Как перестроиться на перекрестке


Комментариев нет

Вопрос читателя: Ситуация: До перекрёстка две полосы, после перекрёстка полоса только одна. Никаких знаков, предписывающих или указывающих направление движения, нет. Разметки полос на перекрестке после стоп-линии тоже нет.

Автомобиль, который едет по левой полосе, въезжает аккурат в единственную полосу, а тот, который едет по правой полосе прямо — упирается в тротуар.

По обеим полосам движутся машины. Автомобиль в какой полосе будет иметь преимущественное право проезда перекрестка, и почему?

Ответ. Оба автомобиля въезжают на перекресток одновременно или почти одновременно. А вот преимущество на выезде из перекрестка будет у водителя автомобиля, следующего по левой полосе, которая переходит аккурат в единственную полосу после перекрестка. Водитель, въезжающий на перекресток по правой полосе для того, чтобы проехать «прямо», должен уступить водителю слева. Ниже этому есть объяснение.

Знаки направлений движения по полосам отсутствуют, а правая полоса на выезде из перекрестка упирается в тротуар, т.е. продолжения не имеет. Чтобы автомобиль, движущийся по правой полосе, на выезде с перекрестка въехал в единственную полосу, ему следует перестроиться левее, иначе, он упрется в тротуар.

В соответствии с пунктом 8.4 ПДД, при перестроении уступить должен тот водитель, который перестраивается. В нашем случае перестраивается только водитель из правого ряда, отсюда следует, что водитель автомобиля (с правого ряда) на выезде с перекрестка должен уступить своему соседу, который едет слева от него, не меняя полосу движения (из левой полосы до перекрестка в единственную полосу после перекрестка).

Ситуацию перестроения на перекрестке ПДД не разъясняют, многие уверены, что такой маневр (перестроение на перекрестке) ПДД запрещен. Это НЕ так. В статье Перестроение (смена полосы) на перекрестке есть разъяснение по этому вопросу.

Оба в одну полосу

Далее рассмотрим как безопасно для себя и окружающих перестроиться на перекрестке в разных ситуациях. Для чего это нужно? — Бывают случаи, когда по разным причинам не удается выполнить перестроение до перекрестка. Или же возникает необходимость объехать кого-то непосредственно на перекрестке.

 

Еще необходимость перестроения на перекрестке возникает, когда полосы сужаются по ходу движения, например, как заявлено в вопросе (изображение на картинке). Итак,

Как перестроиться на перекрестке?

Приемы безопасности, связанные с маневром «смена полосы движения», рассмотрены в одноименной серии статей «Перестроение». Там рассмотрены варианты одиночного и взаимного или обоюдного перестроения на проезжей части.

Процесс перестроения непосредственно на перекрестке ничем не отличается от этого процесса в любом месте на проезжей части, но территориально перестроение на перекрестке ограничено размерами перекрестка, и на выезде имеется встречный участок дороги (с разметкой или без нее).

Еще необходимо понимать, что ситуация развивается в динамике. Скажем так: когда рядом едут два автомобиля, то с момента принятия решения до начала его выполнения оба! автомобиля проедут какое-то расстояние.

Машины движутся неравномерно, часто получается, что один автомобиль обязательно окажется немного впереди, другой — позади, у каждого из водителей обзорность дороги и понимание ситуации свое! Прям, как у художника: я так вижу! Проблема в том, что один человек может смотреть и видеть, а второй может даже не обратить внимания.

При этом помним, что время проезда перекрестка ограничено «длиной» разрешающего сигнала светофора, и что размеры перекрестка ограничены физически его площадью.

Теперь, к делу. Правило перестроения, диктуемое пунктом 8.4 ПДД, действует независимо от наличия разметки полос на дороге, в т.ч. на перекрестке. Когда разметка полос на проезжей части отсутствует, пункт 9.1 ПДД обязывает водителей самостоятельно определять количество полос «на глазок».

Предположим, ваш автомобиль едет по левой полосе, вы подъезжаете к перекрестку, вам нужно «прямо». Рядом с вами по правой полосе едет другой автомобиль, и он движется чуть быстрее вас. Вы понимаете, что вам обоим предстоит выехать с перекрестка в одну полосу, т.е. вы можете столкнуться! Вы это понимаете, но вы не можете знать, что об этом думает ваш оппонент, едущий справа.

Левый первый

Ситуация усугубляется тем, что водитель правой машины по разным причинам может не заметить ваш автомобиль слева (возможно, ваша машина будет в слепой зоне зеркал), несмотря на то, что перестраиваясь, согласно пункту 8.4, он должен уступить вам дорогу.

Как поступить в этом случае вам, ну или любому водителю, кто будет ехать по левой полосе? Вариантов, собственно, всего два: либо вы сигналите, предупредив о возможном столкновении, и выезжаете первым с перекрестка, либо вы чуть сбавляете скорость и впускаете «правого» впереди себя в свой ряд, т.е. даете ему возможность перестроиться впереди вас.

 

Какой вариант более целесообразный для вас — решать вам. Но если видите, что столкновение неминуемо, целесообразно выбрать второй вариант. Уступая дорогу, имея преимущество, вы НЕ нарушаете Правила, но в условиях возможной аварии сохраняете свой автомобиль, и экономите время, избегая последующих разбирательств.

Необходимо учитывать особенность дорожной обстановки и самому контролировать ситуацию. Когда у вас преимущество, и вы видите, что оппонент готов уступить вам дорогу, тогда можно смело использовать свое преимущество.

Если же ваш оппонент вас на дороге как бы не замечает (такое часто бывает), тогда есть смысл применить меры для того, чтобы избежать столкновение (сигналить, тормозить, объехать и прочие, по ситуации).

Теперь, как перестроиться на перекрестке, если вы оказались в положении водителя, который едет в направлении «прямо» по правой полосе, по той самой, которая на выезде упирается в тротуар?

Правый первый

В этом случае у вас также имеется два варианта: перестроиться левее с опережением попутчика, который едет слева, но не создавая ему помех, либо, пропустить его вперед, и после него перестроиться влево. Выбор варианта зависит от обстоятельств. И надо предполагать, что по левой полосе может ехать много машин, следовательно, уступать придется многим из них.

В любом случае, перед тем, как совершить перестроение, нужно знать обстановку на дороге с той стороны, в которую вы совершаете маневр. Зеркала заднего вида не дают полную картину дороги. Есть смысл быстро повернуть голову (например, влево) и посмотреть, что там, на дороге.

Смысл в том, чтобы быстро оценить обстановку: сколько там машин, как они далеко, как быстро едут, и также быстро принять решение: либо дать газу и перестроиться, либо тормознуть и уступить. Эту «операцию», т.е. оценку обстоятельств, есть смысл делать и на ходу, и во время остановки перед светофором.

Алгоритм перестроения на перекрестке простой: взгляд в зеркало заднего вида — оценка ситуации — поворот головы и взгляд в сторону перестроения для проверки слепой зоны зеркал — принятие решения (приступить к перестроению или воздержаться) — выполнение решения: включение «поворотника» и перестроение либо воздержаться и позднее повторить алгоритм сначала.

В заключение предлагаю ознакомиться с материалом статьи Одиночное перестроение. Теория и практика, а также с материалом небольшой серии статей Перестроение, который даст ответы на многое вопросы, связанные с маневром «перестроение».

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Еще по теме из раздела: Вопрос - Ответ

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.