Серия статей Поворот направо
Поворот направо на перекрестке со второй полосы в разрешенном для этого случае. Анализ дорожной ситуации с точки зрения безопасности маневра «поворот из второй полосы направо».
Вопрос читателя. Возникла такая ситуация. На дороге три полосы, на что указывают знаки: левая полоса — только прямо, средний ряд — прямо и направо, правый — только направо.
Я ехал в среднем ряду, и мне нужно было повернуть направо. В крайнем правом ряду сзади меня ехала другая машина (такси), я ее видел, и у меня была уверенность, что это такси будет поворачивать направо.
Непосредственно во время поворота эта машина (такси) стукнулась в меня, причем, я же видел ее, что она собирается тоже поворачивать, и я ей не мешал, не вклинивался в ее ряд.
Я уверен, что водитель, который вел такси, хотел повернуть, но потом передумал, и поехал прямо. Кто здесь виноват?
Ответ.
По логике вещей в ДТП виноват всегда нарушитель ПДД, чье нарушение способствовало столкновению. См. статью Что такое ДТП и как его избежать.
Таксист должен был повернуть направо, как этого требовал знак 5.15.2 «Направления движения по полосе», но не повернул, и тем самым спровоцировал аварию.
Каким образом он будет объяснять в группе разбора или в суде факт своего нахождения в месте, где его быть не должно, это уже совсем другой вопрос.
Но факт остается фактом — водитель такси не выполнил требование знака 5.15.2 повернуть направо. Если бы таксист повернул, то скорее всего, ДТП удалось бы избежать.
При других обстоятельствах (предположим, когда оба автомобиля одновременно поворачивают направо), возможно, ситуация сложилась бы по-другому.
Поэтому, определять виновных оставим группе специалистов по этой части, а сами рассмотрим, как не попасть в ДТП в похожих обстоятельствах.
Поворот из второй полосы направо
Главной причиной столкновений при обоюдном повороте направо на перекрестке с двух смежных полос, является уверенность в том, что «сосед» на крайней правой полосе, предназначенной только для поворота направо, обязательно повернет.
Т.е. всегда имеется предположение, что соседний водитель занял правую полосу именно для поворота, как указывает знак 5.15.2 «Направления движения по полосе» или разметка 1.18.
Другие варианты столкновений при одновременном параллельном повороте направо, также, как и при повороте налево, связаны с необеспеченностью безопасного бокового интервала в процессе поворота.
Представим ситуацию. Вы подъезжаете к перекрестку, на котором знаками 5.15.2 разрешается движение из средней полосы «прямо и направо», а из крайней правой полосы — «только направо».
Ваш автомобиль движется по средней (второй) полосе. Чуть сзади вас, по правой полосе едет другой автомобиль.
У вас есть некое предположение, что, поскольку автомобиль оппонента едет по правой полосе (для движения только направо), то он и поедет именно направо.
Но предположить недостаточно, еще есть смысл в этом как-то убедиться. Например, попытаться контролировать его поворот визуально, по зеркалу заднего вида или посмотреть «через салон», если это возможно (повернуть голову).
Когда перекресток регулируется светофором, то время проезда ограничено продолжительностью зеленого сигнала. Соответственно, на последних секундах все спешат успеть проехать.
Последние секунды перед «красным» — это самый напряженный период, и в этот момент обычно бдительность падает, чего допускать не следует.
Совершая поворот из второй полосы направо, целесообразно заблаговременно включить правый «поворотник» и самому не спешить повернуть, а убедиться в том, что ваш «сосед» справа тоже поворачивает.
Обычно, становится понятно, по положению корпуса его автомобиля, что он тоже поворачивает (так же, как при одновременном повороте налево).
К тому же, если вы заехали на перекресток даже на зеленый мигающий, то имеете полное право выехать с него независимо от сигнала светофора на выходе с перекрестка (пункт 13.7 ПДД).
Теперь, по какой траектории повернуть направо из второй полосы: по короткой, в правую полосу, или по длинной, во вторую полосу пересекаемой дороги?
В соответствии с пунктом 8.6 ПДД, поворачивая направо, транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.
Это значит, что если правый ряд пересекаемой дороги свободен, то повернуть следует в него. Требование базируется на том, что поворот направо в подавляющем большинстве случаев происходит из крайней правой полосы.
Это самый короткий путь, чтобы повернуть направо, поэтому, короткая дуга поворота из правой полосы в правую оправдана.
Когда поворот направо осуществляется из смежной второй полосы, то целесообразно «целиться» во второй ряд пересекаемой дороги, поскольку ее правая полоса будет занята другими поворачивающими ТС.
Таким образом, дуга поворота из второй полосы направо пройдет параллельно повороту из правой — в правую полосу: выезжаете из второго ряда, и поворачиваете во второй ряд пересекаемой дороги.
Это «схема» движения при, скажем так, оптимальной загруженности участка дороги. В часы «пик» усиливается нервозность, формируется «столпотворение» и повышается вероятность попасть в ДТП на повороте.
Еще есть смысл учесть, что колесный общественный транспорт имеет право отступать от требований знаков и разметки, указывающих направление движения по полосам.
Их маршрут может пролегать через разные полосы движения, а места остановок располагаются у правого края проезжей части. Другими словами, маршрутка имеет право проехать через перекресток «прямо» из полосы для «только направо».
Поэтому свой собственный маршрут движения, так или иначе, придется корректировать с учетом всех сложившихся на тот момент обстоятельств. См. пример в статье Рисковый поворот на широком перекрестке.
На этом анализ дорожной ситуации «поворот из второй полосы направо» можно считать оконченным.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «поворот из второй полосы направо» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности на дороге предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:
Поворот направо на нерегулируемом перекрестке;
Рисковый поворот на широком перекрестке;
Поворот на главную дорогу направо и ДТП;
Выезжая на главную, будь осторожен;
Поворот направо на главную дорогу;
Поворот направо со второй полосы;
Поворот не из своей полосы.
Будьте внимательны за рулем.
09.05.2018 17:26
Объяснение с кучей воды. В данном случае таксист нарушил правило и выехал в неразрешенном направлении.
Поэтому он не только виновен в ДТП, но и должен выплатить штраф. Все. Автор ничего не нарушал.
18.05.2018 14:03
Здравствуйте Ваня.
«Воды» было действительно многовато, убавил, а в остальном вы абсолютно правы. Автор вопроса ничего не нарушил, но стал, тем не менее, участником аварии.
Есть вина юридическая, которую можно обосновать по закону и принудить к ответу, и есть, так сказать, ответственность перед самим собой (всегда стоит вопрос: винить кого?).
См. статью Кто более виноват в ДТП и Причины возникновения ДТП.
Можно сколь угодно винить своего оппонента, суть от этого не меняется. Каждый выбирает удобную для себя интерпретацию.
23.08.2024 20:14
В час пик на четырёхполосной дороге обе полосы в попутном направлении загружены автомобилями. На дороге отсутствуют знаки направление движения по полосам и разметка 1.18.
Если при наличии плотного потока транспорта с обеих полос происходит поворот направо, то те, кто поворачивает с левой полосы направо, нарушают правила дорожного движения?
Могут ли те, кто поворачивает с левой, ссылаться на пункт 8.7?
24.08.2024 10:59
Здравствуйте Михаил.
Да, нарушают. ТС, которые поворачивают с левой полосы направо, нарушают пункт 8.5 ПДД: требование занять соответствующее крайнее положение.
«Могут ли те, кто поворачивает с левой, ссылаться на пункт 8.7?» — теоретически да, могут, ссылаясь на «другие причины». Но!
При разборе нарушения или ДТП вопрос могут поставить так: была ли возможность повернуть в соответствии с ПДД, или это был единственно возможный вариант поворота?
Напрашивается ответ, что возможнсть была: перестроиться вправо и повернуть с правой полосы. Ведь, непреодолимого препятствия для этого НЕ было. Было нежелание долго «стоять в очереди».
Пробки и час пик — это всего лишь обстоятельства. Вот, примерно так.