- Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой. Часть 1
- Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой. Часть 2
- Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой. Часть 3
- Поворот налево и разворот на перекрестках. Опасные ситуации
- Поворот налево и разворот. Опасные ситуации вне перекрестков
- Поворот налево на перекрестке. Часть1
- Поворот налево на перекрестке. Часть2
- Подъезжаем к перекрестку и поворачиваем налево
В предыдущей статье была рассмотрена возможность выполнения разворота по короткой и длинной дуге на перекрестках дорог, имеющих разделительную полосу, а также, особенность выполнения этого маневра на некоторых перекрестках, имеющих широкую разделительную полосу.
Теперь рассмотрим несколько Т-образных перекрестков, образуемых дорогами с разделительной полосой и особенность движения в разрыве разделительной полосы, когда движение в этом месте регулируется светофорами.
Вне зависимости от того, на какой из дорог Т-перекрестка будет располагаться разделительная полоса, возможность выполнения разворота и его траектория, опять-таки, зависит от организации проезда на этом перекрестке. О дорожных условиях, которые запрещают выполнить этот маневр в пределах перекрестка, уже обсуждалось в первой части.
На паре снимков, размещенных сразу за этим абзацем, запечатлен вид т-образного перекрестка, где разделительная полоса проходит по условной перекладине буквы «Т». Верхнее фото – вид на подъезде к перекрестку, нижнее фото – въезд на пересечение. Хорошо видно, что знаки 5.15.2 «Направление движения по полосе» с крайней левой полосы разрешают проехать прямо и развернуться.

На следующем одиночном снимке – вид той же дороги вдоль разделительной полосы с противоположной стороны этого перекрестка. Никаких ограничений для выполнения разворота нет. С крайней левой полосы знак 5.15.2, разрешающий повернуть налево, разрешает и развернуться.

Когда примыкающая дорога т-образного перекрестка находится справа по вашему движению, (разделительная полоса в любом случае остается слева), то при развороте хоть по длинной, хоть по короткой дуге, условия встречного движения для вас отсутствуют, поэтому для маневра можно выбрать любую траекторию.
А вот, если другая дорога примыкает к Т-перекрестку слева относительно вашего движения, то линию разворота нужно стараться прокладывать через условный центр перекрестка. Это объясняется образованием на перекрестке условных пересечений проезжих частей из-за разделительной полосы. Прямого запрета в ПДД на разворот по короткой дуге в данной ситуации нет, но в отдельных случаях водитель может быть остановлен инспектором за «короткий» разворот. Подробнее об этом – в третьей части темы разворотов на перекрестках дорог с разделительной полосой.
На следующей паре фотографий запечатлен этот же перекресток со стороны примыкающей дороги (условная ножка буквы «Т»), которая имеет четыре полосы для движения. Верхнее фото – вид на подъезде к перекрестку, а нижнее фото – подъезд к пересечению. На верхнем фото видно, что с крайней левой полосы знак 5.15.2 разрешающий повернуть налево, разрешает и разворот. В этом месте развернуться можно сразу, как только проехали пешеходный переход.

На следующих картинках обе дороги, образующие Т-образный перекресток имеют разделительные полосы. Вид перекрестка несколько другой, но сам выбор траектории выполнения разворота остается прежний, как уже объяснялось выше по тексту.

Выбирая траекторию разворота, дело не столько в ширине разделительной полосы, сколько в организации проезда через данный перекресток, и от того, как пройдет путь через условные пересечения проезжих частей. Короткая дуга разворота разрешена только в границах одного пересечения. Условия, запрещающие разворот должны отсутствовать.
На нижней паре фотографий вид примыкающей дороги Т-перекрестка (условной «ножки» буквы Т) с разных ракурсов. На этой дороге разделительная полоса хоть и узкая, и Правила прямо не запрещают в этом месте развернуться по короткой дуге, но, все же, рекомендуется прокладывать линию разворота ближе к условному центру перекрестка.

Обратите внимание на то, что иногда развернуться в этом месте (или в подобных местах) можно по короткой дуге, т.е. прямого запрета в Правилах на такой маневр нет, а вот для поворота налево на данном перекрестке траекторию поворота нужно прокладывать только через «свое» пересечение проезжих частей, т.е. по длинной дуге через центр перекрестка.

А теперь, внимание, перекресток, где движение в разрыве разделительной полосы регулируется светофором. Заезжая с дороги в такой разрыв разделительной полосы, нужно держаться правее, ближе к правой стороне, ну а непосредственно сам выезд из этого промежутка, т.е. проезд следующего пересечения, уже регулируется светофором. На снимке видно, что перед светофором в этом промежутке на проезжей части нанесена разметка «Стоп-линия», а встречные потоки в этом промежутке разделяются одинарной сплошной линией. Она, хоть, и стерлась со временем, но ее пока еще видно на асфальте.

А теперь еще один т-образный перекресток, на котором движение по пересечениям проезжих частей также регулируется светофорами. Обратите внимание, что у светофоров в разрыве полосы установлены знаки 6.16 «Стоп-линия». Это означает, что проезжая этот перекресток (оба пересечения проезжих частей), водитель должен руководствоваться сигналами каждого светофора.

На этом перекрестке поворот налево и разворот при движении с дороги с разделительной полосой («ножка» буквы Т, нижний снимок – выезд с этой дороги) должны выполняться только по длинной траектории с обязательной остановкой на запрещающий сигнал светофора. Двигаясь по основной дороге (условной перекладине буквы «Т») можно развернуться на любом пересечении этого перекрестка.
Движение в разрывах разделительных полос на разных перекрестках может быть обозначено любым образом, поскольку, ширина дорог, образующих перекресток, может быть различна. Есть достаточно широкие «перешейки», на площади которых помещается до четырех полос, и на этих полосах может быть определено конкретное направления для движения.
Один случай проезда одного из подобных перекрестков описан в статье Поворот налево и проезд на красный. В ней рассматривалась дорожная ситуация, которая закончилась ДТП по причине проезда на запрещающий сигнал светофора, установленного в разрыве разделительной полосы. Поэтому, проезжая через такой не совсем простой участок, нужно, в первую очередь, обращать внимание на то, каким образом на нем организовано движение – на светофоры, знаки и разметку.
Разумеется, рассмотренные в этих двух статьях перекрестки (первая часть здесь), это далеко не весь перечень встречающихся в жизни ситуаций, но, тем не менее, этого материала, надеюсь, будет достаточно, чтобы понять основной принцип разворота на этих типах перекрестков.
В следующей, третьей части темы разворотов на дорогах с разделительными полосами, составим некий алгоритм выполнения разворота на подобных перекрестках, т.е., где и каким образом можно развернуться, и как нежелательно строить траекторию разворота.
25.03.2015 15:44
Здравствуйте!
Знак 6.3.1 запрещает поворот налево. А знак из серии 5.15.2 разрешающий движение прямо и разворот (первое фото левый знак) также запрещает поворот налево или нет?
25.03.2015 20:43
Здравствуйте Андрей.
Разрешается движение по полосе в направлении стрелок на знаке. На том фото т-образный перекресток и возможности для левого поворота нет, т.е. нет дороги налево. Поэтому знак 5.15.2 имеет такой вид – с левой полосы движение прямо и на разворот.
Но если бы слева, предположим, была дорога, а на знаке 5.15.2 отсутствует стрелка налево, то с этой полосы повернуть налево нельзя.
26.03.2015 07:24
Прошу прощения. То есть если перекрёсток Х-образный, то вышеуказанный знак (по запрету поворота налево) аналогичен знаку 6.3.1?
26.03.2015 08:17
Да, поворот налево с той полосы будет запрещен.
26.03.2015 09:14
Спасибо!
26.03.2015 22:49
Пожалуйста, Андрей.