В статье Одновременный отъезд от края проезжей части есть ответ на вопрос у кого приоритет во время одновременного или почти одновременного отъезда от края проезжей части.
Теперь рассмотрим эту же задачу (выезд с парковки одновременно) в несколько других обстоятельствах.
Существуют разные варианты организации места для стоянки автотранспорта.
Это может быть организованная стоянка, обозначенная знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)», а может быть просто прилегающая территория или участок дороги, пригодный для стоянки.
Чем стоянка отличается от парковки, ответ есть в статье Термины «Остановка» и «Стоянка» в ПДД.
Для примера стоянки на прилегающей территории возьмем здание (например, магазин) расположенное вдоль дороги. Между дорогой и магазином есть неширокая территория вдоль дороги.
Въезд и выезд на эту территорию ничем не ограничен, точнее, ограничен длиной (и шириной) территории, прилегающей и к дороге, и к магазину (зданию).
Другими словами, на эту территорию можно съехать с дороги в любом месте по всей ее длине.
Въезд на прилегающую к магазину территорию, приспособленную для парковки, а также постановка автомобиля на придорожную стоянку, обычно вопросов не вызывают. Подобная стоянка чаще всего не долговременная.
К зданию можно подъехать хоть «носом», хоть «задом», потому что кто-то непременно предпочтет поставить автомобиль сразу «носом» на выезд. Смысл в том, что люди поступают так, как им удобно.
Выезжают с парковки они, разумеется, также, кому как удобнее. Более того, их пути различны. Кому-то из них, например, нужно выехать налево, другие выезжают на дорогу направо.
И когда одновременно или почти одновременно с парковки выезжают сразу два автомобиля, в таких случаях естественным образом их пути пересекаются.
И возникает вопрос: у кого из них преимущественное право на первоочередное движение, или кто должен уступить дорогу? В этом вопросе часто возникают разногласия.
Причина разногласий состоит в том, что, предположим, один автомобилист выезжает, руководствуясь только лишь ПДД, а действия другого основаны на опыте и рациональном решении.
А в некоторых дорожных ситуациях рациональный подход является единственно верным. Во многом, решение зависит от обстоятельств, характера местности, обзорности участка дороги и пр.
Рассмотрим два варианта спорных ситуаций, когда два автомобиля одновременно или почти одновременно выезжают с парковки на дорогу в обозначенных условиях.
Предположим, два автомобиля выезжают вот таким образом, как на рисунке, т.е. пути двух машин А и Б пересекаются.
В этом случае очередность проезда правилами не оговорена, значит, следует руководствоваться пунктом 8.9 ПДД – «помеха справа» (Б) выезжает на дорогу первым.
Но если взять каждый автомобиль по отдельности, и посмотреть на общую дорожную обстановку, с учетом интенсивности движения по дороге, то в рациональном варианте приоритеты поменяются.
Водитель, который выезжает направо (А), обязан уступить только лишь своим попутчикам слева, едущим по ближней (правой) полосе, а водителю, выезжающему налево (Б), следует уступить всем участникам на дороге, едущим и слева, и справа.
Таким образом, выезжающий со стоянки направо автомобиль А находится в более выгодном положении по сравнению с авто Б, и может (по ситуации) как бы пренебречь пунктом 8.9.
Т.е. вполне может оказаться так, что автомобиль А выедет с парковки (повернет направо) на дорогу и успеет уехать, в то время как автомобиль Б все еще будет вынужден! ждать возможности повернуть налево на дорогу.
Фактически, автомобиль Б, в этой ситуации, имея в соответствии с пунктом 8.9 ПДД преимущество, добровольно уступает дорогу автомобилю А.
Поэтому целесообразно принимать решение «на выезд с парковки» исходя из того, как сформируется ситуация на момент принятия решения.
Но если между двумя машинами А и Б в этой ситуации произойдет ДТП, то винить станут того водителя, кто не уступил дорогу «помехе справа».
ДТП удается избежать только тогда, когда водители машин видят друг друга, и их действия друг другу понятны.
Теперь, несколько другая ситуация. Оба автомобиля почти одновременно выезжают на дорогу с ее противоположных флангов, но движутся они в одну сторону.
Вот таким образом, как на рисунке, водители с разных сторон выезжают на дорогу, и волей случайности их пути могут пересечься. Такое случается, когда кто-либо из водителей не замечает второго, или игнорирует его действия.
В этом случае преимущество у автомобилиста, который выезжает на дорогу справа (ситуационно – поворачивает с парковки направо, пункт 8.9) На схеме это красный автомобиль Б.
При таком раскладе, ДТП удастся избежать только тогда, когда водители машин видят друг друга, и им взаимно понятны намерения друг друга.
Например, когда пересекающий дорогу, с поворотом налево, белый автомобиль начал движение, то «красному» нет смысла ему «резать» путь, несмотря на то, что у него в этой ситуации преимущество.
Целесообразно дать возможность «белому» беспрепятственно выехать на дорогу.
Это обычная практика, водительская солидарность. В противном случае, если произойдет столкновение, то кому из водителей станет легче от того, что он был прав на дороге?! Машины, ведь, уже будут разбиты.
Поэтому, есть смысл не спешить выезжать с парковки до того момента, пока не будет уверенности в благополучии проезда.
Материал данной статьи не претендует на правильность выхода из подобных ситуаций. Вовсе не означает, что нужно действовать именно так, как изложено в статье.
Дорожные ситуации, изображенные на рисунках, приведены лишь для примера, как может быть. Кроме того, они статичны. А любая ситуация развивается в динамике, и там возможны разные варианты.
Более того, в реальности любой рассмотренный случай будет иметь свои особенности, и поступать следует, исходя из этих особенностей.
Действовать всегда нужно по обстоятельствам в соответствии с ПДД, либо таким образом, чтобы действия не вступали в противоречия с Правилами.
В подобных случаях аварии удается избежать лишь тогда, когда действия оппонентов понятны друг другу. Имея преимущество в движении, и уступая при этом дорогу, вы не нарушаете Правила.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей ситуацией, мы с вами ее разберем, и проведем «работу над ошибками».
В продолжение темы «выезд с парковки», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:
Одновременный отъезд от края проезжей части – кто может начать движение первым;
Задний ход на парковке – как выехать с парковки задним ходом без происшествия (ответ на вопрос).
Выезд с парковки задним ходом – выезд в ситуации ограниченного обзора (ответ на вопрос).
Управление автомобилем. Часть 9. Парковка – динамические габариты автомобиля и способы постановки автомобиля на стоянку.
Начало движения на автомобиле — ответы на общие вопросы о том, как выехать с места стоянки и поехать.
Как избежать ДТП — собственно, как ни с кем и ни с чем не столкнуться.
Будьте внимательны за рулем.
16.11.2019 00:33
А если я начинал движение слева от выезда из подземного паркинга, поворачивал налево. Убедившись что жалюзи не поднимаются, и никто справа не выезжает, я выехал на пол корпуса.
И справа, вдруг, в меня влетает авто по касательной из паркинга (девушка за рулем). Разве здесь действует п. 8.9?
16.11.2019 14:28
Здравствуйте Михаил.
Полагаю, что выезд из ворот паркинга не сразу ведет на дорогу, а какое-то расстояние проходит по прилегающей территории, где и стоял ваш автомобиль.
На прил. территории действует «помеха справа» (пункт 8.9).
См. статью Помеха справа в ПДД.
Сам факт внезапности появления оппонента говорит о том, что прошло какое-то время, пока вы начали движение.
В реальности, дорожная обстановка меняется за секунды.
10.12.2020 12:48
Здравствуйте!
Вышла такая ситуация: Возле детского сада есть место для парковки автомобилей. Выезжаю с парковочного места задним ходом, сзади проходит пешеход.
У кого из нас преимущество? Кто должен уступить дорогу, если нет ни тротуара, ни пешеходного перехода?
Есть просто дорога, и эта дорога — к воротам детского сада, рядом расположены жилые дома.
10.12.2020 15:14
Здравствуйте Виктория.
Когда во дворе или жилой зоне возникает вопрос приоритета между автомобилем и пешеходом, раздел 17 ПДД отдает преимущество пешеходам. Полагаю, что у вас другая ситуация.
Движение ТС задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения, к числу которых относятся и пешеходы (пункт 8.12 ПДД). В этом случае преимущество у пешехода.
Когда нет тротуара и обочины, пешеходы могут двигаться по краю проезжей части (другой возможности у них нет), не мешая проезжающим машинам (пункт 4.1).
При наезде на пешехода, в т.ч. по его вине, в любом случае будет виноват водитель ТС. Но размер санкций будет пропорционален величине нанесенного ущерба.
По логике закона в ситуации пешеход-водитель виноват будет не тот, кто первым нарушил правила, а тот, кто не смог предотвратить наезд — водитель автомобиля.
Но лучше все это предусмотреть, и до такого финала не доводить. См. статью Как избежать ДТП и Причины возникновения ДТП.
24.12.2020 23:40
Добрый вечер. Произошла такая ситуация: я выезжала с прилегающей территории направо с крайней правой стороны.
Убедившись, что машины не едут, начала маневр, а второй участник дтп поворачивал в мою сторону на прилегающую территорию.
Сотрудники гаи говорят, что я совершила наезд, но я же совсем не могла предположить и ожидать, что мне в лоб заедут, т.к. места для въезда было полно.
25.12.2020 14:29
Здравствуйте Алена.
Догадываюсь, что вы не согласны с решением сотрудника ГАИ.
В соответствии с пунктом 8.3 ПДД: при выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу ТС и пешеходам, движущимся по ней ...
Вы пишите, что убедились, что машины не едут, но тут появился ваш оппонент! Вероятно, его вы не заметили, либо вы его видели, но не учли его намерения.
Юридически это выглядит так, будто вы не уступили ему дорогу, в результате чего ваши машины столкнулись.
А уже, кто из вас более виноват в столкновении, нужно разбирать на месте происшествия.
Например, проезд был достаточной ширины для двух машин, но ваш оппонент не использовал свою правую половину проезда, а срезал угол поворота.
Т.е. он сделал нечто, что способствовало столкновению, его вина в ДТП как бы тоже имеется. См. статью Причины возникновения ДТП и Как избежать ДТП.
На будущее: всегда нужно предполагать наихудшее развитие ситуации, и предусмотреть выход, т.е. лишний раз убедиться, что вашему проезду ничто не помешает.
26.05.2022 09:53
Здравствуйте!
Если я заезжаю в зону парковки с жилой зоны (поворачиваю направо), а другой автомобиль выезжает с зоны парковки, (поворачивает налево) не соблюдая радиус поворота, и происходит ДТП (по касательной).
Кто виноват в данной ситуации? Ширина въезда/выезда в зону парковки достаточна для проезда двух автомобилей.
26.05.2022 15:40
Здравствуйте Наталья.
Независимо от того, что вы называете зоной парковки, на территории жилой зоны (во дворе) и на территории парковки, расположенной в жилой зоне, действует требование пункта 8.9 ПДД:
«... дорогу должен уступить водитель, к которому ТС приближается справа».
Подробности — в статьях Движение во дворах и жилых зонах и Помеха справа в ПДД.
Так часто бывает, что для разъезда двух автомобилей места бывает достаточно, но они как будто«притягиваются» друг к другу.
Этому есть свои причины, они у всех людей разные, но в «деле» важны:
1) факты (вы не уступили дорогу, и машины столкнулись);
2) как это произошло (в том смысле, вы могли остановиться? и была ли возможность у вашего визави повернуть или проехать по другому радиусу?).
Ведь, можно посмотреть на ситуацию, как на умышленное сближение с вашим автомобилем с какой-то целью. Другими словами, вина может быть только вашей, а может быть обоюдной.