Помеха справа в ПДД


Комментариев нет

Существует несколько разных вариантов утверждений о понятии «помеха справа». Одни эксперты высказывают мнение, что «помеха справа» существует с начала истории ПДД, и возводят его в ранг Правила, другие — утверждают, что данное понятие не имеет юридической силы, потому что оно вообще не встречается в тексте ПДД.

Не станем вдаваться в историю происхождения фразы «помеха справа», но ее использование значительно упрощает понимание многих дорожных ситуаций, когда необходимо выяснить приоритет между транспортными средствами, если их пути пересекаются.

Приоритет — это право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения (пункт 1.2 ПДД).

«Помеха справа» в ПДД, как термин, отсутствует. Это «народное» понятие, и оно обозначает ситуации, когда Правила обязывают водителя уступить дорогу автомобилю, приближающемуся справа. Но это понятие регулирует далеко НЕ любые ситуации, в которых другой автомобиль подъезжает с правой стороны.

О «помехе справа» уместно говорить только в тех случаях, когда между машинами (транспортными средствами) имеется равнозначность в правах на движение, или же, когда очередность проезда между ними Правилами НЕ оговорена.

Таких ситуаций немного, и несмотря на отсутствие официального понятия «помеха справа» в ПДД, они включены с несколько другой формулировкой: «уступить дорогу должен водитель, к которому транспортное средство приближается справа».

Ниже приведены пункты ПДД, в которых встречается данная формулировка, и обстоятельства, к которым применяется правило «помеха справа».

Одновременное перекрестное перестроение. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа (пункт 8.4).

Теме маневров, связанных со сменой полосы движения, посвящена серия статей Перестроение. При одновременном перестроении с другим автомобилем очень важно понять или вовремя заметить, что маневры машин начаты одновременно.

Предлагаю ознакомиться с материалом статей Одновременное перестроение. Теория и практика, Одновременное перестроение на многополосной дороге и Взаимное перестроение в одну полосу.

Нерегулируемый перекресток, на котором главная дорога поворачивает (меняет направление). В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог (пункт 13.10).

 

Когда на таком перекрестке возникает обязанность уступить помехе справа? Это возможно в двух случаях:

  • когда главная дорога поворачивает направо, вы движетесь по главной, и вам необходимо проехать через перекресток в прямом направлении, или повернуть налево (развернуться).
  • когда вы подъехали по второстепенной дороге, но «правая» дорога перекрестка также является второстепенной. Независимо от направления вашего дальнейшего движения, на таком перекрестке вы обязаны уступить всем ТС, в т.ч. помехе справа на второстепенной дороге.

Рекомендую ознакомиться с материалом статьи Съезд и поворот с главной дороги из серии Главная дорога.

Уступить по главной и второстепенной

Перекресток равнозначных дорог (равносторонний перекресток). На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11 (1) Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа (пункт 13.11).

Перекресток равнозначных дорог от других перекрестков отличается тем, что на всех! сторонах этого перекрестка нет (не установлено) знаков приоритета.

На перекрестке равнозначных дорог ПДД обязывают уступить любой «помехе справа», которая появляется в зависимости от направления движения через перекресток: проезда «прямо», поворота налево или разворота.

На равностороннем перекрестке может возникнуть ситуация круговой «помехи справа». Как проехать через него в таком случае — ответ есть в статье Проезд равнозначного перекрестка. Еще рекомендую статью Разворот на равнозначном перекрестке.

Другие случаи, не оговоренные в ПДД. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа (пункт 8.9).

К другим случаям, в которых очередность проезда не оговорена, относятся ситуации движения во дворах и жилых зонах, на парковках, на прилегающих территориях, т.е. в местах, где пути машин пересекаются, но отсутствует атрибутика, предоставляющая приоритет.

В качестве примера предлагаю статью Движение во дворах и жилых зонах.

Уступить во дворе

Следующие два пункта Правил регламентируют ситуации, в которых применение понятия «помеха справа» неуместно, потому что ПДД в этих случаях конкретно расставляют приоритеты между транспортными средствами.

 

Тем не менее, взгляд на эти обстоятельства через призму народного правила «помеха справа» может помочь лучше понять ситуацию, особенно на начальном этапе водительской практики. Позднее, с опытом, придет понимание на уровне спинного мозга, кому и в каких случаях Правила требуют уступить.

Речь идет о встречных ТС, которые движутся в равных с вами условиях: либо на зеленый сигнал, либо по равнозначной дороге.

Пункт 13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо.

Пункт 13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.

Перечисленные в пунктах 13.4 и 13.12 требования обязательны для выполнения не только на перекрестках. Они обязательны к выполнению на любом участке дороги, где есть возможность повернуть налево или развернуться.

В обоих случаях, если мысленно повернув налево, расположить автомобиль поперек движения, то встречные машины пространственно окажутся справа, следовательно, нужно им уступить. Такая позиционная расстановка ни в коем случае не является «помехой справа» в том смысле, в котором она рассмотрена выше, потому что в данных пунктах есть прямое требование уступить встречным машинам!

Но если кому-то трудно запомнить, что при повороте налево (развороте) необходимо уступить встречным ТС, едущим в направлении прямо или направо (возможно, что при виде встречного автомобиля человек, не имеющий опыта, теряется), то для понимания ситуации можно использовать метод псевдо-«помехи справа», приведенный выше.

В любых ситуациях, когда между участниками возникает необходимость уступить «помехе справа», необходимо помнить, что свой приоритет целесообразно использовать только тогда, когда вы убедитесь, что вам уступают дорогу.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Еще по теме из раздела: Вождение

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.