В пункте 18.3 ПДД «Приоритет маршрутных транспортных средств» есть такие строки: «В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. …».
Данный пункт определяет преимущество маршрутных тс в конкретном случае — когда троллейбус или автобус отъезжает от места остановки (обозначенного знаком 5.16), то необходимо им уступить дорогу, т.е. не препятствовать.
Когда перед вами на обозначенной остановке стоит троллейбус или автобус с номером маршрута, то вопросов с приоритетом не возникает.
А как быть с маршрутками? Имеется в виду с теми многочисленными микроавтобусами, которые также занимаются перевозкой пассажиров по городским маршрутам?
Во время проезда мимо остановки общественного транспорта нередко возникает вопрос: нужно ли уступать дорогу такой маршрутке, когда она отъезжает от остановки?
И тут же возникает другой вопрос: если не уступить, и в этот момент случится ДТП с маршруткой, то кто будет виновен в столкновении?
Поскольку речь идет именно о приоритете маршрутных тс, то есть смысл разобраться сначала в определениях:
— что такое маршрутное транспортное средство, и является ли микроавтобус, перевозящий пассажиров, именуемый в народе «маршрутка», маршрутным транспортным средством.
Далее, в статье:
Что такое маршрутное транспортное средство
Приоритет маршрутных транспортных средств
Как не столкнуться с маршрутным ТС, отъезжающим с остановки
Что такое маршрутное транспортное средство
Обратимся к пункту 1.2 ПДД «Общие положения»:
Маршрутное транспортное средство — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
Из этого пункта ясно, чтобы транспортное средство считалось маршрутным, должны выполняться условия:
- тс должно быть автобусом, троллейбусом или трамваем;
- тс перевозит людей;
- тс движется по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
Таким образом, если выполняются условия, перечисленные в этом определении (маршрутка является автобусом, перевозит пассажиров и движется по установленному маршруту), то она, безусловно, является маршрутным транспортным средством, и ее водитель вправе пользоваться приоритетом, который предоставляет раздел 18 ПДД.
Приоритет маршрутных транспортных средств в начале движения от остановки
Обратимся к вышеупомянутому пункту 18.3 ПДД:
«В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки.
Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу».
Приоритет маршрутных транспортных средств во время отъезда от обозначенной остановки общественного транспорта действует только в населенном пункте.
Начиная движение от обозначенной остановки, водитель маршрутки сначала должен убедиться в том, что подъезжающее сзади транспортное средство уступает ему дорогу.
Маршрутное ТС может отъехать от остановки сразу во второй ряд, и в этом случае оно также имеет преимущество перед остальным транспортом.
Если в это время произойдет ДТП, то в общих случаях виновными могут признать обоих водителей, потому что один проигнорировал чужой приоритет, а другой не убедился, что путь безопасен.
Но так бывает только в теории. Необходимо понимать, что каждое ДТП всегда конкретное, каждый случай индивидуален. Поэтому какие-то нюансы перевесят в ту или иную сторону.
А поскольку приоритет на стороне у маршрутного ТС, то вероятность стать виновником аварии у не маршрутного автомобиля выше, просто потому, что он должен был уступить дорогу.
Полагаю, что никому из участвующих легче не станет в случае, если вину в ДТП признают обоюдной. Намного выгоднее не попасть в аварию.
Подробности в статье Проезд мимо остановки маршрутных ТС.
Как не столкнуться с маршрутным ТС, отъезжающим с остановки
Теперь посмотрим на эту ситуацию с точки зрения возможности не попасть в ДТП.
Первый случай – имеется обозначенная остановка, у которой стоит большой маршрутный автобус или троллейбус и производит посадку пассажиров. Сомнения в том, что на остановке именно маршрутное транспортное средство, ни у кого из водителей не возникает.
Когда этот немаленьких размеров транспорт начинает отъезжать от остановки, то хочешь – не хочешь, а придется вспомнить о его приоритете, иначе, он проедет по борту автомобиля, и незаметно для себя «прогладит» его как утюг.
Последствия ДТП сейчас не важны, виновны будут оба водителя, но нас интересуют возможности избежать тех самых последствий.
Другой случай — та же остановка общественного транспорта, но у нее стоит микроавтобус и производит посадку пассажиров.
Вы подъезжаете к остановке (пространственно вы будете позади микроавтобуса), видите, что тот начинает движение. Но вы, по каким-то причинам, не хотите его пропускать, возможно, потому, что не считаете этот микроавтобус маршрутным ТС.
Продолжаете движение мимо остановочной площадки.
Водитель микроавтобуса, в свою очередь, по каким-то своим причинам, не замечает движущийся сзади ваш автомобиль, и продолжает отъезжать от остановки, как ни в чем не бывало.
Некоторые автомобилисты в таких случаях еще и сигналят в целях предупреждения о возможной аварии.
В этой ситуации, может произойти все что угодно, в т.ч. и столкновение по причине того, что вы надеетесь на то, что водитель маршрутки вас видит, но он, на самом деле, может быть занят другим делом.
Чтобы избежать удручающей «перспективы» стоит обратить внимание на следующее:
Многие ездили в маршрутках и наблюдали процесс оплаты за проезд, т.е. передачи денег водителю. Автобусы, что поменьше, ездят без кондуктора, и процессом приема оплаты занят водитель.
Он и рулит, и одновременно принимает оплату. У многих эта процедура доведена до автоматизма, но внимание водителя в какой-то степени все равно рассеивается между двумя этими процессами.
И есть вероятность, что отъезжая от остановки, ситуация слева-сзади автобуса останется для его водителя бесконтрольной.
Понимая такую вероятность, целесообразно предположить, что отъезжая от остановки, водитель микроавтобуса может по разным причинам не заметить приближающийся сзади автомобиль.
Поэтому целесообразно принять свои меры предосторожности для того, чтобы избежать ДТП, например, снизить скорость и уступить микроавтобусу дорогу.
Потому что, если произойдет ДТП, то какая по большому счету разница, как именуется тот микроавтобус – маршрутное такси или маршрутное ТС?
К слову, определение «маршрутное такси» в ПДД отсутствует. К тому же, на остановке может оказаться не только автобус или троллейбус, там может быть любой легковой автомобиль, намеревающийся начать движение.
Использовать свой приоритет целесообразно тогда, когда вы уверены, что вам уступают дорогу. Это высказывание справедливо как для водителей, отъезжающих от остановки общественного транспорта, так и для водителей, проезжающих мимо нее.
На этом ответ вопрос «как не столкнуться с маршрутным ТС, отъезжающим с остановки» можно считать законченным.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «приоритет маршрутных транспортных средств» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:
Автобус отъезжает от остановки;
Проезд мимо остановки маршрутных ТС;
Что такое безопасный маневр;
Как не приехать в чужой задний бампер;
Можно ли объехать автобус на остановке;
Как избежать ДТП.
Будьте внимательны за рулем.
13.12.2020 07:49
Я так понимаю, что на маршрутном транспортном средстве должны быть опознавательные знаки в виде номера маршрута.
13.12.2020 09:33
Здравствуйте Игорь. Вы понимаете совершенно правильно.
На переднем указателе маршрутного ТС должен быть номер маршрута и название начального и конечного остановочных пунктов.
На заднем указателе (который виден вам, как подъезжающему сзади водителю) указывают только номер маршрута.
14.01.2021 15:57
А если автобус (маленький) осуществляет межгородскую перевозку пассажиров по заказу, и двигается по установленному маршруту каждый день, разрешено ли ему проехать под кирпич для посадки и высадки пассажиров?
15.01.2021 18:09
Здравствуйте Роман.
Смотря что вы понимаете под перевозкой пассажиров по заказу. Чтобы стать маршрутным ТС перевозчик должен быть внесен в реестр перевозок, и должен получить регулярный маршрут.
Если автобус выполняет регулярный маршрут, который внесен в реестр перевозок, имеется паспорт маршрута, данная остановка (перед которой установлен знак 3.1 «Въезд запрещен») включена в маршрут, тогда ваш автобус, являясь маршрутным ТС, имеет право заехать на остановку.
Если данная остановка не включена в маршрут (ее нет в паспорте маршрута), тогда проехать под «кирпич» запрещается, поскольку это будет выглядеть как отклонение от маршрута вместе с нарушением требования знака.
Взыщут или нет, это уже другой вопрос.
18.01.2021 11:56
Что, если автобусная остановка находится на полосе движения.
Мое тс двигается по правой полосе, где находится остановка, а водитель автобуса с левой полосы при перестроении придавил мое тс.
Кто виноват в таком случае?
19.01.2021 00:02
Здравствуйте Геворг.
В соответствии с пунктом 8.4 водитель автобуса, перестраиваясь, был должен уступить вам дорогу. Поскольку он не уступил, и спровоцировал ДТП, вина на нем.
См. статью Одиночное перестроение. Теория и практика.