Выбор бокового интервала


Комментариев нет

Здравствуйте, уважаемый читатель.

В этой статье порассуждаем о выборе бокового интервала в транспортном потоке, ну и не только в потоке. Известно, что разъезжаться и маневрировать приходится в том числе, в довольно узких местах.

Итак, что такое боковой интервал, и какой величины должен быть боковой интервал?

Опять, же, для чего это нужно знать? Это нужно для того, чтобы не столкнуться, не задеть другой автомобиль (пешехода, а также любой предмет, оказавшийся по вашему маршруту).

Боковой интервал при рядном движении – это расстояние между бортами транспортных средств.

Транспортные средства, в свою очередь, могут двигаться как попутно, так и навстречу друг другу, и в любом случае боковой интервал – это расстояние между их бортами. См. статью Движение в потоке.

ПДД о величине бокового интервала упоминают лишь условно:

Пункт 9.10: «Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения».

Этот необходимый боковой интервал и должен обеспечить безопасное «соседство» смежных транспортных средств, исключить их боковое столкновение.

Но, мы же понимаем, что транспортные средства движутся не только попутно, но еще и навстречу друг другу. Соответственно, они разъезжаются на каком-то расстоянии. Это расстояние — тоже есть боковой интервал.

 

Условно принято считать, что между попутно движущимися с равной скоростью автомобилями, безопасный боковой интервал должен быть не менее 0,5 метра. Также и при встречной разъезде.

Зависит ли выбор бокового интервала от скорости движения и от ширины автомобиля? Да, зависит. Эта зависимость прямая.

Чем выше скорость автомобиля и чем шире автомобиль в габаритных размерах, тем боковой интервал должен быть больше.

Уменьшение безопасного бокового интервала чревато боковым столкновением (еще говорят, машины «притерлись» боками, ну или просто заденут друг дружку). Это справедливо как для попутного движения, так и для встречного разъезда.

Как такое происходит, см. случай в статье Встречный чирк по зеркалу.

Боковой интервал целесообразно увеличивать на изгибах дороги, во время опережения или обгона, на встречном разъезде, на параллельных поворотах, при движении по кольцу кругового перекрестка.

Также целесообразно увеличить боковой интервал на скользкой, заснеженной либо покрытой наледью дороге. В этих условиях велика вероятность «подскользнуться и соскочить» с наледи.

Фактически две

В принципе, когда проезжая часть широкая, и машин мало, то проблем с теснотой не возникает. В этих условиях есть возможность подальше объехать (если коллега едет попутно), и подальше разъехаться (если коллега едет навстречу).

Но на узкой дороге или с увеличением количества транспортных средств на проезжей части становится «тесно», и приходится ехать в тесных условиях. Вот тут и потребуется контролировать боковой интервал.

 

Чтобы понять, какой выбрать боковой интервал в какой-то конкретной ситуации, важно уметь чувствовать габариты своего автомобиля.

Интервал с левой стороны видеть и чувствовать вам проще (потому что водительское место находится с левого борта). А, вот правой стороны придется угадывать интервал с учетом выступающего правого зеркала.

На дороге

Предположим, ваш автомобиль догоняет автобус или троллейбус по заснеженной дороге (проезжая часть ограничена снежными заносами), и есть необходимость его объехать (опередить).

Посмотрите на ширину своей половины проезжей части. Если увидите, что есть возможность опередить его слева, не выезжая на встречную половину дороги, значит, смещайтесь левее и опережайте.

Если такой возможности нет (узкая дорога), а объехать едущий автобус нужно, тогда убедитесь в том, что выезд на встречную полосу на этом участке дороги не запрещен, и действуйте по ситуации.

Действовать по ситуации — это значит принять меры предосторожности. Соблюдение ПДД в процессе движения — это необходимость. А несоблюдение безопасности в рамках ПДД может спровоцировать столкновение.

Например, если вы маневрируете или передвигаетесь в узком дворовом проезде, где по краям стоят другие машины, то целесообразно снизить скорость до минимума, и продвигаться медленно.

Во дворе

По сути, в этих условиях выбор бокового интервала заключается в том, чтобы не задеть стоящие ТС или какие-нибудь предметы. Можно, как говорят, смиллиметрить, т.е. проехать в сантиметре, и никого не зацепить.

Другой пример. Скользкая дорога значительно увеличивает остановочный путь, поэтому есть смысл сильно не разгоняться, а неаккуратное торможение на скользкой дороге способно «увести» автомобиль с курса.

Помним, что выбор бокового интервала зависит от скорости: чем скорость выше, тем больше должен быть боковой интервал. А на скользкой дороге целесообразно держать интервал еще больше.

Если нет возможности увеличить боковой интервал, значит, снижайте скорость, и контролируйте, как едут ваши соседи по дорожному потоку.

 

Кроме того, на скользком участке (в том числе во дворе) есть вероятность поскользнуться, буксануть, и автомобиль стащит в сторону. В результате этого можно случайно «прислониться» к соседнему автомобилю.

В дополнение см. статью Осторожно, скользкая дорога.

Во время переезда снежных межполосных уплотнений во время перестроения автомобиль может занести, и как следствие, можно потерять управление. Здесь ни один безопасный интервал не поможет.

Фактически четыре

Какого-либо общего алгоритма действий в таких ситуациях не существует – действовать нужно исходя из условий конкретной дорожной обстановки.

В снежных условиях еще нужно понять следующее.

Когда дорогу в четыре полосы (на них выезд на встречную полосу запрещен пунктом 9.2 ПДД) замело снегом, и она фактически стала двухполосной (один ряд – ваш, второй ряд — навстречу), то эта дорога НЕ перестала быть четырехполосной.

Она по-прежнему таковой является, но в этой ситуации крайние правые полосы могут быть непригодны для движения (они под снегом) только в данный момент времени, пока их не очистят.

Более того, на скользкой дороге или во время снежных заносов выезжать на встречную полосу часто бывает очень небезопасно.

Поэтому, в каких-то «снежных» ситуациях движение по одной колее след-вслед может быть единственно целесообразным. В таком случае придется контролировать боковой интервал до встречных ТС.

После того, как снег сойдет или его уберут, и проезжая часть «войдет» в свои границы, появится возможность ехать попутно в два ряда, и в выборе безопасного бокового интервала можно будет исходить из этих условий.

На этом, все.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной аварийной безопасности на дорогах.

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой вам ситуацией.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «выбор бокового интервала», а также ответов на вопросы как не попасть в ДТП в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Перестроение на дороге. Безопасность маневра;
ДТП по обстоятельствам непреодолимой силы;
Как определить количество полос;
ДТП по невнимательности.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вопрос - Ответ

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.