Здравствуйте, уважаемый читатель.
Тема данной статьи — приоритет маршрутных транспортных средств. Статью можно считать кратким комментарием к разделу 18 ПДД.
Сразу есть смысл уточнить, что речь пойдет о преимуществе колесных маршрутных ТС. В отношении приоритета маршрутных рельсовых ТС перед остальными см. статью Преимущество трамвая.
Поехали.
В пункте 18.3 ПДД есть такие строки: «В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. …».
Данный пункт определяет преимущество маршрутных ТС в конкретном случае — если троллейбус или автобус отъезжает от места остановки (обозначенного знаком 5.16), то необходимо им уступить дорогу, т.е. не препятствовать.
Когда перед вами на обозначенной остановке стоит троллейбус или автобус с номером маршрута, то вопросов с приоритетом не возникает.
В этом случае вы перед собой видите реальное маршрутное ТС, которое совпадает с текстом ПДД.
А как быть с маршрутками? Имеется в виду с теми многочисленными микроавтобусами, которые также занимаются перевозкой пассажиров по городским маршрутам?
Во время проезда мимо остановки общественного транспорта нередко возникает вопрос: нужно ли уступать дорогу такой маршрутке, когда она отъезжает от остановки?
И тут же возникает другой вопрос: если не уступить, и в этот момент случится ДТП с маршруткой, то кто будет виновен в столкновении?
Поскольку речь идет именно о приоритете маршрутных ТС, тогда есть смысл разобраться сначала в определениях:
— что такое маршрутное транспортное средство, и является ли микроавтобус, перевозящий пассажиров, именуемый в народе «маршрутка», маршрутным транспортным средством.
Далее, в статье:
1. Что такое маршрутное транспортное средство
2. Приоритет маршрутных транспортных средств
Что такое маршрутное транспортное средство
Обратимся к пункту 1.2 ПДД «Общие положения»:
Маршрутное транспортное средство — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
Из этого пункта ясно, чтобы транспортное средство считалось маршрутным, должны выполняться условия:
- ТС должно быть автобусом, троллейбусом или трамваем;
- ТС перевозит людей;
- ТС движется по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
Таким образом, если выполняются условия, перечисленные в этом определении (маршрутка является автобусом, перевозит пассажиров и движется по установленному маршруту), то она, безусловно, является маршрутным транспортным средством, и ее водитель вправе пользоваться приоритетом, который предоставляет раздел 18 ПДД.
Приоритет маршрутных транспортных средств на остановке
Теперь, собственно, в чем заключается приоритет маршрутных транспортных средств, отъезжающих от обозначенных мест остановки.
Согласно определению (пункт 1.2 ПДД), приоритет это право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
Обратимся к упомянутому в начале статьи пункту 18.3 ПДД:
«В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки.
Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу».
Обратите внимание, что приоритет маршрутных транспортных средств во время отъезда от обозначенной остановки общественного транспорта действует только в населенном пункте.
Когда водитель маршрутки начинает движение от обозначенной остановки, то он сначала должен убедиться в том, что подъезжающее сзади транспортное средство уступает ему дорогу.
Маршрутное ТС может отъехать от остановки сразу во второй ряд, и в этом случае оно также имеет преимущество перед остальным транспортом.
Если в это время произойдет ДТП, то в общих случаях виновными могут признать обоих водителей, потому что один проигнорировал чужой приоритет, а другой не убедился, что путь безопасен.
Но так бывает только в теории. Необходимо понимать, что каждое ДТП всегда конкретное, каждый случай индивидуален. Поэтому какие-то дорожные нюансы перевесят в ту или иную сторону.
А поскольку приоритет на стороне у маршрутного ТС, то вероятность стать виновником аварии у не маршрутного автомобиля выше, просто потому, что он должен был уступить дорогу.
Полагаю, что никому из участвующих легче не станет в случае, если вину в ДТП признают обоюдной. Намного выгоднее не попасть в аварию.
Более подробно о нюансах отъезда от остановки и о том, как целесообразно уступить дорогу маршрутному ТС, читайте в статье Проезд мимо остановки маршрутных ТС.
На этом, вопрос приоритета маршрутных транспортных средств, которые отъезжают от места остановки общественного транспорта, можно считать закрытым.
В следующей статье по этой же теме порассуждаем о том, как не столкнуться с маршрутным ТС, отъезжающим от места остановки.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной аварийной безопасности на дорогах.
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение обсуждения темы «приоритет маршрутных транспортных средств» и ответов на вопросы, как не попасть в ДТП в процессе движения по дорогам, предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:
Автобус отъезжает от остановки;
Проезд мимо остановки маршрутных ТС;
Что такое безопасный маневр;
Как не приехать в чужой задний бампер;
Можно ли объехать автобус на остановке;
Как избежать ДТП.
Будьте внимательны за рулем.
13.12.2020 07:49
Я так понимаю, что на маршрутном транспортном средстве должны быть опознавательные знаки в виде номера маршрута.
13.12.2020 09:33
Здравствуйте Игорь. Вы понимаете совершенно правильно.
На переднем указателе маршрутного ТС должен быть номер маршрута и название начального и конечного остановочных пунктов.
На заднем указателе (который виден вам, как подъезжающему сзади водителю) указывают только номер маршрута.
14.01.2021 15:57
А если автобус (маленький) осуществляет межгородскую перевозку пассажиров по заказу, и двигается по установленному маршруту каждый день, разрешено ли ему проехать под кирпич для посадки и высадки пассажиров?
15.01.2021 18:09
Здравствуйте Роман.
Смотря что вы понимаете под перевозкой пассажиров по заказу. Чтобы стать маршрутным ТС перевозчик должен быть внесен в реестр перевозок, и должен получить регулярный маршрут.
Если автобус выполняет регулярный маршрут, который внесен в реестр перевозок, имеется паспорт маршрута, данная остановка (перед которой установлен знак 3.1 «Въезд запрещен») включена в маршрут, тогда ваш автобус, являясь маршрутным ТС, имеет право заехать на остановку.
Если данная остановка не включена в маршрут (ее нет в паспорте маршрута), тогда проехать под «кирпич» запрещается, поскольку это будет выглядеть как отклонение от маршрута вместе с нарушением требования знака.
Взыщут или нет, это уже другой вопрос.
18.01.2021 11:56
Что, если автобусная остановка находится на полосе движения.
Мое тс двигается по правой полосе, где находится остановка, а водитель автобуса с левой полосы при перестроении придавил мое тс.
Кто виноват в таком случае?
19.01.2021 00:02
Здравствуйте Геворг.
В соответствии с пунктом 8.4 водитель автобуса, перестраиваясь, был должен уступить вам дорогу. Поскольку он не уступил, и спровоцировал ДТП, вина на нем.
См. статью Одиночное перестроение. Теория и практика.