Здравствуйте, уважаемый читатель.
В этой статье обсудим, что делать, если находясь за рулем, вы очень эмоционально реагируете на дорожный конфликт, и это вас «напрягает».
А заодно поговорим о том, как эмоции за рулем влияют на принятие решения в дорожной ситуации.
Приступим.
Вопросы типа «кто прав, а кто не прав в ситуации» чаще всего возникают уже тогда, когда неприятность на дороге уже произошла, то есть дорожный конфликт уже состоялся.
Причем, вовсе не обязательно, что в финале должно произойти что-то очень неприятное, например, машины ударились, и владельцам предстоит дорогостоящий ремонт.
Конфликт вполне может разрешиться без последствий, оппоненты только обмениваются словесными фразами, иногда, довольно обидными.
Значительно реже конфликт переходит, так сказать, в телесную фазу, именуемую в народе мордобоем. Ну и, независимо от финала, возникает вопрос: кто тут прав, а кто не прав?
Почему многие люди, пытаясь разобраться в причинах возникновения дорожного конфликта, задают именно этот вопрос?
По всей вероятности, постановка вопроса «кто прав, а кто не прав?» объясняется политикой страховых компаний в плане возмещения ущерба от ДТП.
Если автомобилист или другой участник движения ПДД не нарушил (т.е. в ситуации как бы прав), тогда он и штраф платить не будет, и в полном объеме получит страховое возмещение.
Но если участник дорожного движения нарушил ПДД (т.е. как бы не прав в ситуации), и является виновником ДТП, тогда ему придется восстанавливать свой же автомобиль за свой счет.
Но такой расклад бывает лишь в том случае, если ДТП произошло. Но ведь, столкновения по разным причинам может и не произойти (вовремя заметили, предусмотрели, хорошая реакция и т.д.).
Иногда все заканчивается тем, что кто-то из участников высказывается в адрес своего оппонента недобрым словом. Ну или оба, «выпустили пар» друг на друга, и поехали каждый по своим делам.
В таких случаях, несмотря на отсутствие ДТП, все равно в душе остается осадок, и с этим неприятным ощущением, потом, приходится ездить до конца дня.
Некоторые люди способны подолгу носить в себе неприятные ощущения, им от этих эмоций избавиться очень не просто. В течение дня эмоции наслаиваются одни на другие, к вечеру человек чувствует себя «разбитым».
Если вам приходилось в таком состоянии ездить за рулем некоторое время, то вы согласитесь с тем, что в таком состоянии внимание рассеивается, и рано или поздно вы начинаете допускать ошибки.
Как избавиться от негативного влияния подобных ощущений, или как, хотя бы, уменьшить их влияние на свою психику?
Природа ощущений такого рода лежит в области психологии человека и чтобы ее понять, нужно разобраться хотя бы в ее (психологии) основах.
Это долго. Есть путь намного короче – «выключить» свои эмоции и посмотреть на ситуацию рационально.
Все люди реагируют на внешние дорожные события по-разному. Одним из них, как говорится, «фиолетово», другие воспринимают происходящее болезненно.
Бывает, что приходится кому-то не уступить дорогу, случайно кого-то потеснить или подрезать на дороге, особенно, в часы пик, и происходят многие другие «безобидные» случайности.
Безобидные они в том отношении, что от них не бывает ДТП, соответственно, не бывает материального ущерба.
Такое происходит, чаще всего, не по злому умыслу. Образовалась определенная ситуация и она была решена вами, допустим, вот таким путем. Т.е. что-то произошло, ну и ладно, забыли. Внимание на этом не заостряется.
Но если нечто подобное совершается по отношению к вам, т.е. в вашу сторону, то этот акт, в зависимости от восприятия, уже может восприниматься болезненно.
Одни люди вспыляют, и сразу ищут способ возмездия (обогнал, подрезал и резко затормозил, и др.), т.е. возникает желание наказать «обидчика».
У других возникает чувство непонятного унижения, которое обязательно перерастет в обиду. Кто-то, опять же, отреагирует или поведет себя агрессивно, а кто-то сдержится и затаит обиду в себе. Варианты могут быть самые разные.
И вот всякий раз, когда на эмоциях возникает нечто подобное (злость, обида, желание отомстить) нужно постараться отключить свои эмоции и посмотреть на происходящее рационально. Т.е. задать себе вопрос: что, все-таки, происходит или произошло?
Нужно определиться, имеет ли произошедшее отношение лично к вам, или оно случилось по каким-то общим причинам (например, напряженная пробка, когда все на нервах, чей-то развязанный стиль вождения), а ваш автомобиль оказался в этом месте просто случайно?
Или вот тот человек за рулем другого автомобиля, который сейчас извергает на вас поток своего негодования, он вообще кто?! Существует ли потенциальная угроза от происходящего (произошедшего), т.е. угрожает ли вам что-то реально?
Поразмыслив над этими вопросами, скорее всего, придет понимание, что к вам, как к личности, совершенный акт не имеет никакого отношения.
Вы своего оппонента в глаза не знаете, знакомство с ним не планируете, и его мнение для вас абсолютно ничего не значит. Скорее всего, вы его больше никогда и не увидите.
После рационального рассуждения придет понимание, что никакого унижения достоинства, на самом деле, не произошло. Тогда какой смысл на это деяние (действия) так эмоционально реагировать и носить эту обиду в себе? Наверное, оно того не стоит.
Когда возникает желание «научить» или «наказать» так называемого обидчика или наглеца, то следует опять же, посмотреть на ситуацию рационально. Есть ли смысл от этих «учений»? Вы чего на самом деле хотите?
Хотите доказать свое превосходство, хотите, чтобы тот человек больше никогда так не делал, хотите это сделать в назидание другим, или просто есть желание выпустить свой «пар»?
Т.е. каков рациональный смысл будет теперь уже от ваших действий?
Если цель превосходство – так будьте выше всего этого. Если вы хотите его проучить, так сказать, на будущее, только вряд ли он перестанет так поступать в будущем, для этого существуют другие инструменты.
Другим людям, которые эту картину наблюдают, на самом деле будет абсолютно все равно, как вы отомстите своему обидчику. Для них важнее доехать к месту назначения и не попасть при этом в аварию.
Но до тех пор, пока вы находитесь под воздействием эмоций, вы не в состоянии полноценно следить за окружающей дорожной обстановкой, и велика вероятность, что где-то в ваших маневрах будут допущены ошибочные действия (по-простому, можно и самому в кого-то врезаться).
Реальная уверенность в управлении автомобилем под действием эмоций превращается в ложную самоуверенность, в следствие чего контроль над ситуацией теряется.
Это, в принципе все, что нужно знать о вреде эмоционального реагирования на различные ситуации на дороге.
Эмоции, по большому счету, плохой советчик в любых жизненных ситуациях, а на дороге их целесообразно отключить. Нужно оставить только хладнокровное спокойствие и рациональный расчет.
На любую аварийную опасность нужно реагировать незамедлительно, исходя из ситуации, нужно самому принимать меры для того, чтобы избежать ДТП.
Вопросы типа «Кто прав, а кто не прав», «У кого преимущество», «Уступить – не уступить» следует задавать себе в процессе движение еще до того, как неприятная ситуация может произойти.
Если же, и в самом деле, с вашей стороны акт произошел как-то грубо или нахально, и вы это признаете, то можно пару раз моргнуть аварийкой в знак извинения.
С вас не убудет, а другого человека, если он воспринял сие действие для себя болезненно, скорее всего «отпустит», и его акт возмездия потеряет смысл.
А для того, чтобы принимать правильные решения, нужно знать и контролировать постоянно меняющуюся обстановку вокруг своего автомобиля.
Тогда даже самая большая внезапность не станет для вас неожиданной.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной аварийной безопасности на дорогах.
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «дорожный конфликт и эмоции за рулем», а также ответов на вопросы, как не попасть в ДТП в процессе движения по дорогам, предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:
Не пустил в свой ряд, но догнал его сзади;
Эмоции на дороге – плохой советчик;
Успею проехать? — А не успеешь!
Сигналить и тормозить, или объехать?
Как действовать в опасной ситуации;
Как избежать ДТП.
Будьте внимательны за рулем.
Задайте вопрос или оставьте комментарий