Управление автомобилем. Часть 6. Замедление и остановка


Комментариев нет

6-я статья из 9 в серии Управление автомобилем

Основы управления автомобилем

Замедление автомобиля — это процесс, с точностью до наоборот идентичный его разгону. Если при разгоне автомобиля вы переключаетесь на высшие передачи, то при его замедлении вы должны своевременно переключаться на низшие передачи.

Почему в тексте используется слово «замедление», а, например, не торможение? Когда речь идет именно о торможении, подразумевается использование тормозной системы автомобиля, т.е. замедление с использованием педали тормоза.

Но снижение скорости автомобиля далеко не всегда связано с торможением. Вокруг множество и других факторов, способных замедлить автомобиль.

Например, при движении на подъем дороги скорость может «потеряться» естественным путем даже в том случае, если вы сможете как следует разогнаться. На затяжных подъемах потеря скорости особенно ощутима.

Еще пример: вы догоняете медленно движущуюся «пробку», и вынуждены снизить скорость. Снизить скорость можно как с помощью тормозов, так и заранее убрав ногу с педали газа. Если при этом не выключить сцепление, то произойдет так называемое торможение двигателем.

Можно еще привести немало примеров. Поэтому правильнее рассуждать о замедлении автомобиля, т.е. о снижении его скорости разными способами.

Для чего необходимо своевременно переключаться на низшие передачи? Дело в том, что замедление не всегда предполагает остановку. Автомобиль все время должен двигаться на таких оборотах двигателя, при которых сохраняется его тяга.

В процессе принудительного замедления (торможение) или при потере скорости по другим причинам (движение на подъем, потеря инерции) обороты двигателя падают (снижаются), и его тяга уменьшается.

По этой причине, для поддержания оптимальных оборотов необходимо перейти (переключиться) на низшую передачу. В результате, обороты двигателя поднимутся, восстановится тяга и можно будет продолжить движение с почти прежней скоростью.

Таким образом, можно утверждать, что тяга двигателя обеспечивает высокую маневренность автомобиля.

 

Торможение автомобиля двигателем

Для рассмотрения процесса торможения автомобиля двигателем обратимся к небольшому примеру. Пример достаточно условный, и больше подходит к автомобилям с механической КПП.

На машинах с автоматической КПП к процессу торможения двигателем своевременно подключается коробка «автомат», и в нужный момент она включает необходимую передачу. На автомобиле с МКПП переключать передачи должен водитель.

Предположим, вы разогнались, например, на третьей передаче, набрали нужную вам скорость, и движетесь на оптимальных оборотах двигателя. У разных машин значения оптимальных оборотов в одинаковых условиях будут отличаться, но суть не в этом.

Под «оптимальными» понимаются обороты коленчатого вала двигателя, на которых сохраняется достаточная тяга для движения с необходимой скоростью. Двигатель в этих условиях не «напрягается», и не «захлебывается» от недостатка топловно-воздушной смеси.

Начинаете замедлять движение. Для этого полностью отпустите педаль газа — автомобиль продолжит двигаться по инерции, постепенно теряя скорость.

Когда вы просто уберете «газ», начнется так называемое торможение двигателем, и оно будет продолжаться до тех пор, пока вы НЕ выключите сцепление (нажмете педаль сцепления до пола). Если не выключить сцепление, то в конце-концов двигатель заглохнет и автомобиль остановится.

Вы так же можете регулировать интенсивность торможения двигателем, переключая передачи от высшей к низшей без использования тормозной системы. Чем ниже передача, тем сильнее будет торможение двигателем. Такой способ торможения целесообразно применять на спусках.

Но для такого способа требуется достаточно большое расстояние и спокойная дорожная обстановка, что в современных условиях большая редкость, особенно в крупных населенных пунктах. Поэтому для снижения скорости целесообразно всегда подключать педаль тормоза.

Торможение с использованием педали тормоза

Итак, вы разогнались, предположим, на третьей передаче, сбросили «газ» и плавно нажимаете ногой на педаль тормоза. Обороты двигателя начнут падать – стрелка тахометра «поползет» вниз. Не рекомендуется ее «опускать» ниже 2000 об/мин., вам необходимо поддерживать оптимальные обороты. Когда стрелка тахометра опустится до 2000 об/мин:

  1. Выжимаете сцепление и включаете нейтральную передачу. Задерживаете рычаг в этом положении примерно на полсекунды.
  2. Переводите рычаг КП в положение второй передачи.
  3. Плавно отпускаете педаль сцепления до точки схватывания и задерживаете в этой точке на 2-3 секунды для стабилизации оборотов двигателя (это можно определить по звуку мотора).
  4. Отпускаете педаль сцепления до конца ее хода. Если будет нужно, то плавно добавьте «газу».

 

Продолжаете двигаться дальше, регулируя педалью газа обороты двигателя. Если необходимо остановиться, то плавно нажимаете на педаль тормоза и снижаете скорость. Когда стрелка тахометра снизится до 1000—1200 об/мин, выжимаете педаль сцепления, чтобы двигатель не заглох, и продолжаете тормозить до полной остановки.

Теперь, собственно, о самом торможении. Как вы уже заметили, в тексте очень часто встречается выражение «плавно нажимаете на педаль тормоза». Это не зря. Наиболее безопасное торможение – плавное, когда автомобиль не «клюет носом» при остановке.

  • Начинать тормозить всегда следует заранее, плавно распределяя усилие на педаль тормоза, от начала до конца торможения. Пусть тормозной путь окажется «длинный», но спокойный, чем «короткий» и резкий.
  • Выполнять торможение нужно на «прямых» передних колесах, потому что при торможении в повороте колес автомобиль может потерять сцепление с дорогой.

Более того, на автомобилях, не оборудованных АБС, невозможно одновременно и тормозить, и поворачивать руль. Это возможно только на машинах с исправно работающей антиблокировочной системой.

Принято различать два типа торможения автомобиля: повседневное (или служебное) и экстренное. Всякий раз, когда вы самостоятельно выбираете момент начала торможения, давить на педаль тормоза нужно так, чтобы тормозное усилие распределялось равномерно на всем участке тормозного пути.

Другими словами, чем меньше вы делаете манипуляций с педалью тормоза, тем стабильнее и безопаснее будет торможение. Как это понимать?

Равномерное распределение тормозного усилия на всем тормозном пути позволит остановить автомобиль плавно. Плавное торможение НЕ вызовет резкий «кивок носом», следовательно, колеса не заскользят, а будут катиться, что очень важно на скользкой дороге — автомобиль останется управляем.

Резкое торможение на скользкой поверхности способно вызвать занос задней оси, особенно, если «задок» у автомобиля конструктивно легкий.

Ну и, резкое или внезапное торможение может стать полной неожиданностью для едущих сзади вас. В случае ДТП обычно виноват тот, кто едет сзади, но ведь, ремонтировать придется и ваш авто.

Если целью торможения автомобиля является его остановка (прекращение физического движения), нужно стремиться к тому, чтобы автомобиль останавливался в точно запланированном месте, без «недоезда» и «переезда».

Изложенное выше — это и есть повседневное (или служебное) торможение автомобиля.

Экстренное торможение автомобиля

Теперь насколько слов об экстренном торможении автомобиля. Чаще всего этот тип торможения используется для предотвращения ДТП.

В отличие от повседневного торможения, при экстренном — все просто: нужно максимально быстро замедлить автомобиль, вплоть до полной его остановки. Это означает резкое и сильное нажатие на тормозную педаль.

 

При экстренном торможении, когда стоит задача быстро остановить автомобиль, вы можете совсем не использовать педаль сцепления! Но чтобы двигатель после остановки автомобиля не заглох, придется выжать сцепление.

В среде автомобилистов можно услышать выражение «Наступил на тормоз». Оно и означает резкое и сильное нажатие на педаль тормоза с целью быстро замедлить автомобиль.

Подобное замедление может заблокировать колеса. Это случается, потому что при сильном нажатии на тормоз колодки зажимают тормозные диски, и колеса перестают катиться — автомобиль по инерции движется, как говорят, юзом (скользя резиной по асфальту или по грунту).

Так происходит на автомобиле, на котором нет антиблокировочной системой тормозов (АБС) или она неисправна. Чем это опасно? Опасность именно в заблокированных колесах.

Во-первых, на машине без АБС невозможно одновременно и тормозить, и вращать руль, так устроены системы автомобиля.

При движении юзом машина становится вовсе неуправляемой – на сухой дороге при заблокированных колесах вы не сможете повернуть руль, а на скользкой дороге при повороте руля машина продолжит двигаться по инерции прямо.

Во-вторых, при движении юзом сцепление колес с дорогой меньше, чем при обычном качении, поэтому тормозной путь, а также и время для остановки увеличиваются.

По этим причинам ваша задача не допустить блокировки колес при экстренном торможении, и тем самым сохранить управляемость автомобиля.

Блокировка колес автомобиля

Для этого есть один прием, который называется ступенчатое, или импульсное торможение. Название говорит само за себя – нажатие на педаль тормоза происходит импульсами: нажал — отпустил, нажал — отпустил.

Нужно сильно нажать на педаль тормоза, но так, чтобы колеса были на грани блокировки, но не заблокировались, и сразу отпустить педаль, чтобы восстановить свободное качение колес, после чего снова нажать, и снова отпустить. И так повторять до полной остановки автомобиля.

В случае, если ваш автомобиль оборудован антиблокировочной системой (АБС), то в процессе торможения колеса не блокируются, и вы сможете рулить.

При экстренном торможении нужно сильно ударить ногой по педали тормоза и ждать остановки. АБС не допустит блокировки колес и автомобиль останется управляемым — при необходимости, можно будет объехать препятствие «на тормозах».

Но в гололед АБС может себя повести непредсказуемо. Самое безобидное, это увеличится тормозной путь на неизвестную величину, и можно на тормозах «доехать» до препятствия.

Поэтому, в ответственных случаях целесообразно использовать повседневное (служебное) торможение, а самих экстренных случаев постараться не допускать.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей<< Управление автомобилем. Часть 5. РазгонУправление автомобилем. Часть 7. Выполнение поворота >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вождение

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.