Одновременный выезд со стоянки на дорогу


6 комментариев

В предыдущей статье был дан ответ на вопрос приоритета во время одновременного или почти одновременного отъезда от края проезжей части. Теперь рассмотрим эту же задачу (одновременный выезд с парковки) в несколько других обстоятельствах.

Существуют разные варианты организации места для стоянки автотранспорта. Это может быть организованная стоянка, обозначенная знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)», а может быть просто прилегающая территория или участок дороги, пригодный для стоянки.

Для примера возьмем магазин (здание, территория) вдоль дороги, но место для стоянки расположено на неширокой прилегающей территории вдоль дороги, и въезд – выезд на эту территорию не ограничен, точнее, ограничен длиной (и шириной) территории, прилегающей и к дороге, и к магазину (зданию). Другими словами, можно съехать с дороги на эту территорию в любом месте по всей ее длине.

Въезд на прилегающую к магазину территорию, приспособленную для парковки и постановка автомобиля на придорожную стоянку, обычно вопросов не вызывают. Подобная стоянка чаще всего не долговременная.

Место для парковки

Одни подъезжают к зданию передним ходом, кто-то предпочтет поставить автомобиль сразу «носом» на выезд, но суть не в этом, люди поступают, как им удобнее. Выезжают с парковки они, разумеется, также, кому как удобнее. Более того, их пути различны, одним, например, нужно выехать налево, другие выезжают на дорогу направо.

И когда одновременно или почти одновременно с парковки выезжают сразу два автомобиля, в таких случаях естественным образом возникает вопрос: кто первым выедет на дорогу, или у кого преимущественное право на движение?

Когда выезд двух машин с придорожной парковки (по сути, с прилегающей территории) совершается почти одновременно, то в вопросах приоритета между водителями иногда возникают разногласия.

Причина разногласий состоит в том, что одни выезжают, руководствуясь только лишь Правилами, а действия других основаны на опыте и рациональном решении. А в некоторых ситуациях рациональный подход является единственно верным. Многое зависит от обстоятельств, характера местности, обзорности участка дороги и пр.

 

В каких случаях возникают разногласия в приоритете? – только когда пути машин пересекаются, и возникает вопрос – кто проедет первым. Если пути машин не пересекаются, то вопросов, касающихся приоритета, не возникает. Рассмотрим два варианта спорных ситуаций, образующихся во время одновременного или почти одновременного выезда с парковки (с прилегающей территории) на дорогу двух машин.

Один налево, второй – направо

Предположим, машины выезжают вот таким образом, как на рисунке, т.е. пути двух машин А и Б пересекаются. В этом случае очередность проезда правилами не оговорена, значит, следует руководствоваться пунктом 8.9 ПДД – «помеха справа» (Б) выезжает на дорогу первым.

Но если взять каждый автомобиль по отдельности, и посмотреть на общую дорожную обстановку, с учетом интенсивности движения по дороге, то становится понятно, что водитель, который выезжает направо (А), обязан уступить только лишь своим попутчикам слева, едущим по ближней (правой) полосе, а водителю, выезжающему налево (Б), следует уступить всем участникам на дороге, едущим и слева, и справа.

Таким образом, выезжающий со стоянки направо автомобиль А находится в более выгодном положении по сравнению с авто Б, и может (по ситуации) как бы пренебречь пунктом 8.9. Т.е. вполне может оказаться так, что автомобиль А выедет (повернет направо) на дорогу и успеет уехать, в то время как автомобиль Б все еще будет вынужден! ждать возможности выехать (повернуть налево) на дорогу.

Фактически, автомобиль Б, в этой ситуации, имея преимущество, в соответствии с пунктом 8.9, добровольно уступает дорогу автомобилю А.

Поэтому целесообразно принимать решение «на выезд с парковки» исходя из того, как сформируется ситуация на момент принятия решения. Но если между двумя машинами А и Б в этой ситуации произойдет ДТП, т.е. они столкнутся, то винить станут того водителя, кто не уступил дорогу «помехе справа».

ДТП удается избежать только тогда, когда водители машин видят друг друга, и их действия друг другу понятны.

Теперь, несколько другая ситуация. Оба автомобиля почти одновременно выезжают на дорогу с ее противоположных флангов, но движутся они в одну сторону.

Один с левой стороны, второй – с правой

Вот таким образом, как на рисунке, водители с разных сторон выезжают на дорогу, и волей случайности их пути могут пересечься. Такое случается, когда кто-либо из водителей не замечает второго, или игнорирует его действия. Преимущество в движении в этом случае у водителя, который выезжает на дорогу справа (ситуационно – поворачивает с парковки направо, пункт 8.9) На схеме это красный автомобиль Б.

В этом случае, как и в рассмотренной ситуации выше, ДТП удастся избежать только тогда, когда водители машин видят друг друга, и им взаимно понятны намерения друг друга. Например, когда пересекающий дорогу, с поворотом налево, белый автомобиль начал движение, то «красному» нет смысла ему «резать» путь, несмотря на то, что у него в этой ситуации преимущество. Целесообразно дать возможность «белому» беспрепятственно выехать на дорогу.

Это обычная практика, водительская солидарность, в противном случае, если произойдет столкновение, кому из водителей станет легче от того, что он был прав на дороге, машины, ведь, уже будут разбиты.

Материал данной статьи не претендует на правильность выхода из подобных ситуаций. Вовсе не означает, что нужно действовать именно так, как изложено в статье. Более того, в реальности любой рассмотренный случай будет иметь свои особенности, и поступать следует исходя из них.

Действовать всегда нужно по обстоятельствам в соответствии с ПДД, либо таким образом, чтобы действия не вступали в противоречия с Правилами.

В подобных случаях аварии удается избежать лишь тогда, когда действия оппонентов понятны друг другу. Имея преимущество и уступая при этом дорогу, вы не нарушаете Правила.

В дополнение к изложенному материалу предлагаю ознакомиться с ранее опубликованными статьями на очень похожую тему – выезд со стоянки (с парковки) на дорогу:

Начало движения на автомобиле – варианты выезда с около тротуарной парковки;

Одновременный отъезд от края проезжей части – кто может начать движение первым;

Выезд с парковки задним ходом – выезд с парковки в ситуации ограниченного обзора.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вопрос - Ответ

Самые читаемые разделы сайта

 

6 комментариев

  1. Михаил

    16.11.2019 00:33

    А если я начинал движение слева от выезда из подземного паркинга,поворачивая налево,убедившись что жалюзи не поднимаются и никто справа не выезжает,выехав на пол корпуса и справа вдруг влетает по касательной девушка из паркинга,разве здесь действует п 8.9?

  2. Сергей Д.

    16.11.2019 14:28

    Здравствуйте Михаил.

    Полагаю, что выезд из ворот паркинга не сразу ведет на дорогу, а какое-то расстояние проходит по прилегающей территории, где и стоял ваш автомобиль. На прил. территории действует «помеха справа» (пункт 8.9).

    Сам факт внезапности появления оппонента говорит о том, что прошло какое-то время, пока вы начали движение. В реальности, дорожная обстановка меняется за секунды.

  3. Виктория

    10.12.2020 12:48

    Здравствуйте!

    Вышла такая ситуация: Возле детского сада есть место для парковки автомобилей. Выезжаю с парковочного места задним ходом, сзади проходит пешеход.

    У кого из нас преимущество? Кто должен уступить дорогу, если нет ни тротуара, ни пеш.перехода? Просто дорога, и эта дорога — к воротам детского сада, рядом расположены жилые дома.

  4. Сергей Д.

    10.12.2020 15:14

    Здравствуйте Виктория.

    Когда во дворе или жилой зоне возникает вопрос приоритета между автомобилем и пешеходом, раздел 17 ПДД отдает преимущество пешеходам. Полагаю, что у вас другая ситуация.

    Движение ТС задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения, к числу которых относятся и пешеходы (пункт 8.12 ПДД). В этом случае преимущество у пешехода.

    Когда нет тротуара и обочины, пешеходы могут двигаться по краю проезжей части (другой возможности у них нет), не мешая проезжающим машинам (пункт 4.1).

    При наезде на пешехода, в т.ч. по его вине, в любом случае будет виноват водитель ТС. Но размер санкций будет пропорционален величине нанесенного ущерба.

    По логике закона в ситуации пешеход-водитель виноват будет не тот, кто первым нарушил правила, а тот, кто не смог предотвратить наезд — водитель автомобиля. Но лучше все это предусмотреть, и до такого финала не доводить.

  5. Алёна

    24.12.2020 23:40

    Добрый вечер. Произошла такая ситуация: я выезжала с прилегающей территории направо с крайней правой стороны. Убедившись, что машины не едут, начала маневр, а второй участник дтп поворачивал в мою сторону на прилегающую территорию.

    Сотрудники гаи говорят, что я совершила наезд, но я же совсем не могла предположить и ожидать, что мне в лоб заедут, тк места для въезда было полно.

  6. Сергей Д.

    25.12.2020 14:29

    Здравствуйте Алена.

    Догадываюсь, что вы не согласны с решением сотрудника ГАИ.

    В соответствии с пунктом 8.3 ПДД: при выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу ТС и пешеходам, движущимся по ней ...

    Вы пишите, что убедились, что машины не едут, но тут появился ваш оппонент! Вероятно, его вы не заметили, либо не учли его намерения.

    Юридически это выглядит так, будто вы не уступили ему дорогу, в результате чего столкнулись. А уже, кто более виноват в столкновении, нужно разбирать на месте происшествия.

    Например, проезд был достаточной ширины для двух машин, но ваш оппонент не использовал свою правую половину проезда, а срезал угол поворота. Т.е. его вина в ДТП как бы тоже имеется.

    На будущее: всегда нужно предполагать наихудшее развитие ситуации, и предусмотреть выход, т.е. лишний раз убедиться, что вашему проезду ничто не помешает.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.