Объезд препятствия


16 комментариев

В процессе движения по дорогам, время от времени приходится объезжать препятствия.

В качестве препятствия может выступать автомобиль после ДТП, сломавшийся и обездвиженный автомобиль, дефект дороги (например, огромная яма или насыпь во время ремонта на проезжей части), открытый люк и пр.

При обнаружении препятствия впереди по движению, обычно имеется всего два варианта объезда: либо с его левой стороны, либо — с правой.

Когда на проезжей части достаточно места для объезда в рамках ПДД, то ни у кого не возникает вопросов, каким образом объехать препятствие — каждый выбирает наиболее удобный для себя вариант.

Но бывает так, что выбора путей объезда без нарушения ПДД нет: либо придется объехать препятствие по встречной полосе, в том числе через сплошную линию разметки, либо придется проехать по обочине или по тротуару (пешеходной, велосипедной дорожке).

Вот, в таких случаях и возникают вопросы – как правильно объехать препятствие.

Например: Проезжая часть имеет по одной полосе в каждом направлении, разделенных линией 1.1 (сплошная). Как объехать препятствие, если справа обочина или тротуар?

Или как объехать без нарушения в более «сжатых» условиях, когда справа — бордюр, т.е. объезд возможен только через сплошную линию разметки по встречной полосе?

Для начала необходимо разобраться в терминологии, и выяснить, что такое препятствие в ПДД и что такое объезд. Соединив эти понятия, можно будет сформулировать, что такое объезд препятствия.

Далее по тексту:

Что такое препятствие в ПДД
Что такое объезд в ПДД
Объезд препятствия по обочине
Объезд препятствия по встречной полосе
Объезд препятствия через сплошную линию разметки

Что такое препятствие в ПДД

В соответствии с пунктом 1.2 ПДД, «препятствие» — это неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

Когда имеется дефект дороги, или когда на проезжей части лежит посторонний предмет, затрудняющий движение, то обстоятельства понятны — если оные мешают проезду, то являются препятствием.

Но если неподвижный объект представляет собой транспортное средство, то сначала нужно выяснить причину его неподвижности.

Если ТС стоит по причине ДТП (Правила требуют остановиться) или потому, что оно сломалось (возникла поломка, не позволяющая освободить проезжую часть), то оно является препятствием.

Факт ДТП и факт возникновения неисправности визуально идентифицировать нетрудно. Дополнительно, об этом подскажет включенная аварийная сигнализация и (или) выставленный знак аварийной остановки.

НЕ являются препятствиями:

  • дорожный затор (именуемый в народе «пробка»);
  • транспортное средство, остановившееся в соответствии с требованиями ПДД.

Например, автобус (троллейбус) на остановке, остановившийся таким образом, что его невозможно объехать без нарушения ПДД, не является препятствием.

Один случай рассмотрен в статье Можно ли объехать автобус на остановке.

Фразу «не является препятствием ТС, остановившееся в соответствии с требованиями Правил» не следует воспринимать буквально. В конкретной ситуации может сыграть роль фактор времени, и ваше мнение о случившемся может измениться.

Например, водитель останавливает автомобиль в соответствии с требованием ПДД, предположим, на запрещающий сигнал светофора. А после этого, по каким-то неведомым для всех вокруг причинам, он продолжает неподвижно стоять на месте.

Т.е. включился «зеленый», все вокруг поехали, а он стоит. То ли сломался, то ли водителю стало плохо. Для идентификации ситуации нужно какое-то время.

И тот факт, что автомобиль стоит неподвижно в то время, когда он должен ехать, да еще в таком месте на проезжей части, где останавливаться запрещено, позволяет идентифицировать данный авто как препятствие.

Включение аварийной сигнализации на неподвижно стоящем автомобиле — это тоже сигнал к тому, что он является препятствием.

Если вы убедились (обычно на это не требуется много времени), что перед вами препятствие, и дальнейшее движение по своей полосе невозможно, можно приступить к выбору пути объезда.

Что такое объезд в ПДД

Правила дорожного движения никак не разъясняют, что такое «объезд». Тем не менее, понятие «объезд» встречается в пунктах 9.2, 9.3 и 15.3 ПДД, а также в статье 12.15 ч.3 КоАП, которая предусматривает санкции за «неправильный» объезд.

Пункт 9.2 ПДД — На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения …

Пункт 9.3 ПДД — На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.

Пункт 15.3 ПДД — … Кроме того запрещается:

  • объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства;

Статья 12.15 ч. 3 — Выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия – штраф от 1000 до 1500 руб. (на момент выхода публикации).

Таким образом, можно сделать вывод, что объезд – это маневр, связанный с выездом из занимаемой полосы, по причине невозможного дальнейшего по ней передвижения. Другими словами, далее по этой полосе движение невозможно, только объезд.

Объединив понятия «объезд» и «препятствие», можно сформулировать, что такое объезд препятствия.

Объезд препятствия — это выезд из занимаемой полосы, из-за невозможного дальнейшего по ней движения по причине имеющегося на ней препятствия (в соответствии с определением).

Формулировка «объезд препятствия» не имеет отношения к дорожным обстоятельствам, когда специальные службы перекрывают путь по всей половине проезжей части или по всей ширине дороги.

В таких случаях для указания направления объезда устанавливают знаки 6.17 «Схема объезда», 6.18.1 — 6.18.3 «Направление объезда», 6.19.1, 6.19.2 «Предварительный указатель перестроения на другую проезжую часть».

В этой статье рассматривается объезд препятствия в соответствии с его определением, данным в пункте 1.2 ПДД.

При объезде препятствия могут возникнуть следующие вынужденные нарушения:

  • пересечение сплошной линии, отделяющей встречную полосу (штраф 1000—1500 руб. ст.12.15 ч.3);
  • пересечение сплошной линии, отделяющей попутную полосу (предупреждение или штраф 500 руб. ст.12.16 ч.1);
  • движение по обочине (штраф 1500 руб. ст.12.15 ч.1) (намного реже — по велосипедной дорожке или тротуару (штраф 2000 руб. ст. 12.15 ч.2)).

За все перечисленные действия при объезде препятствия в КоАП РФ предусмотрены соответствующие санкции (штрафы).

 

Каким образом целесообразно поступить, чтобы вынужденное нарушение ПДД при объезде препятствия не было засчитано нарушением?

Во-первых, нужно стараться объезжать препятствие в пределах своей половины проезжей части (по ходу движения с правой стороны от объекта или через правую сторону дороги).

Во-вторых, из двух возможных вариантов объезда препятствия целесообразно выбрать тот, который не будет являться нарушением.

В-третьих, если любой из вариантов объезда является нарушением ПДД, целесообразно исходить из серьезности возможных последствий по каждому из них. Далее станет понятно, почему.

На случай, когда иного варианта, кроме как нарушить ПДД, нет, на помощь приходит статья 2.7 КоАП «Крайняя необходимость»:

«Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред».

Если простыми словами, в случае крайней необходимости допускается нарушение ПДД, и оно не будет являться нарушением, если данное нарушение предотвратит бОльший вред, чем его нанесет нарушение.

Объезд препятствия по обочине

Если по ходу движения слева от препятствия находится встречная полоса, отделенная сплошной линией разметки, а справа от него имеется обочина, то для объезда целесообразно использовать обочину.

ПДД запрещают движение по обочине (пункт 9.9), но поскольку этот процесс является объездом препятствия, то в случае крайней необходимости он не является нарушением.

Как вариант, чтобы объезд препятствия по обочине не считался нарушением, можно кратковременно зафиксировать остановку после съезда на обочину. Съехали на обочину — остановились — тронулись по обочине с выездом на проезжую часть.

Съезд на обочину для остановки не запрещен (см. статью Остановка и стоянка ТС. Общие положения), но в случае большого потока машин при объезде такой съезд обязательно спровоцирует затор.

Поэтому, в случае крайней необходимости допускается объехать препятствие по обочине без остановки, поскольку затор будет провоцировать остановку всего потока ТС.

Другой же вариант объезда (объезд препятствия по встречной полосе) в этой ситуации более опасен.

Объезд препятствия по встречной полосе

В перечисленных выше пунктах (9.2, 9.3 и 15.3) сформулирован запрет на выезд на встречную полосу. Соответственно, объезд препятствия по встречной полосе в перечисленных условиях недопустим.

Объезд препятствия запрещается:

  • с выездом на встречную полосу на 4-х или более полосной дороге (п.9.2);
  • с выездом на крайнюю левую полосу на 3-х полосной дороге (п.9.3);
  • с выездом на встречную полосу перед ж/д переездом (п.15.3). Следует отметить, что перед ж/д переездом на встречную полосу запрещается выезжать вне зависимости от количества полос движения на дороге.

Проезжая часть может быть разной ширины, дорожная разметка в месте объезда может отсутствовать, и если ситуация попадает под пункты 9.2, 9.3 и 15.3, перечисленные выше, то объезд препятствия с левой стороны (по ходу движения) будет считаться нарушением.

После фиксации объезда в этих условиях последуют санкции как за «неправильный» объезд по ст.12.15 ч.3 КоАП. В перечисленных выше случаях следует объезжать препятствие только справа по ходу движения.

На двухполосной дороге, на которой разметка отсутствует, или на которой имеется прерывистая разметка 1.5 посередине, объезд препятствия по встречной полосе НЕ запрещен, поскольку в данном случае отсутствуют условия, запрещающие выезд на встречную полосу.

Объезд препятствия через сплошную линию разметки

Правила запрещают пересекать сплошную линию разметки кроме случаев, когда она обозначает правый край проезжей части.

Поскольку речь идет об объезде препятствия, а это мера вынужденная, то в случае крайней необходимости пересечение сплошной линии в этом случае не является нарушением.

Но необходимо обратить внимание на следующее: в разных ситуациях могут быть возможны два варианта:

Если на участке дороги возможен только один из приведенных вариантов объезда, то в случае крайней необходимости ни тот, ни другой не будут являться нарушением.

Но если при объезде препятствия технически могут быть возможны оба варианта (и через встречную, и через попутную полосы), то целесообразно использовать объезд через сплошную только по попутной полосе. В противном случае будет наложен штраф за «неправильный» объезд (ст.12.15 ч.3 КоАП).

  • За объезд НЕпрепятствия через сплошную линию по попутной полосе последует предупреждение (если ПДД нарушены в первый раз) или штраф 500 рублей (ст.12.16 ч.1 КоАП).
  • За объезд НЕпрепятствия через сплошную линию по встречной полосе последует лишение прав до полугода или штраф 5000 рублей. За повторный выезд на «встречку» (в т.ч. при объезде НЕ препятствия) последует лишение прав на 1 год либо штраф 5000 руб. (ст.12.15 ч.4,5 КоАП).

Подводя итог, можно составить последовательность в принятии решения, по какому пути осуществить объезд препятствия, в т.ч. через сплошную линию разметки:

1 — по попутной полосе; 2 — по обочине; 3 — по встречной полосе; 4 – тротуар целесообразно вообще не использовать в качестве пути объезда.

Последовательность приблизительная, поскольку она построена по возрастанию возможной опасности, а конкретика будет зависеть от реальной ситуации.

Двойная линия

Например, если на двухполосной дороге интенсивное встречное движение – целесообразно объехать по обочине. Если обочины нет, а правый край проезжей части отделен бордюрным камнем – целесообразно с соблюдением безопасности объехать по встречной полосе  и т.д., по обстановке.

В заключение, насколько слов об объезде дорожного затора или какого-либо объекта (транспортного средства), который не является препятствием. Объезд «не препятствия» (в т.ч. дорожного затора или дорожной пробки) будет расценен в зависимости от путей объезда:

  • объезд затора по встречной полосе влечет лишение прав на 4-6 месяцев или штраф 5000 руб., за повтор — лишение прав на 1 год или штраф 5000 руб. (ст.12.15 ч.4,5);
  • объезд затора по обочине — штраф 1500 руб. (ст.12.15 ч.1);
  • объезд затора по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение ПДД — штраф 2000 руб. (ст. 12.15 ч. 2).

За объезд препятствия по встречной полосе при условии, что был другой путь объезда (не по «встречке»), в случае фиксации будет наложен штраф 1000 – 1500 руб. (ст.12.15 ч.3).

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «объезд препятствия », а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Выезд на встречную полосу и пункт 9.1 (1) ПДД;
Можно ли объехать автобус на остановке;
Объезд автомобиля дорожной службы;
ДТП при перестроении для объезда;
Что такое безопасный маневр;
Как избежать ДТП.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вопрос - Ответ

Самые читаемые разделы сайта

 

16 комментариев

  1. Андрей

    03.09.2017 12:45

    Дорога 3 полосы в каждую сторону. Едет трактор, грузовик и легковая начинают опережение одновременно. Разрешен ли такой маневр?

  2. Сергей Д.

    04.09.2017 08:20

    Здравствуйте Андрей.

    Если при своих маневрах водители не нарушают пункт 9.4 ПДД (расположение тс на проезжей части), то нарушения, соответственно, нет.

  3. Алёна

    02.03.2018 13:11

    Добрый день! А ели это одностороннее движение, но 2 полосы разграничены сплошной, и на пути было препятствие (фура на аварийках), то пересечение сплошной для объезда как рассматривать?

  4. Сергей Д.

    04.03.2018 13:18

    Здравствуйте Алена.

    В вашем случае пересечение сплошной линии, разделяющей попутные полосы, это объезд препятствия, не связанный с выездом на встречную полосу. Объезд — мера вынужденная, и не рассматривается как нарушение.

    Если вы таким образом объедете автомобиль, который не является препятствием, то в случае фиксации будет предъявлено нарушение разметки (ст.12.16 ч.1).

  5. Денис

    12.03.2018 15:36

    Добрый день, еду по населенному пункту, дорога двухполосная с разделительной линией. Впереди на моей полосе большая яма.

    Убеждаюсь, что впереди до встречной машины еще достаточное расстояние, начинаю объезд ямы на небольшой скорости.

    Заканчивая объезд ямы, и находясь уже метрах в пяти позади нее, убеждаюсь, что встречная машина едет быстро, и не думает сбавлять скорость.

    В результате обе машины царапнулись боковыми зеркалами. Кто виноват?

  6. Сергей Д.

    12.03.2018 19:16

    Здравствуйте Денис.

    Трудно сказать, думаю, что виноваты оба. В этом случае еще важно расположение машин на проезжей части в момент столкновения.

    Вопрос целесообразно ставить не «кто виноват?», а «как в другой раз не подставиться».

    Была ли у вас возможность после объезда ямы принять правее на проезжей части? Вы же видели, что оппонент не сбавляет скорость!

    Почему он не сбавил ход, видя, что впереди что-то не так, это уже вопрос к нему. Вероятно, думал, что все будет Ок.

    Со стороны судить почти невозможно, потому что словесного описания ситуации, как правило, бывает недостаточно.

  7. А. Е.

    30.05.2018 07:58

    Здравствуйте, у меня похожая ситуация. Только я совершала объезд впереди стоящей дорожной бригады (двух грузовых машин) со средней полосы в крайнюю левую.

    Уже полностью выехав на левую полосу, заднее левое колесо моей машины задевает сзади едущая машина (причем левое заднее крыло, задний бампер не задеты).

    Мое колесо сразу порезало, и процарапало весь бок. Его переднее правое колесо тоже лопнуло. Скорость той машины была высокой, т.к. он не сразу остановился, а только спустя несколько метров, проехав меня.

    Мог он меня поздно заметить? К тому же водитель имеет инвалидность с диагнозом рассеянный склероз. Кто виноват? Или виноваты оба?

  8. Сергей Д.

    31.05.2018 21:15

    Здравствуйте А.Е.

    Объезжая дорожную бригаду, вы перестраивались на левую полосу.

    Если ваш оппонент в это время ехал по левой полосе, то в соответствии с пунктом 8.4 вам нужно было уступить ему дорогу, (дорогу уступает тот, кто перестраивается).

    Невыполнение этого требования привело к ДТП. Степень вины второго участника нужно определять непосредственно на месте происшествия.

  9. Светлана Витальевна

    27.10.2019 22:40

    Здравствуйте! Мой сын попал в ДТП, в котором обвинен сотрудниками ГАИ по п.8.1 и 9.10.

    Он, объезжая справа припаркованные тс, двигался по середине прерывистой разметки между задами припаркованных машин справа и медленно идущим микроавтобусом слева.

    Увидев его намерения перестроиться вправо, ускорил ход, но микроавтобус своим габаритом ударяет в заднее левое крыло.

    Скажите, пожалуйста, есть вина сына, то в чем?

  10. Сергей Д.

    28.10.2019 11:31

    Здравствуйте Светлана Витальевна.

    Начну с того, что любое словесное описание ситуации почти всегда ошибочно, потому что всегда есть нюансы, скрытые от взора. Это всего лишь ваша интерпретация событий.

    Если смоделировать ситуацию по вашему описанию, то ваш автомобиль, объезжая припаркованные машины, изначально перестроился на соседнюю полосу (по которой двигался микроавтобус), и был должен уступить дорогу микроавтобусу (пункт 8.4).

    Он этого не сделал и двигался параллельно микроавтобусу, между полос (опасный боковой интервал — п.9.10).

    Микроавтобус, в свою очередь, ехал по своей полосе, но перестраиваясь правее, должен был убедиться, что справа путь свободен (требование уступить при перестроении, тот же пункт 8.4).

    На мой взгляд, вина обоюдная. Другие нюансы, в т.ч. включение поворотников (п.8.1), нужно смотреть на месте происшествия.

    Пункт 9.10 (несоблюдение бокового интервала) также имеет место. Вердикт инспекторов обоснован.

    Вашему сыну будет полезно прочесть статью Одиночное перестроение. Теория и практика.

  11. Александр N

    03.09.2020 16:32

    Добрый день!

    Двухполосная дорога с небольшим участком сплошной разделительной линии. Автобус стоит на остановке, долго стоит...

    Скажите, пожалуйста, в каком случае объезд этого автобуса с заездом на свободную встречную полосу через участок сплошной линии будет нарушением, а в каком не будет?

    Только если автобус будет стоять обозначенным знаком аварийной остановки?

  12. Сергей Д.

    03.09.2020 17:56

    Здравствуйте Александр.

    В вашем случае объезд по встречной полосе через сплошную линию 1.1 не будет считаться нарушением только в случае, если у автобуса будет включена аварийная сигнализация.

    Отсутствие знака аварийной остановки (в случае поломки автобуса) — это зона ответственности водителя автобуса. А для вас авар.сигнализация — это сигнал о том, что автобус неисправен и является препятствием.

    Если же автобус просто стоит, без авар.сигнализации, то он не является препятствием, и его объезд через сплошную линию разметки попадает под штраф.

    Эта ситуация рассмотрена в статье Можно ли объехать автобус на остановке.

  13. Татьяна

    04.09.2021 15:29

    Является ли нарушением объезд неподвижно стоящего ТС перед пешеходным переходом, в отсутствии пешеходов, через прерывистую линию разметки?

  14. Сергей Д.

    04.09.2021 16:29

    Здравствуйте Татьяна.

    Не является нарушением только в том случае, если неподвижно стоящее ТС является препятствием. Что является препятствием — ответ есть в статье.

    Окончательный вердикт (нарушение либо не нарушение) будет зависеть от обстоятельств.

    На пешеходном переходе запрещен обгон (выезд на встречную полосу), независимо от вида нанесенной разметки.

  15. Виктор

    07.09.2022 13:58

    Я на экзамене двигался на легковом автомобиле по двухполосной дороге.

    С краю на правой полосе были припаркованы автомобили, я приступил к маневру «объезд препятствия», выехал на встречную полосу.

    Инспектор сделал мне замечание, после чего сказал, что я нарушил правила объезда, выехав на встречную полосу. Прав ли был инспектор?

  16. Сергей Д.

    07.09.2022 21:27

    Здравствуйте Виктор.

    Если вы перед выездом из занимаемой полосы не включили указатель левого поворота, то вы нарушили требование пункта 8.1 ПДД.

    Применительно к тому, что это произошло в процессе объезда припаркованных авто, то можно утверждать, что вы нарушили одно из правил объезда.

    Вы ничего не упомянули о дорожной разметке, разделяющей встречные направления, о наличии/отсутствии встречных ТС, которым, по необходимости, следовало уступить дорогу.

    Полагаю, что требования ПДД к выезду на встречную полосу вами были соблюдены. См. статью Выезд на встречную полосу и пункт 9.1 (1) ПДД.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.