Перестроение на перекрестке. Приоритет


Комментариев нет

10-я статья из 10 в серии Перестроение

Определение понятию «что такое перестроение на перекрестке», а также объяснение его легитимности, было дано в статье Перестроение (смена полосы) на перекрестке.

Там же были приведены основные случаи, в которых данный маневр может быть необходим.

В этой статье речь пойдет о приоритете при перестроении на перекрестке дорог.

Ну а, раз приоритет это право на первоочередное движение, то речь также пойдет о том, кто будет виноват в ДТП, если оное произойдет при перестроении на перекрестке.

Далее, в статье:

Приоритет при перестроении на перекрестке
Кто виноват в ДТП при перестроении
Как не попасть в ДТП при перестроении

Приоритет при перестроении на перекрестке

Перекрестки дорог бывают большими и даже очень просторными, в зависимости от ширины образующих перекресток дорог.

Соответственно, на большом просторе появляется возможность, или даже возникает необходимость сманеврировать в ту или иную сторону.

Правила перестроения на перекрестке точно такие же, как если бы вы перестраивались на проезжей части в любом месте вне перекрестка. Эти правила прописаны в пункте 8.4 ПДД.

Смысл правил перестроения в следующем:

В процессе перестроения вы непременно «переедете дорогу» едущим рядом с вами автомобилистам с той стороны (справа или слева), в которую вы перемещаетесь.

В таком случае вы должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся рядом с вами, попутно без изменения направления движения.

 

При одновременном перестроении с другими транспортными средствами, движущимися попутно, вы должны уступить дорогу только тем ТС, которые находятся справа.

Подробно о процессе перестроения изложено в статьях Одиночное перестроение. Теория и практика и Одновременное перестроение. Теория и практика.

Соответственно, в этом и заключается приоритет при перестроении на перекрестке. Дорогу уступает тот, кто перестраивается (выезжает из реальной или условной полосы).

Одновременное перестроение на перекрестке — это редкий «случай», но он вполне себе может быть реальным.

Важная особенность (или сложность) маневрирования на перекрестке состоит в том, что время проезда через перекресток, регулируемый светофором, ограничено длительностью включения зеленого сигнала.

Соответственно, все спешат успеть проехать за время, пока светит зеленый сигнал, и есть вероятность, что начало вашего сознательного маневра может остаться незамеченным для других.

Поэтому, вам необходимо будет усилить свое внимание (об этом — ниже).

На нерегулируемом перекрестке (например, когда светофор не работает) целесообразно отказаться от перестроения в силу того, что действия «соседей» могут оказаться непредсказуемыми.

Кто виноват, если произойдет ДТП при перестроении на перекрестке

Кто будет виноват, если при перестроении на перекрестке произойдет ДТП?

Начнем с того, что в любом ДТП всегда виноват нарушитель ПДД. Нарушением в процессе перестроения является факт непредоставления проезда транспортному средству, имевшему преимущество в движении.

По простому : если в процессе перестроения произошло столкновение, тогда тот, кто не уступил дорогу, когда ПДД обязывали это сделать, будет виноват в ДТП.

Опережение на перекрестке

Но в спорных вопросах после ДТП при перестроении на перекрестке есть один нюанс.

Поскольку, чаще всего, полосы движения на перекрестке являются условными (т.е. не разграничены разметкой 1.7), то лица, оформляющие ДТП, склонны расценивать происшествие по пункту 8.9 ПДД.

Данный пункт требует уступить «помехе справа». Соответственно, по этому пункту виновником становится участник движения, не уступивший транспортному средству, которое находилось с правой стороны.

Поскольку каждый случай ДТП всегда конкретен, то вполне возможны обстоятельства, при которых применение пункта 8.9 ПДД стало бы уместным. Но это далеко не всегда!

Пункт 8.9 регламентирует приоритет в случаях, в которых очередность проезда не оговорена Правилами.

Приоритет при перестроении оговорен в пункте 8.4 ПДД: уступает тот, кто перестраивается. В описании знаков направлений движения по полосам (5.15.1 и 5.15.2) есть указание, что они действуют на весь перекресток, перед которым установлены.

Дорожная разметка 1.18 является аналогом знаков 5.15.1 и 5.15.2.

 

Остается единственный не оговоренный в ПДД случай, когда перед перекрестком отсутствует разметка полос, и не установлены знаки, указывающие направление движения по полосам.

В этих обстоятельствах, чтобы «вычислить» виновного, после ДТП необходимо будет смотреть на характер столкновения (боковое или вдогон по дистанции), и уже отталкиваться от него.

В любом случае, разбор ДТП должен быть объективный. Ну а если решение аваркома или инспектора вызывает сомнения, то есть смысл отразить свое несогласие в протоколе, и обратиться в инстанцию выше.

Но это, как говорят, крайний случай. Целесообразно своевременно принять меры, чтобы не попасть в ДТП. Иногда для этого бывает достаточно сбросить газ, и совсем немного отвернуть в сторону.

Как не попасть в ДТП при перестроении на перекрестке

Самый эффективный способ не попасть в ДТП при перестроении на перекрестке состоит в том, что нужно отказаться от этого маневра, пока не пересечете перекресток.

Целесообразно перестроиться заблаговременно еще до въезда на перекресток, либо уже после того, как проедете его.

Чтобы в процессе перестроения на перекрестке не попасть в ДТП, необходимо постоянно отслеживать дорожную обстановку вокруг своего автомобиля, и корректировать свое движение.

Довольно частый случай ДТП при таких обстоятельствах — соприкосновение бортами. Оно происходит потому, что оппоненты либо не понимают действий друг друга, либо кто-то из них не видит своего соседа в слепой зоне зеркал.

В таких ситуациях необходимо активно крутить головой по сторонам.

Вправо

В первую очередь нужно понимать вероятность аварии в данной конкретной ситуации, т.е. следует смотреть на дорогу и прогнозировать, с какой стороны может появиться опасность.

А когда у вас имеется общее понимание дорожной ситуации, то вам проще подготовиться к разным неожиданным моментам.

Например, вы понимаете, что на сужении дороги почти всегда существует вероятность «уплотнения» транспортных средств.

Или, например, если впереди вашей машины имеется свободное место на проезжей части, то в него кто-нибудь обязательно вклинится, причем, неважно каким образом это произойдет.

Вас могут культурно объехать, а могут нагло подрезать, не обращая на вас внимания!

 

Поскольку вы понимаете такую возможность развития событий, значит, вы к ним готовы, и принимаете все меры предосторожности заранее.

Если требуется добавить «газу» – смело «газуете», если целесообразно притормозить и пропустить вперед – снижаете скорость и пропускаете, т.е. уступаете дорогу.

Другими словами, вы действуете в своих целях в соответствии с дорожной ситуацией, и таким образом держите ее под своим контролем.

Алгоритм действий перед перестроением и для безопасного перестроения описан в статьях Перестроение в потоке и Как перестроиться на перекрестке.

На этом ответ на вопросы «кто имеет приоритет при перестроении на перекрестке» и «как не попасть в ДТП при перестроении» можно считать законченным.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «перестроение на перекрестке» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Одновременное перестроение (выезд) из одной полосы;
Серия статей Дорожные ситуации. Перестроение;
Выезд на встречную полосу и пункт 9.1 (1) ПДД;
Взаимное перестроение в одну полосу;
Как перестроиться на перекрестке;
Поворот налево с двух полос;

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей<< Взаимное перестроение в одну полосу — 2

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вождение

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.