Съезд на обочину и проезд по обочине


Комментариев нет

6-я статья из 9 в серии Опасные ситуации на дорогах

В предыдущей статье Движение по обочине мы обсудили законность этого перемещения, целесообразность и опасные ситуации, возникающие в случае, когда автомобиль едет по обочине.

Теперь обсудим вопрос как съехать на обочину для остановки, и обсудим случайный, неумышленный съезд на обочину в процессе движения, и кратковременный проезд по обочине.

Такой съезд на обочину на короткое время обычно бывает вызван обстоятельствами.

Далее, по тексту:

Как съехать на обочину
Проезд по обочине
Аналогия с проездом по луже

Как съехать на обочину

Как съехать на обочину для остановки? Казалось бы, ничего сложного в этом действии нет, однако если вы выберете для этого неподходящее место, то получите ряд неудобств.

Неудобства могут быть вызваны рельефом дороги (яма, уклон, растительность), погодными условиями (снег, грязь), ну и немаловажным фактором является ширина этой самой обочины.

Съезд на обочину для остановки необходимо производить следующим образом.

Выбираете место, где планируете остановиться, плавно снижаете скорость, включаете указатель правого поворота и съезжаете с проезжей части.

После того, как вы съехали на обочину, есть смысл «отодвинуться» подальше от края проезжей части, особенно, если вы на трассе. Останавливаетесь и выключаете «поворотник».

Даже для короткой остановки целесообразно выбрать место с широкой обочиной, потому что вам придется открывать двери, и выходить из машины.

Каждый проезжающий мимо автомобиль «тянет» за собой поток воздуха, иногда очень сильно. Есть смысл учесть этот феномен. См. статью Остановка и стоянка ТС вне населенного пункта.

О том, как выехать с обочины на проезжую часть с соблюдением техники безопасности в процессе начала движения, изложено в статье Выезд на дорогу с обочины.

Проезд по обочине

Далее рассмотрим неумышленный, вызванный обстоятельствами, съезд на обочину в процессе движения автомобиля, и кратковременный проезд по обочине.

Этот момент еще называют «зацепил обочину» одной стороной автомобиля.

Имейте в виду, что ПДД запрещают движение по обочине (пункт 9.9 ПДД). Проезд по обочине всего двумя колесами (одной стороной автомобиля) является нарушением.

Но в рамках этой статьи мы рассматриваем вынужденное нарушение, способное предотвратить больший вред.

Представьте ситуацию, когда вы едете по двухполосной дороге, а ваш встречный автомобиль вынуждает вас сместиться правее на вашей стороне проезжей части.

Причины для этого могут быть разными. Например, самый частый случай, это когда водитель встречного автомобиля совершает обгон, и не успевает вернуться на свою половину проезжей части.

Хороший пример изложенного выше есть в статьях Встречный чирк по зеркалу и Удачно разошлись.

 

Смысл в том, что встречный водитель, не успевая завершить обгон, оказывается на середине дороги между обгоняемым и своим встречным коллегой (представьте, что встречный коллега это вы).

В такой же ситуации может оказаться и ваш попутный водитель, который обгоняя вас, не успевает разъехаться со своим встречным автомобилем, и подрезает вас, когда резко уходит вправо, на свою половину дороги.

Таким образом и в первом, и во втором случаях обгоняющий водитель вынуждает каждого из вас обоих принять правее, чтобы избежать столкновения.

Ниже, на картинке не совсем удачный пример, но смысл должен быть понятен.

Обгоняет

Смещаясь правее, вы, сами того не желая, можете съехать на обочину. Хорошо, если в этом случае покрытие обочины такое же, как на проезжей части, например, асфальт (обочина отделяется дорожной разметкой).

Но если обочина грунтовая, то нужно быть готовым приложить усилия к рулю. Если своевременно этого не сделать, можно потерять контроль над автомобилем.

Проезд по обочине с грунтовым покрытием, да еще на приличной скорости, это почти всегда лотерея, и она полна «сюрпризов».

Когда одна сторона автомобиля (обычно правыми колесами) цепляет обочину, у которой покрытие отличается от того, что на проезжей части, то из-за разного сцепления колес с дорогой автомобиль начнет тянуть вправо.

Никогда не пытайтесь повернуть руль влево, для того чтобы выехать обратно на дорогу — вас неминуемо отбросит в сторону. Нужно крепко держать руль руками, и не давать ему вращаться.

Автомобиль будет терять скорость и его легче будет вернуть на дорогу. Главное, это не делать резких движений рулевым колесом. Можно вжаться спиной в водительское кресло и медленно (не резко) уменьшать газ.

После того, как автомобиль потеряет скорость, можно будет плавно вернуться на проезжую часть. Если попытаться на скорости вырулить с обочины, то может получиться так, как на фото ниже.

Кувырок

Аналогия с проездом по луже

Это же правило действует в ситуации, когда автомобиль даже на небольшой скорости въезжает в лужу всеми или только боковыми колесами.

Необходимо крепко сжать руль двумя! руками, и не дать ему вращаться. Фактически, вы не даете повернуться передним колесам, и автомобиль не уходит с курса.

 

В статье Последствия аквапланирования есть видеоролик с аварийными последствиями в ситуации движения по воде. Еще есть смысл ознакомиться с материалом статьи Повезло (аварийный проезд по луже).

Если в приведенных выше обстоятельствах идет дождь, то, во-первых, во время дождя не следует разгоняться, а во-вторых есть смысл заранее прогнозировать ситуацию на описанный выше случай.

Съезд на грунтовую обочину, проезд по обочине и выезд с нее на проезжую часть в «мокрых» погодных условиях чреват непредвиденными последствиями по причине того, что грунт выполняет роль дополнительной «смазки».

Другими словами, можно легко «подскользнуться» на ровном участке дороги. Эффект будет почти такой, как во время гололеда (см. статью Осторожно, скользкая дорога).

Движение по скользкому участку дороги обсудим в следующей статье из этой серии.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией. Мы с вами можем ее обсудить.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «съезд на обочину» и «проезд обочине», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Опасный обгон на закруглении дороги;
Что такое безопасный маневр;
Выезд на дорогу с обочины;
Прерванный обгон;
Обгон по обочине.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей<< Движение по обочинеДвижение по скользкому участку дороги >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: В бардачок

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.