Вопрос читателя связан с безопасностью в процессе выезда задним ходом с организованной стоянки, расположенной вдоль дороги (в «народе» это выезд с парковки задним ходом).
Такой вид расположения транспортных средств еще называют околотротуарной стоянкой (парковкой).
Чем стоянка отличается от парковки — смотрите статью Термины «Остановка» и «Стоянка» в ПДД.
Ситуация следующая. Сразу за перекрестком, на расстоянии метров двадцати, имеется въезд-выезд с прилегающей территории.
За этим выездом, чуть дальше, есть уширение проезжей части, в котором организована парковка (стоит знак 6.4 «Парковка (парковочное место)» с табличкой 8.6.5).
Машины в этом уширении стоят носом к тротуару. Выезд из него на дорогу, соответственно, возможен только задним ходом.
Так получилось, что справа от моего автомобиля присоседилась «Газель», и перекрыла обзор, т.е. выезд на дорогу не был виден.
Я убедился, что дорога свободна, потихоньку выезжаю назад. Когда выехал почти наполовину, но еще не стал параллельно дороге, то с прилегающей территории довольно быстро выезжает автомобиль, и мчится в мою сторону.
Я — по тормозам, он — тоже по тормозам, ДТП не было. А если бы мы столкнулись, кто был бы виноват? И как выехать задним ходом, когда не видно дорогу?
Ответ будет состоять из двух частей:
1) Кто виноват в ДТП при движении задним ходом
2) Как выехать с парковки задним ходом
Кто виноват в ДТП при движении задним ходом
Обычно, в ДТП виноват тот его участник, чье нарушение ПДД стало причиной столкновения. Если один из участвующих был обязан уступить дорогу, но не уступил, и по этой причине произошло ДТП, то виноват он.
Можно перефразировать первый вопрос, и составить его следующим образом: кто в этой ситуации был обязан уступить дорогу? Ответ на этот вопрос укажет на возможного виновника неслучившегося ДТП.
В соответствии с пунктом 8.12 ПДД движение задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен, и не создаст помех другим участникам движения.
Применительно к нашей ситуации: тот, кто выезжает с парковки задним ходом, обязан не создавать помех другим участникам движения, или, по-другому, обязан уступить дорогу.
Если вы выезжаете задним ходом, и не выполняете это требование, в результате чего происходит ДТП, то вы и будете виноваты.
Таким образом, на вопрос, кто виноват в ДТП при движении задним ходом на парковке, ответ следующий: в общих случаях будет виноват водитель автомобиля, который сдавал назад.
Почему я указал «в общих случаях будет виноват», что это такое, «общие случаи»?
Общие случаи — это, например, когда мы рассматриваем несостоявшийся случай на соответствие ПДД, и в который нельзя внести конкретику, которая обычно бывает в реальности, поскольку этот случай еще не произошел.
Вообще, искать виновника в ДТП, которое еще не произошло, это не совсем правильно, потому что в любом деле важны мелочи.
Такими «мелочами» могут оказаться разные дорожные обстоятельства на момент аварии, в т.ч. присутствие других участников дорожного движения.
Ниже на картинке примерно похожее место для стоянки, как прозвучало в вопросе.
В рассматриваемой ситуации водитель, выехавший с прилегающей территории, уже двигался по той дороге, на которую задним ходом выезжает автомобиль с парковки.
Видимость участка дороги справа-сзади от вас была ограничена габаритами припаркованной «Газели», но это лишь обстоятельство, осложняющее вам выезд с парковки.
Еще можно сказать, что это обстоятельство, осложняющее начало вашего движения. Преимущество в движении на стороне того, кто уже едет (движется) по этой дороге (пункт 8.1 ПДД).
Следовательно, чтобы не попасть в ДТП, вам необходимо совершить выезд с парковки задним ходом таким образом, чтобы не подставить свой автомобиль под проезжающее мимо транспортное средство.
Можно прибегнуть к помощи третьих лиц, но часто обратиться бывает не к кому, так что придется все делать самому. Как — это уже ответ на второй вопрос.
Как выехать с парковки задним ходом
Как выехать с парковки задним ходом без помощи третьих лиц.
Для этого включаете указатель правого поворота (можно включить аварийную сигнализацию), и сдаете немного назад так, чтобы задний бампер немного «выехал» на дорогу, и включенный «поворотник» стал виден из-за «Газели» другим водителям, едущим по этой дороге.
Вы с водительского кресла можете не увидеть подъезжающих машин, но их водители непременно заметят включенный указатель правого поворота или аварийку. В этом положении останавливаетесь.
Затем, выходите из автомобиля, и идете смотреть на дорогу. Оценили ситуацию, и если дальнейший выезд безопасен, быстро садитесь в машину и выезжаете полностью, выравниваете свой авто параллельно дороге.
Возможно, придется выезжать потихоньку, и в процессе выезда придется несколько раз выходить из салона, чтобы осмотреться.
Еще нужно помнить про динамические габариты автомобиля во время поворота. Поэтому, сначала выезжаете на «прямых» колесах, затем поворачиваете руль вправо.
Этот процесс подробно рассмотрен в статьях Управление автомобилем. Часть 9. Парковка, Начало движения на автомобиле и Задний ход на парковке.
После того, как вы выехали с парковки, далее, включаете указатель левого поворота, и смотрите в зеркала заднего вида, и, если опасности нет, тогда трогаетесь вперед.
Перед стартом вперед еще есть большой смысл быстро повернуть голову налево, и быстро посмотреть влево-назад, чтобы проверить слепую зону зеркал с левой стороны вашего автомобиля.
В этот момент справа от вас останутся припаркованные машины, а все движение будет происходить именно слева от вас.
Вот, примерно таким образом.
Нередко бывает так, что все парковочные места оказываются заняты, а желающих поставить свой автомобиль всегда больше, чем количество парковочных мест.
Вы будете выезжать с околотротуарной стоянки (парковки) задним ходом, а кто-то из водителей, наоборот, будет искать свободное место на этой парковке.
Он подъезжает, видит ваши маневры, останавливается на дороге, не доезжая до вашего авто, включает аварийную сигнализацию, и ждет, пока вы не освободите место.
Одновременно он закрывает дорогу от случайного наезда на вас сзади. И когда ваш автомобиль беспрепятственно выезжает, то он занимает ваше место.
Написанное выше относится к выезду задним ходом на дорогу с парковки, которая является проезжей частью дороги.
На парковочном пространстве, которое организовано на прилегающей территории (очень часто оно многорядное) действует требование пункта 8.9 ПДД, именуемое в народе правило «помеха справа».
Данное правило гласит, что когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена ПДД, то преимущество в движении на стороне того из них, кто приближается справа.
Более подробно — в статье Помеха справа в ПДД.
Если на «территориальной» парковке произойдет ДТП, то виновником будет тот, кто не уступил своей «помехе справа».
На это же правило обычно опираются, когда ДТП происходит между автомобилистами, которые оба движутся задним ходом.
На больших оживленных парковках подобные случаи не редкость: оба сдают назад, оба чего-то могут недосмотреть и столкнуться. Этот вопрос поднимается в статье Задний ход на парковке.
Поэтому, внимательность и еще раз, внимательность. Не стоит доверяться только зеркалам заднего вида. Нужно не лениться, поворачивать голову и смотреть по сторонам. Чтобы «проверить» слепую зону зеркал другого способа нет.
На этом, ответ на вопросы «кто виноват в ДТП при движении задним ходом»и «как выехать с парковки задним ходом» можно считать оконченным.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией. Мы с вами сможем ее разобрать, и провести «работу над ошибками».
В продолжение темы «выезд с парковки задним ходом», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:
Управление автомобилем. Часть 9. Парковка;
О слепой (мертвой) зоне автомобиля;
Что такое безопасный маневр;
Задний ход на парковке;
Как избежать ДТП.
Будьте внимательны за рулем.
12.03.2018 21:16
Здравствуйте, сегодня попал в ДТП. С главной дороги я въехал на парковку около магазина. Впереди меня сдавал назад УАЗик, я остановился, и он остановился.
Я подумал, что он меня пропускает, и я его хотел объехать справа, но как только я начал его объезжать, он снова начал сдавать назад, и получился удар мне в левое крыло.
Он говорит что не виноват, типа он посмотрел в зеркало, и никого не видел, и что он остановился лишь для того, чтобы подвести сцепление. Кто в этой ситуации виноват?
13.03.2018 13:30
Здравствуйте Ильсур.
В таких ситуациях, обычно, бОльшая вина ложится на выезжающего задним ходом водителя.
Ваша вина лежит в зоне ответственности перед самим собой, поскольку ваше решение (предположение, что он вас пропускает) оказалось неверным.
Рекомендую к прочтению ответы на вопросы: Кто более виноват в ДТП и Задний ход на парковке.
04.08.2020 17:51
День добрый. Машины стояли на парковке лицом к тротуару. Нужно было выехать на дорогу задним ходом. При этом, обе машины по бокам стояли без движения.
Дав задний ход, я начал пропускать машины по линии дороги. За это время машина, стоявшая слева параллельно на парковке, начала также движение задним ходом.
Я, объехав машину стоящую справа, начал крутить руль на объезд припарковавшейся машины справа, и ударил в бампер выезжающую слева машину.
Кто виноват? Слева водитель видел мой маневр назад, но почему то проигнорировал, или думал выедет параллельно без помех.
05.08.2020 19:44
Здравствуйте Василий.
В таких ситуациях не важно, как видит и думает ваш оппонент. Важно то, что делаете вы, как водитель.
Поворот руля изменил траекторию движения автомобиля назад, и «нос» естественным образом сместился левее, до касания бампера с другим автомобилем.
Как это происходит, можно прочесть в статье Управление автомобилем. Часть 9. Парковка. Там подробно расписана роль динамических габаритов автомобиля.
Не стану рассуждать, кто более виноват, но в этом ДТП вина либо ваша, либо обоюдная.
25.10.2022 17:46
Добрый день. Выезжаю с парковки типа «карман» задом.
Пропустил все машины, убедился, что там больше никого нет, начал сдавать назад (смотря попеременно вперед-влево на соседнюю машину с лева и в заднюю камеру) и услышал скрежет.
Человек-полуводитель со встречной полосы завернул в этот парковочный карман (через сплошную) и хотел припарковаться справа от моей машины.
Меня признали виновным в дтп. Этого человека тоже наказали за такой маневр, но мне от этого не легче.
Должен ли водитель выезжая задом убедится, что помимо отсутствия помех на полосе с карманом еще и предполагать, что кто-то с нарушением правил будет двигаться по проезжей части?
25.10.2022 22:40
Здравствуйте Андрей.
Слово «должен» не совсем подходит для этого случая, но реальность наших дней показывает, что да, должен. Это целесообразно.
Данная необходимость это не требование ПДД, но это важно для того, чтобы не стать случайным участником ДТП.
Любому водителю целесообразно предполагать возможность нарушения ПДД другими автомобилистами, и контролировать стороны вероятного появления нарушителя.
И не только во время движения задним ходом. Просто, когда вы сдаете назад, у вас сильно ограничена обзорность, и в этой ситуации вы более уязвимы.
Но большинство аварий случается на открытых местах, и часто так, что кто-то нарушил, а другой не заметил этого нарушения, но оказался в «зоне его влияния».
Или же поздно заметил нарушителя, и по разным причинам не успел среагировать.
Основные (настоящие) причины столкновений приведены в статьях Как избежать ДТП и Причины возникновения ДТП. Есть смысл с ними ознакомиться.
23.11.2023 19:58
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, попала в ДТП. Выезжала с парковочного места задним ходом на свою полосу и столкнулась с автомобилем, который выезжал также задом с парковочного места, только он пересёк встречную полосу и стал выезжать на мою. Кто виноват?
23.11.2023 21:10
Здравствуйте Алина.
В случае равных прав на первоочередное движение, уступить должен тот водитель, у которого была «помеха справа».
Могу предположить, что в этом ДТП более виноват ваш оппонент. Еще вина может быть обоюдной, потому что оба автомобиля сдавали назад, и оба нарушили пункт 8.12.
Пункт 8.12 ПДД: движение задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен ... .
Кто виноват, нужно смотреть на месте. И еще, мое мнение может сильно отличаться от мнения сотрудника, поскольку он видит картину на месте, а я представляю ее по описанию.
23.11.2023 23:56
Ну, как сказали, что у неё колесо заднее было на моей полосе, а я посмотрела по сторонам, никого не было и я начала сдавать, и тут мы столкнулись.
Она не посмотрела в зад и я её тоже не увидела. В протоколе написали, что отказ в возбуждении административного правонарушения.
24.11.2023 12:32
Если я правильно понял, ваш оппонент уже выехала с места стоянки, и заехала задним колесом за середину проезжей части в то время, когда вы начали сдавать задним ходом со своего места.
В итоге, вы друг дружку не увидели, и столкнулись. У вас одинаковые действия (задний ход) с одним и тем же составом нарушения (не обеспечили безопасность, пункт 8.12).
Некоторые обстоятельства ДТП, за которые не предусмотрен штраф в КоАП, позволяют не возбуждать производство по делу об административном правонарушении.
Движение задним ходом входит в их число. В КоАП нет штрафа за действия, произошедшие в процессе движения задним ходом. Отсюда следует отказ в возбуждении дела АП.
По сути, вы одинаково виноваты в том, что произошло. Следовательно, вина в ДТП обоюдная. Возможно, кто-то виноват чуть больше другого, но это ничего не меняет.
Если вы считаете, что вашей вины нет, тогда придется доказывать это через суд, но маловероятно, что суд станет на вашу сторону.