Как перестроиться на перекрестке


6 комментариев

Вопрос читателя: Ситуация: До перекрёстка две полосы, после перекрёстка полоса только одна.

Никаких знаков, предписывающих или указывающих направление движения, не установлено. Разметки полос на перекрестке после стоп-линии тоже нет.

Автомобиль, который едет по левой полосе до перекрестка, въезжает аккурат в единственную полосу на выезде с перекрестка, а тот, который едет через перекресток по правой полосе «прямо», — упирается в тротуар.

По обеим полосам движутся машины. Автомобиль в какой полосе будет иметь преимущественное право проезда перекрестка, и почему?

Ответ. В ситуациях с перестроением на перекрестке, у которого количество полос на выезде с него меньше, чем на въезде, существует весомый спорный момент.

Этот момент заключается в спорном вопросе: у кого преимущество при перестроении по полосам, расположенным непосредственно на перекрестке.

Далее, в статье:

Преимущество при перестроении по полосам
Как перестроиться на перекрестке чтобы проехать прямо

Преимущество при перестроении по полосам

Спор сводится к вопросу, кто имеет право выехать с перекрестка первым:

  • первым проедет автомобиль, который движется из «середины», и прямолинейно попадает аккурат в полосу на выходе из перекрестка;
  • либо первым проедет другой автомобиль, который движется правее «среднего», и является для него «помехой справа» (пункт 8.9 ПДД требует уступить «помехе справа»).

Ситуация оказалась спорной не просто так. Дело в том, что в ПДД есть два правила, которые дают два абсолютно противоположных ответа на эту ситуацию.

Как говорится: с какой стороны посмотреть ... Попробуем разобраться.

Прежде чем ответить на поставленный вопрос, предлагаю посмотреть на две картинки ниже.

Один и тот же перекресток. Разница в том, что на одном из них есть знаки направлений движения по полосе (5.15.2), а на другом их нет (как и озвучено в вопросе).

Оба в одну полосу

Когда перед перекрестком имеются знаки, предписывающие направление движения по каждой из полос (5.15.1 или 5.15.2), то в этом случае становится понятно, у кого приоритет на выезде с перекрестка:

Водитель автомобиля, которому знаком предписано перестроиться (как на сужении полос), обязан уступить автомобилю, который движется в соседней полосе «прямо», не изменяя направление движения (пункт 8.4 ПДД).

Если же перед таким, несимметричным, перекрестком не установлено знаков, указывающих направление движения по полосам, то на вопрос, кто должен уступить на выезде с перекрестка (или кто проедет первым), возникают два варианта ответа по расстановке приоритетов.

Вариант первый. Приоритет на выезде с несимметричного перекрестка перед которым нет знаков «направления движения по полосам» (5.15.1 или 5.15.2) определяется по правилу перестроения: уступает тот водитель, который перестраивается (в соответствии с пунктом 8.4).

В нашей ситуации знаки направлений движения по полосам отсутствуют, а правая полоса на выезде из перекрестка упирается в тротуар, т.е. продолжения не имеет.

Чтобы автомобиль, движущийся по правой полосе, выехал в единственную полосу после перекрестка, ему следует перестроиться левее, иначе, он выедет на тротуар.

Перестраиваясь левее, чтобы попасть в полосу после перекрестка, водитель автомобиля на правой полосе обязан уступить своему «соседу» слева, которые едет по левой полосе «прямо», не перестраиваясь.

Вариант второй. Поскольку водитель, который движется по правой полосе (она же — первая полоса, и к тому же крайняя), и следует через перекресток «прямо», то на выходе он въезжает в правую (или первую, т.е. крайнюю) полосу.

Другими словами, для этого водителя траектория движения на этом перекрестке искривляется, но он продолжает ехать в правой полосе: из правой полосы до перекрестка выехал и в правую полосу после перекрестка заехал. Т.е. свою схему движения по полосам он не изменяет.

У автомобиля, который едет слева по второй полосе (не перестраиваясь), на выходе из перекрестка возникает «помеха справа» (в виде автомобиля, ехавшего по правой полосе до перекрестка), и в этом случае, в соответствии с пунктом 8.9, он должен эту «помеху справа» пропустить вперед.

 

Как видно из обоих вариантов, результаты получились полностью противоположные.

Теоретически, они оба могли бы иметь право на жизнь, поскольку оба подтверждаются действующими пунктами ПДД, но эти варианты взаимно исключают друг друга — должен быть только один ответ.

Во втором варианте расстановки приоритетов есть один нюанс, который ставит его (второй вариант) под сомнение. Для этого необходимо внимательно прочесть пункт 8.9, на котором базируется второй вариант:

«В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда НЕ оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа».

Дело в том, что обстоятельства, в которых один продолжает ехать «прямо», а второму, чтобы проехать туда же, необходимо перестроиться (не повернуть, а перестроиться), ОГОВОРЕНЫ в пункте 8.4 ПДД.

Возможность перестроения непосредственно на перекрестке ПДД не разъясняют, многие уверены, что такой маневр (перестроение на перекрестке) ПДД запрещен. Это НЕ так. В статье Перестроение (смена полосы) на перекрестке есть разъяснение по этому вопросу.

В обсуждаемых обстоятельствах имеется факт перестроения на перекрестке, и в пункте 8.4 утвержден порядок действий водителей при перестроении. Отсюда следует вывод, что второй вариант по приоритету с «помехой справа» на выезде с несимметричного перекрестка до истины НЕ «дотягивает».

Обобщив изложенное выше, можно сформулировать ответ на вопрос, кто из водителей должен уступить на выезде из несимметричного перекрестка в случае, когда перекресток имеет на въезде две полосы, а на выезде с него — одну, как в ситуации, описанной в начале статьи:

На выезде с перекрестка уступить дорогу должен тот водитель, на чьей стороне имеется «препятствие» в виде окончания полосы, сужения его полосы, или чего-то еще, что не позволит дальнейшее движение без изменения траектории и вынудит совершить перестроение.

В соответствии с пунктом 8.4 дорогу уступает тот, кто перестраивается.

Тем не менее, и первый, и второй варианты расстановки приоритетов имеют как сторонников, так и противников.

Не исключен случай, что вы, оказавшись в похожей ситуации на дороге, столкнетесь именно с противником своего взгляда на эту ситуацию.

Поэтому, свой приоритет целесообразно использовать только тогда, когда будет уверенность, что вам уступают дорогу, или, в крайнем случае, не помешают проезду.

Далее рассмотрим как безопасно, в первую очередь для себя, перестроиться на перекрестке в разных ситуациях. Для чего это нужно?

Бывают случаи, когда по разным причинам не удается выполнить перестроение до перекрестка. Или можно оказаться в ситуации, только что рассмотренной выше.

Или же, если «передний» водитель поздно включил левый «поворотник», а вы, предполагая, что он поедет «прямо», движетесь вслед за ним, и теперь вам нужно его как-то объехать, чтобы проследовать «прямо».

А объехать его разрешается только после выезда на перекресток (потому что до него сбоку будет нанесена сплошная линия 1.1, отделяющая смежные полосы).

Как перестроиться на перекрестке чтобы проехать прямо?

Приемы безопасности, связанные с маневром «смена полосы движения», рассмотрены в одноименной серии статей «Перестроение».

Процесс перестроения непосредственно на перекрестке ничем не отличается от этого процесса в любом другом месте на проезжей части.

Но территориально перестроение на перекрестке ограничено размерами перекрестка, к тому же на выезде с него имеется встречный участок дороги (отделенный разметкой или без нее).

Еще необходимо понимать, что ситуация развивается в динамике. Скажем так: когда рядом едут два автомобиля, то с момента принятия решения до начала его выполнения оба! автомобиля проедут какое-то расстояние.

Машины движутся неравномерно, часто получается, что один автомобиль обязательно окажется немного впереди, другой — позади, вокруг едут другие машины. У каждого из водителей свое собственное понимание ситуации, которую он видит, т.е. восприятие разное.

Проблема в том, что один человек может смотреть и видеть, а другой может даже не обратить внимания на происходящее.

При этом необходимо помнить, что время проезда перекрестка ограничено «длиной» разрешающего сигнала светофора, а размеры перекрестка ограничены физически его площадью.

Теперь, к делу. Правило перестроения, диктуемое пунктом 8.4 ПДД, действует независимо от наличия разметки полос на дороге, в т.ч. на перекрестке.

Когда разметка полос на проезжей части отсутствует, пункт 9.1 ПДД обязывает водителей самостоятельно определять количество полос «на глазок».

Предположим, ваш автомобиль едет по левой полосе, вы подъезжаете к перекрестку, вам нужно «прямо». Рядом с вами по правой полосе едет другой автомобиль, и он движется чуть быстрее вас.

Вы понимаете, что вам обоим предстоит выехать с перекрестка в одну полосу, т.е. вы можете столкнуться! Вы это понимаете, но вы не можете знать, что об этом думает ваш оппонент, едущий справа.

Справа уступает

Ситуация усугубляется тем, что водитель правой машины по разным причинам может не заметить ваш автомобиль слева (возможно, ваша машина будет в слепой зоне зеркал), несмотря на то, что перестраиваясь, согласно пункту 8.4, он должен уступить вам дорогу.

Как поступить в этом случае вам, ну или любому водителю, кто будет ехать по левой полосе?

Вариантов, собственно, всего два: либо вы сигналите, предупредив о возможном столкновении, и выезжаете первым с перекрестка, либо вы чуть сбавляете скорость и впускаете «правого» впереди себя в свой ряд, т.е. даете ему возможность перестроиться впереди вас.

 

Какой вариант более целесообразный для вас — решать вам. Но если видите, что столкновение неминуемо, целесообразно выбрать второй вариант.

Уступая дорогу, имея преимущество, вы НЕ нарушаете Правила, но в условиях возможной аварии сохраняете свой автомобиль, и экономите время, избегая последующих разбирательств.

Теперь, как перестроиться на перекрестке, если вы оказались в положении водителя, который едет в направлении «прямо» по правой полосе, по той самой, которая на выезде упирается в тротуар?

Правый первый

В этом случае у вас также имеется два варианта: перестроиться левее с опережением попутчика, который едет слева, но не создавая ему помех, либо, пропустить его вперед, и после него перестроиться влево.

Выбор варианта зависит от обстоятельств. Нужно обратить внимание на то, что по левой полосе может ехать много машин, следовательно, их всех придется пропускать, пока не появится возможность проехать самому.

Перед тем, как совершить перестроение, нужно знать обстановку на дороге с той стороны, в которую вы совершаете маневр.

Зеркала заднего вида не дают полную картину дороги. Есть смысл быстро повернуть голову (например, влево) и посмотреть, что там, на дороге.

Смысл в том, чтобы быстро оценить обстановку: сколько там машин, как они далеко, как быстро едут, и также быстро принять решение: либо дать газу и перестроиться, либо тормознуть и уступить.

Эту «операцию», т.е. оценку обстоятельств, есть смысл делать все время: и на ходу, и во время остановки перед светофором.

Последовательность при перестроении на перекрестке простая:

— Смотрите в зеркало заднего вида — оцениваете ситуацию — быстро поворачиваете голову и смотрите в сторону перестроения для проверки слепой зоны зеркал.

— После этого быстро принимаете решение: приступить к перестроению или воздержаться. Далее следует выполнение решения:

  • если ваше решение «перестроиться», то включаете «поворотник» и перестраиваетесь.
  • если ваше решение «воздержаться», тогда продолжаете ехать в своем ряду, и позднее придется все это повторить сначала.

В заключение предлагаю ознакомиться с материалом статьи Одиночное перестроение. Теория и практика, а также с материалом небольшой серии статей Перестроение.

Там вы найдете ответы на многое вопросы, связанные с маневром «перестроение».

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «как перестроиться на перекрестке» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности движения по дорогам предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:

Перестроение на дороге. Безопасность маневра;
Перестроение (смена полосы) на перекрестке;
Перестроение на перекрестке. Приоритет;
К вопросу о тактике перестроения;
Его подрезали, а он не справился;
Перестроение в потоке;
Как избежать ДТП.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вопрос - Ответ

Самые читаемые разделы сайта

 

6 комментариев

  1. Дмитрий

    19.12.2020 16:05

    У нас правостороннее движение, и когда из 2х полос становится 1, думаю, что преимущество у того, кто правее, потому что движение правостороннее, и крайняя правая полоса, по логике, является за перекрёстком продолжением.

    У водителя справа нет другого варианта, как въезжать на перекрёсток в одну полосу, и соответственно, у водителя слева будет «помеха справа».

    Читал статью именно по этой теме, она там с точностью до наоборот от того, что написано в этой. Объясняется все просто.

    Представьте, 3 полосы, которые переходят в 2, какая очередность въезда с каждого ряда 3х полос в 2? Точно так же 3 ряда переходят в 1, те кто слева уступают тем, кто правее них.

    И наоборот, если тут 2 полосы, переходят в 1, несмотря на то, что дорога сужается у того, кто справа, он в приоритете, и может въезжать первым.

    Тот, кто двигается слева от него, несмотря на то, что полоса у него идет прямо и за перекрёстком, должен пропустить авто, движущейся справа от него.

    Тут нет знаков и разметки, именно по этому преимущество у того, кто справа. Если бы было у правого «сужение дороги», тогда он бы должен был уступить.

    Но знака нет, а то, что впереди дорога уходит левее, никак не влияет на то, что правый должен ехать прямо, он не меняет полосу движения, потому что отсчёт полос ведётся с правой стороны, а не с левой, так как у нас правостороннее движение.

  2. Сергей Д.

    21.12.2020 22:38

    Здравствуйте Дмитрий.

    Правостороннее движение означает лишь порядок расположения ТС на дорогах с двухсторонним движением, и на приоритет НЕ влияет.

    Правостороннее движение означает, что все должны двигаться по правой половине, а встречные потоки разъезжаться левыми бортами.

    В статье рассмотрен вариант с «помехой справа», и есть объяснение, почему эта точка зрения не верная.

    В дополнение см. статью Помеха справа в ПДД.

  3. Андрей

    24.02.2021 18:14

    Ответ в статье построенный по понятиям, а не на ПДД, если нет разметки и знаков движений по полосам, то преимущество у машины движущейся по правой полосе. Вы точно юрист? Рассуждая про как бы окончание дороги, вы фантазируете, и выходите за рамки ПДД.

  4. Сергей Д.

    25.02.2021 14:18

    Здравствуйте Андрей.

    Я не юрист. В статье изложены существующие точки зрения, по которым в ПДД отсутствует однозначное толкование. А отсутствие знаков движения по полосам еще больше вводит в заблуждение.

    «Преимущество у машины, движущейся по правой полосе» нетрудно оспорить, поскольку здесь сталкиваются два правила, в статье есть пояснение. Это дело случая.

    Когда вы оказываетесь в похожей ситуации на дороге, и понимаете, что ваш оппонент может руководствоваться «другим приоритетом», который отличается от ваших взглядов, то у вас больше шансов не попасть в ДТП.

    После того, как ДТП произойдет, вам придется доказывать свою точку зрения, и не факт, что она совпадет с мнением ответственных за разбор ситуации лиц.

    Рекомендую две статьи: Причины возникновения ДТП и Как избежать ДТП.

  5. Юрий

    03.11.2021 19:50

    Если из двух полос входим в одну, значит происходит сужение дороги, а оно происходит всегда с обочины, справа.

    Едущий слева, вдоль осевой, направление движения не меняет, значит, имеет преимущество... По моему так.

  6. Сергей Д.

    04.11.2021 08:18

    Здравствуйте Юрий. Вы рассуждаете правильно, в соответствии с пунктом 8.4 ПДД.

    Водитель, который вынужден перестроиться (полоса закончилась по причине сужения дороги), должен уступить своему попутчику, который едет по смежной полосе, не меняя направление своего движения.

    Точно так же, водитель должен уступить попутчику, когда объезжает по смежной полосе препятствие, находящееся на своей полосе (в своем ряду).

    Но если автомобилист, который должен уступить, перестраивается с опережением, при этом не мешая попутчику, у которого преимущество, то, по факту нарушения нет, но ситуация «напрягается».

    Есть смысл быть готовым к тому, что вам могут помешать выполнить маневр.

    См. статью Одиночное перестроение. Теория и практика.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.