Здравствуйте уважаемый читатель.
В этой статье обсудим одну из важных тем в вопросах маневрирования: выезд с парковки задним ходом.
Речь пойдет о том, как выехать с парковки задним ходом без помощи третьих лиц в ситуации, когда вам не видно дорогу, на которую вы выезжаете, а помочь некому.
Ну и заодно, как не попасть в ДТП в этих обстоятельствах (когда выезжаете с парковки задним ходом, и вообще, когда движетесь назад).
Есть два основных варианта расположения транспортных средств на организованной стоянке вдоль проезжей части дороги: параллельно краю и под углом к краю проезжей части.
Чем стоянка отличается от парковки — смотрите статью Термины «Остановка» и «Стоянка» в ПДД.
На место стоянки под углом к проезжей части (или под углом к дороге, как все говорят) вы обычно въезжаете «носом»: как едете по дороге, так и заезжаете на стоянку (парковку) передним ходом.
И если из положения «параллельно краю» можно выехать так же, передним ходом (предварительно сдав назад), то из положения «под углом к краю проезжей части дороги» сначала придется выезжать задним ходом.
В этом нет ничего сложного. Весь процесс заключается в том, чтобы выехать назад, а затем тронуться вперед. Технология этого процесса описана в статье Управление автомобилем. Часть 9. Парковка.
Осложнить эту ситуацию может случайность, когда рядом с вами с правой стороны присоседится какой-нибудь фургон, или автомобиль размерами намного больше вашего.
Своими габаритами он закроет обзор дороги, и вы не сможете увидеть: там, позади, свободно или кто-нибудь проезжает мимо.

Соответственно, в этих условиях, когда выезжаете с парковки задним ходом, всегда есть риск столкнуться с проезжающим мимо транспортным средством.
Понятно, что с юридической точки зрения проезжающий мимо водитель не обязан следить за парковкой, и он банально может не придать значения тому, что кто-то там выезжает на проезжую часть.
В этой ситуации уступить дорогу должен автомобилист, выезжающий с парковки (читайте «вы должны уступить»), причем, независимо от способа, которым он выезжает (это начало движения).
При выполнении маневра вы не должны создавать опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения (пункт 8.1 ПДД).
Теперь опишем выезд с парковки задним ходом. Или как выехать с парковки без помощи третьих лиц, чтобы не столкнуться с теми, кто проезжает мимо.
Предположим, вы по ходу движения заехали на парковку, расположенную с правой стороны проезжей части под углом к дороге. Справа от вас разместился автомобиль-фургон, и вы из-за него не можете видеть, кто подъезжает к месту вашего выезда, вы только видите, когда они уже проезжают мимо вас.
Вам нужно выехать задним ходом назад и направо. Для этого включаете указатель правого поворота (можно включить аварийную сигнализацию), и сдаете немного назад так, чтобы задний бампер немного «выехал» на дорогу.
При таком положении включенный «поворотник» станет виден другим водителям, едущим по этой дороге, из-за автомобиля, закрывающего вам обзор. Ну, и они смогут заметить, что с парковки кто-то выезжает, хотя не факт, что заметят.
Вы с водительского кресла, скорее всего, не увидите подъезжающую машину, но есть шанс, что ее водитель заметит включенный указатель правого поворота или аварийку. В этом положении вам нужно остановиться.
Затем, вы выходите из автомобиля, и идете смотреть на дорогу. Оценили ситуацию, и если дальнейший выезд безопасен, быстро садитесь в машину и выезжаете полностью.
Возможно, придется выезжать потихоньку, и в процессе выезда придется несколько раз выходить из салона, чтобы осмотреться.
Еще нужно помнить про динамические габариты автомобиля во время поворота. Поэтому, сначала выезжаете на «прямых» колесах, затем поворачиваете руль вправо.
Этот процесс подробно рассмотрен в статьях Управление автомобилем. Часть 9. Парковка, Начало движения на автомобиле и Задний ход на парковке.
После того, как вы выехали с парковки, далее, включаете указатель левого поворота, смотрите в зеркала заднего вида, и, если опасности нет, тогда трогаетесь вперед.
Перед стартом вперед еще есть большой смысл быстро повернуть голову налево, и быстро посмотреть влево-назад, чтобы проверить слепую зону зеркал с левой стороны вашего автомобиля.
В этот момент справа от вас останутся припаркованные машины, а все движение будет происходить именно слева от вас.
Вот, выезд с парковки задним ходом происходит примерно таким образом.
Нередко бывает так, что все парковочные места оказываются заняты, а желающих поставить свой автомобиль всегда больше, чем количество парковочных мест.
Вы будете выезжать с парковки (околотротуарной стоянки) задним ходом, а кто-то из водителей, наоборот, будет искать свободное место на этой парковке.
Он подъезжает, видит ваши маневры, останавливается на дороге, не доезжая до вашего авто, включает аварийную сигнализацию, и ждет, пока вы освободите место.
Одновременно он закрывает дорогу от случайного наезда на вас сзади. И когда ваш автомобиль беспрепятственно выезжает, то он занимает ваше место.
Все написанное выше относится к выезду задним ходом на дорогу с парковки (стоянки), которая является проезжей частью дороги.
На парковочном пространстве, которое организовано на прилегающей территории (очень часто оно многорядное) действует требование пункта 8.9 ПДД, именуемое в народе правило «помеха справа».
Данное правило гласит, что когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена ПДД, то преимущество в движении на стороне того из них, кто приближается справа.
Более подробно — в статье Помеха справа в ПДД.
Если на «территориальной» парковке произойдет ДТП, то виновником будет тот, кто не уступил своей «помехе справа».
На это же правило обычно опираются, когда ДТП происходит между автомобилистами, которые оба движутся задним ходом.
На больших оживленных парковках подобные случаи не редкость: оба сдают назад, оба чего-то могут недосмотреть и столкнуться. Этот вопрос разбирается в статье Задний ход на парковке.
Поэтому, есть смысл проявлять внимательность, бдительность и, еще раз, внимательность.
Не стоит доверяться только зеркалам заднего вида. Нужно не лениться, поворачивать голову и смотреть по сторонам. Чтобы «проверить» слепую зону зеркал другого способа нет.
На этом, все.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной аварийной безопасности на дорогах.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.
В продолжение темы «выезд с парковки задним ходом», а также ответов на вопросы как не попасть в ДТП в процессе движения по дорогам, предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:
Управление автомобилем. Часть 9. Парковка;
О слепой (мертвой) зоне автомобиля;
Что такое безопасный маневр;
Задний ход на парковке;
Как избежать ДТП.
Будьте внимательны за рулем.
12.03.2018 21:16
Здравствуйте, сегодня попал в ДТП. С главной дороги я въехал на парковку около магазина. Впереди меня сдавал назад УАЗик, я остановился, и он остановился.
Я подумал, что он меня пропускает, и я его хотел объехать справа, но как только я начал его объезжать, он снова начал сдавать назад, и получился удар мне в левое крыло.
Он говорит что не виноват, типа он посмотрел в зеркало, и никого не видел, и что он остановился лишь для того, чтобы подвести сцепление. Кто в этой ситуации виноват?
13.03.2018 13:30
Здравствуйте Ильсур.
В таких ситуациях, обычно, бОльшая вина ложится на выезжающего задним ходом водителя.
Ваша вина лежит в зоне ответственности перед самим собой, поскольку ваше решение (предположение, что он вас пропускает) оказалось неверным.
Рекомендую к прочтению ответы на вопросы: Кто более виноват в ДТП и Задний ход на парковке.
04.08.2020 17:51
День добрый. Машины стояли на парковке лицом к тротуару. Нужно было выехать на дорогу задним ходом. При этом, обе машины по бокам стояли без движения.
Дав задний ход, я начал пропускать машины по линии дороги. За это время машина, стоявшая слева параллельно на парковке, начала также движение задним ходом.
Я, объехав машину стоящую справа, начал крутить руль на объезд припарковавшейся машины справа, и ударил в бампер выезжающую слева машину.
Кто виноват? Слева водитель видел мой маневр назад, но почему то проигнорировал, или думал выедет параллельно без помех.
05.08.2020 19:44
Здравствуйте Василий.
В таких ситуациях не важно, как видит и думает ваш оппонент. Важно то, что делаете вы, как водитель.
Поворот руля изменил траекторию движения автомобиля назад, и «нос» естественным образом сместился левее, до касания бампера с другим автомобилем.
Как это происходит, можно прочесть в статье Управление автомобилем. Часть 9. Парковка. Там подробно расписана роль динамических габаритов автомобиля.
Не стану рассуждать, кто более виноват, но в этом ДТП вина либо ваша, либо обоюдная.
25.10.2022 17:46
Добрый день. Выезжаю с парковки типа «карман» задом.
Пропустил все машины, убедился, что там больше никого нет, начал сдавать назад (смотря попеременно вперед-влево на соседнюю машину с лева и в заднюю камеру) и услышал скрежет.
Человек-полуводитель со встречной полосы завернул в этот парковочный карман (через сплошную) и хотел припарковаться справа от моей машины.
Меня признали виновным в дтп. Этого человека тоже наказали за такой маневр, но мне от этого не легче.
Должен ли водитель выезжая задом убедится, что помимо отсутствия помех на полосе с карманом еще и предполагать, что кто-то с нарушением правил будет двигаться по проезжей части?
25.10.2022 22:40
Здравствуйте Андрей.
Слово «должен» не совсем подходит для этого случая, но реальность наших дней показывает, что да, должен. Это целесообразно.
Данная необходимость это не требование ПДД, но это важно для того, чтобы не стать случайным участником ДТП.
Любому водителю целесообразно предполагать возможность нарушения ПДД другими автомобилистами, и контролировать стороны вероятного появления нарушителя.
И не только во время движения задним ходом. Просто, когда вы сдаете назад, у вас сильно ограничена обзорность, и в этой ситуации вы более уязвимы.
Но большинство аварий случается на открытых местах, и часто так, что кто-то нарушил, а другой не заметил этого нарушения, но оказался в «зоне его влияния».
Или же поздно заметил нарушителя, и по разным причинам не успел среагировать.
Основные (настоящие) причины столкновений приведены в статьях Как избежать ДТП и Причины возникновения ДТП. Есть смысл с ними ознакомиться.
23.11.2023 19:58
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, попала в ДТП. Выезжала с парковочного места задним ходом на свою полосу и столкнулась с автомобилем, который выезжал также задом с парковочного места, только он пересёк встречную полосу и стал выезжать на мою. Кто виноват?
23.11.2023 21:10
Здравствуйте Алина.
В случае равных прав на первоочередное движение, уступить должен тот водитель, у которого была «помеха справа».
Могу предположить, что в этом ДТП более виноват ваш оппонент. Еще вина может быть обоюдной, потому что оба автомобиля сдавали назад, и оба нарушили пункт 8.12.
Пункт 8.12 ПДД: движение задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен ... .
Кто виноват, нужно смотреть на месте. И еще, мое мнение может сильно отличаться от мнения сотрудника, поскольку он видит картину на месте, а я представляю ее по описанию.
23.11.2023 23:56
Ну, как сказали, что у неё колесо заднее было на моей полосе, а я посмотрела по сторонам, никого не было и я начала сдавать, и тут мы столкнулись.
Она не посмотрела в зад и я её тоже не увидела. В протоколе написали, что отказ в возбуждении административного правонарушения.
24.11.2023 12:32
Если я правильно понял, ваш оппонент уже выехала с места стоянки, и заехала задним колесом за середину проезжей части в то время, когда вы начали сдавать задним ходом со своего места.
В итоге, вы друг дружку не увидели, и столкнулись. У вас одинаковые действия (задний ход) с одним и тем же составом нарушения (не обеспечили безопасность, пункт 8.12).
Некоторые обстоятельства ДТП, за которые не предусмотрен штраф в КоАП, позволяют не возбуждать производство по делу об административном правонарушении.
Движение задним ходом входит в их число. В КоАП нет штрафа за действия, произошедшие в процессе движения задним ходом. Отсюда следует отказ в возбуждении дела АП.
По сути, вы одинаково виноваты в том, что произошло. Следовательно, вина в ДТП обоюдная. Возможно, кто-то виноват чуть больше другого, но это ничего не меняет.
Если вы считаете, что вашей вины нет, тогда придется доказывать это через суд, но маловероятно, что суд станет на вашу сторону.
19.04.2025 15:49
Выезжая с парковки задним ходом на свою полосу, убедилась, что сзади никого нет. Не увидела, что со встречной полосы на эту же парковку заезжает другой автомобиль. Он меня тоже не увидел.
Произошло столкновение. Кто в итоге виновен?
20.04.2025 22:43
Здравствуйте Валентина.
ПДД разрешают движение задним ходом при условии, что выезд не создаст помех другим ТС (пункт 8.12). Поэтому, ваша вина в ДТП есть.
К тому же, вы только начинаете движение, поэтому обязаны не мешать тем, кто уже движется (пункт 8.1 ПДД).
Если в этой ситуации ваш оппонент не нарушил ПДД, то его юридической вины как-бы нет. Степень его вины нужно смотреть на месте события.
Мне с трудом верится, что он вас не видел. Вы пишите, что он заехал со встречной полосы: у него вся левая сторона дороги была перед глазами.
Но все равно, если он в своих маневрах не совершил нарушение ПДД, которое могло повлиять на ДТП, то он не виноват.