Юридическая консультация онлайн

Памятка

Популярные статьи

Видеоуроки. ПДД и вождение

Разбор дорожных ситуаций

Это может быть интересно

Главная » Дорога

Поворот направо со второй полосы

Поворот направо со второй полосы

В этой статье речь пойдет о ситуации, когда Правилами разрешается выполнять поворот направо со второй полосы.

Сначала немного теории относительно поворота направо. Пункты 8.5 и 8.6 ПДД указывают водителю на то, что в общих случаях перед поворотом направо он должен занять крайнее правое положение на проезжей части, а поворачивая, ему необходимо вести свой автомобиль по возможности ближе к правому краю проезжей части.

Но нередко на дорогах знаками и дорожной разметкой в направлении направо разрешается повернуть и со второй полосы. Например, с крайней правой полосы движение разрешено только направо, а со второй полосы – прямо и направо. Т.е. поворот направо по второй полосе — это не единственный вариант для движения. На дороге есть возможность двигаться еще и в прямом направлении. Само место, где организован такой проезд, не столь важно – будь это перекресток или въезд на какую-либо прилегающую территорию. Важно то, что схема движения по полосам несколько отличается от «привычной» для водителей схемы, и некоторые водители на этот факт, к сожалению, свое внимание обращают поздно.

Посмотрите короткий видеоролик. В нем специально задержан кадр, на котором видно и знаки 5.15.2 «Направления движения по полосе» , и разметку 1.18 на каждой из полос.

 

Автор видеоролика

Водитель автомобиля, с которого ведется съемка, намеревается повернуть направо со второго ряда, вслед за впереди идущей легковой машиной. Но как только он пошел на поворот, в его правый борт тут же врезается автомобиль Ваз «классика», водитель которого решил по правой полосе проехать прямо. Толи он знаков и разметки не видел, толи надеялся успеть проскочить – причина не столь важна! Есть нарушение требований знаков и разметки, и в результате этого нарушения на повороте произошло ДТП.

Какие ошибки допустили водители? Юридическим виновником этого происшествия, без сомнения, является водитель «Жигулей». Если планировалось движение в прямом направлении, то нужно было выбирать другую полосу – вторую или третью. Ну а если водитель не увидел знаков, определяющих направление движения по полосам, то разметку 1.18 нельзя было не заметить. Скорее всего, причина была в другом, и пусть она останется на совести водителя «Классики».

Теперь ошибка водителя машины, с которой велась съемка. Его юридической вины в этой дорожной ситуации нет, т.е. он действовал по Правилам, но недооценил ситуацию справа сзади своего автомобиля. Возможно, водитель видел в зеркалах едущий по правой полосе «Ваз», и поскольку движение с правой полосы разрешено только направо, то он мог предположить, что водитель «Ваза» будет поворачивать. Предположил, но не убедился в этом, тем более что дистанция между машинами была очень небольшая. Очень может быть, что виновник неожиданно появился из «слепой» зоны зеркал автомобиля.

Чтобы не повторять подобных ошибок, перед любым поворотом (хоть направо, хоть налево) для контроля над ситуацией рекомендуется не только смотреть в зеркала заднего вида, но еще крутить головой по сторонам. Зеркала не всегда дают полную картину происходящего позади машины, а поворот головы и взгляд в мертвую зону непосредственно перед маневром, позволяет уточнить, что именно в данный момент времени делается в этом пространстве – путь свободен или стоит повременить.

Так нужно поступать не только когда поворачиваете со второй полосы, но и в обычных ситуациях, т.е. когда поворот направо совершается с крайней правой полосы. ПДД не зря указывают на то, что перед поворотом направо необходимо занять крайнее правое положение на проезжей части, по-другому, принять как можно правее. Для чего это нужно?

Предположим, другой автомобиль не поместится между вашей машиной и тротуаром или обочиной, а вот мотоцикл – запросто! И, поскольку, по дорогам общего пользования с апреля 2014 года разрешено ездить еще и велосипедистам, то появление последнего в слепой зоне зеркал вашего авто, более чем вероятно.

Если сравнить столкновение автомобилей, то в случае, как на видеоролике, пострадало только «железо». В случае столкновения с двухколесным транспортным средством, все было бы гораздо серьезнее.

Поэтому, внимательность на дороге и еще раз внимательность. Будьте внимательны при перестроении и поворотах в подобных ситуациях, и не забывайте проверять взглядом «мертвую» зону с той стороны, в которую выполняется поворот.

Навигация по серии статей<< Поворот направо из третьей полосыСъезд с многополосной дороги >>

Самые читаемые разделы сайта

20 комментариев »

  • Илья пишет:

    Здравствуйте!

    Такая ситуация. Подъезжаем  по второстепенной дороге к перекрёстку с главной. На второстепенной две полосы, движение одностороннее. По главной движение разрешено только в одном направлении (направо). Знаков 5.15.2 нет, размётки на второстепенной дороге нет (не видна). Как в этом случае выполнять поворот на право из левой полосы второстепенной дороги? Спасибо.

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Илья.

    Если нет знаков, определяющих направление движения по полосам, то повернуть направо с левой полосы запрещается. Поворот направо в этой ситуации разрешен только с крайнего правого положения на проезжей части (пункт 8.5 ПДД), т.е. только с правой полосы.

    Теперь одно небольшое уточнение-вопрос: на данном перекрестке есть возможность проезда в прямом направлении, т.е. напрямик, через главную дорогу, на которой организовано одностороннее движение? Если возможность сквозного проезда через перекресток есть, то правая полоса – прямо и направо, левая полоса – только прямо.

    Если прямо через главную дорогу проезда нет, т.е. ваша второстепенная дорога вливается в главную, на которой организовано движение слева-направо, а знаки 5.15.2 отсутствуют, то и в этом случае, согласно пункту 8.5 ПДД поворот направо – только с правой полосы.

    Предположим, что установят знаки 5.15.1 или 5.15.2, которые разрешат поворот направо с обеих полос. В этом случае, согласно пункту 8.6 ПДД, повернуть на главную можно будет только на крайнюю правую полосу главной дороги, а уже с нее перестроиться на нужную полосу.

  • Илья пишет:

    Здравствуйте, Сергей, спасибо за ответ!

    Прямого проезда через главную дорогу нет.

    У меня появился ещё один вопрос — как Вы пишите, если на том перекрёстке установят знаки 5.15.1 или 5.15.2 которые разрешат поворот направо с обеих полос второстепенной дороги, то повернуть на главную можно только на крайнюю правую полосу главной дороги. Если и левая и правая полосы второстепенной дороги заняты, то правильно ли я понимаю, что в этом случае при повороте с левой полосы второстепенной дороги водитель должен будет уступить тем, кто поворачивает на главную с правой полосы второстепенной?

  • Сергей Д. пишет:

    Совершенно верно, Илья. В этой ситуации вступает в действие пункт 8.9 ПДД. Машина, поворачивающая с правой полосы, будет в этом случае являться «помехой справа», которую нужно пропустить вперед.

    Но, будем реалистами. Может случиться так, что поворачивающий с левой полосы в этой ситуации, не знает, что он должен уступить, будет лезть вперед и обязательно подрежет. Такое бывает. Препятствовать и настаивать на своем приоритете, в этом случае, не нужно. Если машины столкнутся, кому будет легче: тому, кто прав, или тому, кто нарушил? Поэтому, имея приоритет, нужно еще следить за ситуацией.

  • Алексей пишет:

    Здравствуйте, Сергей!

    Ситуация аналогична описанной, с той лишь разницей, что перекресток обычный четырехсторонний, без разделительных полос, обе дороги имеют по две полосы в каждом направлении. Я поворачиваю направо с правой полосы на правую, но сразу за пересечением проезжих частей в правой полосе стоит маршрутка.

    Перед перекрестком установлены знаки 5.15.2: с правой полосы — только направо, с левой — прямо и направо. Одновременно со мной с левой полосы поворачивает направо Газель.Так как моя полоса занята стоящей маршруткой, водитель Газели нагло сигналит и первым поворачивает направо во второй ряд, «подрезая» меня. Избежать ДТП удалось благодаря моей выдержке.

    А как надо было правильно разъехаться в этой ситуации? Спасибо!

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Алексей.

    По Правилам, согласно пункту 8.9 ПДД, водитель Газели был обязан уступить дорогу вашему автомобилю. Но в реальности эти правила часто игнорируются, особенно в часы пик, когда на дороге плотное движение, и все хотят успеть проехать.

    Вот как раз из-за факта подобных нарушений и объясняется необходимость постоянно следить за ситуацией вокруг машины, чтобы не подставиться под удар. Если тот нагло лезет вперед – пусть лезет, в противном случае, когда случится авария, придется доказывать свою невиновность инспекторам, или в суде.

    Ваша выдержка помогла Вам сохранить свой автомобиль, и сэкономить минимум часа 3 последующих разбирательств со всеми вытекающими.

  • Валерий пишет:

    Здравствуйте! Я ехал по проспекту, 2-х рядное движение, есть разделительная полоса. Справа, перед аркой для въезда во двор припаркована машина. Я на УАЗ-Патриот, от разделительной полосы  в правом ряду начинаю делать поворот направо, сигнал поворота включен за 50м. Ширина полосы от края до разделительной — 6м. Радиус поворота для УАЗа — 6,55. Останавливаюсь на секунду, чтобы убедиться, что припаркованный справа автомобиль не начнет движение, и получаю удар в правое заднее колесо. Запись регистратора есть. Итог — я виновник по п.8.1 и 8.5 ПДД. Штраф 500р. Как быть?

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Валерий.

    Не совсем понятно, от кого пришелся удар. Сзади вас еще кто-то ехал, и не успел затормозить, или же «автор» удара тот, отъезжающий автомобиль, который стоял перед аркой? И в каком месте на проезжей части вас «догнали»?

    Вы двигаетесь по правому ряду. Перед поворотом направо, чтобы заехать в арку, вам нужно было объехать стоящий автомобиль, т.е. сманеврировать влево. В этом случае, сначала нужно было включить указатель левого поворота, объехать стоящего, затем, включить правый «поворотник», принять правее и повернуть направо. При таких действиях ваши намерения стали бы понятны едущим сзади водителям.

    Поскольку вы заранее включили правый «поворотник», то едущие сзади могли это расценить двояко: как поворот направо, так и счесть за сигнал к остановке. В таком случае, тот, кто едет сзади, ориентируясь на ваш включенный правый «поворотник», интуитивно перестраивается на левую полосу, а тут ваш авто выезжает влево для объезда стоящего впереди автомобиля. Вот, за неправильное включение «поворотника» был назначен штраф (пункт 8.1 ПДД).

    А к чему 8.5 «привязали», непонятно, зависит, скорее, от того, на сколько близко к въезду во двор стоял тот автомобиль, который вы объезжали. Т.е. была ли возможность принять правее непосредственно перед поворотом. По месту виднее.

    На сколько я понял ситуацию, в ДТП вины вашей нет, но штраф выписан обоснованно.

  • Андрей пишет:

    Здравствуйте Сергей! У меня такая ситуация: сегодня, двигаясь в Москве по Шереметьевской ул. из центра, подъезжая к перекрестку на съезд (разворот) 14 Марьинской ул., у меня возникла такая ситуация на дороге. 3 полосы, левая полоса — только прямо, на что указывают знаки, средний ряд — прямо и направо, правый — только направо. Получилось так, я ехал в среднем, при выполнении маневра, то есть, поворота направо, в меня стукнулась другая машина (такси). Причем, я видел ее, что она собирается тоже поворачивать, и я ей не мешал, поворачивая, не вклинивался в ее ряд.

    Кто виноват? Дпс сказал, что типа я (даже знаки не смотрел пока я не сказал), потом выписал объяснения на разбор! Я уверен, что водила, который вел авто такси, хотел повернуть, но потом передумал и поехал прямо, и тут я повернул(.

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Андрей.

    ДТП спровоцировал ваш оппонент (такси), поскольку его нарушение знака «Направление движения по полосе» привело к столкновению. Свою позицию на разборе нужно строить на этом утверждении.

    В ситуациях с ДТП во время обоюдного правого поворота, который выполняется в разрешенном случае с двух полос (с крайней правой и с соседней полосы слева), решения могут быть разными.

    Когда оба автомобиля одновременно поворачивают направо, и цепляют друг друга, то чаще всего виновен тот, кто находится слева, т.е. работает правило «помеха справа», опять же, пришлось бы рассматривать траектории движения обоих автомобилей – кто заехал не на свою сторону.

    На разборе могут пойти по простому пути – вы не уступили помехе справа (это правило работает, даже когда оппонент нарушает ПДД), и попытаются сделать вас виновным.

    Ваша задача – как-то доказать, что ДТП произошло не из-за обоюдного поворота, а по причине нарушения знака. Т.е. оппонент с правой полосы был обязан повернуть направо, и ДТП не случилось бы.

  • Ирина пишет:

    Показала поворотником, что начала движение, убедилась что безопасно, машин в зоне видимости не было, начала движение прямо, не отъехав ни сантиметра от бордюра, вдруг с левой полосы на большой скорости «хундай» поворачивает направо и вырывает бампер. Обвиняют меня. Объясните, пожалуйста, кто в этой ситуации прав?

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Ирина.

    Ситуация спорная и требует детального рассмотрения. Вас признали виновной, потому что ваш автомобиль только начинал движение от места остановки (от бордюра) в том смысле, что он трогался с места.

    Начинающий движение обязан уступить дорогу попутным, уже движущимся машинам. Но в вашем случае есть один спорный момент. Вам не требовалось перестраиваться для выезда, поскольку автомобиль уже стоял на проезжей части. А ваш оппонент ехал не прямолинейно по своей полосе, а совершал перестроение со второй полосы на вашу полосу, и этот факт можно рассмотреть двояко:

    — как преимущественный маневр в рамках ПДД, когда ваш автомобиль еще стоял на месте;

    — как нарушение пункта 8.4 ПДД, когда ваш автомобиль уже двигался, согласно которому он был обязан сначала пропустить вас вперед, затем, перестроиться на вашу полосу.

    В вашу пользу «работает» второй вариант в том смысле, что оппонент перестраивался, а не ехал прямолинейно по своей полосе. Но в этом случае нужно учесть еще следующие моменты. Был ли разрешен его маневр в этом месте дороги? Был ли включен правый указатель поворота на машине вашего оппонента? Была ли у вас возможность хотя бы предположить, глядя в зеркало заднего вида, что оппонент будет поворачивать вправо?

    Если ответ на эти вопросы отрицательный, то это также может послужить вашим козырем в суде, несмотря на то, что доказать это трудно. Если вы докажете факт его перестроения (а если, при этом, указатель его правого поворота не был включен, то этим самым он вас ввел в заблуждение), то суд может признать обоюдную вину.

    Полностью вас, скорее всего, не оправдают, потому что перед началом движения водитель обязан убедиться, что маневр будет безопасен, и не будет создано помех другим участникам (пункт 8.1 ПДД).

  • Ольга пишет:

    Здравствуйте! У меня такая ситуация. Одностороннее движение, три полосы, знаков, указывающих движение нет. Я со второго ряда поворачиваю в крайний левый ряд, второй участник дтп стоял в крайнем правом ряду, указав поворотник направо. Затем он передумал и поехал прямо, и тут я. Мою вину невозможно оспорить?

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Ольга.

    Когда знаки, указывающие направление движения по полосам отсутствуют, то работает жесткое требование пункта 8.5 ПДД – перед поворотом направо, налево или разворотом занять соответствующее крайнее положение на проезжей части. Вам нужно было направо – следовало занять крайнюю правую полосу.

    Другими словами, вина в этом ДТП – ваша, и оспаривать ее бессмысленно. Тот факт, что ваш оппонент передумал поворачивать, выключил «поворотник» и поехал «прямо», на него не накладывает вину, поскольку в данном случае этот маневр ему не запрещен.

  • Тимур пишет:

    Здравствуйте! Ситуация такая, на двух полосной дороге в одном направлении, собирался поворачивать направо в карман улицы, т.к. правый ряд заставлен припаркованными машинами, то поворот осуществлял с левой полосы, и в этот момент справа совершал обгон второй участник дтп. Сотрудники гибдд утверждают, что виновник я, потому что должен был двигаться между левым рядом и припаркованными авто, хотя расстояние там недостаточно для полноценного проезда тс.

    Сотрудник мотивировал мою вину тем, что припаркованные машины стоят не правилам. Тем самым я подозреваю сотрудников в предвзятости, т.к. второй участник пытался, через знакомых, вызвать патрульную машину быстрее. В схеме дтп мой авто стоит в левой полосе, а авто второго участника в правой за карманом, при этом он свое авто передвигал. Скоро идти к дознавателю, хотел бы узнать Ваше мнение. Заранее спасибо!

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Тимур.

    Для поворота направо пункт 8.5 ПДД требует занять крайнее правое положение на проезжей части. Повернув направо с левой полосы, вы этот пункт нарушили, о чем, собственно, и утверждает инспектор, тем самым ввели своего оппонента в заблуждение, и ваш маневр послужил причиной ДТП.

    В вашем случае правая полоса была занята припаркованными машинами. Поскольку, они стояли с нарушением, это оправдало бы ваше движение между двух полос по сплошной разметке 1.1, разделяющую попутные полосы (если таковая там была). Именно на это обратил внимание инспектор, и таким путем двигался ваш оппонент. А поскольку он не предполагал, что вы повернете направо с левой полосы, то ехал невнимательно, до тех пор, пока вы не столкнулись.

    Решение инспекторов опирается на правовую базу (ПДД), о предвзятости речи быть не может.

  • Юлия пишет:

    Здравствуйте. Ситуация такая. Крайняя правая полоса только для поворота на право, следующая — прямо и направо, левая — только прямо. Двигаясь по второй полосе (прямо/направо) и выполняя правый поворот, произошло столкновение с троллейбусом, который по крайней правой полосе двигался в прямом направлении. Выделенной полосы для транспорта на этом участке нет. На кого возложит вину ГИБДД и какими статьями будет руководствоваться. Заранее благодарна.

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Юлия.

    Думаю, что инспектор возложит вину на водителя автомобиля. Общественный транспорт имеет право отступать от требований знаков указывающих направление движения по полосам (5.15.1 и 5.15.2), и у троллейбуса было преимущество, поскольку в этой ситуации для автомобиля он находился справа (п.8.9 ПДД).

    Нарушение правил маневрирования: ст. 12.14.ч.3 (штраф 500р.), но разбор ведется применительно к конкретной ситуации, и вполне могут переквалифицировать по 12.13.ч.2 (штраф 1000р) – не предоставление приоритета на перекрестке.

  • Анатолий пишет:

    Главная дорога две полосы в каждом направлении, еду по второстепенной двух полосной примыкающей с поворотом только направо с двух полос. Еду в правом ряду, движение по главной интенсивное. Слева от меня по второй полосе подъезжает к повороту джип, мне дорогу за ним не видно. Я считаю, что он как «Бычара» должен со второй полосы и повернуть во вторую полосу главной дороги при достаточно интенсивном движении или попроситься у стоящего справа, у него ведь под капотом то лошадей 200!

    Раскочегариваю свою пятерку с 20 летним стажем. И чтоб Вы думали, этот «суслик» меня подрезает справа. Я конечно его пропустил. А он спасибо не сказал. Так я и поехал с домашними в сад.

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Анатолий.

    Вероятно, ваш оппонент не справился со своими эмоциями.

    Вы поступили в соответствии со своим правом на приоритет, поскольку находились справа. Когда поворот направо разрешен с двух и более полос, то в соответствии с пунктом 8.6 ПДД, поворот направо должен осуществляться в правую полосу той дороги, на которую совершается поворот (кроме круговых перекрестков). Но в этом пункте есть «оговорочка», она заключается в фразе «по возможности ближе к правому краю».

    Это значит, что когда правая полоса свободна, то поворачивать направо нужно именно в нее. Не во вторую полосу или на выбор, а в правую!

    Вопрос «благодарности» — это такая штука, которую не следует ожидать. Один водитель отблагодарит, другой – не сочтет нужным. Все это, по сути, отношения к безопасности движения не имеет. Бывает всякое, нужно просчитывать ситуацию. Удачи вам.

Задайте свой вопрос или оставьте ваш комментарий!

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи.

Ваш комментарий появится не сразу. Сначала он пройдет проверку.

Комментарии не по теме,без имени или оставленные только ради ссылки на собственный ресурс удаляются.