Дорожные ситуации. Поворот направо
Здравствуйте уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о ситуации, когда Правилами разрешается выполнять поворот направо из второй полосы.
Сначала немного теории относительно поворота направо.
Пункты 8.5 и 8.6 ПДД указывают на то, что в общих случаях перед поворотом направо вы должны занять крайнее правое положение на проезжей части.
При осуществлении поворота направо необходимо вести свой автомобиль по возможности ближе к правому краю проезжей части.
Но нередко на дорогах знаками и дорожной разметкой в направлении направо разрешается повернуть также из второй полосы.
Например, из крайней правой полосы движение разрешается только «направо», а со второй полосы – «прямо или направо».
Т.е. проезд в прямом направлении по второй полосе — это не единственный вариант для движения. Еще есть возможность осуществить поворот направо из второй полосы.
Не важно, где организован такой проезд. Это может быть на перекрестке или же на въезде к какой-либо прилегающей территории.
Важно то, что схема движения по полосам несколько отличается от «привычной» схемы, и свое внимание на этот факт многие обращают поздно.
Посмотрите короткий видеоролик. В нем специально задержан кадр, на котором видны знаки 5.15.2 «Направления движения по полосе» и разметка 1.18 на каждой из полос.
Водитель автомобиля, с которого ведется съемка («регистратор»), намеревается повернуть направо из второй полосы (из второго ряда), вслед за едущей впереди легковой машиной.
Но как только «регистратор» приступил к повороту, в его правый борт тут же врезается автомобиль Ваз «классика», водитель которого решил по правой полосе проехать прямо.
То ли он знаков и разметки не видел, то ли надеялся успеть проехать, это его личные мотивы, и они не важны. Но он нарушил требования знаков и дорожной разметки, в результате чего произошло ДТП.
Нарушитель ПДД автоматически становится виновником ДТП, произошедшего по причине данного нарушения. Поэтому, юридическим виновником этого происшествия является водитель «Жигулей».
Юридический язык — он «сухой», текст протокола излагает сухую информацию, необходимую для установления виновника/невиновника и адресата последующих взысканий.
Но транспортными средствами управляют люди, им свойственно как ошибаться, так и находить выход из затруднительных положений.
ДТП является следствием того, что выхода из данной критической ситуации водителями найдено не было.
Какие действия допустили водители обоих автомобилей, в результате которых произошло ДТП? Чтобы это понять, можно мысленно поставить себя на их место.
Начнем с водителя «Жигулей». До столкновения автомобиль «Ваз» не был виден в кадре, но логика подсказывает, что он ехал по правой полосе.
Если его движение планировалось в прямом направлении, то нужно было выбирать другую полосу — вторую или третью. И знаки 5.15.2 и разметка 1.18 напоминали об этом.
Ну а если водитель не увидел знаков направлений движения по полосе (возможно, слепило солнце), то разметку 1.18 нельзя было не заметить — она на дороге перед глазами.
Скорее всего, причина была в чем-то другом, что могло отвлечь внимание или позволило игнорировать ПДД, и пусть она останется на совести водителя «Классики».
Теперь, о действиях «регистратора». Его юридической вины в этом ДТП нет, он действовал в соответствии с ПДД, но недооценил ситуацию справа сзади своего автомобиля.
Возможно, водитель видел в зеркалах едущий по правой полосе «Ваз», и поскольку движение с правой полосы разрешено только направо, то он мог предположить, что водитель «Ваза» повернет.
Предположил, но не убедился в этом. И дистанция между машинами была очень небольшая. Очень похоже на то, что виновник ДТП неожиданно появился из «слепой» зоны зеркал «регистратора».
О том, что такое «слепая» зона, и как она изменяется, можно прочесть в статье О слепой (мертвой) зоне автомобиля.
Если на дороге что-то происходит неожиданно для вас, тем самым вмешиваясь в процесс вашего движения, это говорит о том, что вы не были к этому готовы, не предположили такую возможность.
Чтобы этого избежать, необходимо следить за тем, что происходит, и прогнозировать изменение дорожной ситуации. Как это сделать — в статье Прогнозирование дорожных ситуаций.
Для контроля над ситуацией сзади и с боков автомобиля есть смысл не только смотреть в зеркала заднего вида, но еще крутить головой по сторонам, если кузов позволяет.
Зеркала не всегда дают полную картину происходящего позади машины, а поворот головы и взгляд в мертвую зону непосредственно перед маневром, может внести ясность в эту картину.
Так целесообразно делать не только когда вы совершаете поворот из второй полосы, но и в обычных ситуациях, даже когда поворачиваете с крайней правой полосы.
Пункт 8.5 ПДД не зря требует, что перед поворотом направо необходимо занять крайнее правое положение на проезжей части, т.е. принять как можно правее. Для чего это нужно?
Предположим, другой автомобиль не может поместиться между вашей машиной и тротуаром или обочиной, а вот мотоцикл – запросто!
И, поскольку, по дорогам общего пользования с апреля 2014 года разрешено ездить еще и велосипедистам, то появление последнего в слепой зоне зеркал вашего авто, более чем вероятно.
Если сравнить столкновение транспортных средств, то в случае, как на видеоролике, пострадало только «железо».
В случае столкновения с двухколесным транспортным средством, последствия ДТП были бы гораздо серьезнее. А причина ДТП в таких случаях дело уже вторичное.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «поворот направо из второй полосы» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности на дороге предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:
Поворачиваю, как хочу;
Со второй полосы — направо;
Поворот направо и пункт 8.6 ПДД;
Поворот направо. Опасные ситуации;
Поворот направо через выделенную полосу.
Будьте внимательны за рулем.
17.09.2015 16:01
Здравствуйте!
Такая ситуация. Подъезжаем по второстепенной дороге к перекрёстку с главной. На второстепенной две полосы, движение одностороннее.
По главной движение разрешено только в одном направлении (направо). Знаков 5.15.2 нет, размётки на второстепенной дороге нет (не видна).
Как в этом случае выполнять поворот направо из левой полосы второстепенной дороги? Спасибо.
17.09.2015 20:29
Здравствуйте Илья.
Обычно, если перед перекрестком нет знаков, определяющих направление движения по полосам, то повернуть направо с левой полосы запрещается.
Поворот направо в разрешен только с крайнего правого положения на проезжей части (пункт 8.5 ПДД), т.е. только с правой полосы.
Теперь одно небольшое уточнение-вопрос: на данном перекрестке есть возможность проезда в прямом направлении, т.е. напрямик, через главную дорогу, на которой организовано одностороннее движение?
Если возможность сквозного проезда через перекресток есть, то правая полоса – прямо и направо, левая полоса – только прямо.
Если прямо через главную дорогу проезда нет, т.е. ваша второстепенная дорога вливается в главную, на которой организовано движение слева-направо, а знаки 5.15.2 отсутствуют, то в таком случае поворот разрешен с обеих полос, других вариантов проезда все равно нет, а использовать в данном случае для поворота направо только одну правую полосу, было бы очень не рационально.
Предположим, что перед перекрестком установят знаки 5.15.1 или 5.15.2, которые разрешат поворот направо с обеих полос.
В таком случае знаками разрешен поворот с обеих полос, причем, знаки направлений движения по полосам действуют на весь перекресток.
Поворот направо следует выполнять в соответствии с пунктом 8.6 ПДД – по возможности ближе к правому краю дороги.
22.09.2015 16:26
Здравствуйте, Сергей, спасибо за ответ!
Прямого проезда через главную дорогу нет.
У меня появился ещё один вопрос — как Вы пишите, если на том перекрёстке установят знаки 5.15.1 или 5.15.2 которые разрешат поворот направо с обеих полос второстепенной дороги, то повернуть на главную нужно по возможности на крайнюю правую полосу главной дороги.
Если и левая и правая полосы второстепенной дороги заняты, то правильно ли я понимаю, что в этом случае при повороте с левой полосы второстепенной дороги водитель должен будет уступить тем, кто поворачивает на главную с правой полосы второстепенной?
22.09.2015 17:43
Не все так однозначно. Когда знаки направления движения по полосам 5.15.1 и 5.15.2 (либо разметка 1.18) отсутствуют, то в таких ситуациях действует пункт 8.9 ПДД (уступить помехе справа).
Со знаками несколько иначе, поскольку они действуют на весь перекресток и таким образом определяют направление по полосам в пределах перекрестка.
Полосы движения проходят параллельно друг другу. В этом случае при параллельном повороте уступает тот, кто перестраивается.
Но, будем реалистами. Может случиться так, что кто-нибудь обязательно будет лезть вперед и обязательно подрежет. Такое бывает. Препятствовать и настаивать на своем приоритете, в этом случае, не нужно.
Когда на перекрестке нет разметки 1.7, то невозможно точно определить кто именно перестраивается. У каждого водителя свой глазомер.
Если машины столкнутся, кому будет легче: тому, кто прав, или тому, кто нарушил? Поэтому, имея приоритет, нужно еще следить за ситуацией.
04.11.2015 11:59
Здравствуйте, Сергей!
Ситуация аналогична описанной, с той лишь разницей, что перекресток обычный четырехсторонний, без разделительных полос, обе дороги имеют по две полосы в каждом направлении.
Я поворачиваю направо с правой полосы на правую, но сразу за пересечением проезжих частей в правой полосе стоит маршрутка.
Перед перекрестком установлены знаки 5.15.2: с правой полосы — только направо, с левой — прямо и направо. Одновременно со мной с левой полосы поворачивает направо Газель.
Так как моя полоса занята стоящей маршруткой, водитель Газели нагло сигналит и первым поворачивает направо во второй ряд, «подрезая» меня. Избежать ДТП удалось благодаря моей выдержке.
А как надо было правильно разъехаться в этой ситуации? Спасибо!
05.11.2015 11:14
Здравствуйте Алексей.
Согласно значению знаков 5.15.1 и 5.15.2 (действуют на весь перекресток), водитель Газели поворачивал через перекресток в своей полосе.
Ваш автомобиль, в свою очередь, объезжая маршрутку, был вынужден перестроиться левее, а это – выезд из занимаемой полосы, т.е. перестроение. Уступает тот, кто перестраивается (пункт 8.4 ПДД).
См. статью Перестроение в потоке.
В действительности по вопросу одновременного параллельного поворота в Правилах нет конкретики, и часто в разборе этих ситуаций применяют пункт 8.9 ПДД (уступить помехе справа).
Но этот пункт уместен не всегда, в основном только тогда, если знаки 5.15.1 и 5.15.2 (разметка 1.18) отсутствуют.
Более того, когда полосы условны (не размечены на проезжей части), то как выяснить, кто на повороте едет в своей полосе, а кто перестраивается, если все едут «на глазок», и всем нужно успеть проехать?
А в значении знаков 5.15.1 и 5.15.2 четко определено, что они действуют на весь перекресток.
Вот, как раз, из-за наличия подобных разногласий объясняется необходимость постоянно следить за ситуацией вокруг машины, чтобы не подставиться под удар.
Если кто-либо нагло лезет вперед – пусть лезет, в противном случае, когда случится авария, придется долго разбираться с инспектором, или в суде.
Ваша выдержка помогла Вам сохранить свой автомобиль, и сэкономить минимум часа 3 последующих разбирательств со всеми вытекающими.
В дополнение статья Помеха справа в ПДД.
14.04.2016 22:24
Здравствуйте! Я ехал по проспекту, 2-х рядное движение, есть разделительная полоса. Справа, перед аркой для въезда во двор припаркована машина.
Я на УАЗ-Патриот, от разделительной полосы в правом ряду начинаю делать поворот направо, сигнал поворота включен за 50м. Ширина полосы от края до разделительной — 6м. Радиус поворота для УАЗа — 6,55.
Останавливаюсь на секунду, чтобы убедиться, что припаркованный справа автомобиль не начнет движение, и получаю удар в правое заднее колесо. Запись регистратора есть. Итог — я виновник по п.8.1 и 8.5 ПДД. Штраф 500р. Как быть?
15.04.2016 11:46
Здравствуйте Валерий.
Не совсем понятно, от кого пришелся удар. Сзади вас еще кто-то ехал, и не успел затормозить, или же «автор» удара тот, отъезжающий автомобиль, который стоял перед аркой? И в каком месте на проезжей части вас «догнали»?
Вы двигаетесь по правому ряду. Перед поворотом направо, чтобы заехать в арку, вам нужно было объехать стоящий автомобиль, т.е. сманеврировать влево.
В этом случае, сначала нужно было включить указатель левого поворота, объехать стоящего, затем, включить правый «поворотник», принять правее и повернуть направо.
При таких действиях ваши намерения стали бы понятны едущим сзади водителям.
Поскольку вы заранее включили правый «поворотник», то едущие сзади могли это расценить двояко: как поворот направо, так и счесть за сигнал к остановке.
В таком случае, тот, кто едет сзади, ориентируясь на ваш включенный правый «поворотник», интуитивно перестраивается на левую полосу, а тут ваш авто выезжает влево для объезда стоящего впереди автомобиля.
Вот, за неправильное включение «поворотника» был назначен штраф (пункт 8.1 ПДД). См. статью Подача сигнала поворота.
А к чему 8.5 «привязали», непонятно, зависит, скорее, от того, на сколько близко к въезду во двор стоял тот автомобиль, который вы объезжали. Т.е. была ли возможность принять правее непосредственно перед поворотом. По месту виднее.
На сколько я понял ситуацию, в ДТП вины вашей нет, но штраф выписан обоснованно.
11.05.2016 21:46
Здравствуйте Сергей! У меня такая ситуация: сегодня, двигаясь в Москве по Шереметьевской ул. из центра, подъезжая к перекрестку на съезд (разворот) 14 Марьинской ул., у меня возникла такая ситуация на дороге.
3 полосы, левая полоса — только прямо, на что указывают знаки, средний ряд — прямо и направо, правый — только направо. Получилось так, я ехал в среднем, при выполнении маневра, то есть, поворота направо, в меня стукнулась другая машина (такси).
Причем, я видел ее, что она собирается тоже поворачивать, и я ей не мешал, поворачивая, не вклинивался в ее ряд.
Кто виноват? Дпс сказал, что типа я (даже знаки не смотрел пока я не сказал), потом выписал объяснения на разбор!
Я уверен, что водила, который вел авто такси, хотел повернуть, но потом передумал и поехал прямо, и тут я повернул(.
13.05.2016 13:28
Здравствуйте Андрей.
ДТП спровоцировал ваш оппонент (такси), поскольку его нарушение знака «Направление движения по полосе» привело к столкновению. Свою позицию на разборе нужно строить на этом утверждении.
В ситуациях с ДТП во время обоюдного правого поворота, который выполняется в разрешенном случае с двух полос (с крайней правой и с соседней полосы слева), решения могут быть разными.
Когда оба автомобиля одновременно поворачивают направо, и цепляют друг друга, то приходится рассматривать траектории движения обоих автомобилей – кто заехал не на свою сторону.
На разборе могут пойти по простому пути – вы не уступили помехе справа (несмотря на то, что оно здесь не уместно), и попытаются сделать вас виновным.
Ваша задача – как-то доказать, что ДТП произошло не из-за обоюдного поворота, а по причине нарушения знака. Т.е. оппонент с правой полосы был обязан повернуть направо, и ДТП не случилось бы.
19.05.2016 07:46
Показала поворотником, что начала движение, убедилась что безопасно, машин в зоне видимости не было, начала движение прямо.
Не отъехав ни сантиметра от бордюра, вдруг с левой полосы на большой скорости «хундай» поворачивает направо и вырывает бампер. Обвиняют меня.
Объясните, пожалуйста, кто в этой ситуации прав?
22.05.2016 20:43
Здравствуйте Ирина.
Ситуация спорная и требует детального рассмотрения. Вас признали виновной, потому что ваш автомобиль только начинал движение от места остановки (от бордюра) в том смысле, что он трогался с места.
Тот, кто начинает движение, обязан уступить дорогу попутным, уже движущимся машинам. Но в вашем случае есть один спорный момент.
Вам не требовалось перестраиваться для выезда, поскольку автомобиль уже стоял на проезжей части. А ваш оппонент ехал не прямолинейно по своей полосе, а совершал перестроение со второй полосы на вашу полосу, и этот факт можно рассмотреть двояко:
— как преимущественный маневр в рамках ПДД, когда ваш автомобиль еще стоял на месте;
— как нарушение пункта 8.4 ПДД, когда ваш автомобиль уже двигался, согласно которому он был обязан сначала пропустить вас вперед, затем, перестроиться на вашу полосу.
В вашу пользу «работает» второй вариант в том смысле, что оппонент перестраивался, а не ехал прямолинейно по своей полосе. Но в этом случае нужно учесть еще следующие моменты.
Был ли разрешен его маневр в этом месте дороги? Был ли включен правый указатель поворота на машине вашего оппонента? Была ли у вас возможность хотя бы предположить, глядя в зеркало заднего вида, что оппонент будет поворачивать направо?
Если ответ на эти вопросы отрицательный, то это также может послужить вашим козырем в суде, несмотря на то, что доказать это трудно.
Если вы докажете факт его перестроения (а если, при этом, указатель его правого поворота не был включен, то этим самым он вас ввел в заблуждение), то суд может признать обоюдную вину.
Полностью вас, скорее всего, не оправдают, потому что перед началом движения водитель обязан убедиться, что маневр будет безопасен, и не будет создано помех другим участникам (пункт 8.1 ПДД).
28.09.2016 23:11
Здравствуйте! У меня такая ситуация. Одностороннее движение, три полосы, знаков, указывающих движение нет.
Я со второго ряда поворачиваю в крайний левый ряд, второй участник дтп стоял в крайнем правом ряду, указав поворотник направо. Затем он передумал и поехал прямо, и тут я.
Мою вину невозможно оспорить?
29.09.2016 16:38
Здравствуйте Ольга.
Когда знаки, указывающие направление движения по полосам отсутствуют, то работает жесткое требование пункта 8.5 ПДД – перед поворотом направо, налево или разворотом занять соответствующее крайнее положение на проезжей части.
Вам нужно было направо – следовало перестроиться на крайнюю правую полосу, и по возможности прижаться правее. См. статью Крайнее положение на проезжей части.
Другими словами, вина в этом ДТП – ваша, и оспаривать ее бессмысленно.
Тот факт, что ваш оппонент передумал поворачивать, выключил «поворотник» и поехал «прямо», на него не накладывает вину, поскольку в данном случае этот маневр ему не запрещен.
17.10.2016 09:37
Здравствуйте! Ситуация такая, на двух полосной дороге в одном направлении, собирался поворачивать направо в карман улицы, т.к. правый ряд заставлен припаркованными машинами, то поворот осуществлял с левой полосы, и в этот момент справа совершал обгон второй участник дтп.
Сотрудники гибдд утверждают, что виновник я, потому что должен был двигаться между левым рядом и припаркованными авто, хотя расстояние там недостаточно для полноценного проезда тс.
Сотрудник мотивировал мою вину тем, что припаркованные машины стоят не правилам. Тем самым я подозреваю сотрудников в предвзятости, т.к. второй участник пытался, через знакомых, вызвать патрульную машину быстрее.
В схеме дтп мой авто стоит в левой полосе, а авто второго участника в правой за карманом, при этом он свое авто передвигал.
Скоро идти к дознавателю, хотел бы узнать Ваше мнение. Заранее спасибо!
17.10.2016 20:40
Здравствуйте Тимур.
Для поворота направо пункт 8.5 ПДД требует занять крайнее правое положение на проезжей части.
Повернув направо с левой полосы, вы этот пункт нарушили, о чем, собственно, и утверждает инспектор, тем самым ввели своего оппонента в заблуждение, и ваш маневр послужил причиной ДТП.
В вашем случае правая полоса была занята припаркованными машинами. Поскольку, они стояли с нарушением, это оправдало бы ваше движение между двух полос по сплошной разметке 1.1, разделяющую попутные полосы (если таковая там была).
Именно на это обратил внимание инспектор, и таким путем двигался ваш оппонент. А поскольку он не предполагал, что вы повернете направо с левой полосы, то так и ехал до тех пор, пока вы не столкнулись.
Решение инспекторов опирается на правовую базу (ПДД) и на фактическую ситуацию.
09.03.2017 18:56
Здравствуйте. Ситуация такая. Крайняя правая полоса только для поворота на право, следующая — прямо и направо, левая — только прямо.
Двигаясь по второй полосе (прямо/направо) и выполняя правый поворот, произошло столкновение с троллейбусом, который по крайней правой полосе двигался в прямом направлении. Выделенной полосы для транспорта на этом участке нет.
На кого возложит вину ГИБДД, и какими статьями будет руководствоваться. Заранее благодарна.
09.03.2017 20:30
Здравствуйте Юлия.
Думаю, что инспекция возложит вину в ДТП на водителя автомобиля.
Маршрутное ТС имеет право отступать от требований знаков указывающих направление движения по полосам (5.15.1 и 5.15.2), и у троллейбуса было преимущество, поскольку в этой ситуации для автомобиля он находился справа (п.8.9 ПДД).
Нарушение правил маневрирования: ст. 12.14.ч.3 (штраф 500р.), но разбор ведется применительно к конкретной ситуации, и вполне могут переквалифицировать по ст. 12.13.ч.2 (штраф 1000р) – не предоставление приоритета на перекрестке.
07.05.2017 05:05
Главная дорога две полосы в каждом направлении, еду по второстепенной двух полосной примыкающей с поворотом только направо с двух полос.
Еду в правом ряду, движение по главной интенсивное. Слева от меня по второй полосе подъезжает к повороту джип, мне дорогу за ним не видно.
Я считаю, что он как «Бычара» должен со второй полосы и повернуть во вторую полосу главной дороги при достаточно интенсивном движении или попроситься у стоящего справа, у него ведь под капотом то лошадей 200!
Раскочегариваю свою пятерку с 20 летним стажем. И чтоб Вы думали, этот «суслик» меня подрезает справа. Я конечно его пропустил. А он спасибо не сказал. Так я и поехал с домашними в сад.
09.05.2017 22:08
Здравствуйте Анатолий.
В соответствии с пунктом 8.6 ПДД, повернуть направо нужно по возможности в правую полосу той дороги, на которую совершается поворот (кроме круговых перекрестков).
Это значит, что когда правая полоса свободна, то поворачивать направо нужно именно в нее. Не во вторую полосу или на выбор, а в правую.
Для информации см. статью Поворот направо и пункт 8.6 ПДД.
Знаки 5.15.1 и 5.15.2 действуют на весь перекресток, и ваш оппонент с левой полосы мог одновременно с вами свободно повернуть во вторую полосу, либо после вас — в первую.
Вопрос «благодарности» — это такая штука, на которую не следует рассчитывать. Один водитель отблагодарит, другой – не сочтет нужным.
Все эти благодарности, по сути, не имеют отношения к аварийной безопасности движения. Бывает всякое, нужно просчитывать ситуацию. Удачи вам.
24.08.2017 11:20
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, разрешен ли выезд красному автомобилю по средней линии с кругового движения или ему следует занимать крайнее правое положение?
И имеет ли здесь роль разметка? Она позволяет повернуть с круга со второго ряда? Спасибо.
24.08.2017 12:12
Здравствуйте Александр.
Широкая крайняя правая полоса круга позволяет как выехать из круга (по красной стрелочке), так и продолжить движение по кругу.
Поскольку отсутствует разметка 1.18, указывающая направление движения по полосам, у «красного» в данном случае нарушения нет. А «зеленый» нарушает (нарушение правил маневрирования).
24.08.2017 14:25
Сергей Д., Спасибо Вам за помощь!
Если я правильно понял, то на этом перекрестке согласно разметке 1.5 движение осуществляется по трем полосам: Полоса 1 (Правая) — возможно ДВИЖЕНИЕ НАПРАВО. Полоса 2 (Средняя) — возможно ПРЯМО И НАПРАВО. Полоса 3 (Левая) — возможно ДВИЖЕНИЕ ПРЯМО.
Если мы не желаем продолжать движение «по кругу», мы включаем правый указатель поворота, совершаем ПОВОРОТ с крайней правой полосы и СЪЕЗЖАЕМ с перекрестка, где организованно круговое движение.
И так как все три полосы относятся к перекрестку, где организованно круговое движение, то по правилам 8.5. ПЕРЕД ПОВОРОТОМ НАПРАВО, налево или разворотом ВОДИТЕЛЬ ОБЯЗАН ЗАБЛАГОВРЕМЕННО ЗАНЯТЬ соответствующее КРАЙНЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Следовательно...красный тоже должен был перестроиться на крайнюю правую полосу 1.
Если это разметка 1.5, то она лишь определяет количество полос на перекрестке, но не разрешает нам совершить поворот с любой из них.
С avtonauka.ru «На некоторых перекрестках установлены знаки 5.15.1 или 5.15.2, информирующие о том, с каких полос и в каком направлении разрешено движение. Эту же функцию выполняет разметка 1.18. В таких случаях водители обязаны следовать их указаниям».
В нашем примере таких знаков и разметки нет. Следовательно мы должны руководствоваться правилом 8.5, перед поворотом направо необходимо занять на проезжей части своего направления крайнее правое положение. Спасибо.
24.08.2017 19:28
Здравствуйте Александр.
Это разметка 1.7 (границы полос в пределах перекрестка), а не 1.5.
Вы можете объяснить, почему на этом рисунке дорожная разметка 1.7 нанесена неравномерно? Внутренняя полоса круга узкая, а внешняя полоса, которую вы считаете за среднюю и крайнюю правую, широкая?
Это замысел художника, чтобы всех запутать, или оно так в реальности?
Давайте исходить из того, что если бы разметка на кругу была нанесена так, как положено, то и вопросов не возникло бы.
Две полосы на въезде выходят в две полосы на выезде. «Красный» в своей точке оказался на левой полосе для выезда. И его путь непременно пройдет через крайнюю правую полосу круга, если б разметка 1.7 была нанесена по правилам!
Так что ему нет необходимости перестраиваться на самую крайнюю правую полосу, но он может перестроиться.
Когда приходится выяснять ситуацию по подобным рисункам, то возникает много споров, потому что каждый человек видит ситуацию в статике и понимает ее по-своему. Иногда еще начинают додумывать, т.е. рассуждать о том, чего может и не быть.
Если «красному» по каким-то причинам нужно выехать именно в правую полосу той дороги (зеленая стрелка, которую вы дорисовали), тогда ему следовало заблаговременно занять крайнее правое положение на кругу.
Если он станет перестраиваться в той точке, где сейчас находится, то создаст за собой пробку, что приведет к аварийной ситуации.
24.08.2017 20:21
Я не автор, поэтому, не могу сказать почему полосы разные)
Предположим, что разметка нанесена верно, что это меняет? Две полосы на въезде и две на выезде, но нам известно, что на круге их может быть и две и три. Вроде тут нет никакой связи.
При въезде на круг 2 полосы, на круге их становится 3. Красный двигается по средней, следовательно, независимо от того сколько полос на выезде, ему надо перестроится в крайнюю правую согласно 8.5
Т.к разметка 1.7. если я правильно понимаю, лишь обозначает полосы на перекрестке, (для удобства) но подобно разметке 1.18 не указывает разрешенное направление движения.
Тут не хватает именно этой разметки или знаков, но пока их нет, получается, как бы это не выглядело глупо, но красный обязан занять крайнее положение ...
Да, красному совершать получается маневр следовало заранее, но вопрос был...разрешен ли ему поворот со второй полосы) В любом случае, спасибо за помощь )
24.08.2017 22:20
Примерно такой ответ я и ожидал. Я не стану спорить. Свою позицию я изложил в предыдущих ответах.
В дополнение к ним я на вашей картинке дорисовал недостающую разметку 1.7 на кругу, отделяющую крайнюю правую полосу. Больше ничего не трогал.
Даже со всеми погрешностями автора этой картинки видно, что красный из круга выезжает с крайней правой полосы. Да, можно сказать, что он ее пересекает.
Если красную пунктирную линию нарисовать чуть плавнее, то получится точно в соответствии с ПДД. Все остальные манипуляции с перестроением излишни.
Я еще раз хочу обратить внимание, что устраивать спор по нарисованным «от души» картинкам, дело бессмысленное.
25.08.2017 07:58
Сергей Д., спасибо Вам за помощь.
Конечно, о споре и речи быть не может. Это не моя цель. Куда полезнее разобраться в ситуации.
Мне кажется, я нашел подобную схему проезда. Очень схожая ситуация на изображении ниже.
Единственное, чем отличается от нашей задачи — автор скрыл, скорее всего, разметку 1.18, которая и расставляет все на свои места.
И подскажите пожалуйста, где можно задать вопрос, относящийся к теме 12. Остановка и стоянка? В самом разделе 12 нет формы) Спасибо!
25.08.2017 12:09
Пожалуйста, обращайтесь. Можете написать в форму обратной связи либо задать вопрос непосредственно на почту info@avtonauka.ru
Вопросы по остановке и стоянке ТС можно задать в комментариях к статьям Термины «Остановка» и «Стоянка» в ПДД, Остановка и стоянка ТС. Общие положения, или к любой статье из серии Остановка и стоянка.
08.11.2017 22:53
Здравствуйте! Перед перекрёстком висит знак «движение только направо» две полосы, все едут направо, других направлений просто нет, тк одностороннее движение, но есть движение слева, поэтому на перекрёстке висит светофор с доп секцией с зелёной стрелкой направо.
Правильно ли я понимаю, что в данном случае повернуть направо можно и с левого ряда, если основной сигнал светофора красный, но горит зелёная стрелка? Аргумент знак 4.1.2, понятно, что пропустить пешеходов и машины, которые едут слева.
10.11.2017 12:30
Здравствуйте Елена.
Поворот направо должен осуществляться с крайней правой полосы (пункт 8.5). Повернуть с других полос разрешается, если такой поворот разрешен знаками «направление движения по полосам» 5.15.1, 5.15.2 либо разметкой 1.18.
Поскольку других вариантов направлений движения нет, кроме поворота направо, на что указывает знак 4.1.2 «Движение направо», то повернуть разрешается с обеих полос, ведь, других вариантов все равно нет.
Но, использовать левую полосу есть смысл в случаях, когда правая полоса занята.
В случае, когда «стрелка» доп.секции «направо» горит с основным красным сигналом, поворот направо разрешен (пункт 13.5), но нужно уступить дорогу тс, едущим с других направлений, в вашем случае – слева.
26.11.2017 13:11
Здравствуйте! Прошу помочь разобраться в ситуации:i.imgur.com/zXo5cs0.jpg
Ситуация похожая, только разметки нет (кроме разметки на въездах/выездах с кольца 1.2.1 ), полосы движения на кольце 3 и автомобили в рядах движутся правее к внешнему кругу кольца.
Зеленый автомобиль показывает поворот направо, и выезжает с перекрестка с круговым движением из левого ряда.
При этом он находится левее красного автомобиля, который без знаков поворота сначала перестраивается из среднего ряда вправо, а затем продолжает движение по кольцу из крайнего правого ряда.
В итоге происходит ДТП, зеленый автомобиль своим левым крылом ударяет красный автомобиль в районе задней левой двери.
При этом, красный автомобиль в момент столкновения своей левой частью находится почти на 1,5 метра правее левого края разметки 1.2.1.
Интересует, кто будет виновен в данном ДТП?
26.11.2017 18:27
Здравствуйте Александр.
Выезд из круга в общих случаях разрешен только из крайнего правого положения на проезжей части (с правой полосы).
См. статью Крайнее положение на проезжей части.
Следственно, нарушение ПДД выезжающим (зеленого цвета) автомобилем очевидно. Автоматически он становится виновником ДТП.
Поскольку при соблюдении Правил, он был обязан перестроиться правее, а для этого — уступить оппоненту (красному) дорогу, который продолжал ехать дальше по кругу.
Степень вины второго водителя (красного цвета) нужно рассматривать на месте.
23.01.2018 22:31
Здравствуйте!
Перед перекрестком установлены знаки 5.15.2: с правой полосы — только направо, с левой — прямо и направо. Разметка, указывающая траекторию движения по полосам на перекрестке отсутствует. Есть только до поворота и при въезде.
Одновременно два авто поворачивают направо с двух рядов в левый ряд и, до разметки полос, происходит дтп. Препятствий нет. Кто юридически виноват?
Если можно такую же ситуацию рассмотреть с поворотом налево.
24.01.2018 12:15
Здравствуйте Евгений.
Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2 распространяется на весь перекресток. Теоретически должна быть разметка 1.7, но на практике она отсутствует.
Пункт 8.6 требует поворачивать направо по возможности ближе к правому краю дороги. Фраза «по возможности» означает, что если это возможно (ничто не препятствует), то повернуть направо нужно в первую (правую) полосу.
Таким образом, автомобиль на правой полосе должен был повернуть в правую! полосу, а авто на левой полосе, соответственно, в левую полосу.
Учитывая, что поворот двух машин происходит параллельно, «левый» авто имел право повернуть в свою левую полосу (поскольку место справа занято), что он и сделал, а «правый» автомобиль на дуге поворота перестроился влево и потеснил того, что слева.
Перестраиваясь на повороте, «правый» нарушил пункт 8.6, и был должен уступить «левому», поскольку тот в соответствии с указанием знака 5.15.2 (знак действует на весь перекресток, можно мысленно «повернуть» две полосы параллельно направо), двигался по своему краю.
Правило «помеха справа» в этом случае не уместно, поскольку существует толкование знаков 5.15.1 и 5.15.2, т.е. границы полос определены, хоть и условно, ширина дороги, на которую совершается поворот, позволяет двигаться в два ряда.
Вот, если бы эта дорога (на которую поворачивают) была фактически однорядная, тогда правило «помеха справа» было бы уместно, и «правый» смог бы повернуть первым. См. статью Помеха справа в ПДД.
Это теоретический расклад, а как произошло на самом деле, нужно смотреть непосредственно на месте происшествия.
О поворотах налево можно посмотреть две статьи Поворот налево на перекрестке: часть 1 и часть 2.
24.01.2018 22:51
Тогда я не понимаю почему Вы пишете:
05.11.2015 11:14 Здравствуйте Алексей. Согласно пункту 8.9 ПДД, водитель Газели был обязан уступить дорогу вашему автомобилю.
Если я поворачиваю из второй полосы направо под знак 5.15.2, то попадание авто из первой полосы во вторую по ЛЮБОЙ причине является перестроением и он обязан меня пропустить и пункт 8.9 здесь не работает, т.к. траектория движения оговорена мысленно нанесенной разметкой 1.7.
25.01.2018 19:53
Здравствуйте Евгений.
Там была ошибка, исправлено.
Дело вот в чем. Когда есть понимание и уверенность в том, что «оппонент обязан меня пропустить», тогда, как убедиться в том, что и оппонент это также понимает, и готов уступить дорогу?
Есть только один способ – самому контролировать ситуацию.
25.01.2018 23:28
Естественно, но на данных ресурсах интересует только юридическая сторона вопроса. Сигналить-то нужно, когда ты прав)))
Спасибо!
01.02.2018 23:19
Здравствуйте. За сколько метров необходимо совершать перестроение со второй полосы в крайне правую полосу для совершения поворота на право? В правилах написано заблаговременно.
Заблаговременно это сколько приблизительно в метрах? Спасибо.
03.02.2018 13:15
Здравствуйте Дмитрий.
Заблаговременно – это не в метрах, а по времени (заранее), исходя из конкретных дорожных условий (расстояние до поворота, скорость движения, плотность потока машин, т.е. их количество).
Другими словами, до поворота вам нужно безопасно перестроиться, чтобы и Правила соблюсти (пункт 8.4), и ни с кем при этом не столкнуться.
Перед перестроением нужно также заблаговременно включить указатель поворота. См. статью Подача сигнала поворота.
Поток машин движется, и ваш автомобиль вместе с ним. Чем больше скорость потока, тем быстрее вы подъедете к повороту, и тем раньше нужно начать перестраиваться. Рекомендую серию статей по перестроению.
11.11.2018 21:25
Доброго времени суток Сергей! На Т- образном перекрестке случилось ДТП. В утренний час пик, в плотном потоке транспорта, двигался прямо по прямой дороге во втором ряду.
Не доезжая Т- образного перекрестка, остановился, проехав светофор, стоящий справа, (перед светофором нет стоп линии) за впереди едущими а/м, которые хотели повернуть налево и остановились.
Перекресток регулируется светофором. Впереди стоящие а/м после загорания желтого сигнала светофора закончили свое движение.
С другой стороны дороги началось движение, я остался на том же месте, где остановился. До самого перекрестка моя машина не доехала примерно 2 метра.
Другой а/м, въезжая с примыкающей дороги, пересек проезжую часть одного направления, выехал на проезжую часть другого направления, (тем самым хотел заехать на прилегающую напротив территорию).
После он повернул направо к первой полосе дороги, на которой я стоял, и в этот момент правой задней дверью и крылом повредил мой а/м, помял правое переднее крыло.
Какой тут расклад. Кто что нарушил?
12.11.2018 12:41
Здравствуйте Флюр.
Маневр вашего оппонента совершенно непонятен – с его стороны это выглядит как выезд на встречную полосу, в процессе поворота, повлекший ДТП (нарушение пункта 8.6).
Степень вашей вины (вполне возможно, что ее нет) необходимо смотреть на месте происшествия, поскольку словесного описания недостаточно.
16.11.2018 15:16
Здравствуйте! Прошу Вас помочь разобраться в ситуации. Водитель на перекрестке из средней полосы поворачивает налево (синий). Красный на аварийке (левая полоса).
При повороте налево водитель синего тс нарушает ПДД? И прошу подсказать, какими пунктами руководствоваться в данной ситуации. Спасибо за помощь!
Ссылка на схему
16.11.2018 18:15
Здравствуйте Александр.
Нет, в данной ситуации водитель синего авто не нарушает Правила.
Согласно пункту 8.7 ПДД, если ТС из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот в соответствии с пунктом 8.5 (требование перед поворотом занять соответствующее положение на проезжей части), то допускается отступать от него с соблюдением мер предосторожности.
Автомобиль на «аварийке» в левой полосе можно смело отнести к «другим причинам».
16.11.2018 20:06
Спасибо за ответ! Снова возникает вопрос.
Пункт 8.7 разрешает отступать от требования п.8.5, а именно: заблаговременно занять соответствующее крайнее положение перед поворотом.
В нашем случае, кроме требования п.8.7, существует также требование знака особых предписаний 5.15.2 — разрешенное направление движения по полосе на перекрестке.
Возникает вопрос: водитель, отступая от требования п.8.5, согласно п.8.7, может отступать от требования знака 5.15.2? Спасибо.
16.11.2018 23:11
Да, требование знака 5.15.2 нарушается, но по вынужденной причине – движение по левой полосе (для поворота налево) невозможно. В данном случае для поворота налево нужно объехать препятствие.
Объезд препятствия карается только в случае, если он происходит на широкой дороге через встречную полосу. Подробнее об этом – в статье Объезд препятствия.
В ситуации на картинке наказуемого состава нарушения нет. Вы объезжаете препятствие и совершаете левый поворот.
Разумеется, вам могут вменить ст.12.16 ч.2 — поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой (штраф 1000—1500р).
Реальность такова, что при любом раскладе, с точки зрения закона, можно оказаться виновным.
Нужно собирать доказательства в свою пользу, например, поможет видеозапись о том, что объезд препятствия справа – это единственный законный вариант движения, и учиться отстаивать свои права.
05.10.2019 12:03
Добрый день! Если рассмотреть ситуацию как на видео, только поворот направо со второй полосы запрещен, а правая полоса только направо.
И машина также хочет повернуть направо со второй полосы, а машина на правой полосе едет прямо.
Кто будет виноват в этой ситуации или будет обоюдка? Есть только разметка, без знаков.
05.10.2019 13:03
Здравствуйте Ирина.
В ситуации, описанной вами, нарушителями являются оба водителя. Оба нарушают правила расположение ТС на проезжей части в соответствии с маневрами, ну или несоблюдение разметки, предписывающей направление движения.
Если между ними произойдет ДТП, виновны будут оба участника.
Когда возникает необходимость нарушить ПДД, нужно это делать максимально внимательно, так, чтобы избежать столкновения.
21.11.2019 21:27
Здравствуйте, помогите разобраться, пожалуйста!
Параллельный поворот направо. 3 полосы движения после поворота переходят в 4 полосы. Знаки 5.15.2 перед перекрестком есть — крайний левый прямо и направо, остальные направо.
Светофор с зеленой стрелкой направо — есть. Разметки направления движения на перекрестке — нет.
Можно ли поворачивать из крайней левой полосы в крайнюю левую (4ую), или только в 3ю, считая от правой обочины? (Рисуя воображаемые линии от 1й полосы в 1ую, из 2й во вторую, из 3й в 3ю)
Кто из водителей должен уступить, если один едет из крайней левой полосы, другой из средней и оба намереваются в крайнюю левую? А если в 3ю?
Каким правилом регулируется приоритет параллельного поворота, когда кол-во полос до и после поворота не совпадает?
21.11.2019 23:46
Здравствуйте Кирилл. В вашей ситуации поворот направо разрешен из трех полос.
Пункт 8.6 ПДД требует при повороте направо двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части без каких-либо других условий.
Это значит, что если возможно, то из левой полосы нужно стараться повернуть ближе к правому краю.
Например, вы движетесь в левой (или средней) полосе и собираетесь повернуть направо. Если правее вас, рядом, нет поворачивающих попутчиков, то вам следует повернуть в крайнюю правую полосу! разумеется, если она свободна.
Если правая полоса пересекаемой дороги кем-то занята, то поворачиваете в ее смежную полосу.
При одновременном параллельном повороте направо, когда поворачивают одновременно из всех полос, Правила не запрещают повернуть в 4-полосу, если во 2-ю и в 3-ю по разным причинам повернуть невозможно.
Параллельный поворот осуществляется по условным полосам, определяемым знаками 5.15.2.
Условные они потому, что они без разметки. Бывает трудно их определить на глазок, но хотя бы примерно.
Вопрос приоритета возникает только во время перестроения из этих условных полос, и определяется пунктом 8.4.
Уступает тот, кто перестраивается. Подробнее по этой теме я ответил на ваш предыдущий вопрос.
Если на этом перекрестке есть возможность повернуть налево со встречного направления (когда вы поворачиваете направо на зеленую стрелку в доп.секции), то рекомендую статью Поворот направо и пункт 8.6 ПДД.
26.02.2021 07:52
Добрый день, не нашел ответ на схожую ситуацию.
Имеем четыре полосы. Из двух левых только налево по стрелке светофора, из второй только прямо по основному сигналу, а из крайней правой — направо или прямо тоже по основному сигналу.
За перекрёстком движение прямо только в одной полосе. Если оба автомобиля поехали прямо, как им разобраться на выезде с перекрёстка?
26.02.2021 15:12
Здравствуйте Константин.
За перекрёстком движение «прямо» в вашем случае не должно быть только в одной полосе. В противном случае стрелки на знаках 5.15.2 были бы направлены несколько по-другому.
Из двух полос до перекрестка знаками 5.15.2 определено движение «прямо». Это может означать, что ширины проезжей части попутного направления после перекрестка достаточно для движения в 2 ряда.
Объясняюсь предположительно, поскольку мне неизвестен этот участок дороги, но по логике должно быть так.
Ширина полос в населенном пункте варьируется от 2,75 до 4 метров, в зависимости от категории дороги.
Могу предположить, что у вас участок после перекрестка выглядит как широкая полоса попутного направления без разметки.
На выезде с перекрестка один водитель придерживается левее, второй — правее, и между ними разногласий не должно возникать.
Ну а если задействуется процесс перестроения, то юридически, по пункту 8.4, уступает тот, кто перестраивается.
В реальности возможны варианты, описанные в статье Одиночное перестроение. Теория и практика.
В таких ситуациях избежать ДТП хорошо помогает чувство пространства. И еще есть смысл прочесть статью Как перестроиться на перекрестке и Перестроение на перекрестке. Приоритет.