Причины возникновения ДТП


Комментариев нет

3-я статья из 4 в серии Как избежать ДТП

Здравствуйте, уважаемый читатель.

В предыдущей статье Как избежать ДТП дан ответ на вопрос: почему происходят ДТП, а также перечислены основные причины, по которым они происходят.

Здесь более подробно остановимся на истинных, т.е. настоящих причинах возникновения ДТП в контексте отношений не «кто виноват», а «как избежать аварии».

Далее в статье:

1. Причины возникновения ДТП
2. ДТП по убеждению
3. ДТП по невнимательности
4. ДТП по неосторожности
5. ДТП по злому умыслу
6. ДТП по обстоятельствам непреодолимой силы

Причины возникновения ДТП

Основное необходимое условие для того, чтобы не попасть в аварию, это знание и соблюдение Правил дорожного движения.

Это главное условие, но чтобы не попасть в ДТП, недостаточно только лишь соблюдать Правила. Необходимо предпринять что-то еще.

После того, как случится ДТП, в документах напишут: не уступил дорогу. Ну, или другую, соответствующую причину. Сухая фраза, и никого не интересует вопрос, почему не уступил. Важен только факт.

А вот на вопрос почему, или по какой причине не уступил, может быть несколько ответов: не заметил, отвлекли, смотрел в другую сторону, думал о чем-то, говорил по телефону, разговаривал с пассажиром и др.

Все эти фразы можно объединить одним словом: невнимательность, которая привела к тому, что водитель не уступил дорогу транспортному средству, имевшему преимущество.

Так вот, настоящей причиной возникновения ДТП послужил тот факт, что водитель отвлекся, и был невнимателен к дорожной ситуации, в которой он находился.

Если бы он не отвлекался в процессе управления автомобилем, если бы дорожная ситуация была у него под контролем, то он бы не попал в аварию.

«Контролировать ситуацию» — значит наблюдать, и прогнозировать ее изменение на несколько секунд вперед. Это и есть то самое «что-то еще», что необходимо предпринять для того, чтобы не попасть в ДТП.

Вывод: настоящие причины возникновения ДТП лежат в области какого-то неожиданного события при отсутствии контроля над течением этого события.

Если простыми словами: то, что произошло на дороге, стало для какого-то водителя неожиданным, например, едущий впереди него автомобиль резко затормозил.

Водитель «заднего» автомобиля был к тому не готов, не успел на это отреагировать, не смог ни затормозить, ни объехать, и в результате врезался в «переднего».

После разбора, в документах официально напишут: «не соблюдал дистанцию». Но на самом деле водитель едущего сзади автомобиля просто не контролировал ситуацию впереди себя. Это и будет настоящей причиной ДТП.

ДТП по убеждению

Первая группа в классификации причин ДТП, базирующихся на состоянии водителя, это ДТП по убеждению. В чем смысл?

Водитель, имея преимущество в движении (приоритет), и зная, что сила закона на его стороне, уверен, что другие участники также соблюдают ПДД и обязаны ему в данной ситуации уступить (его пропустить).

Т.е. водитель убежден, что он в этих дорожных обстоятельствах прав, и уверенно использует свой приоритет.

Заблуждение заключается в том, что другой водитель, который в соответствии с ПДД должен уступить, может предположить, что успеет проехать, и не станет уступать дорогу.

Он рассуждает так: если раньше получалось «проскочить», то почему сейчас не получится?! Пользуясь моментом, он приступает к маневру и ... по разным причинам не успевает, происходит столкновение.

Или же ситуация может осложниться ограниченным обзором участка дороги. Неплохой пример рассмотрен в статье Проезд «под прикрытием».

Как избежать ДТП в ситуации, когда кто-то из участвующих в движении действует по убеждению?

Мораль подобных ситуаций такова, что использовать свой приоритет целесообразно только тогда, когда вы будете уверены, что вам уступают дорогу.

Если видите, что оппонент настойчиво пытается проскочить, то нет смысла ему препятствовать. Но важно вовремя распознать его стремление, и в зависимости от ситуации принять меры предосторожности.

Порой, выгоднее самому чуть сбавить скорость, или хотя-бы не разгоняться, чтобы страждущий успел проехать — сэкономите себе много времени, избежав последующих разбирательств после ДТП.

Если же у вас возникает желание самому «успеть проехать» в ситуации, когда вы обязаны уступить дорогу, то нужно реально оценить такую возможность в сложившейся дорожной обстановке.

На сайте, в разделе Дорога, есть немало примеров, когда такие попытки обернулись неудачей.

Один из примеров — в статье Поворот налево на желтый сигнал, и еще рекомендую разбор дорожной ситуации в статье Успею проехать? — А не успеешь!

Момент дтп

ДТП по невнимательности

Следующая группа в классификации причин ДТП, базирующихся на состоянии водителя это ДТП по невнимательности.

Бывает так, что в момент, когда второй водитель должен уступить дорогу первому, его что-то отвлекает от дороги.

Это «что-то» может быть чем угодно — водитель задумался, либо был под воздействием эмоций или просто устал, отвлекся от дороги, и не заметил другой автомобиль, тот самый, кому он должен был уступить.

В результате того, что водитель задумался, и отвлекся от дороги, машины столкнулись.

Что произошло в этот раз? Ведь, водитель не хотел допустить аварию, более того, он был готов уступить, но не заметил своего оппонента, потому что его что-то отвлекло.

А произошло то, что в какой-то момент времени он стал невнимателен к дорожной обстановке, отвлекся (задумался) и допустил столкновение.

Как избежать ДТП по невнимательности, да и вообще в ситуациях, когда что-то отвлекает? Ответ будет простой. Нужно все время контролировать дорогу, а для этого надо перестать отвлекаться.

Если что-то все время отвлекает, в голову лезут какие-то мысли, нужно постараться отстраниться от этого, по крайней мере, на время ответственного момента, а еще лучше остановиться, и порешать вопрос в покое.

Во время движения внимание должно быть сосредоточено на дороге.

В ДТП участвуют как минимум двое. Из этих двоих, у одного было преимущество в движении.

Если вы находитесь в роли первого водителя и видите, что автомобиль, водитель которого должен уступить вам дорогу, продолжает движение, как ни в чем ни бывало, то пришло время вам самому принять меры предосторожности.

Как вариант, можно применить звуковой сигнал, и быть готовым самому остановиться. Не факт, что после сигнала оппонент сразу отреагирует.

Т.е. опять возвращаемся к приведенному выше высказыванию о том, что использовать свой приоритет целесообразно только тогда, когда вы будете уверены, что вам уступают дорогу.

Похожие случаи, только без ДТП, рассмотрены в статьях Что делать, если ваш приоритет игнорируют и Успел «по тормозам».

ДТП по неосторожности

Еще одна группа в классификации причин ДТП, базирующихся на состоянии водителя это ДТП по неосторожности.

К этой группе относятся происшествия, в которых дорожная ситуация, казалось бы, очевидна и понятна, но в нее неожиданно что-то или кто-то вмешивается.

Имеется в виду, что в нее вмешиваются новые обстоятельства, которые никто не ожидал.

Например, оба водителя друг друга видят, и осознают требования приоритета, т.е. понимают, кто кому должен уступить.

Иногда они могут поменяться приоритетом (например, в ситуации выпустить выезжающего из двора, либо пропустить на выезде с второстепенной дороги).

Т.е., между водителями есть понимание, но неожиданно появляется какая-нибудь «третья сила», которая не учитывает происходящее, более того, не понимает, что происходит впереди.

Другими словами, кажущееся благополучие и «равновесие» на дороге сменяется неожиданным появлением «нового» участника, и уже эта, другая ситуация завершается столкновением.

Ключевая фраза в таких обстоятельствах — «появился неожиданно». Т.е. никто из действующих участников в этих обстоятельствах не ожидал появления того, нового участника.

А, ведь, он НЕ появился из ниоткуда! Если бы заранее покрутить головой и посмотреть по сторонам, то этот «новый» участник был бы замечен, и принят к сведению.

Почти классическое объяснение после этого ДТП: — Ну ведь, там же никого не было! И вдруг получаю удар в бок. Вывод: значит, там, все-таки, был другой автомобиль, он двигался, но остался не замечен.

Дтп происходит потому, что никто из участвующих даже не предполагает возможность появления того, нового участника, либо его игнорируют, т.е. считают его появление не значимым.

А следовало бы хотя бы предположить! Наверняка, тот «новый» никуда и не прятался, просто его как бы не взяли в расчет.

Ситуация осложняется тем, что тот «новый» участник примерно таким же образом пренебрегает развивающимися обстоятельствами впереди по движению (действует не осторожно), и неминуемо становится соучастником ДТП.

Хороший пример похожих обстоятельств рассмотрен в статьях Хотел как лучше … , Выезд на главную дорогу. Поворот налево, Проезд на только что включившийся зеленый.

Удар сбоку

Как избежать ДТП по неосторожности в таких обстоятельствах?

Безусловно, хорошим багажом является опыт наблюдений и переживаний ситуаций, проигрывание в голове различных вариантов их развития.

Тогда этот опыт как бы встраивается в интуитивное поведение и закрепляется на практике. Когда такого опыта нет, то полезно его приобретать.

Возможностей сейчас много — ролики в интернете и ситуации на реальной дороге вам в помощь. Наблюдайте.

ДТП по злому умыслу

Следующая группа в классификации причин ДТП, основанных на состоянии водителя, это ДТП по злому умыслу.

Причины этой группы ДТП следуют из названия. В их основе лежит умысел, т.е. дорожная ситуация формируется намеренно.

Целью подобных ДТП являются, обычно, желание отремонтировать свой автомобиль (прошлые повреждения) за чужой счет.

На дороге выбирается «жертва», ее «ведут», выбирают подходящий момент для столкновения, и подставляют свою машину. Виновником этого ДТП, безусловно, становится выбранная «жертва».

После столкновения «потерпевший», оформляя ДТП, вписывает прошлые повреждения в «настоящие», и таким образом осуществляет ремонт за счет «виновника».

Мораль здесь неуместна, правым оказывается тот, кто сумеет убедить экспертов в своей невиновности.

Как избежать ДТП в таких ситуациях? Ответ: нужно все время следить за дорожной ситуацией вокруг своего автомобиля. Смотреть, кто едет вокруг, как едет, самому избегать лишних перестроений.

Маневрировать нужно стараться быстро, но спокойно. На провокации НЕ реагировать.

Чаще всего на дорожные провокации ведутся люди, которые реагируют эмоционально, как будто их задели за «живое».

Им хочется отомстить обидчику, показать крутость. Они увлекаются, и в какой-то момент их подстерегает неожиданная развязка.

В статье Эмоции на дороге – плохой советчик рассмотрен случай не подставы, но эмоциональной реакции, которая привела к столкновению. Рекомендую.

Вывод: Больше хладнокровия и спокойствия. Любое ваше решение (тормозить, объезжать, газовать и пр.) должно быть выверенным, т.е. осознанным.

ДТП по обстоятельствам непреодолимой силы

Ну и последняя группа в классификации причин ДТП по состоянию водителя это ДТП по обстоятельствам непреодолимой силы.

Обстоятельства непреодолимой силы в ДТП — это когда говорят, что водитель не справился с управлением автомобиля.

Другими словами, законы физики в каких-то дорожных обстоятельствах (см. статью Осторожно, скользкая дорога) оказались сильнее возможностей водителя, и ситуация вышла из-под контроля.

Когда ДТП происходит, предположим, на скользкой дороге, вследствие потери управления, это значит, что водитель не учел состояние дорожного покрытия, и выбрал неправильный скоростной режим.

О том, как регулировать свою скорость — в статье Скорость и безопасность движения.

Автомобиль остается управляемым только тогда, когда его колеса катятся, а не скользят. Качение обеспечивается сцеплением колес с дорожным покрытием.

Заскользить машина может не только в гололед, но и в местах примыкания грунтовых дорог, где есть вынос на асфальт сыпучего песка или глины.

Пример одной такой ситуации — в статье Хотел обогнать, но не повезло.

Бывают и другие неконтролируемые обстоятельства. Например, когда несколько машин стоят на светофоре, а сзади или сбоку на них несется грузовик, у которого отказали органы управления, либо отказал разум у его водителя.

В таких случаях может помочь только чудо, в результате которого беда обойдет стороной.

Чтобы всегда была возможность избежать ДТП, главными условиями были и остаются наблюдение за дорожной обстановкой вокруг автомобиля и собственный контроль ситуации.

Контроль ситуации заключается в регулировании дистанции, интервала и скорости автомобиля в соответствии с дорожными условиями.

Как говорится, лучше предусмотреть, чем не досмотреть. И когда вы полностью контролируете обстановку вокруг своего автомобиля, вероятность попасть в ДТП стремится к нулю.

На этом комментарий к вопросу «классификация причин ДТП» можно считать оконченным.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «почему происходят ДТП» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности движения по дорогам предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:

Как не приехать в чужой задний бампер;
Прогнозирование дорожных ситуаций;
Что делать, если подрезали на дороге;
Что такое ДТП и как его избежать;
Что такое безопасная скорость;
Что такое безопасный маневр.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей<< Как избежать ДТПКуда смотреть за рулем, чтобы не попасть в ДТП >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Безопасность

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.