП как «помеха справа» ...
Так кто же прав? Неужели на территории парковки (по определению прилегающей территории) действует «помеха справа». На парковке тоже перекресток проезжих частей (дорог)?
Пожалуйста, разъясните или подскажите куда обратиться за разъяснениями т.к. теперь меня по повестке вызывают к этому самому «начальству» — дознавателям.
Видимо будут убеждать меня что я на территории парковки, двигаясь по проезжей части (дороге) и проезжая ПЕРЕКРЕСТОК ПРОЕЗЖИХ ЧАСТЕЙ (ДОРОГ), видимо нерегулируемый и равнозначных дорог, — НЕ УСТУПИЛ ДОРОГУ АВТОМОБИЛЮ СОГЛАСНО ПРАВИЛУ «ПОМЕХА СПРАВА».
Тем более что автомобиль справа не приближался к выезду с парковки (парковочных мест), а находился без движения и по мере моего приближения вдруг начал движение наперерез мне...
Заранее спасибо. С уважением Сергей, г.Калининград.
29.01.2015 23:56
Здравствуйте Сергей.
На прилегающей территории, отведенной под парковку автотранспорта, действует правило «помеха справа» — пункт 8.9 ПДД.
Место парковки, это, разумеется, не множество перекрестков, но это как раз тот случай, когда траектории движения пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами.
Действует пункт 8.9 ПДД. Но не все так однозначно.
Отменяя первичное решение, в котором виновник ДТП признал свою вину, инспекторы, почему-то, не учли одну особенность:
ваш автомобиль уже ехал (двигался) в тот момент, когда машина вашего оппонента только начала движение, т.е. еще стояла. См. статью Начало движения на автомобиле.
Вот именно этот момент и нужно доказать инспекторам. Немного подробнее ответил на почту. Рекомендую статью Помеха справа в ПДД.
05.02.2015 19:24
Спасибо за статьи! Приходилось поначалу даже заучивать наизусть приёмы парковки, очень помогло.
05.02.2015 21:58
Пожалуйста, Раиса, пользуйтесь.
Еще вам в помощь статьи Начало движения на автомобиле и Как автомобиль поворачивает.
28.03.2015 12:30
Здравствуйте! Нашла этот сайт и полностью скопировала всю информацию, чтобы почитать вечерком и вникнуть.
Сегодня не выдержала и решила зайти снова на страничку, чтобы сказать большое спасибо автору: всё очень доходчиво объясняется!
Картинки, казалось бы простые, но отвечают на вопросы многих новичков. Стерла с компа всю предыдущую информацию и оставила только эту!
Единственное чего мне не хватило в статье «габариты»: как же все-таки научиться вести машину ровно, выбрать какой-то ориентир или что-то ещё?
28.03.2015 13:45
Здравствуйте Елена.
Пожалуйста, изучайте.
Автомобиль следует за взглядом, т.е. куда вы смотрите, туда машина и едет. Чтобы избавиться от «виляния», нужно научиться смотреть на дорогу чуть дальше.
Т.е. взгляд скользит впереди машины (дальше – ближе – дальше – снова ближе и т.д.) примерно посередине вашей полосы. Не следует «привязывать» свой взгляд к линии разметки.
Руль нужно держать свободно, без напряжения в кистях рук. Когда автомобиль, все-таки, уклоняется от прямолинейного движения, например, смещается вправо, нужно легким движением немного качнуть руль влево, но не задерживать его в той точке.
Т.е. чуть повернули руль влево и сразу же возвращаете его на место. Также и в другую сторону. Потренируетесь – и станет получаться.
Более полный ответ есть в статье Как научиться ездить ровно.
07.05.2015 17:57
А кто прав в ситуации, когда выезд с парковки очень сложный (большой уклон и всего одна полоса)?
Я стою на уклоне, поворачиваю налево, пропускаю поток движения по главной, с главной дороги начинает заезжать автомобиль (не обращая внимания, что я уже там стою), но заехать некуда, потому что я там уже стою, и пытаюсь выехать.
Правильно ведь дать автомобилю выехать, и только потом заехать на парковку, не катиться же мне назад?
07.05.2015 21:39
Здравствуйте Jane.
Обычно в местах сложного встречного разъезда устанавливают знаки приоритета 2.6 «Преимущество встречного движения» или 2.7 «Преимущество перед встречным движением».
Если никаких знаков нет, то водители пользуются негласным правилом: дорогу уступает тот, кто движется на спуск, потому что на подъем выехать гораздо сложнее.
Тем более, если выезд с парковочного пространства осуществляется на подъем. Движущийся на подъем проезжает первый.
24.06.2015 14:47
Сергей, подскажите, как почувствовать габариты автомобиля. Езжу уже полгода, а никак не привыкну.
Т.е. в ситуациях, где мало места, не могу сориентироваться, проеду или нет...
24.06.2015 19:41
Здравствуйте Лора.
Умение чувствовать габариты автомобиля хорошо помогают упражнения из практического экзамена. Например, упражнение «Змейка» и «Разворот в ограниченном пространстве».
Только не следует их практиковать на улице. Попробуйте договориться с автошколой, и позанимайтесь на своей машине на их территории. Там все необходимое для выполнения этих упражнений есть.
Заниматься с инструктором или без него – решать Вам, но если не станет получаться, думаю, будет лучше, если преподаватель укажет на ошибки, заодно и разберете их. Удачи в тренировках!
07.12.2015 16:50
Здравствуйте, Сергей!
Прежде чем начать водить самостоятельно, сменила 4х инструкторов. С 4м повезло, все начало получаться, только парковка через раз получалась в боевых условиях, хотя на автодроме все на отлично проходило.
Когда попала на Ваш сайт наконец все окончательно уложилось в голове, спасибо что так все «по полочкам разложили», любой начинающий водитель найдёт здесь ответы на свои вопросы и по парковке и вождению и по разным ситуациям на дороге, всем рекомендую этот сайт.
Спасибо Вам ещё раз!!!
08.12.2015 17:31
Пожалуйста, Наталья. Для этого и создан этот сайт. Будут вопросы – обращайтесь.
По вопросам постановки авто на стоянку см. статью Парковка автомобиля передним ходом и Парковка автомобиля задним ходом.
Для начала водительской практики полезно будет ознакомиться с материалом статей Что такое безопасный маневр и Почему важно соблюдать дистанцию, а также Что такое безопасная скорость.
Успехов!
16.06.2016 22:28
Здравствуйте!
Моя проблема — параллельная парковка задним ходом в городских условиях. За год так ни разу и не рискнула выполнить.
В Автошколе училась на Рено Логан, а в реале у меня 7 местный приземистый минивэн, с затемненными стеклами сбоку и сзади. Усложняет ситуацию еще очень уж большой угол поворота.
К примеру, при развороте с крайней левой полосы на дорогу я никогда не попадаю, выезжаю на обочину или на крайнюю правую полосу на трехполосном шоссе.
Вариант повернуться назад и смотреть через два ряда сидений, поравнялось ли мое заднее колесо с бампером стоящего авто — просто невозможно, особенно вечером.
К тому же, пересмотрела кучу роликов, и схем, и не нашла нигде варианта, когда обзор затруднен конструктивно.
Как ориентироваться только по зеркалам? Что я должна «ловить» в правом зеркале? Если можно, опишите поподробнее, самый первый этап. Заранее спасибо, с уважением, Екатерина.
22.06.2016 16:48
Здравствуйте Екатерина.
Сложно подсказать дистанционно, поскольку «теория» парковки по зеркалам описывает общие правила, ориентированные на почти идеальные условия.
В реальности оказывается, что места может оказаться чуть меньше, или наоборот, чуть больше необходимого (это лучше), соседние машины могут стоять под разными углами по отношению к бордюру, один широкий, другой узкий и прочие неудобства.
В правом зеркале ничего ловить не нужно. Остановились параллельно дороге (справа от вас – автомобиль, который после завершения парковки окажется впереди).
Начинаете движение назад — важно объехать своим правым задним колесом стоящий справа автомобиль – для этого нужно, чтобы ваши задние колеса переехали линию его заднего бампера.
После этого, поворачиваете до упора руль вправо, в левом зеркале нужно увидеть полностью передний бампер сзади стоящего автомобиля (его правую фару) – это сигнал к выпрямлению колес (угол к бордюру примерно 40-45 гр).
Продолжаете движение назад, только теперь смотрите уже на «передний» авто, пока ваш передний бампер не пересечет линию его заднего бампера. После этого выворачиваете руль влево, сдаете назад и прижимаетесь к бордюру. Выравниваете колеса.
См. статью Парковка автомобиля задним ходом.
Вам изначально необходимо опытным путем выяснить и запомнить маневренность вашего авто на разных углах поворота рулевого колеса – его динамические габариты.
Нужно запомнить (ощутить) в каком месте располагаются правое переднее и правое заднее колесо. Чтобы с водительского кресла вы чувствовали момент поворота. Развить это чувство помогает упражнение «Змейка» передним и задним ходом.
Попроситесь на автодром, на котором проходили занятия, только теперь уже на своей машине, и потренируйтесь там. Но крутить головой по сторонам, так или иначе, придется.
Еще в помощь статья Как автомобиль поворачивает.
06.08.2016 23:54
Добрый день. Хотел получить ответ и разобраться какие пункты ПДД действуют в данной ситуации.
Стоянка около магазина, направление движения в одну полосу от которой парковочные места слева и справа. Два автомобиля двигаются задним ходом (красный «Пежо» выезжает с парковки справа, а белый «Ссанг-йонг» выезжает с парковки слева) и совершают ДТП.
Схема расположения на момент осмотра инспектором: белый автомобиль правый углом заднего бампера(точка со прикосновения), передняя дверь ближе к средней стойке и начало задней двери) красного автомобиля. Угол между машинами примерно 45 град.
Ситуация спорная т.к. белый автомобиль оборудован камерой заднего вида и водитель утверждает, что в момент движения задним ходом красного автомобиля не было. Водитель красного автомобиля утверждает, что стоял на месте, а маневр белого авто не видел.
Но оба водителя подтверждают что до столкновения пропустили автомобиль серого цвета. Инспектор сказал, что нарушение со стороны белого автомобиля (правило правой руки).
Пожалуйста разъясните: причем тут правило правой руки, и кто же тут виноват? Я считаю, что виновны оба водителя. Не убедились в безопасности своих действий (невнимательность).
Один водитель согласен на обоюдное, второй говорит НЕВИНОВЕН! В итоге все идут в группу разбора. Мужья в недоумении, жены в трансе. Очень нужен грамотный совет. Заранее благодарю.
07.08.2016 12:07
Здравствуйте Илья.
Когда в какой-то ситуации один участник движется задним ходом, то в случае ДТП виновным признают именно его, поскольку ПДД обязывают водителя в данном случае убедиться во всех возможных и невозможных нюансах (пункт 8.12 ПДД).
В данной ситуации – оба двигались задним ходом, следственно, вина лежит на обоих водителях. Кто больше, а кто меньше виновен, это уже другой вопрос. Оба недоглядели.
Инспектор, вычисляя виновного, опирается на ПДД, и для обоснования своего решения ему нужно сослаться на какой-то пункт Правил. Отсюда он и сделал единственное заключение, что помеху справа нужно было пропустить вперед.
Формально он прав. На территории парковки действует правило правой руки (пункт 8.9 ПДД). А уж, каким ходом двигался автомобиль, передним или задним, в этом пункте не говорится.
Идти на принцип подталкивают условия выплат по ОСАГО. Когда не виновен в ДТП, то есть шанс получить страховку, а виновен – придется ремонтироваться за свой счет. Таковы условия.
Если один утверждает, что в момент столкновения на парковке он стоял на месте и не двигался (несмотря на то, что исследование показывает, что он все-таки двигался), то пусть докажет этот факт.
Если он не сможет этого доказать, значит, его вина в ДТП тоже имеется.
См. статью Выезд с парковки задним ходом и Задний ход на парковке.
11.07.2020 06:58
Здравствуйте! Я попала в ДТП. Я выезжала с парковки задним ходом в сторону потока машин.
Пропустив машины, ехавшие по моей полосе, я начала выезжать с парковки. В это время на эту же парковку стал въезжать другой участник со стороны встречного движения, поворачивая налево.
А я уже начала выезд, и произошло ДТП. Подскажите, пожалуйста, кто прав в данной ситуации?
11.07.2020 09:10
Здравствуйте Екатерина.
Обычно, виноват тот, кто едет задним ходом, пункт 8.12 требует в этих условиях не создавать помех другим участникам.
Но любой случай нужно рассматривать тщательно, потому что подробности происшествия могут изменить «расклад сил».
Предлагаю ознакомиться с материалом статей Выезд с парковки задним ходом и Задний ход на парковке.