Начало движения на автомобиле

, 30 комментариев

Для того, чтобы доехать из точки А в точку В, водителю сначала нужно тронуться с места (выехать с парковки) и влиться в транспортный поток, и потом уже, руководствуясь правилами дорожного движения, доехать до места и совершить остановку.

Будем считать, что техника старта вами уже освоена, водительское кресло и зеркала настроены должным образом. Рассмотрим варианты начала движения автомобиля от тротуара или обочины и выезд на дорогу с парковки.

Выезд с парковки

Сев в машину, обязательно пристегиваемся ремнем безопасности. Это можно сделать сразу, можно позднее, но во время движения вы должны быть пристегнуты.

 

Запускаем и прогреваем двигатель и готовимся к началу движения. Включаем ближний свет фар или ходовые огни. Смотрим по сторонам, особенно внимательно, если собираетесь выезжать с парковочного места задним ходом. Включаем соответствующий «поворотник», затем сцепление – первую или заднюю передачу, в зависимости от того, как изначально был поставлен автомобиль – трогаемся.

Вспоминаем, что во время поворота, передние колеса автомобиля движутся по большему радиусу, чем задние. Этот процесс подробно расписан в статье «Управление автомобилем. Часть 9. Парковка». Поэтому, чтобы не зацепить стоящий рядом автомобиль, не спешим с поворотом руля, сначала выезжаем на прямых колесах, а затем поворачиваем руль в нужную сторону.

Выезд с парковки

 

Пока будете продвигаться по территории парковочной площадки к месту выезда на дорогу, следует руководствоваться правилом «правой руки». На парковке нет «главной» дороги, поэтому уступаем «помехе» справа. Также уступаем дорогу всем пешеходам – это могут быть такие же, как и вы, водители и их пассажиры, идущие к своим машинам.

Перед выездом на дорогу обозначаем свое намерение – включаем соответствующий «поворотник» (если направо, то правый, если нужно налево, то, соответственно, левый), и смотрим налево – в ту сторону, откуда движется поток машин. Если дорога свободна – выезжаем, если поток машин плотный – пропускаем и ждем, когда появится возможность выезда. Указатель поворота все это время должен работать! Как только появится «окно» для выезда, возможно, какой-нибудь вежливый водитель сбавит скорость или остановится, чтобы «выпустить» вас, еще раз убеждаемся в безопасности маневра и выезжаем на дорогу.

Выключаем «поворотник» — на всех современных машинах при возврате руля в положение «прямо», он сам выключится – и сразу производим разгон с переключением на высшие передачи. Необходимо как можно быстрее набрать скорость движения потока, иначе едущие сзади машины очень быстро «сядут» вам на бампер. Ситуацию сзади вашего автомобиля контролируем короткими взглядами в зеркало заднего вида.

Отъезд от тротуара или от обочины

Очень часто на дорогах с проезжей частью, имеющей четыре полосы (по две в каждом направлении), крайние полосы можно использовать для остановки или стоянки. И как обычно бывает, припаркованные таким образом автомобили, стоят параллельно тротуару, очень близко друг к другу. Рассмотрим вариант начала движения автомобиля в подобной ситуации. По-другому такое начало движения можно еще назвать «выезд с параллельной парковки». Как заезжать на парковку в этих условиях — в этой статье.

Так как трогаться будем с правой стороны дороги, то все внимание налево назад. Перед выездом, для начала следует оценить обстановку впереди и сзади вашего автомобиля на предмет наличия свободного пространства для выезда. Если расстояния до впереди стоящей машины не достаточно для маневра, тогда медленно задним ходом приблизьтесь к заднему автомобилю. Если у вас есть пассажиры, то пусть один из них выйдет из машины и подкорректирует ваше движение. Если вы один (одна), то очень близко приближаться не стоит.

После этого включаем левый «поворотник». Затем выворачиваем руль влево, включаем первую передачу и готовимся стартовать. Если дорога имеет небольшой уклон, ставим машину на ручной тормоз. В этот момент уже можно приотпустить педаль сцепления до точки схватывания. Правый ряд занят стоящими машинами, поэтому выезжать будем во второй, левый ряд. Но сначала следует убедиться в том, что мы не создадим помех транспортным средствам, движущимся по этой полосе. Для этого поворачиваем голову влево и наблюдаем за потоком машин. Пропускаем всех!

Как только появляется «окно», например, к вам приближается «последний» автомобиль, а следующий за ним находится еще далеко, оцениваем его скорость – движется не очень быстро, значит, мы никому не помешаем. Выключаем «ручник» и начинаем медленное движение на полувыжатом сцеплении и, как только последняя машина проедет мимо, добавляем «газ» и полностью отпускаем сцепление.

начало движения от тротуара

 

При правильном выезде автомобиль по отношению к проезжей части будет находиться под углом примерно в 45 градусов. Если этот угол будет меньше, то вы не сможете выехать, так как будет мешать передний автомобиль. Если больше – то сильно перегородите дорогу слева от вас.

Как только задние колеса вашего автомобиля пересекут линию заднего бампера стоящей впереди машины, поворачиваем руль правее, и плавно стремимся занять левый (второй) ряд. Когда выезжаете, нужно всегда следить за правым передним крылом своей машины, чтобы на выруливании не зацепить передний автомобиль. И еще нужно иметь ввиду, что дверца у впереди стоящего автомобиля в любой момент может открыться.

Выезжаем во второй ряд, выпрямляем колеса и выключаем левый «поворотник». Далее, ускоряемся, и включаем повышенную передачу. Набираем скорость, контролируя ситуацию сзади машины в зеркалах — едущий сзади автомобиль может очень быстро нас догнать.

Продолжаем движение. Не следует близко прижиматься к машинам, которые стоят в первом (правом) ряду. Помним про двери стоящих машин, которые внезапно могут открыться, а также про то, что в любой момент может появиться пешеход на проезжей части (другой водитель или чей-то пассажир) и вы не успеете затормозить или увильнуть. Поэтому держитесь от припаркованных машин на некотором расстоянии.

 

Выезд с парковки задним ходом

Очень распространен метод постановки автомобиля на стоянку под углом к дороге. Если с заездом на парковку вопросов почти не возникает, то выезжать с парковки задним ходом гораздо сложнее. Но, если по соседству с вами нет других припаркованных машин, то задача упрощается, так как зона видимости в этом случае увеличивается.

Если другая машина припаркована только с левой стороны – тоже неплохо, так как при выезде с парковки в первую очередь необходимо смотреть назад направо. Стоящий слева автомобиль может помешать лишь с той точки зрения, что его можно задеть левым передним крылом собственной машины. Но труднее всего будет выехать, если автомобили припаркованы с обеих сторон, особенно, если справа от вас стоит крупная машина.

Выезд с парковки задним ходом

 

Главная особенность в том, что вам придется выезжать на дорогу задним ходом при очень небольшой зоне видимости. Перед началом маневра посмотрите вокруг и оцените дорожную обстановку, а во время выполнения маневра будьте готовы в любой момент остановиться.

Если в вашей машине есть пассажиры, попросите одного из них выйти и подсказывать о движении на дороге. Если помочь некому, то и страшного ничего нет – выехать все равно нужно. Помните о том, что перед тем, как выехать, вы обязаны пропустить все автомобили, что движутся по проезжей части.

Убедившись в отсутствии препятствий, включаем заднюю передачу, правый «поворотник» и медленно выезжаем со стоянки. Первые два-три метра лучше проехать на прямых колесах (вспоминаем, что такое динамические габариты автомобиля), далее – по обстановке. Постоянно следим за передним левым и задним правым крыльями своего автомобиля, так как ими легко можно зацепить левую и правую машины.

Когда задний бампер вашего автомобиля поравняется с задним бампером правой машины, лучше остановиться и еще раз оценить дорожную обстановку. По-возможности можно использовать окна стоящего справа автомобиля. Если такое не возможно (например, тот автомобиль высокий или у него задние стекла сильно затонированны), т.е. обзор закрыт полностью, не поленитесь, выйдите из машины, предварительно поставив ее на стояночный тормоз (ручник) и посмотрите на дорогу. Если препятствий нет – можно продолжать выезд.

Когда ваше заднее стекло (спинка заднего сиденья) поравняется с задним бампером правой машины, начинаем поворачивать руль вправо, одновременно смотрим за левым передним крылом своей машины. Как только автомобиль выехал и полностью оказался на полосе движения, включаем левый указатель поворота и начинаем движение вперед, контролируя обстановку сзади автомобиля короткими взглядами в зеркало заднего вида. Нужно быть готовым к тому, что по ходу нашего движения с парковки может выезжать кто-то еще и у него тоже может быть ограниченный обзор.

Иногда водители, чтобы помочь другому водителю спокойно выехать с парковки, поступают таким образом: увидев, что кто-то выезжает с парковки задним ходом, они останавливаются, не доезжая до него, включают аварийную сигнализацию и спокойно ждут. Выезжающий, увидев, что его выпускают, спокойно завершает маневр, в знак благодарности «моргает» аварийками и уезжает. Это водительская солидарность.

 

Рассмотренные варианты выезда с парковок и встраивания в поток  – это случаи из тех, когда поток прерывается и у нас появляется «окно». А что делать, когда поток движения очень плотный и непрерывный? Такое часто случается, особенно в часы пик.

Выход есть. В этой ситуации включаем левый «поворотник», выворачиваем колеса влево и начинаем медленное движение на полувыжатом сцеплении в сторону едущих машин. Смотрим в левое окно, чтобы случайно не задеть какую-нибудь из проезжающих машин и потихоньку приближаемся к потоку, мигая «поворотником». В такой ситуации кто-нибудь обязательно остановится, чтобы пропустить нас. И тогда спокойно выезжаем во вторую полосу и не забываем поблагодарить пропустившего нас водителя, помигав ему аварийками.

Примерно таким же образом совершается выезд на дорогу с обочины. Стоя на обочине необходимо сначала пропустить все попутные транспортные средства, которым можете создать помеху своим движением, и только потом, убедившись в безопасности маневра, можно начинать движение.

Навигация по серии статей<< Смотрим на дорогу правильноДвижение в потоке >>

Это может быть интересно

Если поле под заголовком пустое, вероятно в вашем браузере включен AdBlock.

Еще по теме из раздела: Вождение

Самые читаемые разделы сайта

 

30 комментариев

  1. Елена

    23.08.2016 08:22

    Здравствуйте. Вчера произошла такая ситуация — собираюсь отъезжать от обочины, включаю поворотник, начинаю проверять безопасность маневра, при этом убедившись что нет помех никому начинаю медленно отъезжать, через 3 секунды на большой скорости (км 70 наверное) залетает с перекрестка машина и на полном ходу режет меня и паркуется к остановке. Если бы не мой маневр к обочине произошло бы столкновение по касательной. Кто бы в данной ситуации был виноват? Ведь увидеть такого гонщика зачастую не представляет возможности ... считанные секунды и он уже тут...

  2. Сергей Д.

    23.08.2016 11:21

    Здравствуйте Елена.

    Если бы произошло ДТП, виновной признали бы вас, поскольку, ваш автомобиль только начинает движение. Пункт 8.1 ПДД: «… При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения».

    Ситуации подобные вашей, к сожалению, не редкость. Но Вы справились.

  3. Сергей Д.

    06.09.2016 15:24

    Пожалуйста, Елена, обращайтесь.

  4. Елена

    22.10.2016 15:48

    Добрый день, такая ситуация — парковочное место находится прямо напротив выезда с парковки, т.е. при движении с парковочного места машина движется только прямо. Надо ли включить левый поворотник как при начале движения с обочины?

  5. Сергей Д.

    22.10.2016 20:46

    Здравствуйте Елена.

    Вообще, пункт 8.1 перед началом движения обязывает водителя включить «поворотник» соответствующего направления. Вы начинаете движение с парковочного места в направлении «прямо», и чтобы никого не вводить в заблуждение, указатель поворота включать не нужно.

    Но когда вы передвигаетесь по территории парковки (равносильно по прилегающей территории), например, движетесь между рядами, поворачиваете направо, налево, то маневры следует обозначать включением «поворотников». На прилегающей территории действует правило «помеха справа».

  6. Андрей

    07.12.2016 01:31

    Добрый день, проезжал перекресток на зеленый свет светофора, пропустил две машины, заканчивающие поворот налево, было темно, оказалось, что была третья машина, которая поворачивала налево, она где-то подзадержалась (я ее не видел). Я почти проехал перекресток и получил удар в заднее левое крыло на стыке с задним бампером, меня развернуло и ударило в машину, стоящую с левым поворотом на встречной полосе.

    Мне вынесли на месте постановление, что на основании пункта 13.8 на основании свидетельства водителя 3 поврежденной машины (которая стояла с левым поворотом во встречном направлении) что,третья «задержавшаяся» машина стояла на перекрестке, меня сделали единственным виновником ДТП.

    Вопрос: я согласен, что я виновен, но почему не виновен водитель машины, который ударил мою машину в заднюю часть по пункту 10,1 он должен был убедится в безопасности маневра и сделать все возможное, чтобы избежать ДТП, дорога была сухая скорости минимальные? Заранее благодарен за ответ.

  7. Сергей Д.

    07.12.2016 21:40

    Здравствуйте Андрей.

    Почему не виновен ваш оппонент, мне трудно предположить, поскольку решение вынесено инспектором, и вопрос должен быть адресован ему. Если вы не согласны с таким решением, то имеете право его обжаловать. Но какие аргументы вы сможете предоставить в свою защиту?

    Ваш оппонент действительно должен был предусмотреть, убедиться и пр., но почему-то этого не сделал. Но у него было право на завершение проезда, а у вас была обязанность уступить ему дорогу. У него есть свидетель, что он находился на перекрестке, а у вас нет доказательств, что его там не было (тот факт, что вы его не видели, не означает, что его там не было, т.е. это нужно доказать). Если найдете этому доказательство, то появятся причины для пересмотра дела.

  8. Евгений

    07.02.2017 16:36

    Здравствуйте, можно ли получить разъяснение в такой ситуации. Мой автомобиль находился на уширении дороги типа карман, стоянка под углом 45 градусов.

    При выезде сдавал задним ходом. Рядом находится выезд с прилегающей территории. Я выезжал задним ходом на главную дорогу, автомобиль выровнял, и в этот момент чуть было не произошло столкновение с авто, выезжающим с прилегающей территории. Если бы произошло ДТП чья была бы вина?

  9. Сергей Д.

    07.02.2017 18:07

    Здравствуйте Евгений.

    Пункт 8.12 ПДД: «Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения …»

    В общих случаях виновным признается водитель, движущийся задним ходом. Но каждый случай может иметь свои особенности, поэтому внимание, и еще раз, внимание.

  10. Сергей Д.

    08.02.2017 11:39

    Пожалуйста, Евгений, обращайтесь.

  11. Дмитрий

    21.11.2017 22:30

    Придомовая парковка расположена под углом 90 градусов. Я выезжал с дальней от дороги парковки, а водитель другого авто заезжал из ближней от дороги парковки. Между этими двумя парковками узкий проезд. Если смотреть с его стороны то я у него находился с правой стороны, а он у меня соответственно слева. Он увидел меня и специально перекрыл проезд, объясняя тем, что по пдд я обязан его пропустить. Кто на самом деле кому должен уступить? (я пользовался правилом помеха справа)

  12. Сергей Д.

    22.11.2017 11:30

    Здравствуйте Дмитрий.

    На таких участках (двор, прилегающая территория, парковка и им подобные) действует правило «помеха справа». Преимущество у автомобиля, который располагается справа. Это по ПДД.

    В любых обстоятельствах ДТП, если таковое произойдет, важна конкретика, например, один уже двигался, а второй только трогался, как выезжали, место столкновения, характер и прочие детали.

    Реальность такова, что используя приоритет, еще нужно убедиться, что вам уступают дорогу. Ваш оппонент, возможно, не знал о правилах, но причины, по которым он перекрыл вам путь, на мой взгляд, носят совершенно иной характер.

  13. Алексей

    03.12.2017 08:03

    Здравствуйте. Я поворачивал направо со второстепенной дороги на главную. Но водитель, выезжая с обочины главной дороги, находясь слева от меня, не уступил мне дорогу. Он должен был уступить, ведь я уже был участником движения, а он только начинал движение, хоть и находился на обочине главной дороги, верно?

  14. Сергей Д.

    04.12.2017 19:15

    Здравствуйте Алексей.

    Нет, не верно. Начав движение с обочины, он выехал на проезжую часть главной дороги. Вы же двигались по второстепенной дороге, и вам следовало уступить.

    Ответ на ваш вопрос есть в статье Как безопасно выехать на главную дорогу.

  15. Алексей

    04.12.2017 20:29

    Спасибо за ответ. А если я собираюсь отъезжать, но стою ещё на обочине главной дороги с включенным поворотником. Стоит ли мне ждать, когда выедут на главную дорогу автомобили со второстепенной, так же с включенным поворотником. Или отъезжать с обочины первым, ведь они уже участники движения, а я еще на обочине, но главой дороги.

  16. Сергей Д.

    04.12.2017 22:25

    Здравствуйте Алексей.

    Ситуация впереди вас, на перекрестке, в общих чертах вам уже понятна – вы видите автомобиль, подъехавший с второстепенной дороги. Но сначала вам нужно смотреть на главную дорогу назад (в зеркала, поворот головы), поскольку опасность вначале придет именно оттуда. По дороге едут машины (догоняют вас), у них преимущество перед вами. Их также должен пропускать автомобиль, выезжающий с второстепенной дороги.

    А уже, когда тронетесь с обочины и выедете на проезжую часть, там разберетесь, как поступить: или проехать первым, или дать возможность оппоненту выехать на главную дорогу (например, мигнете ему фарами). Но преимущество в движении будет на вашей стороне, поскольку вы на главной дороге.

    Оппонент «скажет» аварийками «спасибо», ну, или не скажет и поедет дальше, вы – следом. Это нормальная практика.

    Опять же, все зависит от ситуации, и какова будет плотность потока машин. Возможно, вам самому придется ускоряться, чтобы едущие сзади не догнали.

  17. Сергей Д.

    05.12.2017 12:05

    Пожалуйста, Алексей, обращайтесь.

  18. Антон

    19.03.2018 07:37

    Здравствуйте! Хочется увидеть (схему осмотра автомобиля перед выездом) на весь экран с комментариями осмотра и схематический рисунок ; — почему-то это никак не могу найти . С уважением Антон.

  19. Сергей Д.

    20.03.2018 12:27

    Здравствуйте Антон.

    Если вас интересует предрейсовый контроль (осмотр) технического состояния ТС, то можно обратиться вот к этому официальному документу. Не рисунок, не схема, но порядок осмотра, как говорится, по пунктам.

    Если же вас интересует осмотр личного легкового автомобиля, то в принципе, то же самое, за минусом тех пунктов, содержание которых в вашем автомобиле отсутствует.

  20. Александр

    08.04.2018 12:38

    Здравствуйте! В результате ДТП в отношении меня был составлен административный протокол и вынесено постановление (нарушение п. 11.1 и 11.2 ПДД) и я признан единственным виновником ДТП.

    Коротко о ДТП: в одном направлении движутся Форд, за ним УАЗ и ВАЗ. Водитель автомобиля ВАЗ (т.е. я) начинаю обгонять УАЗа, при этом Форд мне не виден, поравнявшись с УАЗом, передо мной «вылетает» Форд, который решает повернуть влево. Ударяю его в левую сторону. Инспектор ДПС считает меня виновником ДТП, т.к. Форд включил поворотник, но за УАЗом, мне этого видно не было. Водитель УАЗа, сказал, что водитель ФОРДа сначала включил правый поворотник, немного съехав к ообочине, включает сиглал левого поворотника и начинает поворот влево.

  21. Сергей Д.

    09.04.2018 11:43

    Здравствуйте Александр.

    Задача инспектора не восстановить справедливость, а закрыть «дело» по имеющимся фактам. Слова свидетеля должны иметь подтверждение, например, запись видео. Ваша задача, в свою очередь, в этой спорной ситуации «выбить» оправдание себе на своих фактах.

    Вы утверждаете, что приступив к обгону, автомобиль «Форд» не был виден, т.е. его действия для вас были не понятны. По этой причине его появление с последующим поворотом налево стало для вас неожиданным.

    Обгон во время поворота налево это очень спорная ситуация, порой трудно определить истинного виновника. Несколько ситуаций по схожей теме рассмотрены в серии статей Обгон и левый поворот.

  22. Robert

    25.06.2018 12:36

    Здравствуйте. Считается ли началом движения трогание с места после, к примеру, остановки на красный сигнал светофора, или перед пешеходным переходом?

  23. Сергей Д.

    25.06.2018 20:01

    Здравствуйте Robert.

    Нет, не считается. Упомянутая вами остановка является технологической (не преднамеренной), т.е. для выполнения требования ПДД: остановиться на запрещающий сигнал, остановиться для того, чтобы уступить дорогу пешеходу, транспортному средству либо для того, чтобы избежать столкновения. Имеется в виду, что водитель не хотел прекращать движение, но Правила этого требовали.

    Под началом движения понимаются действия, совершаемые после осуществления преднамеренной, в т.ч. вынужденной остановки или стоянки в соответствии со значениями данных терминов в пункте 1.2 ПДД. Т.е. водитель сначала намеренно прекратил движение (остановился по своим причинам в соответствии с разделами 7 и 12 ПДД), затем принял решение возобновить движение.

  24. Евгений

    26.07.2018 12:08

    В разделе статьи « Отъезд от тротуара или от обочины» после слов «включаем левый поворотник» идут слова «отключаем правый поворотник». Можно поподробней описать последовательность включения и отключения поворотников при этом маневре? Также, непонятна фраза «Далее, обозначаем начало движения левым указателем поворота, стартуем ...», мы ведь уже выехали в соседнюю полосу и едем прямо.

  25. Сергей Д.

    26.07.2018 18:00

    Здравствуйте Евгений.

    Спасибо, что подсказали. Было написано много лишних слов, которые вызывали путаницу. Исправлено. Смысл такой: каждое значительное смещение автомобиля на проезжей части нужно сопровождать включением нужного «поворотника», но делать это следует так, чтобы не вводить других в заблуждение.

    Например, «виляя» в пределах одной обозначенной разметкой полосы, поворотник включать не нужно. Но на дороге, не имеющей разметки (условно как бы две полосы, но они без границ), поперечное смещение автомобиля нужно обозначить: включили поворотник, сместились, предположим, вправо, выключили поворотник.

    Перед началом движения от тротуара (с обочины) включаете левый указатель поворота, и выключаете его после того, как отъехали (выехали) и выровняли автомобиль (когда объезжаете впереди стоящий авто, правый поворотник включать не нужно). Если вы хотите перестроиться еще левее, например, на соседнюю полосу, то опять включаете поворотник, и перестраиваетесь левее. Перестроились – выключили поворотник.

    Если вы стремитесь от правого края перестроиться сразу в левую полосу, то выключаете поворотник после того, как перестроитесь на левую полосу. Также поступаете, когда нужно перестроиться вправо. Т.е. включили поворотник — завершили перестроение – выключили поворотник.

  26. Артём

    01.08.2018 17:47

    Добрый день. Поворачивал во двор с правым поворотником, на углу был припаркован автомобиль. Произошло столкновение. Только на регистраторе я увидел, что припаркованный автомобиль начал движение прямо (поворотник при этом не включил) незадолго до того, как я начал поворот. Кто виноват?

  27. Сергей Д.

    01.08.2018 21:57

    Здравствуйте Артем.

    Пункт 8.1: «Перед началом движения … водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота … . При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения».

    Виноват всегда тот, кто нарушил Правила. Ваш оппонент, начиная движение от места стоянки, должен был уступить дорогу движущемуся автомобилю, т.е. вашему. К тому же, он нарушил дважды: не включил «поворотник» и не уступил.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.